г. Москва |
|
19 июля 2021 г. |
Дело N А40-28076/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 июля 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи И.В. Бекетовой,
судей: |
В.А. Свиридова, Е.В. Пронниковой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания С.Э. Исрафиловым, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО Фирма "Рон"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.04.2021 по делу N А40-28076/21
по заявлению ООО Фирма "Рон" (ИНН 7705002874)
к Инспекции федеральной налоговой службы N 4 по г. Москве (ИНН 7704058987)
о признании незаконным решения,
при участии:
от заявителя: |
Залогин А.В. по дов. от 17.03.2021; |
от ответчика: |
Привалов К.Ю. по дов. от 19.03.2021; |
УСТАНОВИЛ:
ООО Фирма "Рон" (далее также - общество, заявитель, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решения ИФНС России N 4 по г. Москве (далее также - налоговый орган, инспекция) N 8150 от 09.11.2020 о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение, предусмотренное Налоговым кодексом Российской Федерации.
Решением суда от 29.04.2021 заявление общества оставлено без удовлетворения.
С таким решением суда не согласилось общество и обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой.
В отзыве на апелляционную жалобу инспекция с доводами апелляционной жалобы не согласилась, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель общества поддержал доводы жалобы, представитель инспекции поддержал обжалуемое решение суда.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Срок обжалования, установленный частью 4 ст. 198 АПК РФ, обществом не пропущен.
Апелляционный суд, выслушав представителей сторон, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, полагает, что обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, обществу на праве собственности принадлежит недвижимое имущество с кадастровым номером 77:01:0001047:3283 (далее - спорный объект, помещение), расположенное в здании с кадастровым номером 77:01:0001047:1031 по адресу: г. Москва, пер. М. Афанасьевский, д. 14/34, стр. 2.
На основании положений статьи 378.2 НК РФ и особенностей определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, установленных статьей 1.1 Закона города Москвы от 05.11.2003 N 64 "О налоге на имущество организаций", Постановлением N 700-ПП на 2015 год и последующие налоговые периоды (в редакции Постановления Правительства Москвы от 24.07.2018 N 755-ПП) определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - перечень), в котором под порядковым номером 995 поименовано здание с кадастровым номером 77:01:0001047:1031.
Постановлением N 790-ПП утверждены результаты государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства в городе Москве, в том числе кадастровая стоимость нежилого помещения в размере 114 074 147 руб., которая внесена в ЕГРН и применяется для целей налогообложения с 01.01.2017 по 01.01.2018.
19.12.2019 налогоплательщиком в адрес инспекции представлена первичная налоговая декларация по налогу на имущество организаций за 12 месяцев 2018 года.
Инспекцией была проведена проверка первичной налоговой декларации по налогу на имущество организаций за 12 месяцев 2018 года, по результатам которой, составлен акт проверки от 01.04.2020 N 3115 по результатам рассмотрения которого, вынесено решение от 09.11.2020 N 8150 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым общество привлечено к ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде штрафа в размере 342 222 руб., начислен налог на имущество организаций за 2018 г. в сумме 1 711 112 руб., и пени в сумме 397 178, а также начислен штраф в соответствии со ст. 119 НК РФ в размере 513 334 руб.
Не согласившись с вынесенным решением, в порядке ст. 139.1 НК РФ общество обратилось с апелляционной жалобой в УФНС России по г. Москве.
Решением УФНС России по г. Москве от 13.01.2021 N 21 -10/0001917@ решение инспекции оставлено без изменения, апелляционная жалоба заявителя - без удовлетворения.
Посчитав указанное выше решение ИФНС России N 4 по г. Москве N 8150 от 09.11.2020 незаконным и нарушающим его права и законные интересы, общество обратилось в суд с заявлением.
Как следует из заявления, Общество не согласно с определением Инспекцией дополнительных налоговых обязательств по налогу на имущество организаций в сумме 1 711 112 руб. за 2018 год в связи с неисчислением обществом налога на имущество организаций в отношении объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 77:01:0001047:3283, расположенного в здании с кадастровым номером 77:01:0001047:1031, поскольку спорное нежилое помещение отсутствует в приложении N 1 к Постановлению Правительства Москвы от 28.11.2014 N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость".
Общество считает, что применение упрощенной системы налогообложения в соответствии со ст. 346.11 НК РФ предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на имущество организаций.
Кроме того, по мнению общества, инспекцией неправомерно начислены пени на оспариваемые суммы налога на имущество.
Таким образом, заявитель делает вывод о том, что инспекция неправомерно привлекла общество к ответственности в соответствии со ст. 119 НК РФ. У налогоплательщика отсутствовали основания для представления налоговой декларации.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с пунктом 2 статьи 346.11 НК РФ применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на имущество организаций, за исключением налога, уплачиваемого в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии с НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 374 НК РФ объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 НК РФ.
Исходя из положений пункта 1 статьи 375 НК РФ налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено пунктом 2, в соответствии с которым налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 НК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;
4) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
Пунктом 2 статьи 378.2 НК РФ предусмотрено, что закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 настоящей статьи, может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
Согласно пп. 3 п. 12 ст. 378.2 НК РФ, объект недвижимого имущества подлежит налогообложению у собственника такого объекта или у организации, владеющей таким объектом на праве хозяйственного ведения, если иное не предусмотрено ст. 378 и 378.2 НК РФ.
Согласно пункту 7 статьи 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, направляет его в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества и размещает на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
В соответствии со ст. 378.2 НК РФ и Законом г. Москвы от 05.11.2003 N 64 "О налоге на имущество организаций" Постановлением Правительства Москвы от 28.11.2014 N 700-ПП (в ред. от 25.07.2017 N 486-ПП) "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется каких кадастровая стоимость" определен перечень объектов недвижимого имущества на 2015 год и последующие налоговые периоды, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
В силу специальных положений установленных пунктом 6 статьи 378.2 НК РФ любое помещение, находящееся в здании, включенном в перечень объектов недвижимого имущества облагаемых по кадастровой стоимости, подлежит налогообложению исходя из кадастровой стоимости вне зависимости от того, включено ли данное помещение в Перечень или нет, а также вне зависимости от наличия утвержденной в отношении него кадастровой стоимости в результате государственной кадастровой оценки.
При этом, до включения соответствующих помещений в Перечень и определения в отношении них кадастровой стоимости их кадастровая стоимость для целей налогообложения определяется расчетным путем, исходя из доли в кадастровой стоимости здания, что соответствует общей цели введения данного положения о налогообложении всех зданий и помещений, соответствующих определенным критериям, налогом исходя из кадастровой стоимости.
Из материалов дела следует, что 19.12.2019 заявителем в адрес инспекции представлена первичная налоговая декларация по налогу на имущество организаций за 12 месяцев 2018 года.
Согласно информации, поступившей из Управления Росреестра по г. Москве в рамках статьи 85 НК РФ, Обществу на праве собственности принадлежит нежилое помещение, расположенное в здании по адресу: г. Москва, пер. М. Афанасьевский, д. 14/34, стр. 2, кадастровая стоимость которого внесена в ЕГРН на основании Постановления N 790-ПП, применяется к спорному периоду в размере 114 074 147 руб.
В представленной декларации заявителем не исчислен налог на имущество в отношении спорного объекта исходя из кадастровой стоимости в размере 114 074 147 руб.
Таким образом, инспекцией в ходе проведения камеральной налоговой проверки первичной налоговой декларации по налогу на имущество организаций за 12 месяцев 2018 года выявлено не исчисление налога на имущество исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости, что привело к занижению суммы налога, подлежащей уплате в бюджет по налогу на имущество за 2018 год в размере 1 711 112,00 руб.
Инспекцией в рамках проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, направлено письмо в Управление ФНС России по г. Москве для направления запроса в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве с целью получения информации об актуальном кадастровом номере здания, в котором расположено помещение с кадастровым номером 77:01:0001047:3283, принадлежащее на праве собственности Заявителю.
24.09.2020 инспекцией получен ответ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, в соответствии с которым сделан вывод, что объект недвижимости с кадастровым номером 77:01:0001047:3283 расположен в здании с кадастровым номером 77:01:0001047:1031, расположенным по адресу: 119019, г. Москва, пер. Афанасьевский М., 14/34,2.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что если здание (строение, сооружение) включено в Перечень, то все помещения в нем, принадлежащие одному или нескольким собственникам, подлежат налогообложению исходя из кадастровой стоимости вне зависимости от отсутствия этих помещений в перечне.
Позиция Инспекции основана на Определении Верховного суда Российской Федерации от 17.08.2018 N 309-КГ18-11719, Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 02.07.2019 N А40-196540/2018, а также подтверждена письмом Министерства Финансов РФ ФНС от 13.03.2017 N 03-05-04-01/13780.
В связи с изложенным, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что посокльку объект (помещение) с кадастровым номером 77:01:0001047:3283, расположенный в здании с кадастровым номером 77:01:0001047:1031, по адресу, включено в Перечень. Принадлежащий Заявителю объект недвижимого имущества 77:01:0001047:3283 подлежит налогообложению исходя из его кадастровой стоимости.
Общество считает, что исчисленный штраф является несоразмерным. Суд апелляционной инстанции полагает указанный довод необоснованный.
По итогам камеральной налоговой проверки налогоплательщику были начислены пени в размере 397 177,62 руб. за период с 31.03.2018 по 09.11.2020.
Пунктом 1 статьи 45 НК РФ установлено, что обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 75 НК РФ пеней признается установленная статьей 75 НК РФ денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
В силу пункта 3 статьи 75 Кодекса НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено статьей 75 НК РФ и главами 25 и 26.1 НК РФ.
Пунктом 4 статьи 75 НК РФ (в редакции Закона N 401-ФЗ) установлено, что пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога.
Процентная ставка пени принимается равной:
за просрочку исполнения обязанности по уплате налога сроком до 30 календарных дней (включительно) - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации;
за просрочку исполнения обязанности по уплате налога сроком свыше 30 календарных дней - одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период до 30 календарных дней (включительно) такой просрочки, и одной стопятидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период начиная с 31-го календарного дня такой просрочки.
Налог на имущество организаций и авансовые платежи по нему подлежат уплате в сроки, определенные законами субъектов РФ (ст. 383 НК РФ). В течение года организации уплачивают авансовые платежи по налогу на имущество, если это устанавливает региональный закон. За год налогоплательщики представляют налоговую декларацию и уплачивают итоговую сумму налога.
Наличие задолженности по уплате налога на имущество организаций 2018 г. определяется неисполнением Обществом обязанности по уплате соответствующего налога в установленный законодательством срок. Налогоплательщик на дату составления Решения Инспекции недоимку по налогу на имущество за 2018 г. не уплатил.
Как обоснованно указывает налоговый орган, непредставление налогоплательщику расчета пени за неуплату налога само по себе не является безусловным основанием для признания недействительным решения инспекции на основании п. 14 ст. 101 НК РФ. Данная правовая позиция подтверждается Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2018 N 15АП-15372/2018 по делу N А53-8598/2018.
Согласно пункту 1 статьи 119 НК РФ непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.
В соответствии с пунктом 1 статьи 386 НК РФ налогоплательщики обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по своему местонахождению, по местонахождению каждого своего обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, а также по местонахождению каждого объекта недвижимого имущества (в отношении которого установлен отдельный порядок исчисления и уплаты налога) налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу и налоговую декларацию по налогу за налоговый период в срок не позднее 30 марта года следующего за отчетным.
Судом установлено, что обществом 19.12.2019 представлена первичная налоговая декларация по налогу на имущество организаций за 12 месяцев 2018 года, срок представления декларации в соответствии с п. 3 ст. 386 НК РФ - 01.04.2019.
Сумма неуплаченного налога на имущество организаций за 2018 год, подлежащая уплате, составила - 1711 112,00 руб. Количество просроченных месяцев - 9. Таким образом, сумма штрафа за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок составляет 513 334,00 руб. (1 711 112 руб. * 30 %).
Налоговым органом при назначении штрафа не были нарушены пределы санкции, установленные п. 1 ст. 119 НК РФ.
Вопреки позиции Заявителя, в настоящем деле не подлежит применению минимальный штраф в размере 1000 руб., поскольку Обществом не приведено каких-либо существенных доводов, подтверждающих наличие исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного правонарушения. Позиция Заявителя в данной части фактически сводится к его несогласию с размером назначенного штрафа.
У налогоплательщика имелась возможность соблюдения положений налогового законодательства Российской Федерации, однако не было принято мер по их соблюдению. Общество должно было не только знать о существовании обязанностей, установленных налоговым законодательством РФ, но и обязано было обеспечить их выполнение, т.е. соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.
Доказательства наличия объективных обстоятельств, препятствовавших соблюдению Обществом норм налогового законодательства Российской Федерации, а также свидетельствующих о том, что Общество предприняло все зависящие от него меры по недопущению нарушения, в материалах дела отсутствуют.
Согласно п. 1 ст. 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия), влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора, страховых взносов).
В связи с чем, Обществу был доначислен минимальный штраф в размере 342 222,00 руб. (20% от суммы подлежащей уплате - 1 7 11 112, 00 руб.).
Следовательно, отсутствуют основания полагать, что размер подлежащего взысканию с Заявителя налога, штрафа и пеней несправедлив и несоразмерен последствиям совершенного налогового правонарушения. Инспекцией налоговая ответственность к Заявителю применена с учетом требований справедливости, соразмерности и необходимости соблюдения баланса частного и публичного интереса, степени вины налогоплательщика и тяжести совершенного деяния.
Исходя из вышеизложенного, вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что решение инспекции N 8150 от 09.11.2020 является законным и обоснованным.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что совокупность оснований, необходимая в силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ для удовлетворения требований, отсутствует, в связи с чем требования общества удовлетворению не подлежат.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что инспекция исполнила процессуальные обязанности, установленные ч. 5 ст. 200 АПК РФ.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой доказательств и иным толкованием норм материального права, не опровергают правильные выводы суда.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, сводятся к ссылкам на уже исследованные и оцененные надлежащим образом судом первой инстанции доказательства и обстоятельства.
Суд первой инстанции, исследовал имеющие значение для дела обстоятельства, полно, детально, подробно описав представленные в материалы дела доказательства, верно оценил в порядке ст. 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, правильно применил нормы материального и процессуального права, сделал обоснованные выводы, соответствующие обстоятельствам дела, принял по делу правомерный и обоснованный судебный акт.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, судебной коллегией не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 29.04.2021 по делу N А40-28076/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
И.В. Бекетова |
Судьи |
Е.В. Пронникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-28076/2021
Истец: ООО ФИРМА "РОН"
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 4 ПО Г. МОСКВЕ