город Москва |
|
20 июля 2021 г. |
дело N А40-37454/21 |
Резолютивная часть постановления оглашена 20.07.2021.
Полный текст постановления изготовлен 20.07.2021.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Лепихин Д.Е., Кочешкова М.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Казнаевым А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве на решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.04.2021
по делу N А40-37454/21
по заявлению ООО "Комильфо"
к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве
о признании незаконным решения;
при участии:
от заявителя - Климов А.С. по доверенности от 16.07.2021;
от заинтересованного лица - Власов Д.Е. по доверенности от 05.05.202;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 27.04.2021 признано незаконным решение Управления Росреестра по г. Москве об отказе в государственном кадастровом учете от 28.01.2021 по заявлению N КУВД001/2020-20541496 в отношении здания с кадастровым N 77:03:0003014:1152, общей площадью 1.817, 80 кв.м., расположенного по адресу: Москва, улица Малая Семёновская, дом 9 стр. 5 и на Управление Росреестра по г. Москве возложена обязанность устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя путем совершения соответствующих регистрационных действий в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Регистрирующий орган не согласился с выводами суда, обратился с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
Представители регистрирующего органа и общества в судебном заседании поддержали свои доводы и возражения.
Согласно п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В соответствии с ч. 1 ст. 21 Закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Частью 1 ст. 20 Закона N 218-ФЗ предусмотрены исчерпывающие основания для отказа в государственной регистрации.
В силу ч. 5 ст. 18 Закона N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям ст. 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Из материалов дела следует, что 21.10.2020 заявитель обратился в Управление Росреестра по г. Москве с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости N КУВД-001/2020-20541496, здания с кадастровым N 77:03:0003014:1152, общей площадью 1.817, 80 кв.м., расположенного по адресу: Москва, улица Малая Семёновская, дом 9 стр. 5.
02.11.2020 регистрирующим органом вынесено уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета в отношении объекта недвижимости с указанием на необходимость представления технического плана, подготовленного в соответствии с требованиями, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований по его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений", а именно: представленные документы не соответствуют формату, установленному органом нормативно-правового регулирования и подпадают под действие п. 5 ст. 26 Закона о недвижимости, форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации, технический план в электронной форме в виде файлов в формате XML, в техническом плане здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения, машино-места, единого недвижимого комплекса в форме электронного документа утвержденном приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 25.04.2019 N П/0163 неверно заполнены разделы (система координат) схемы XML; в нарушение п. 34 приказа N 953 в техническом плане неверно отображен контур здания; графическая часть объекта недвижимости до перепланировки, приведенная в технической документации не соответствует сведениям ЕГРН; нарушены п. п. 52, 59 приказа N 953.
В целях устранения замечаний, послуживших причиной приостановления кадастрового учета изменений, заявителем представлен исправленный технический план с дополнительными пояснениями в разделе заключение кадастрового инженера.
16.12.2020 уведомлением регистрирующим органом повторно указано на наличие причин, препятствующих возобновлению государственного кадастрового учета: нарушение п. 34 - неверно отображен контур здания; несоответствие графической части объекта до перепланировки сведениям ЕГРН; нарушение п. п. 52, 59 - некорректно применены условные обозначения.
28.01.2021 в связи с неустранением заявителем причин, указанных в уведомлении о приостановлении от 16.12.2021, уведомлением отказано заявителю в кадастровом учете изменений, поданных с заявлением от 21.10.2020 N КУВД-001/2020-20541496.
Не согласившись с решением регистрирующего органа, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Оценив в соответствии с требованиями ст. ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательства и доводы сторон, правильно применив положения Федерального закона N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", установив, что заявителем вместе с заявлением представлены соответствующие документы, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что отказ Управления Росреестра по г. Москве противоречит требованиям закона, поскольку влечет за собой недостоверность содержащейся в реестре информации.
Рассмотрев повторно материалы дела в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта исходя из следующего.
В соответствии с ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных законом сведений о недвижимом имуществе.
В соответствии с названным законом осуществляется кадастровый учет объектов недвижимости, а именно: земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (ч. 5 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ).
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (п. 1 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).
В соответствии с п. 7 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является межевой план, технический план.
Согласно п. 6 ч. 5 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ государственный кадастровый учет осуществляется без одновременной государственной регистрации прав исключительно в случаях, если он осуществляется в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости.
В силу ст. 27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ, что в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в ст. 26 настоящего Федерального закона.
Из материалов дела следует, что основанием для отказа в осуществлении регистрационных действий послужили нарушения требований к подготовке технического плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в ней сведений".
При наличии соответствующих оснований действия по государственной регистрации приостанавливаются в целях устранения выявленных обстоятельств.
Уведомление о приостановлении должно содержать в себе перечень конкретных требований, исполнение которых должно привести к совершению действий по государственной регистрации.
Из материалов дела следует, что при сравнении редакции технического плана, представленного с заявлением о государственном кадастровом учете 21.10.2020 и редакции технического плана, представленного с заявлением от 14.12.2020 в разделе чертеж контура здания кадастровым инженерам внесены соответствующие изменения - указаны контуры здания, в соответствии с требованиями п. 34 приказа N 953, а именно: отображена проекция всех этажей здания, включающая в себя обозначение крылец, приямков и пр. элементов ограждающих конструкций здания.
В соответствии с п. 3 ст. 45 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ (редакция от 02.07.2013) "О государственном кадастре недвижимости" в срок до 01.01.2013 органы по государственному техническому учету и технической инвентаризации передают в орган кадастрового учета информацию и документы (копии технических паспортов) содержащие актуальную информацию об учтенных объектах недвижимости.
После чего кадастровый учет (в том числе информацию о производимых перепланировках) осуществляет орган кадастрового учета.
Таким образом, в ЕГРН имеется информация о планировке помещений, существовавшей только по состоянию на 01.01.2013; информации о ранее произведенных перепланировках и о более поздних перепланировках у регистрирующего органа отсутствует.
В представленном в Управление Росреестра по г. Москве проекте перепланировок и техническом заключении содержалась информация как о перепланировках, выполненных до 01.01.2013 (и уже отраженных в ЕГРН в результате передачи сведений из электронной базы данных БТИ), так и о перепланировках, осуществленных после указанной даты.
В поэтажных планах, подготовленных кадастровым инженером "до перепланировки" содержатся планы до выполненной перепланировки, на произведение которого до органу технической инвентаризации разрешение не представлялось, из-за этого в приостановке указано на расхождение графической части проекта и сведений ЕГРН, данная ситуация описана кадастровым инженером в техническом плане в разделе "заключение кадастрового инженера".
В соответствии со ст. 26 Федерального закона N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", содержащей закрытый перечень оснований для приостановки регистрационных и учетных действий, данная причина не перечислена в качестве основания для приостановления.
Кроме того, в данном случае кадастровым инженером при подготовке обеих редакций технического плана использованы и указаны в качестве условных обозначений обозначения, указанные в Приложении N 2 к приказу N 953, раздела IV требования к оформлению графической части технического плана.
В соответствии с п. 71 приказа Минэкономразвития России от 07.06.2017 N 278 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество" (зарегистрировано в Минюсте России 01.12.2017 N 49074) уведомление об отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав должно содержать все причины, послужившие основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, с указанием норм (пунктов, частей, статей) нормативных правовых актов, несоблюдение которых привело к приостановлению, а не устранение этих причин - к отказу в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, и содержание данных норм, а также указание на то, в чем именно заключалось несоблюдение требований указанных нормативных правовых актов.
Данные причины должны быть указаны таким образом, чтобы заявителю, не обладающему специальными знаниями в области права было ясно без дополнительных разъяснений, на основании каких правовых норм и какие действия он должен был совершить в целях устранения этих причин, неустранение которых привело к принятию решения об отказе в оказании ему государственной услуги, а также для подачи вновь документов на государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав или подготовки им заявления в суд, арбитражный суд об обжаловании отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Указанные регистрирующим органом основания для приостановления и последующего отказа в государственном кадастровом учете не отвечают требованиям п. 71 приказа Минэкономразвития России от 07.06.2017 N 278, поскольку являются не конкретизированными, не указано какие действия, в какой части технического плана необходимо совершить соответствующие сведения для устранения недостатков.
Руководствуясь п. 3 ч. 4 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в качестве восстановительной меры судом первой инстанции правомерно возложена обязанность на Управление Росреестра по г. Москве устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем совершения соответствующих регистрационных действий в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Доводы апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме и отклонены, судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, нормы процессуального законодательства при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.04.2021 по делу N А40-37454/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-37454/2021
Истец: ООО "КОМИЛЬФО"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ