город Омск |
|
20 июля 2021 г. |
Дело N А70-4701/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 июля 2021 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Рыжикова О.Ю., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарём Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием средств видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Западно-Сибирского округа апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-7131/2021) индивидуального предпринимателя Тупика Алексея Николаевича на решение Арбитражного суда Тюменской области от 27.05.2021 по делу N А70-4701/2021 (судья Скачкова О.А.), принятое по заявлению Департамента потребительского рынка и туризма Тюменской области (ОГРН 1057200723315, ИНН 7202137709, адрес: 625000, Тюменская область, г. Тюмень, ул. Советская, д. 61) к индивидуальному предпринимателю Тупику Алексею Николаевичу (ОГРНИП 314723218300151, ИНН 720505131014) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии в судебном заседании представителей:
от индивидуального предпринимателя Тупика Алексея Николаевича - Щергина Е.А. по доверенности от 02.04.2021;
от Департамента потребительского рынка и туризма Тюменской области - Бурдин Д.В. по доверенности от 29.01.2021;
УСТАНОВИЛ:
Департамент потребительского рынка и туризма Тюменской области (далее - заявитель, административный орган, Департамент, ДПРиТ ТО) обратился в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к индивидуальному предпринимателю Тупику Алексею Николаевичу (далее - заинтересованное лицо, предприниматель, ИП Тупик А.Н.) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 27.05.2021 по делу N А70-4701/2021 Арбитражный суд Тюменской области привлек ИП Тупика А.Н. к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ, назначив административное наказание в виде штрафа в размере 10 000 руб.; спиртосодержащую продукцию, изъятую согласно протоколу об изъятии вещей и документов по делу об административном правонарушении от 27.10.2020, направил на уничтожение в порядке, установленном действующим законодательством.
Не согласившись с принятым судебным актом, предприниматель обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что изъятая продукция не является алкогольной, это непищевая спиртосодержащая продукция, а именно: моющее средство; код ОК 034-2014 (КПЕС 2008) 20.41.32.110, указанный на этикетке продукции, соответствует тому, который указан в Перечне товаров бытовой химии, на деятельность по обороту которых не распространяется действие Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.10.2018 N 2322-р; в сертификате соответствия от 03.04.2020 N РОСС RU.HB61.H03682 для средства моющего "Джентльмен" указаны наименования: антисептический, этанол, люкс, хлебный, пшеничный, коньячный, виноградный; в решении Арбитражного суда Калининградской области от 18.08.2020 по делу N А21-6003/2020 учтено, что стеклоомывающая жидкость "Джентльмен" является товаром бытовой химии, имеет сертификат соответствия, включена в указанный выше Перечень, исключающий ее из-под действия Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ).
В письменном отзыве Департамент просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, обращая внимание на то, что предпринимателем не представлены документы о том, что спиртосодержащая жидкость "Хлебный джентльмен" и "Коньячный джентльмен" прошла государственную регистрацию как парфюмерно-косметическая продукция; из описания состава не следует, что она является химической продукцией, не указано, для каких именно поверхностей может использоваться данное "моющее средство"; в рамках дела N А54-28/2017 ООО "Центр инженерных технологий" (производитель спорной продукции) привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ и статьей 14.18 КоАП РФ, по факту производства пищевой спиртосодержащей продукции под видом парфюмерно-косметической продукции,
В заседании суда апелляционной инстанции, проведенном с использованием средств видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Западно-Сибирского округа, представитель ИП Тупика А.Н. поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель Департамента поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, ИП Тупик А.Н. осуществляет предпринимательскую деятельность в магазине "Продукты" по адресу: Тюменская область, г. Тюмень, 2 км. Старотобольского тракта, д. 8, стр. 96.
Департаментом в отношении предпринимателя возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования с целью установления фактов нарушений требований законодательства при осуществлении предпринимательской деятельности.
Административным органом в ходе проверочных мероприятий установлено, что 27.10.2020 предпринимателем в помещении магазина хранится спиртосодержащая продукция, а именно: 17 бутылок спиртосодержащей жидкости "Коньячный джентльмен" об. 33,5 %, объем 0,5 л; 20 бутылок спиртосодержащей жидкости "Хлебный джентльмен" об. 37 %, объем 0,5 л.
Данная спиртосодержащая продукция согласно протоколу об изъятии вещей и документов по делу об административном правонарушении от 27.10.2020 изъята и вывезена на хранение по адресу: г. Тюмень, ул. Московский тракт, д. 106, стр. 4, пом. 7.
В связи с выявленными нарушениями в отношении ИП Тупика А.Н. 16.12.2020 Департаментом составлен протокол по делу N 346-ИП-14.16/2020 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
На основании данного протокола ДПРиТ ТО обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении заинтересованного лица к административной ответственности, предусмотренной названной нормой КоАП РФ.
27.05.2021 Арбитражным судом Тюменской области принято решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
Частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ предусмотрена ответственность за оборот этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных федеральным законом. Данное нарушение влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции
Правоотношения, возникающие в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации регулируются Законом N 171-ФЗ.
Пунктом 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ императивно установлено, что запрещается оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, установленных в соответствии с требованиями данного Закона.
Согласно пункту 3 статьи 2 Закона N 171-ФЗ спиртосодержащая продукция - это пищевая или непищевая продукция, спиртосодержащие лекарственные препараты, спиртосодержащие медицинские изделия с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10.2 Закона N 171-ФЗ (в редакции, действующей на момент проведения проверки) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии следующих сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота:
1) товарно-транспортная накладная;
2) справка, прилагаемая к таможенной декларации (для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, являющихся товарами Таможенного союза);
3) справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации, а также для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, являющихся товарами Таможенного союза);
4) уведомление (для этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции);
5) заверенные подписью руководителя организации и (при наличии печати) ее печатью копия извещения об уплате авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту учета покупателя об уплате авансового платежа акциза или копия извещения об освобождении от уплаты авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту учета покупателя об освобождении от уплаты авансового платежа для закупки (за исключением импорта из государств, не являющихся членами ЕАЭС) и поставок (за исключением экспорта) этилового спирта в случаях, если уплата указанного платежа предусмотрена законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
6) копия договора о поставке за пределы Российской Федерации (в случае производства, закупки, поставок, хранения и (или) перевозок в целях вывоза из Российской Федерации (экспорта) пива и пивных напитков в полимерной потребительской таре (потребительской таре либо упаковке, полностью изготовленных из полиэтилена, полистирола, полиэтилентерефталата или иного полимерного материала) объемом более 1500 миллилитров).
В порядке пункта 2 статьи 10.2 Закона N 171-ФЗ этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, считаются продукцией, находящейся в незаконном обороте.
Под оборотом понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие указанного Федерального закона (пункт 16 статьи 2 Закона N 171-ФЗ).
Таким образом, для привлечения к административной ответственности по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ необходимо установление наличия одного из указанных действий в отношении алкогольной или спиртосодержащей продукции без документов, подтверждающих легальность ее производства и оборота.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения данного правонарушения.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Таким образом, при привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ должен быть установлен факт оборота субъектом административного правонарушения алкогольной или спиртосодержащей продукции без документов, подтверждающих легальность ее производства и оборота.
Как указано выше, административным органом в ходе проверочных мероприятий установлено, что 27.10.2020 предпринимателем в помещении магазина хранится спиртосодержащая продукция, а именно: 17 бутылок спиртосодержащей жидкости "Коньячный джентльмен" об. 33,5 %, объем 0,5 л; 20 бутылок спиртосодержащей жидкости "Хлебный джентльмен" об. 37 %, объем 0,5 л. Данная спиртосодержащая продукция согласно протоколу об изъятии вещей и документов по делу об административном правонарушении от 27.10.2020 изъята и вывезена на хранение.
В рассматриваемом случае материалами дела, в том числе протоколами осмотра, изъятия вещей и документов от 27.10.2020, объяснениями по делу об административном правонарушении, видеозаписью, результатами экспертизы, протоколом об административном правонарушении от 16.12.2020 N 346-ИП-14.16/2020 подтверждается факт хранения предпринимателем указанной выше спиртосодержащей продукции.
Поскольку у ИП Тупика АН. изъята спиртосодержащая жидкость с содержанием этилового спирта 33,5% (Хлебный джентльмен), 37,0% (Коньячный джентльмен), а свидетельство о государственной регистрации парфюмерно-косметической продукции, прошедшей государственную регистрацию, ИП Тупик А.Н. представлено на стеклоомывающую жидкость "Джентельмен", документы о том, что спиртосодержащая жидкость "Хлебный джентльмен" и "Коньячный джентльмен" прошла государственную регистрацию как парфюмерно-косметической продукция ИП Тупик А.Н. не представлены, в действиях предпринимателя усматривается нарушение изложенных выше норм Закона N 171-ФЗ.
Довод заявителя о том, что продукция относится к моющим средствам, которые включены в Перечень товаров бытовой химии, на деятельность по обороту которых не распространяется действие Закона N 171-ФЗ, утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.10.2018 N 2322-р, правомерно отклонен судом первой инстанции, поскольку соответствующего свидетельства о государственной регистрации спорной продукции заинтересованным лицом в материалы дела не предоставлено.
Ссылка на наличие у предпринимателя документа (сертификата соответствия, а не свидетельства о государственной регистрации) на спорную продукцию, произведенную с использованием этилового спирта, само по себе не освобождает от административной ответственности за оборот спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота.
Поскольку согласно заключению эксперта от 10.12.2020 N 3379 исследованные образцы представляют собой спиртосодержащую жидкость с содержанием этилового спирта 33,5% (Хлебный джентльмен), 37,0% (Коньячный джентльмен), то есть более 0,5% объема готовой продукции, указанная продукция для целей применения Закона N 171-ФЗ относится к спиртосодержащей пищевой продукции и при обороте такой продукции должны соблюдаться требования, запреты и ограничения, установленные этим Законом.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о доказанности в действиях ИП Тупика А.Н. вменяемого события административного правонарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Материалы дела свидетельствуют о наличии вины предпринимателя в совершении административного правонарушения. Вина заинтересованного лица выражается в том, что у него имелась возможность для соблюдений указанных выше норм и правил, однако им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Доказательства того, что правонарушение совершено подателем жалобы вследствие чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных, непреодолимых препятствий, находящихся вне его контроля, в материалах дела отсутствуют.
Доводы подателя жалобы о том, что Арбитражным судом Калининградской области в рамках рассмотрения дела N А21-6003/2020 учтено, что стеклоомывающая жидкость "Джентльмен" является товаром бытовой химии, имеет сертификат соответствия, включена в Перечень, исключающий ее из-под действия Закона N 171-ФЗ, отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку, осуществляя в продуктовом магазине реализацию, по утверждению предпринимателя, моющего средства с названиями "Хлебный джентльмен", "Коньячный джентльмен", что абсолютно не свойственно в обыденном смысле бытовой химии, поскольку указанные названия соответствуют продуктам питания, ИП Тупик А.Н. не мог не знать о том, что продажа данной продукции может осуществляться только при наличии соответствующих сопроводительных документов, удостоверяющих легальность её производства и оборота.
Из правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.06.2008 N 3796/08, следует, что наличие документов о соответствии реализуемой алкогольной продукции требованиям государственных стандартов само по себе не освобождает от ответственности за реализацию такой продукции, если она фактически не соответствует названным требованиям.
Таким образом, предприниматель при должной внимательности и предусмотрительности, которые требовались от него при осуществлении хозяйственной деятельности, имел возможность для соблюдения норм действующего законодательства, однако им не были приняты все необходимые меры по его соблюдению.
На основании изложенного, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, руководствуясь положениями КоАП РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях предпринимателя состава правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
Соблюдение процедуры и срока привлечения к административной ответственности, а также наличие полномочий у административного органа на составление протокола об административном правонарушении установлено судом первой инстанции и заявителем в апелляционной жалобе не оспаривается. Наказание назначено судом первой инстанции в минимальном размере санкции части 2 статьи 14.16 КоАП РФ. Исключительных обстоятельств, позволяющих квалифицировать совершенное заявителем правонарушение как малозначительное, а также оснований для замены наказания в виде административного штрафа на предупреждение апелляционным судом не усмотрено.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку жалобы на решения арбитражного суда по делам о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются. Ошибочно уплаченная предпринимателем государственная пошлина в связи с подачей настоящей жалобы подлежит возврату из федерального бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 27.05.2021 по делу N А70-4701/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Тупику Алексею Николаевичу из федерального бюджета 3000 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной по чеку-ордеру Сбербанка России от 04.06.2021.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.Е. Иванова |
Судьи |
О.Ю. Рыжиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-4701/2021
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА И ТУРИЗМА ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ИП Тупик Алексей Николаевич
Третье лицо: Восьмой Арбитражный Апелляционный Суд