город Ростов-на-Дону |
|
20 июля 2021 г. |
дело N А53-8555/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 июля 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Нарышкиной Н.В.,
судей Глазуновой И.Н., Фахретдинова Т.Р.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Якименко А.С.
при участии:
от истца: представитель Павленко Г.Н., по доверенности от 0112.2020;
от ответчика: представитель Козлов А.Г., по доверенности от 09.12.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 20.05.2021 по делу N А53-8555/2021 по заявлению публичного акционерного общества "Газпром газораспределение Ростов-на-Дону" (ИНН 6163000368, ОГРН 1026103159785) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области о признании незаконным отказа,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Газпром газораспределение Ростов-на-Дону" (далее - ПАО "Газпром газораспределение Ростов-на-Дону", общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области (далее - управление) о признании незаконным отказа в осуществлении действий по государственному кадастровому учету, выраженного в уведомлении от 15.12.2020 N 61-0-1-236/3403/2020-12186/3.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 20.05.2021 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным судебным актом, управление обжаловало его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе управление просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы управление указывает на то, что спорный газопровод является надземно-подземным. Поскольку заявителем не представлены в орган регистрации правоустанавливающие документы на земельный участок под надземной частью газопровода, отказ управления является законным.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель управления поддержал доводы апелляционной жалобы; представитель общества - доводы отзыва на жалобу.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы с учетом части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав объяснения представителей сторон, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены принятого по делу решения ввиду следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ПАО "Газпром газораспределение Ростов-на-Дону" обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области (Новочеркасский отдел) с заявлением о государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества: "Газопровод среднего давления для подключения объекта: "Обустройство военного городка N 32, войсковая часть 25719 (шифр Ю-41/15-83 по адресу: Ростовская область, г. Новочеркасск (к. н. 61:55:0000000:4075)".
Уведомлением от 15.12.2020 N 61-0-1-236/3403/2020-12186/3 отказано в государственном кадастровом учете.
ПАО "Газпром газораспределение Ростов-на-Дону", не согласившись с отказом, указывая, что спорный газопровод проходит, в том числе по земельному участку 61:55:0000000:36 и проложен методом горизонтально-направленного бурения, в силу этого, необходимость оформления прав на земельный участок для размещения подземного линейного объекта действующим законодательством не предусмотрена, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенных норм для признания действий (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемых действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации), государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом. К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
Согласно ст. 14 Закона о регистрации, документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество.
Как следует из материалов дела, в орган регистрации прав обратилось ПАО "Газпром газораспределени Ростов-на-Дону" в лице представителя Сысоевой Ольга Юрьевна с заявлениями NN 61-0-1-236/3403/2020-12186, 61/001/007/2020-132273 о постановке на государственный кадастровый учет и регистрации права на объект недвижимости - сооружение (газопровод среднего давления).
По результатам проведения правовой экспертизы государственным регистратором прав было принято решение о приостановлении осуществления учетно-регистрационных действий в соответствии с требованиями пунктов 5, 7 части 1 статьи 26 Закона 218-ФЗ в связи со следующим.
При проведении правовой экспертизы было установлено, что вышеуказанный объект недвижимости является сооружением, для строительства которого в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство. Объект расположен в пределах, в том числе земельного участка с кадастровым номером 61:55:0000000:36, право федеральной собственности на который зарегистрировано в установленном законом порядке.
Согласно положениям постановления Правительства Ростовской области N 440 от 06.07.2015 размещение объектов без предоставления земельных участков и установления сервитутов на территории Ростовской области осуществляется на основании разрешения на использование земель или земельного участка для размещения объектов, виды которых определены Постановлением Правительства Российской Федерации N 1300, выданного уполномоченным органом исполнительной власти Ростовской области, осуществляющим управление и распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности Ростовской области.
На государственную регистрацию такой документ представлен не был. Для получения сведений о том, выдавалось ли разрешение на использование земельного участка с кадастровым номером 61:55:0000000:36 для размещения объекта, государственным регистратором направлен соответствующий запрос.
29.10.2020 на направленный запрос получен ответ, в соответствии с которым земельный участок с кадастровым номером 61:55:0000000:36 находится в федеральной собственности и предоставлен открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" и для получения информации об использовании земельного участка, следует обратиться в ОАО "РЖД". Однако ОАО "РЖД" не является уполномоченным органом исполнительной власти Ростовской области, осуществляющим управление и распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности.
15.12.2021 государственным регистратором прав в соответствии со статьей 27 Закона N 218-ФЗ отказано в осуществлении учетно-регистрационных действий по заявлениям NN 61-0-1-236/3403/2020-12186, 61/001/007/2020-132273.
В силу части 8 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации на земельные участки, где размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, относящиеся к линейным объектам, оформление прав собственников объектов трубопроводного транспорта в порядке, установленном настоящим Кодексом, не требуется. У собственников земельных участков возникают ограничения прав в связи с установлением охранных зон таких объектов.
Вышеизложенное в совокупности с положениями части 2 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которой земельный участок как объект земельных отношений является частью поверхности земли, границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке, указывает на то, что прохождение линейного сооружения под поверхностью нескольких земельных участков исключало реализацию владельцем сооружения приобретения права на данные участки в порядке статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с письмом Министерства экономического развития Российской Федерации N 6013-ПК/Д23и от 04.03.2016 "О порядке осуществления государственной регистрации прав на сооружения, созданные с применением технологии горизонтально-направленного бурения" необходимость оформления прав на земельный участок собственником подземного сооружения, в том числе сооружения, созданного с применением технологии горизонтально-направленного бурения, части которого находятся под поверхностью земельного участка, земельным законодательством не предусмотрена.
В соответствии с представленным государственному регистратору техническим планом сооружения, в заключении кадастрового инженера, указано, что спорный газопровод является надземно-подземным, проходит по кадастровым кварталам 61:55:0021509, 61:55:0021510, 61:55:0021511, 61:55:0021512, 61:55:0021513, 61:55:0021603, 61:55:0021814, проходит по земельным участкам с кадастровыми номерами: 61:55:0000000:36 (единое землепользование) и 61:55:0000000:1563. Между точками 22-26 (под участком с кадастровым номером 61:55:0000000:1563), 32-33 (под участком с кадастровым номером 61:55:0000000:1563), 40-41 (под участком с кадастровым номером 61:55:0000000:1563) и 46-65 (под участками с кадастровыми номерами 61:55:0000000:1563 и 61:55:0000000:36 (единое землепользование)) газопровод проложен методом горизонтально-направленного бурения.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что необходимость оформления прав на земельный участок с кадастровым номером 61:55:0000000:36 собственником спорного подземного сооружения для размещения подземного линейного объекта, в данном случае созданного с применением технологии горизонтально-направленного бурения, действующим законодательством не предусмотрена, а требование государственного регистратора к собственнику спорного подземного газопровода представить разрешение на использование земельного участка с кадастровым номером 61:55:0000000:36 для размещения спорного газопровода не соответствует закону.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебной коллегией отклоняются по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 15, ст. ст. 18, 40 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", Порядком представления заявления о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество и прилагаемых к нему документов, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 26.11.2015 N 883, были поданы Заявления о постановке на кадастровый учет и государственной регистрации права собственности N 61-0-1-236/3403/2020-12186, 61/001/007/2020-132273 на созданный объект строительства, а именно: Газопровод среднего давления для подключения объекта: "Обустройство военного городка N 32, войсковая часть 25719 (шифр Ю-41/15-83 по адресу: Ростовская область, г. Новочеркасск (к.н. 61:55:0000000:4075)", протяженностью 958 м, назначение объекта: иное сооружение (Газопровод среднего давления для подключения объекта: "Обустройство военного городка N 32, войсковая часть 25719 (шифр Ю-41/15-83 по адресу: Ростовская область, г. Новочеркасск (к.н. 61:55:0000000:4075)") местоположение объекта недвижимости: Ростовская область, г. Новочеркасск со всеми необходимыми документами.
Согласно части 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГРК РФ газопроводы и иные трубопроводы относятся к линейным объектам, которые являются объектами капитального строительства.
Согласно пункту 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В силу пункта 23 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" под сооружением понимается результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.
Газопроводы представляют собой линейную систему, предназначенную для выполнения технологического процесса, выражающегося в транспортировке опасного вещества (природного газа), что определяет их как сооружение.
Согласно п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации и иными законами.
Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются в соответствии с подпунктом 1 части 3 ст. 14 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" одновременно в связи с созданием объекта недвижимости (далее по тексту закон N 218-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 18, частью 6 статьи 30, частью 2 статьи 61 Закона N 218-ФЗ, пунктом 1 и подпунктом 5.2.29 Положения о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437 утвержден Порядок представления заявления о государственной кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество.
В силу ч. 7 ст. 1 Закон N 218-ФЗ государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
Согласно п. 1 ст. 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (п. 2 ч. 4 ст. 18 Закона N 218-ФЗ).
Линейные объекты в силу их технических особенностей и, как правило, большой протяженности размещаются на значительном количестве земельных участков (в том числе под их поверхностью), которые принадлежат различным лицам, относятся к различным категориям и имеют различные виды разрешенного использования.
Прохождение линейного сооружения под поверхностью нескольких земельных участков не порождает каких-либо вещных прав в отношении данных земельных участков у владельца сооружения, а лишь налагает на данные участки определенный специальный режим пользования. В частности, владелец инженерных коммуникаций имеет право требовать ограничение прав собственников (владельцев) земельных участков, под которыми расположены данные инженерные коммуникации, в связи с установлением охранных зон таких объектов, а также в случаях, предусмотренных законом, для эксплуатации таких объектов установления сервитута на земельных участках в соответствии с положениями статьи 274 ГК РФ и статьи 23 ЗК РФ.
В техническом плане на сооружения, в разделе Заключение кадастрового инженера указано, что спорный газопровод проходит, в т.ч. по земельному участку 61:55:0000000:36 и проложен методом горизонтально-направленного бурения. В силу этого, необходимость оформления прав на земельный участок для размещения подземного линейного объекта действующим законодательством не предусмотрена.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного акта отсутствуют.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 20.05.2021 по делу N А53-8555/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.В. Нарышкина |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-8555/2021
Истец: ПАО "ГАЗПРОМ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЕ РОСТОВ-НА-ДОНУ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ