г. Челябинск |
|
21 июля 2021 г. |
Дело N А76-42249/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 июля 2021 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Киреева П.Н.,
судей Арямова А.А., Скобелкина А.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ануфриевой К.Э., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Копейского городского округа Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 11.05.2021 по делу N А76-42249/2020.
В судебном заседании приняли участие представители:
Заявитель - индивидуальный предприниматель Суктубаева Рафида Мубараковна (предъявлен паспорт);
от заявителей - индивидуальных предпринимателей Александрова Артема Валерьевича, Артамонова Владимира Евгеньевича, Бурыкиной Ирины Владимировны, Гурьева Сергея Анатольевича, Далбина Эдуарда Викторовича, Комашко Николая Ивановича, Коротовских Сергея Викторовича, Сафина Рашида Гатиятулловича, Суктубаевой Рафиды Мубараковны, Тычкова Александра Геннадьевича - Гавриленко С.А. (предъявлены паспорт, доверенности от 01.12.2020);
от заинтересованного лица - Администрации Копейского городского округа Челябинской области - Кем Ю.В. (предъявлены: служебное удостоверение, доверенность от 30.12.2020, диплом);
от третьего лица - уполномоченного по защите прав предпринимателей в Челябинской области Гончарова Александра Николаевича - Вершинина В.Е. (предъявлены служебное удостоверение, доверенность от 07.07.2020);
от третьего лица - общества с ограниченной ответственностью "КВ Экспресс" - Колосова П.А. (предъявлены: удостоверение адвоката, доверенность от 01.10.2020).
Заявители - индивидуальный предприниматель Калинина Максима Владимировича, третьи лица - Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области, Новиков Сергей Николаевич, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. В судебное заседание представители указанных лиц не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителей заявителя - индивидуального предпринимателя Калинина Максима Владимировича и третьих лиц - Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области, Новикова Сергея Николаевича.
Индивидуальные предприниматели Александров Артем Валерьевич; Артамонов Владимир Евгеньевич; Бурыкина Ирина Владимировна; Гурьев Сергей Анатольевич; Далбин Эдуард Викторович; Калинин Максим Владимировича; Комашко Николай Иванович; Коротовских Сергей Викторович; Сафин Рашид Гатиятуллович; Суктубаева Рафида Мубараковна; Тычков Александр Геннадьевич (далее - ИП Александров А.В., ИП Артамонов В.Е., ИП Бурыкина И.В., ИП Гурьев С.А., ИП Далбин Э.В., ИП Калинин М.В., ИП Комашко Н.И., ИП Коротовских СВ., ИП Сафин Р.Г., ИМ Суктубаева P.M., ИП Тычков А.Г., индивидуальные предприниматели) обратились в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконными действий администрации Копейского городского округа Челябинской области (далее - заинтересованное лицо, Администрация) в части установления срока действия свидетельств об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок N 1, 2-б, 3-б, 4-б, 5-б, 7-б, 9, 10-б, 12-к, 13, 16-б, 16-к, 18-б, 19-к, 20, 21, 26-б N 1, 2-б, 3-б, 4-б, 5-б, 7-б, 9, 10-б, 12-к, 13, 16-б, 16-к, 18-б, 19-к, 20, 21, 26-б по нерегулируемому тарифу маршрутов индивидуальным предпринимателям (участникам договора простого товарищества N 001-19-КГО от 15.11.2018): ИП Александрову А.В., ИП Артамонову В.Е., ИП Бурыкиной И.В., ИП Гурьеву С.А., ИП Далбину Э.В., ИП Калинину М.В., ИП Комашко Н.И., ИП Коротовских СВ., ИП Сафину Р.Г., ИМ Суктубаевой P.M., ИП Тычкову А.Г., менее чем 5 лет; об обязании Администрации выдать свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок N1, 2-б, 3-б, 4-б, 5-б, 7-б, 9, 10- б, 12-к, 13, 16-б, 16-к, 18-б, 19-к, 20, 21, 26-б по нерегулируемому тарифу и карт маршрутов индивидуальным предпринимателям (участникам договора простого товарищества N 001-19-КГО от 15.11.2018): ИП Александрову А.В., ИП Артамонову В.Е., ИП Бурыкиной И.В., ИП Гурьеву С.А., ИП Далбину Э.В., ИП Калинину М.В., ИП Комашко Н.И., ИП Коротовских СВ., ИП Сафину Р.Г., ИМ Суктубаевой P.M., ИП Тычкову А.Г. на срок до 31.12.2023 (согласно части 5 статьи 39 Закона 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"); о признании недействительным протокола заседания комиссии по организации транспортного обслуживания населения на территории Копейского городского округа от 13.07.2020 N 3 "Об определении перевозчика на получение временных свидетельств для осуществления перевозок по муниципальных маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам (установленных с 15.07.2020 постановлением администрации Копейского городского округа от 27.02.2020 г. N 346-п) (с учетом уточнения требований, принятых судом в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Определениями суда от 07.12.2020, от 27.12.2020 в порядке, предусмотренном статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Челябинской области Гончаров Александр Николаевич (далее - Гончаров А.Н.); общество с ограниченной ответственностью "КВ Экспресс" (далее - ООО "КВ Экспресс"); Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России); Новиков Сергей Николаевич (далее - Новиков С.Н.).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 11.05.2021 (резолютивная часть решения объявлена 26.04.2021) заявленные требования удовлетворены. Признаны незаконными действия Администрации, выразившиеся в установлении срока действия свидетельств об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок N N 1, 2-б, 3-б, 4-б, 5-б, 7-б, 9, 10-б, 12-к, 13, 16-б, 16-к, 18-б, 19-к, 20, 21, 26-б по нерегулируемому тарифу маршрутов (менее 5 лет) индивидуальным предпринимателям - участникам договора простого товарищества от 15.11.2018 N 001-19КГО) Александрову А.В., Артамонову В.Е., Бурыкиной И.В., Гурьеву С.А., Далбину Э.В., Калинину М.В., Комашко Н.И., Коротовских С.В., Сафину Р.Г., Суктубаевой Р.М., Тычкову А.Г. В качестве способа устранения нарушенных прав суд обязал Администрацию выдать индивидуальным предпринимателям - участникам договора простого товарищества от 15.11.2018 N 001-19КГО) Александрову А.В., Артамонову В.Е., Бурыкиной И.В., Гурьеву С.А., Далбину Э.В., Калинину М.В., Комашко Н.И., Коротовских С.В., Сафину Р.Г., Суктубаевой Р.М., Тычкову А.Г. свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок N 1, 2-б, 3-б, 4-б, 5-б, 7-б, 9, 10-б, 12-к, 13, 16-б, 16-к, 18-б, 19-к, 20, 21, 26-б по нерегулируемому тарифу маршрутов и карты маршрутов на срок до 31.12.2023. Суд также признал недействительным решение созданной Администрацией комиссии по организации транспортного обслуживания населения на территории Копейского городского округа в форме протокола заседания от 13.07.2020 N 3. Кроме того, с Администрации в пользу индивидуальных предпринимателей Александрова А.В., Артамонова В.Е., Бурыкиной И.В., Гурьева С.А., Далбина Э.В., Калинина М.В., Комашко Н.И., Коротовских С.В., Сафина Р.Г., Суктубаевой Р.М., Тычкова А.Г. взысканы судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины по чеку-ордеру от 30.10.2020 при обращении в арбитражный суд в размере 5400 руб. (по 490 руб. 91 коп. каждому); ИП Суктубаевой Рафиде Мубараковне из федерального бюджета возвращена государственная пошлина, уплаченная при обращении в арбитражный суд по чекам-ордерам от 30.10.2020 в сумме 63300 руб. и от 02.10.2020 в сумме 1500 руб.
Не согласившись с вынесенным решением суда, Администрация (далее также - податель жалобы, апеллянт) обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов жалобы ее податель ссылается на пропуск заявителями предусмотренного статьей 198 АПК РФ срока для оспаривания действий Администрации, указывает при этом, что вопреки выводам суда первой инстанции о нарушении их прав заявителям стало известно 01.01.2019, когда участникам простого товарищества были выданы свидетельства об осуществлении регулярных перевозок сроком действия по 14.07.2020, в связи с чем заявителями пропущен установленный законом срок для оспаривания действий Администрации.
Кроме того, податель жалобы отмечает, что судом не дана оценка доводам Администрации о незаконности положения п. 3.1.3 договора от 24.06.2014 N 2-ДА, устанавливающего возможность победителю торгов - МУП "КПА" заключать договоры с третьими лицами на осуществление перевозок. Апеллянт полагает, что заключенные между МУП "КПА" и заявителями договоры на право осуществления перевозок являются недействительными.
Также податель жалобы не согласен с выводом суда о том, что на момент официального опубликования Закона N 220-ФЗ у заявителей имелись действующие договоры об осуществлении перевозок пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам на территории Копейского городского округа, подписанные с МУП "КПА", поскольку карты маршрута индивидуальным предпринимателям, в установленный федеральным законом срок (до 09.04.2016 не выдавались, были выданы администрацией Копейского городского округа лишь 14.07.2016. Кроме того, на дату выдачи карт маршрутов договоры между индивидуальными предпринимателями и МУП "КПА" были расторгнуты по соглашению сторон, что подтверждается имеющимися в материалах дела соглашениями о расторжении договоров от 13.07.2016.
Администрация также указывает, что с учетом неправомерности осуществления участниками простого товарищества перевозок на территории Копейского городского округа, наличия у Администрации обязанности провести конкурсные процедуры, окончания срока действия выданных свидетельств и карт маршрута, администрацией Копейского городского округа дважды осуществлялась подготовка к проведению конкурса в установленном порядке, извещение и конкурсная документация были размещены в официальных источниках информации. Решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по жалобам N 074/10/18.1-1614/2020, 074/10/18.1-1615/2020, вынесенным 28.07.2020 признаны обоснованными жалобы ИП Суктубаевой P.M., ИП Далбина Э.В., действия администрации признаны нарушением порядка организации и проведения конкурса. Таким образом, с учетом невозможности проведения конкурса, в целях бесперебойного осуществления перевозок, Администрация в соответствии с положениями пункта 2 части 4.1 статьи 39 Закона N 220-ФЗ имела право выдать иному юридическому лицу или иному индивидуальному предпринимателю без проведения такого открытого конкурса свидетельство об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту и карты соответствующего маршрута.
Гончаров А.Н. и Челябинское УФАС России представили в материалы дела отзывы б/н и от 06.07.2021 N АК/8594/21, в которых возражают по доводам апелляционной жалобы, просят обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Отзывы приобщены к материалам дела в порядке, предусмотренном статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, по результатам проведения конкурса 24.06.2014 между Администрацией и МУП "КПА" подписан договор N 2-ДА об осуществлении перевозок пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам на территории Копейского городского округа, сроком действия до 31.12.2018.
На основании пункта 3.1.3 данного договора от 24.06.2014 N 2-ДА МУП "КПА" ежегодно заключало с заявителями осуществляющими перевозки пассажиров и багажа на муниципальных регулярных маршрутах по нерегулируемому тарифу транспортными средствами категории М2 договоры об осуществлении перевозок пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам на территории Копейского городского округа. При этом, указанные договоры утверждались начальником управления городского хозяйства администрации, что свидетельствует о согласовании условий договора с заинтересованным лицом.
Согласно материалам дела, 14.07.2016 на основании ранее заключенных договоров об осуществлении перевозок пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам на территории Копейского городского округа Администрацией ИП Александрову А.В., ИП Артамонову В.Е., ИП Бурыкиной И.В., ИП Гурьеву С.А., ИП Далбину Э.В., ИП Калинину М.В., ИП Комашко Н.И., ИП Коротовских С.В., ИП Новикову С.Н., ИП Сафину Р.Г., ИП Суктубаевой Р.М., ИП Тычкову А.Г. выданы карты маршрута по муниципальным маршрутам N 1, 2, 2-к, 3, 3-к, 4, 5, 6, 7, 9, 10, 12-к, 16, 16-к, 17, 18, 19-к, 20, 21, 26, 27, 28, 30 со сроком действия до 31.12.2018.
01.01.2019 заявителям выданы свидетельства об осуществлении регулярных перевозок по муниципальным маршрутам N 1, 2-б, 3-б, 4-б, 5-б, 7- б, 9, 10-б, 12-к, 13, 16-б, 16-к, 18-б, 19-к, 20, 21, 26-б со сроком действия до 14.07.2020.
13.07.2020 созданная администрацией Копейского городского округа комиссия по организации транспортного обслуживания населения на территории Копейского городского округа решила в форме протокола заседания от 13.07.2020 N 3 выдать ООО "КВ Экспресс" временные свидетельства об осуществлении регулярных перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам (установленных с 15.07.2020 постановлением Администрации от 27.02.2020 N 346-п) на территории Копейского городского округа сроком с 15.07.2020 до 31.12.2020 (включительно), т.1 л.д.30-33.
При этом Администрация направила всем заявителям (индивидуальным предпринимателям) уведомления о прекращении действия маршрутов с 15.07.2020.
Не согласившись с действиями, выразившимися в установлении срока действия свидетельств об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок менее 5 лет, решением Администрации в форме протокола от 13.07.2020, полагая, что последние нарушают права и законные интересы заявителей в экономической сфере, индивидуальные предприниматели обратились в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности заявленных требований и наличии оснований для их удовлетворения.
Оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 АПК РФ предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность по доказыванию обоснованности решений или действий государственного органа и их соответствия закону и иному нормативному правовому акту возлагается на соответствующий орган.
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 АПК РФ, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Из взаимосвязанного анализа положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ следует, что основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. На наличие указанных обстоятельств при оценке ненормативных актов, действий (бездействия) обращено внимание в пунктах 1, 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 6, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", вынесенных при разрешении публично-правовых споров постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее также - ВАС РФ) от 01.02.2010 N 13065/10, от 17.03.2011 N 14044/10.
Из содержания части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) следует, что к вопросам местного значения отнесено, в том числе, создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах городского округа.
Согласно пункту 4 статьи 6 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности.
Постановлением Администрации от 27.03.2014 N 934-п (утратившим силу 23.04.2018) утверждено Положение об организации и проведении конкурса на право заключения договора об осуществлении перевозок пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам на территории Копейского городского округа (т.д. 4, л.д. 24-32), согласно пунктам 3,4 которого предметом конкурса является право заключения договора об осуществлении перевозок пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам на территории округа. Организатором конкурса является Администрация.
Постановлением Администрации от 17.04.2014 N 1218-п определены условия конкурсной документации по проведению конкурса на право заключения договора об осуществлении перевозок пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам на территории Копейского городского округа (т.д. 4, л.д. 23).
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что в июне 2014 года Администрацией проведен конкурс на право заключения договора об осуществлении перевозок пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам на территории Копейского городского округа по маршрутам N 1, 2, 2-к, 3 (Автовокзал - Путилово), 3 (Автовокзал - пос. Северный рудник), 3-к, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 12-к, 13, 16, 16-к, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 26, 27, 28, 30.
24.06.2014 по результатам проведенного конкурса на основании протокола N 1 от 16.06.2014 между Администрацией и МУП "Копейское пассажирское автопредприятие" подписан договор N 2-ДА об осуществлении перевозок пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам на территории Копейского городского округа. Срок действия договора - с 30.06.2014 по 31.12.2018 (т.д. 4, л.д. 49-55)
Согласно пункту 3.1.3 договора от 24.06.2014 N 2-ДА по согласованию с организатором торгов МУП "КПА" вправе заключать с третьими лицами договоры на осуществление перевозок пассажиров и багажа, по муниципальным маршрутам на территории Копейского городского округа, предусматривающие для данных перевозок, транспортные средства категории М2 используемые для перевозки пассажиров и багажа, имеющие, помимо места для водителя, более восьми мест для сидения.
На основании пункта 3.1.3 данного договора от 24.06.2014 N 2-ДА МУП "КПА" ежегодно подписывало с заявителями, осуществляющими перевозки пассажиров и багажа на муниципальных регулярных маршрутах по нерегулируемому тарифу транспортными средствами категории М2 договоры об осуществлении перевозок пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам на территории Копейского городского округа (т.4-5).
Поскольку пункт 3.1.3 Договора от 24.06.2014 N 2-ДА разработан непосредственного организатором торгов - Администрацией, учитывая также, что указанный пункт договора в судебном порядке не оспорен и недействительным не признан, соответственно не может считаться незаконным исключительно по волеизъявлению Администрации по истечению более 7 лет, в связи с чем соответствующие доводы жалобы отклоняются апелляционным судом.
В письме (вх. N 8199 от 15.06.2020) Администрация также подтверждает, что до 01.01.2019 между предпринимателями, осуществляющими перевозки пассажиров и багажа на муниципальных регулярных маршрутах по нерегулируемому тарифу транспортными средствами категории М2 и МУП "КПА" ежегодно заключались договоры об осуществлении перевозок пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам на территории Копейского городского округа.
13.07.2015 принят Федеральный закон N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ).
Согласно статье 1 Закона N 220-ФЗ данный Закон регулирует отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - регулярные перевозки), в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок.
Статьей 42 Закона N 220-ФЗ предусмотрено, что он вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу. Закон опубликован 14.07.2015.
Таким образом, с 14.07.2015 муниципальные нормативные правовые акты действуют в части, не противоречащей названному Закону.
Законом N 220-ФЗ предусмотрено два вида регулярных перевозок, а именно, регулярные перевозки по регулируемым тарифам, под которыми в пункте 17 части 1 статьи 3 названного Федерального закона понимаются регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, и предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке, и предусмотренные пунктом 18 части 1 этой же статьи регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам - регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных перевозчиком.
В соответствии с частью 2 статьи 17 Закона N 220-ФЗ право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок.
Порядок выдачи свидетельств об осуществлении перевозок и карт соответствующего маршрута регламентируется положениями статьи 19 Закона N 220-ФЗ.
Согласно положений части второй данной статьи свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются по результатам открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок при наличии хотя бы одного из перечисленных в данной статье обстоятельств.
В то же время, Законом N 220-ФЗ установлен переходный период, который служит механизмом для продолжения дальнейшей реализации предпринимательской деятельности по регулярным перевозкам в соответствии с внесенными изменениями в соответствующее законодательство.
В статье 39 Закона N 220-ФЗ закреплены положения, обеспечивающие реализацию данного Закона, определяющие правила поведения субъектов перевозочного процесса в переходный период.
По смыслу части 1 статьи 39 Закона N 220-ФЗ устанавливающей порядок реализации положений данного Федерального закона после введения его в действие, юридические лица, индивидуальные предприниматели после дня официального опубликования данного Федерального закона продолжают осуществлять регулярные перевозки по маршрутам регулярных перевозок в соответствии с заключенными с ними договорами, выданными им разрешениями, паспортами маршрутов регулярных перевозок или в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.
Частью 3 статьи 39 Закона N 220-ФЗ установлено, что до истечения двухсот семидесяти дней со дня официального опубликования названного Федерального закона (то есть до 09.04.2016) уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный орган местного самоуправления в соответствии с установленной названным Федеральным законом компетенцией выдают юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, которые осуществляют регулярные перевозки, не оплачиваемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, по маршрутам регулярных перевозок, включенным в соответствующие реестры, карты данных маршрутов. Указанные карты выдаются на срок, на который этим юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предоставлено право осуществления регулярных перевозок по данным маршрутам в соответствии с заключенными с ними договорами, выданными им разрешениями, паспортами маршрутов регулярных перевозок или в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, либо, если это право предоставлено без указания срока или срок, на который предоставлено это право, истек, до истечения одного года со дня официального опубликования данного Федерального закона.
Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления в соответствии с установленной настоящим Федеральным законом компетенцией до окончания срока действия указанных в части 3 настоящей статьи карт выдают их владельцам свидетельство об осуществлении регулярных перевозок по данному маршруту и новые карты данного маршрута (пункт 1 части 4 статьи 39 Закона N 220-Ф).
Вышеприведенными положениям статьи 39 Закона N 220-ФЗ предусмотрена выдача выдачи карт маршрута тем предпринимателям, с которыми до введения в действие Закона N 220-ФЗ уже был заключен договор на осуществление перевозок, и не предусматривает обязанность перезаключения указанного договора на новый срок.
Как следует из части 5 статьи 39 Закона N 220-ФЗ, указанные в части 4 настоящей статьи свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и новые карты маршрута регулярных перевозок выдаются на срок не менее чем пять лет и начинают действовать по истечении срока, на который юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю были выданы карты маршрута регулярных перевозок, предусмотренные частью 3 настоящей статьи. Выдача свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карт маршрута регулярных перевозок на меньший срок допускается в случае, если по истечении этого срока в соответствии с документом планирования регулярных перевозок предусматривается отмена данного маршрута или изменение вида регулярных перевозок по данному маршруту. Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель должны быть уведомлены об отмене маршрута регулярных перевозок, изменении вида регулярных перевозок не позднее чем за сто восемьдесят дней до дня вступления соответствующего решения в силу.
Согласно части 5.1 статьи 39 Закона N 220-ФЗ действие выданных в порядке, предусмотренном частью 5 настоящей статьи, свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карт соответствующего маршрута продлевается в том же порядке, который предусмотрен для свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карт маршрута регулярных перевозок, выданных по результатам открытого конкурса.
В силу части 6 статьи 39 Закона N 220-ФЗ указанные в части 4 настоящей статьи свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и новые карты маршрута регулярных перевозок выдаются на основании заявлений, поданных в письменной форме юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, уполномоченными участниками договоров простого товарищества в уполномоченный орган местного самоуправления.
Переходные положения Закона N 220-ФЗ направлены на обеспечение гарантий сохранения маршрутов регулярных перевозок для лиц, осуществлявших на законных основаниях соответствующие перевозки и имеющих намерение продолжать осуществлять предпринимательскую деятельность в указанной сфере.
Исходя из смысла вышеизложенной нормы, законодатель предоставил гарантию для правовых ожиданий субъектам предпринимательской деятельности, осуществляющим перевозку пассажиров по маршрутам регулярных перевозок до опубликования Закона N 220-ФЗ в соответствии с заключенными с ними договорами, выданными им разрешениями, паспортами маршрутов регулярных перевозок или в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами. В противном случае нарушается принцип правовой определенности, заключающийся в ясности и четкости действующих правовых норм, стабильности на их основе правоотношений, чтобы заинтересованные лица с разумной степенью вероятности могли предвидеть последствия применения к ним действующих правовых предписаний и в соответствии с этим предвидеть последствия выбора того или иного варианта своего поведения.
Судом первой инстанции верно установлено, что в рассматриваемом случае на момент официального опубликования Закона N 220-ФЗ у индивидуальных предпринимателей имелись действующие договоры об осуществлении перевозок пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам на территории Копейского городского округа, подписанные с МУП "КПА".
На основании части 3 статьи 39 Закона N 220-ФЗ уполномоченный орган местного самоуправления выдал заявителям карты маршрутов сроком действия до 31.12.2018 (т.4-5). При этом, заключение в дальнейшем договоров между МУП "КПА" и индивидуальными предпринимателями не требовалось федеральным законодательством и не имело правового основания.
15.11.2018 заявителями, осуществляющими перевозки, создано простое товарищество (договор N 001-19-КГО), которым определены условия совместной деятельности товарищей по осуществлению пассажирских перевозок (т.д. 1, л.д. 34-41).
22.11.2018 от имени участников простого товарищества с заявлением (исх. N 001/18) о продлении свидетельств об осуществлении пассажирских перевозок по регулярным маршрутам Копейского городского округа и выдаче новых карт данных маршрутов обратился уполномоченный представитель участников простого товарищества ИП Комашко Н.И. (т.д. 3, л.д. 6). К поданному заявлению были приложены: договор простого товарищества от 15.11.2018; договор об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам на территории Копейского городского округа от 24.06.2014 N 2-ДА; копии паспортов участников простого товарищества; копии лицензий на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров; документы, подтверждающие право собственности на транспортные средства; договоры об осуществлении перевозок пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам, заключенные с каждым из 12-ти товарищей; копии карт маршрутов регулярных перевозок (опись т.д. 3, л.д. 7-9).
Администрацией 01.01.2019 ИП Александрову А.В., ИП Артамонову В.Е., ИП Бурыкиной И.В., ИП Гурьеву С.А., ИП Далбину Э.В., ИП Калинину М.В., ИП Комашко Н.И., ИП Коротовских С.В., ИП Новикову С.Н., ИП Сафину Р.Г., ИП Суктубаевой Р.М., ИП Тычкову А.Г. выданы свидетельства об осуществлении регулярных перевозок по муниципальным маршрутам N 1, 2-б, 3-б, 4-б, 5-б, 7-б, 9, 10-б, 12- к, 13, 16-б, 16-к, 18-б, 19-к, 20, 21, 26-б и соответствующие карты маршрута регулярных перевозок, сроком действия до 14.07.2020 (т.д. 5, л.д. 73-211).
Между тем, учитывая требования, установленные частями 5, 5.1 статьи 39 Закона N 220-ФЗ, срок действия свидетельств об осуществлении регулярных перевозок по муниципальным маршрутам N 1, 2-б, 3-б, 4-б, 5-б, 7-б, 9, 10-б, 12-к, 13, 16-б, 16-к, 18-б, 19-к, 20, 21, 26-б должен быть продлен администрацией не менее чем на пять лет - до 31.12.2023, о чем прямо указанно в пункте 5.1 названной статьи.
Таким образом, в нарушение частей 5,5.1 статьи 39 Закона N 220-ФЗ свидетельства об осуществлении регулярных перевозок по муниципальным маршрутам N 1, 2-б, 3-б, 4-б, 5-б, 7-б, 9, 10-б, 12-к, 13, 16-б, 16-к, 18-б, 19-к, 20, 21, 26-б выданы Администрацией сроком до 14.07.2020.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, невыдача карт маршрутов в установленный Законом N 220-ФЗ срок не свидетельствует о незаконности осуществления индивидуальными предпринимателями регулярных перевозок, поскольку указанное право возникло у перевозчиков в силу Закона N 220-ФЗ, на основании действующих после официального опубликования Закона N 220-ФЗ договоров с МУП "КПА".
Более того, нарушение срока выдачи карт маршрута свидетельствует исключительно о несоблюдении возложенных действующим законодательством на Администрацию обязанностей, пренебрежительном отношении к нормам права.
Указание Администрации на расторжение 13.07.2016 договоров об осуществлении перевозок пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам на территории Копейского городского округа между индивидуальными предпринимателями и МУП "КПА", также не свидетельствует о незаконности выдачи карт маршрутов, поскольку заключение (расторжение) каких-либо договоров на осуществление регулярных перевозок после официального опубликования Закона N 220-ФЗ (14.07.2015) не имеет правового основания, поскольку Закон N 220-ФЗ прямо прописывает единственное право осуществления регулярных перевозок, подтверждаемое свидетельством об осуществлении регулярных перевозок.
Из материалов дела также следует, что на неоднократные заявления индивидуальных предпринимателей о продлении срока действия свидетельств об осуществлении регулярных перевозок по муниципальным маршрутам Администрацией в письме от 04.03.2020 N 5113-ж отказано в продлении срока действия свидетельств по мотиву необходимости организации соответствующего конкурса, по результатам которого и будут выданы новые свидетельств и маршрутные карты. Кроме того, заинтересованным лицом указано на уведомление индивидуальных предпринимателей, осуществляющих регулярные перевозки на территории округа, о прекращении действия маршрутов с 15.07.2020 в связи с окончанием срока действия карт маршрутов регулярных перевозок, выданных на срок менее пяти лет (т.д. 1, л.д. 23-26, 71).
Согласно части 5 статьи 39 Закона N 220-ФЗ указанные в части 4 настоящей статьи свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и новые карты маршрута регулярных перевозок выдаются на срок не менее, чем пять лет и начинают действовать по истечении срока, на который юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю были выданы карты маршрута регулярных перевозок, предусмотренные частью 3 настоящей статьи. Выдача свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карт маршрута регулярных перевозок на меньший срок допускается в случае, если по истечении этого срока в соответствии с документом планирования регулярных перевозок предусматривается отмена данного маршрута или изменение вида регулярных перевозок по данному маршруту. Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель должны быть уведомлены об отмене маршрута регулярных перевозок, изменении вида регулярных перевозок не позднее, чем за сто восемьдесят дней до дня вступления соответствующего решения в силу.
Согласно части 1 статьи 11 Закона N 220-ФЗ муниципальные маршруты регулярных перевозок в границах одного городского поселения или одного городского округа устанавливаются, изменяются, отменяются уполномоченным органом местного самоуправления, соответствующего: городского поселения или соответствующего городского округа.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 12 Закона N 220-ФЗ порядок установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок, (в том числе порядок рассмотрения заявлений; юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, участников договора простого товарищества об установлении, изменении либо отмене данных маршрутов, а также основания для отказа в установлении либо изменении данных маршрутов, основания для отмены данных маршрутов) устанавливается с учетом положений Закона N 220-ФЗ в отношении муниципальных маршрутов регулярных перевозок - законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя либо муниципальными нормативными правовыми актами.
Порядок установления, изменения и отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории Копейского городского округа утвержден постановлением Администрации от 23.12.2019 N 3046-п.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 5 раздела II названного постановления одним из оснований отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок является принятие документа планирования регулярных перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок, предусматривающего отмену данного маршрута.
Согласно пункту 20 раздела VI постановления Администрации от 23.12.2019 N 3046-п уполномоченный орган, принявший решение об отмене муниципального маршрута регулярных перевозок по нерегулируемому тарифу в соответствии с пунктом 5 названного Постановления, обязан уведомить об указанном решении юридическое лицо, индивидуального предпринимателя, уполномоченного участника договора простого товарищества, осуществляющих регулярные перевозки по соответствующему маршруту, не позднее 180 календарных дней до дня вступления указанного решения в силу.
В соответствии с пунктом 21 постановления Администрации от 23.12.2019 N 3046- п уполномоченный орган в течение семи календарных дней со дня вступления в силу решения об отмене муниципального маршрута регулярных перевозок по нерегулируемому тарифу исключает сведения о данном маршруте из реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок.
Пунктом 22 постановления Администрации от 23.12.2019 N 3046-п установлено, что муниципальный маршрут регулярных перевозок по нерегулируемому тарифу считается отмененным со дня исключения сведений о данном маршруте из реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок.
Между тем, установив, что документ планирования регулярных перевозок на территории Копейского городского округа на 2020-2024 годы утвержден постановлением Администрации от 27.02.2020 N 346-п, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что на дату направления заявителям уведомлений о прекращении действия маршрутов - 16.12.2019 у Администрации не имелось оснований, установленных пунктом 5 постановления Администрации от 23.12.2019 N 3046-п, для отмены данных маршрутов, в том числе, ввиду отсутствия документа планирования.
При этом судом верно отмечено, что факт принятия документа планирования сам по себе не является достаточным основанием для отмены маршрута без учета пунктов N 1-6 постановления Администрации от 23.12.2019 N 3046-п.
С учетом изложенного, апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии у заинтересованного лица оснований для направления в адрес заявителей 16.12.2019 уведомлений о прекращении действия маршрутов N 1, 2-б, 3-б, 4-б, 5-б, 7-б, 9, 10-б, 12-к, 13, 16-б, 16-к, 18-б, 19-к, 20, 21, 26-б, в связи с отсутствием оснований, установленных пунктом 5 постановления Администрации от 23.12.2019 N 3046-п на дату принятия решения об отмене данных маршрутов, а также ввиду необходимости продления действия свидетельств об осуществлении регулярных перевозок по данным маршрутам на пять лет.
Кроме того, прекращение действия свидетельства об осуществлении регулярных перевозок ввиду отмены муниципального маршрута частью 1 статьи 29 Закона N 220-ФЗ не предусмотрено.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел в обоснованному выводу о том, что действия Администрации в части установления срока действия свидетельств об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок N 1, 2-6, З-б, 4-6, 5-6, 7-6, 9, 10-6, 12-к, 13, 16-6, 16-к, 18-6, 19-к, 20, 21, 26-6 по нерегулируемому тарифу и карт маршрутов индивидуальным предпринимателям (участникам договора простого товарищества N 001-19- КГО от 15.11.2018 г.): ИП Александрову А.В., ИП Артамонову В.Е., ИП Бурыкиной И.В., ИП Гурьеву С.А., ИП Далбину Э.В., ИП Калинину М.В., ИП Комашко Н.И., ИП Коротовских СВ., ИП Сафину Р.Г., ИМ Суктубаевой P.M., ИП Тычкову А.Г., менее, чем 5 лет противоречат требованиям действующего законодательства и нарушают права и законные интересы заявителей.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
С учетом изложенного, требования заявителей о признании незаконными действий заинтересованного лица в части установления срока действия свидетельств об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок N 1, 2-б, 3-б, 4-б, 5-б, 7-б, 9, 10-б, 12-к, 13, 16-б, 16-к, 18-б, 19-к, 20, 21, 26-б N 1, 2-б, 3-б, 4-б, 5-б, 7-б, 9, 10-б, 12-к, 13, 16-б, 16-к, 18-б, 19-к, 20, 21, 26-б по нерегулируемому тарифу маршрутов менее чем на 5 лет являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В силу пункта 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться в том числе указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
В данном случае исходя из предмета заявленных требований, существа допущенного заинтересованным лицом нарушения, в качестве способа восстановления нарушенных прав и законных интересов заявителей суд первой инстанции правомерно возложил на Администрацию обязанность выдать индивидуальным предпринимателям (участникам договора простого товарищества N 001-19-КГО от 15.11.2018 г.): ИП Александрову А.В., ИП Артамонову В.Е., ИП Бурыкиной И.В., ИП Гурьеву С.А., ИП Далбину Э.В., ИП Калинину М.В., ИП Комашко Н.И., ИП Коротовских С.В., ИП Сафину Р.Г., ИП Суктубаевой P.M., ИП Тычкову А.Г. свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок N 1, 2-6, З-б, 4-6, 5-6, 7-6, 9, 10- 6, 12-к, 13, 16-6, 16-к, 18-6, 19-к, 20, 21, 26-6 по нерегулируемому тарифу и карт маршрутов на срок до 31.12.2023 (согласно части 5 и 5.1 статьи 39 Закона 220- ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Кроме того, предпринимателями также заявлено требование о признании недействительным протокола заседания комиссии по организации транспортного обслуживания населения на территории Копейского городского округа от 13.07.2020 N 3 "Об определении перевозчика на получение временных свидетельств для осуществления перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам (установленных с 15.07.2020 постановлением администрации Копейского городского округа от 27.02.2020 г. N 346-п).
Указанное требование правомерно удовлетворено судом первой инстанции по мотивам, изложенным при рассмотрении требования о признании незаконными действий Администрации в части установления срока действия свидетельств об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок N 1, 2-6, З-б, 4-6, 5-6, 7-6, 9, 10-6, 12-к, 13, 16-6, 16-к, 18-6, 19-к, 20, 21, 26-6 по нерегулируемому тарифу и карт маршрутов индивидуальным предпринимателям (участникам договора простого товарищества N 001-19-КГО от 15.11.2018 г.): ИП Александрову А.В., ИП Артамонову В.Е., ИП Бурыкиной И.В., ИП Гурьеву С.А., ИП Далбину Э.В., ИП Калинину М.В., ИП Комашко Н.И., ИП Коротовских СВ., ИП Сафину Р.Г., ИМ Суктубаевой P.M., ИП Тычкову А.Г., менее чем 5 лет.
Кроме того, судом первой инстанции обоснованно учтено следующее.
13.07.2020 созданной Администрацией комиссией по организации транспортного обслуживания населения на территории Копейского городского округа принято решение о выдаче ООО "КВ Экспресс" временных свидетельств об осуществлении регулярных перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам (установленных с 15.07.2020 постановлением Администрации от 27.02.2020 N 346-п) на территории Копейского городского округа сроком с 15.07.2020 до 31.12.2020 (включительно).
Решением Собрания депутатов Копейского городского округа Челябинской области от 28.11.2018 N 617-МО утверждено Положение об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа на территории Копейского городского округа (далее - Положение N 617-МО).
Согласно подпункту 3 пункта 10 Положения N 617-МО Администрация городского округа в сфере организации регулярных перевозок утверждает муниципальным правовым актом состав комиссии по организации транспортного обслуживания населения на территории городского округа.
Подпунктом 6 пункта 5 раздела II Положения N 617-МО определено, что комиссия по организации транспортного обслуживания населения на территории городского округа - постоянно действующий орган администрации городского округа по разработке документа планирования, состав которого утверждается правовым актом администрации округа.
Постановлением Администрации от 10.12.2019 N 2967-п утверждено Положение о комиссии по организации транспортного обслуживания населения на территории Копейского городского округа.
Согласно данному Положению Комиссия создана в целях защиты интересов населения городского округа в получении качественных услуг по перевозке пассажиров, а также с целью обеспечения безопасности перевозок, повышения культуры и качества обслуживания пассажиров, создания рынка транспортных услуг.
Основными функциями Комиссии являются: 1) принятие необходимых организационных решений по вопросам обслуживания утвержденных в установленном порядке внутримуниципальных маршрутов (далее - маршруты); 2) организация регулярного скоординированного контроля за деятельностью перевозчиков, обслуживающих маршруты, реализация мер, направленных на повышение безопасности пассажирских перевозок; 3) рассмотрение спорных заявлений и жалоб перевозчиков, пассажиров, организаций, осуществляющих контроль транспортного обслуживания населения; 4) проведение экспертизы представленной перевозчиками документации для открытия новых маршрутов, переутверждения ранее действующих маршрутов, закрытия или приостановления работы на маршруте; 5) контроль выполнения перевозчиком условий договора на выполнение муниципального заказа по транспортному обслуживанию населения на внутримуниципальной маршрутной сети. Таким образом, Комиссия наделена полномочиями по принятию необходимых решений по вопросам обслуживания утвержденных в установленном порядке внутримуниципальных маршрутов.
Согласно пункту 18 раздела VIII Положения N 617-МО комиссия по организации транспортного обслуживания населения на территории городского округа осуществляет следующие полномочия: 1) разрабатывает документ планирования регулярных перевозок на территории Копейского городского округа; 2) реализует меры, направленные на повышение безопасности регулярных перевозок.
При этом полномочия по принятию комиссией по организации транспортного обслуживания населения на территории городского округа решения о выдаче свидетельства об осуществлении регулярных перевозок, в том числе: на срок до 180 календарных дней, Положением не предусмотрены.
Тем самым, комиссия по организации транспортного обслуживания населения на территории городского округа не является органом, в полномочия которого входит принятие решения о выдаче свидетельств об осуществлении регулярных перевозок. При этом решением Собрания депутатов Копейского городского округа Челябинской области от 28.11.2018 N 617-МО "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа на территории Копейского городского округа" установлено, что уполномоченным органом в сфере организации регулярных перевозок является Администрация в лице ее структурного подразделения, уполномоченного правовым актом.
Согласно подпункту 5 пункта 10 Положения N 617-МО Администрация выдаёт и переоформляет в установленном федеральным законом порядке карты маршрута, свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок.
С учетом изложенного судом первой инстанции правомерно отмечено, что уполномоченным органом, наделенным правом выдавать свидетельства и карты маршрутов, является Администрация либо её структурное подразделение, в связи с чем при принятии решения о выдаче ООО "КВ Экспресс" временных свидетельств об осуществлении регулярных перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам (установленных с 15.07.2020 постановлением Администрации от 27.02.2020 N 346-п) на территории Копейского городского округа сроком с 15.07.2020 до 31.12.2020 (включительно) комиссия по организации транспортного обслуживания населения на территории городского округа вышла за пределы своих полномочий, что влечёт недействительность принятого решения.
Доводы Администрации о пропуске заявителями предусмотренного статьей 198 АПК РФ срока на оспаривание ненормативного акта, действий (бездействий) органа местного самоуправления, были предметом рассмотрения суда первой инстанции и правомерно им отклонены на основании следующего.
Согласно части 4 статьи 198 АПК РФ заявление о признании незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
По своему буквальному смыслу часть 4 статьи 198 АПК Российской Федерации для исчисления установленного ей процессуального срока исходит не из презумпции разумно предполагаемой осведомленности лица о нарушении его прав и законных интересов, а из того, что начало течения этого срока определяется в каждом конкретном случае судом на основе установления момента, когда заинтересованное лицо реально узнало о соответствующем нарушении.
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 3, части 2 статьи 17 Закона N 220-ФЗ свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок (далее - свидетельство) является документом, подтверждающим право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по маршруту регулярных перевозок.
В силу части 10 статьи 4, статьи 19 Закона N 220-ФЗ после получения свидетельства и карты соответствующего маршрута лица, осуществляющие перевозки, приобретают право на пассажирские перевозки.
Согласно пункту 20 части 1 статьи 3 Закона N 220-ФЗ карта маршрута регулярных перевозок - документ, содержащий сведения о маршруте регулярных перевозок и транспортном средстве, которое допускается использовать для перевозок по данному маршруту.
Судом установлено, что 13.07.2020 на сайте Администрации опубликован протокол заседания комиссии по организации транспортного обслуживания населения на территории Копейского городского округа от 13.07.2020 N 3, согласно которому Комиссия приняла решение о выдаче временных свидетельств по спорным муниципальным маршрутам с нерегулируемым тарифом на территории КГО одному хозяйствующему субъекту - ООО "KB Экспресс".
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что в связи с непродлением срока действия свидетельств, а именно после 14.07.2020, участникам простого товарищества стало известно о нарушении их прав и законных интересов.
Ссылки администрации на направленные в адрес заявителей 16.12.2019 уведомления о прекращении действия муниципальных маршрутов отклоняются судебной коллегией, поскольку указанные письма сами по себе не влекут какие-либо последствия, не налагают обязанности и не являются актами органа местного самоуправления, а лишь являются предупредительными письмами.
Именно действия Администрации по прекращению действия свидетельств об осуществлении регулярных перевозок с 15.07.2020 непосредственно нарушают права и законные интересы индивидуальных предпринимателей, в связи с чем, ранее 15.07.2020 заявителям не могло быть известно о нарушении их прав и законных интересов.
Учитывая, что рассматриваемое в рамках настоящего дела заявление подано в суд 03.10.2020, следовательно, установленный частью 4 статьи 198 АПК срок в данном случае не пропущен.
При таких обстоятельствах, заявленные в рамках настоящего дела требования правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
Распределяя государственную пошлину по правилам, установленным статьей 110 АПК РФ, суд первой инстанции взыскал с Администрации в пользу индивидуальных предпринимателей Александрова А.В., Артамонова В.Е., Бурыкиной И.В., Гурьева С.А., Далбина Э.В., Калинина М.В., Комашко Н.И., Коротовских С.В., Сафина Р.Г., Суктубаевой Р.М., Тычкова А.Г. денежные средства в возмещение расходов по оплате государственной пошлины в сумме 5 400 руб. из расчета по 490 руб. 91 коп. каждому заявителю, а также возвратил ИП Суктубаевой Р.М. из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 64800 руб.
Между тем, суд апелляционной инстанции полагает, что судом первой инстанции неверно распределены расходы по государственной пошлине на основании следующего.
Согласно части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" (далее - постановление Пленума ВС РФ от 21.01.2016 N 1), судебные расходы, состоящие из государственной пошлины, а также издержек, связанных с рассмотрением дела (далее - судебные издержки), представляют собой денежные затраты (потери), распределяемые в порядке, предусмотренном главой 7 ГПК РФ, главой 10 КАС РФ, главой 9 АПК РФ.
В соответствии с подпунктом 2.1 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации размер государственной пошлины при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными для физических лиц составляет 300 рублей.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 22 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах", если в заявлении, поданном в арбитражный суд, объединено несколько взаимосвязанных требований неимущественного характера, то по смыслу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации уплачивается государственная пошлина за каждое самостоятельное требование.
В рамках настоящего дела заявлены требования о признании незаконными действий Администрации, выразившиеся в установлении срока действия свидетельств об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок N N 1, 2-б, 3-б, 4-б, 5-б, 7-б, 9, 10-б, 12-к, 13, 16-б, 16-к, 18-б, 19-к, 20, 21, 26-б по нерегулируемому тарифу маршрутов (менее 5 лет) индивидуальным предпринимателям - участникам договора простого товарищества от 15.11.2018 N 001-19КГО) Александрову А.В., Артамонову В.Е., Бурыкиной И.В., Гурьеву С.А., Далбину Э.В., Калинину М.В., Комашко Н.И., Коротовских С.В., Сафину Р.Г., Суктубаевой Р.М., Тычкову А.Г., а также о признании недействительным решения созданной Администрацией комиссии по организации транспортного обслуживания населения на территории Копейского городского округа в форме протокола заседания от 13.07.2020 N 3.
Суд апелляционной инстанции исходит из того, что поскольку свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок сроком менее пяти лет выданы Администрацией каждому заявителю в отдельности, следовательно в рамках настоящего дела рассмотрено одиннадцать требований о признании недействительными соответствующих действий Администрации (по числу заявителей). При этом поскольку решение созданной Администрацией комиссии по организации транспортного обслуживания населения на территории Копейского городского округа в форме протокола заседания от 13.07.2020 N 3 является единым документом, следовательно требование о признании его недействительным является единым и не подлежит разделению на количество обратившихся с данным требованием заявителей.
Таким образом, исчисленная в соответствии с подпунктом 2.1 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина за рассмотрение заявленных в рамках настоящего дела требований составляет 3600 руб.
Из материалов дела следует, что при обращении с заявлением в суд государственная пошлина уплачена одним заявителем - ИП Суктубаевой Р.М. в общем размере 70200 руб., в том числе в размере 68700 руб. по чек-ордеру от 30.10.2020 N 4998 и 1500 руб. по чек-ордеру от 02.10.2020 N 13.
Доказательств уплаты государственной пошлины индивидуальными предпринимателями Александровым А.В., Артамоновым В.Е., Бурыкиной И.В., Гурьевым С.А., Далбиным Э.В., Калининым М.В., Комашко Н.И., Коротовских С.В., Сафиным Р.Г., Тычковым А.Г. в материалы дела не представлено. Соглашение или иной документ, подтверждающий, что государственная пошлина уплачена ИП Суктубаевой Р.М., в том числе по поручению и за счет денежных средств указанных заявителей, в материалах дела отсутствует.
На основании изложенного, учитывая результат рассмотрения спора, а также то обстоятельство, что индивидуальными предпринимателями Александровым А.В., Артамоновым В.Е., Бурыкиной И.В., Гурьевым С.А., Далбиным Э.В., Калининым М.В., Комашко Н.И., Коротовских С.В., Сафиным Р.Г., Тычковым А.Г. государственная пошлина за подачу заявления не уплачивалась, соответственно оснований для ее взыскания в пользу названных заявителей с Администрации не имеется.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Администрация освобождена от уплаты государственной пошлины, в связи с чем оснований для ее взыскания с последней в бюджет также не имеется.
Вместе с тем, поскольку факт несения расходов по оплате государственной пошлины заявителем ИП Суктубаевой Р.М. подтвержден, с Администрации в пользу ИП Суктубаевой Р.М. подлежат взысканию денежные средства в размере 600 руб. (два неимущественных требования) в возмещение расходов по оплате государственной пошлины.
Излишне уплаченная ИП Суктубаевой Р.М. государственная пошлина за подачу по чекам-ордерам от 02.10.2020 N 13 и от 30.10.2020 N 4998 в общей сумме 69600 руб., в том числе: 1500 руб. по чеку-ордеру от 02.10.2020 и 68100 руб. по чеку-ордеру от 30.10.2020, подлежит возврату заявителю из федерального бюджета на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, решение суда подлежит изменению на основании пункта 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (неправильное применение норм процессуального права).
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 11.05.2021 по делу N А76-42249/2020 изменить, изложив абзацы 4 и 5 резолютивной части решения от 11.05.2021 в следующей редакции:
Взыскать с Администрации Копейского городского округа в пользу индивидуального предпринимателя Суктубаевой Рафиды Мубараковны в возмещение расходов по оплате государственной пошлины денежные средства в сумме 600 руб.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Суктубаевой Рафиде Мубараковне из федерального бюджета государственную пошлину, уплаченную при обращении в арбитражный суд по чекам-ордерам: N 13 от 02.10.2020 и N 4998 от 30.10.2020 в общей сумме 69600 руб., в том числе: 1500 руб. по чеку-ордеру от 02.10.2020 и 68100 руб. по чеку-ордеру от 30.10.2020.
В остальной части решение Арбитражного суда Челябинской области от 11.05.2021 по делу N А76-42249/2020 оставить без изменения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
П.Н. Киреев |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-42249/2020
Истец: Александров Артем Валерьевич, Артамонов Владимир Евгеньевич, Бурыкина Ирина Владимировна, Гурьев Сергей Анатольевич, Далбин Эдуард Викторович, Калинин Максим Владимирович, Комашко Николай Иванович, Коротовских Сергей Викторович, Сафин Рашид Гатиятуллович, Суктубаева Рафида Мубараковна, Тычков Александр Геннадьевич, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Челябинской области Гончаров Александр Николаевич
Ответчик: Администрация Копейского городского округа
Третье лицо: Новиков Сергей Николаевич, ООО "КВ Экспресс", Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Челябинской области Гончаров А.Н., УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ