г. Вологда |
|
21 июля 2021 г. |
Дело N А05-3517/2021 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Журавлева А.В.,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "РВК-Архангельск" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 15 июня 2021 года по делу N А05-3517/2021, рассмотренному в порядке упрощенного производства,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "РВК-Архангельск" (ОГРН 1147746544890; ИНН 7726747370; адрес: 163000, город Архангельск, проспект Троицкий, дом 52 помещение 11 (офис) 1122; далее - ООО "РВК-Архангельск", Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Транс-М" (ОГРН 1042900002353; ИНН 2901121205; адрес: 163069, город Архангельск, проспект Троицкий, дом 37, этаж 4; далее - ООО "Транс-М") о взыскании о взыскании 351 820 руб. 86 коп. по единому договору N 3-185.122 холодного водоснабжения и водоотведения от 01.06.2017, в том числе 3 руб. 68 коп. платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в части превышения предельно допустимых концентраций веществ в составе сточных вод по счету-фактуре РВ-ПДК158 от 29.02.2020 (с учётом корректировочного счета-фактуры N 29255 от 10.08.2020); 334 536 руб. 84 коп. платы за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ с превышением более чем в 20 раз установленных максимальных допустимых значений показателей и концентраций по счету от 30.09.2020 N РВ-ПДК1018; 17 280 руб. 34 коп. законной неустойки, начисленной за период с 12.09.2020 по 19.03.2021, а также законной неустойки, начисленной на сумму долга 334 540 руб. 52 коп. исходя из размера 1/130 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день фактической оплаты от невыплаченной в срок суммы за каждый день просрочки, начиная с 20.03.2021 по день фактической оплаты задолженности.
Определением суда от 06 апреля 2021 года исковое заявление принято к производству в упрощенном порядке и рассматривается в соответствии со статьями 227-229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 15 июня 2021 года исковые требования удовлетворены в части.
Общество с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять новый судебный акт, которым удовлетворить исковые требования в полном объеме. В обоснование ссылается на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, нарушение норм материального права.
Согласно части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба на решение арбитражного суда по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, рассмотрена в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Стороны, надлежащим образом извещены о принятии апелляционной жалобы к производству и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства без вызова сторон.
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы жалобы, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о необоснованности жалобы по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 06.02.2020 истцом был проведен отбор проб сточных вод из контрольного колодца N 1.
По результатам отбора проб составлен акт отбора N 040-ПДК/20 от 06.02.2020, согласно которому из контрольного колодца отобраны четыре пробы: одна объемом 3л для проверки сточных вод по контролируемым показателям: взвешенные вещества, фосфат-ион, аммоний- ион, pH, вторая - объемом 1,6 л для проверки сточных вод по показателям: БПК5, ХПК, третья - объемом 0, 25 л для проверки по показателю АПАВ, четвертая - объемом 1 л для проверки по показателю жиры.
Отбор проб произведен в присутствии представителя абонента (Мотовикова А.В.), акт отбора проб передан на руки представителю абонента.
Кроме того, как следует из акта N 040-ПДК/20 от 06.02.2020, а также материалов дела, ответчиком были отобраны параллельная проба и резервная проба.
Параллельная проба направлена ответчиком для исследования в ФГБУ "ЦЛАТИ по Архангельской области", по результатам которого составлен протокол результатов измерений от 11.02.2020 N АВ-0031/01.
Резервная проба направлена ответчиком на исследование в ООО "ТЭЧ-Севрвис", по результатам которой составлен протокол от 11.02.2020 N 213-В.
Ответчик направил протоколы исследования параллельной и резервной проб истцу с сопроводительными письмами от 14.02.2020 и от 20.02.2020 соответственно.
Истец направил отобранную им пробу на исследование в ФГБУ "ЦЛАТИ по Архангельской области", по результатам которого составлен протокол результатов измерений N АВ-0030/01 от 11.02.2020.
На основании представленных протоколов результатов измерений истец определил средний арифметический показатель содержащихся в пробах веществ и, придя к выводу, что в пробах содержание веществ по показателям СПАВ и аммоний-ион превышает нормативные показатели, выставил счет -фактуру N РВ-ПДК 158 от 29.02.2020 на сумму 11 руб. 89 коп.
Из приложенного к счету-фактуре N РВ-ПДК 158 от 29.02.2020 расчета следует, что содержание вредных веществ по показателю СПАВ составляет 1,44 мг/дмкуб, тогда как нормативная концентрация этого загрязняющего вещества в соответствии с постановлением мэра г. Архангельска от 19.02.2010 составляет 0, 04 мг/дм куб, в связи с чем начислил плату в размере 6, 84 руб., а по показателю аммоний-ион- 4,28 мг/дм куб, тогда как нормативный показатель в соответствии с указанным постановлением составляет 3,65 мг/дм куб., в связи с чем начислил плату в размере 3, 07 руб.
Впоследствии истец выставил корректировочный счет N 29255 от 10.08.2020 к счету-фактуре N РВ-ПДК 158 от 29.02.2020, в котором предъявило к оплате только плату за превышение по показателю аммоний-ион (3,07 руб. или 3, 68 руб. с учетом НДС).
30.09.2020 истец выставил счет N РВ-ПДК1018 на сумму 334 536 руб. 84 коп. на внесение платы за сверхнормативный сброс в централизованные системы водоотведения в связи с залповым сбросом, превышением содержания вещества по показателю СПАВ в 20 раз по сравнению с нормативно установленным.
С сопроводительными письмами-претензиями от 21.10.2020 и от 05.10.2020 истец направил корректировочный счет N 29255 от 10.08.2020 и счет N РВ-ПДК1018 от 30.09.2020 ответчику.
Неоплата указанных счетов послужила причиной обращения в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования в части.
Апелляционная инстанция не находит оснований не согласиться с обжалуемым судебным актом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Исходя из смысла указанного положения нормы специального закона и подзаконных актов, регулирующих отношения, связанные с водоснабжением и водоотведением, имеют приоритетное значение перед общими правилами о договорах энергоснабжения.
В целях регулирования отношений в сфере водоснабжения и водоотведения был принят Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении).
Согласно пункту 1 статьи 30.3 Закона о водоснабжении контроль состава и свойств сточных вод, сбрасываемых абонентом в централизованную систему водоотведения (канализации), осуществляется организацией, осуществляющей водоотведение, либо уполномоченной ею организацией в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30.1 Закона о водоснабжении в целях охраны водных объектов от загрязнения для объектов абонентов организаций, осуществляющих водоотведение устанавливаются нормативы состава сточных вод.
Согласно пункту 2 указанной статьи нормативы состава сточных вод устанавливаются органами местного самоуправления в соответствии с порядком, установленным правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации, на основании нормативов допустимых сбросов, установленных для объектов организаций, осуществляющих водоотведение, с учетом эффективности удаления загрязняющих веществ очистными сооружениями организаций, осуществляющих водоотведение.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30.2 Закона о водоснабжении в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения (канализации), содержат загрязняющие вещества, концентрация которых превышает установленные нормативы состава сточных вод, абонент обязан внести организации, осуществляющей водоотведение, плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод в порядке, установленном правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Кроме того в пункте 10 статьи 7 Закона о водоснабжении определено, что в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Правила холодного водоснабжения и водоотведения утверждены постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644.
Согласно пункту 194 Правил N 644 в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, концентрация которых превышает установленные нормативы состава сточных вод, абонент обязан внести организации, осуществляющей водоотведение, плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод.
Таким образом, законодательством установлены два вида требований (нормативов) к составу и свойствам сточных вод абонентов: нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод, устанавливаемые органами местного самоуправления в целях охраны водного объекта и требования к составу и свойствам сточных вод абонентов, предусмотренные приложением 5 к Правилам N 644.
Указанные требования к составу и свойствам сточных вод абонентов имеют различную правовую природу и целевую направленность: нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод, устанавливаемые органами местного самоуправления, направлены на предотвращение негативного воздействия на окружающую среду (водные объекты), а требования к составу и свойствам сточных вод абонентов, предусмотренные приложением 5 к Правилам N 644, - на предотвращение негативного воздействия на централизованные системы водоотведения.
В пункте 61 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1999 г., действовавших до 01.07.2020, предусматривалось, что нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
В пункте 70 Правил N 167 установлено, что расчеты абонентов с организацией водопроводно-канализационного хозяйства за отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в пределах и сверх установленных лимитов водопотребления и нормативов водоотведения и сброса загрязняющих веществ производятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" исполнительному органу субъекта РФ делегировано право определять порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.12.2015 N 1310 администрацией Архангельской области было принято постановление N 132-па от 09.07.2007 "Об утверждении порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Архангельской области", в пункте 5 которого установлено, что организациями водопроводно-канализационного хозяйства производится взимание с абонентов платы за фактический сброс сточных вод и загрязняющих веществ в централизованные системы водоотведения, который включает в себя: 1) сброс сточных вод и загрязняющих веществ в пределах нормативов по объему отводимых в централизованные системы водоотведения сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод 2) сброс сточных вод и загрязняющих веществ с превышением нормативов по объему отводимых в централизованные системы водоотведения сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод (сверхнормативный сброс) и 3) сброс сточных вод и загрязняющих веществ с превышением лимитов по объему отводимых в централизованные системы водоотведения сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод (сверхлимитный сброс).
Согласно пункту 15 Постановления N 132-па от 09.07.2007 плата абонента за сверхнормативные и (или) сверхлимитные сбросы загрязняющих веществ в сбрасываемых в централизованные системы водоотведения сточных водах определяется как сумма платы по каждому из загрязняющих веществ, по которому установлен факт сверхнормативного сброса по каждому из канализационных выпусков в централизованную систему водоотведения абонента. Плата за сверхнормативный и (или) сверхлимитный сброс i-го загрязняющего вещества (Псв. нi) определяется по формуле: Псв. нi = (ФКi - НКi) x Nнi x 5 Qi x 10(-6), где: ФКi - фактическая концентрация i-го загрязняющего вещества, г/куб. м; НКi - нормативная допустимая концентрация этого же загрязняющего вещества, установленная и утвержденная в составе условий приема загрязняющих веществ для сточных вод абонента, г/куб. м; Nнi - ставка платы за сброс 1 тонны i-го загрязняющего вещества в водные объекты в пределах установленных лимитов допустимого сброса (руб./тонн), определяющаяся в соответствии со ставками платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2016 года N 913; 5 - пятикратный повышающий коэффициент к базовым нормативам платы за лимитное загрязнение окружающей среды; Qi - объем сточных вод абонента по выпуску, где установлен сверхнормативный сброс i-го загрязняющего вещества в сточных водах за расчетный период, куб. м.
Согласно пункту 17 Постановления N 132-па при установлении факта залпового сброса загрязняющих веществ плата определяется по формуле: Псвн. залп. = Qфак x 10 x Т x Nзалп., где: Т - тариф на услуги водоотведения 1 куб. м сточных вод, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб.); Qфак - фактический объем сточных вод за время продолжительности залпового сброса (куб. м); Nзалп. - количество ингредиентов загрязняющих веществ залпового сброса.
Залповым сбросом считается сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод с превышением более чем в 20 раз установленных максимальных допустимых значений показателей и концентраций.
В расчете платы за сверхнормативный сброс за нормативы (НКi - нормативная допустимая концентрация этого же загрязняющего вещества) истцом приняты нормативы водоотведения по составу сточных вод, установленные постановлением администрации муниципального образования "Город Архангельск" от 19.02.2010 N 87, согласно которому норматив сброса по составу сточных вод в систему канализации по показателю СПАВ составляет 0,04 мг/л, а по показателю аммоний- ион - 3, 65 мг/л.
Судом установлено, что постановлением Правительства РФ от 22.05.2020 N 728 признаны утратившими силу с 01.07.2020 постановление Правительства РФ от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" и постановление Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1999 г. N 167 в части остававшихся в силе пунктов.
В целях приведения нормативных актов Архангельской области постановлением Правительства Архангельской области от 28.08.2020 N 542-пп признано утратившим силу постановление N 132-па от 09.07.2007.
Постановлением главы МО "Город Архангельск" от 04.08.2020 N 1288 признано утратившим силу с 01.07.2020 постановление мэра г. Архангельска от 19.02.2010 N 87.
Постановлением администрации МО "Город Архангельск" от 04.08.2020 N 1289 в соответствии с Законом о водоснабжении утверждены новые нормативы состава сточных вод для абонентов, осуществляющих водоотведение с использованием централизованной системы водоотведения.
Согласно постановлению от 04.08.2020 N 1289 в пределах норматива признается отвод сточных вод, в составе которых вещества по показателю СПАВ не превышают 10 мг/л, а по показателю аммоний- ион - 1,76 мг/л.
Согласно пункту 1 статьи 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Согласно пункту 2 статьи 4 ГК РФ по отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
Поскольку акты гражданского законодательства применяются к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие, то при оценке того, содержится ли в сточных водах абонента вещества, количество которых превышает установленные нормативы, с 01.07.2020 следует руководствоваться нормативами, установленными в постановлении администрации МО "Город Архангельск" от 04.08.2020 N 1289.
Согласно нормативам, установленным и введенным в действие с 01.07.2020, содержание вредных веществ по показателю СПАВ в отобранных сточных водах ответчика составляет 1,44 мг/л, что не превышает норматив, установленный равным 10 мг/л, поэтому оснований для вывода о том, что ответчиком допущен сверхнормативный залповый сброс загрязняющих веществ, являющийся основанием для взыскания с ответчика платы за такой сброс, у суда не имеется.
Согласно нормативам, установленным и введенным в действие с 01.07.2020, содержание вредных веществ по показателю аммоний-ион в отобранных сточных водах ответчика составляет 4,28 мг/л, что превышает норматив, установленный равным 1,76 мг/л, поэтому требование о взыскании платы за сброс сточных вод, содержащих в своем составе загрязняющие вещества, превышающие установленный норматив, является обоснованным.
На основании изложенного судом первой инстанции правомерно удовлетворены требование о взыскании 3 руб. 68 коп. платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в части превышения предельно допустимых концентраций вещества- аммония- иона в составе сточных вод, а в удовлетворении требования о взыскании 334 536 руб. 84 коп. платы за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ с превышением более чем в 20 раз установленных максимальных допустимых значений по показателю СПАВ надлежит отказано.
Частью 1 статьи 330 ГК РФ установлено, что неустойкой (штрафом, пеней) признаётся определённая законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
В соответствии с пунктом 30 Правил N 644 в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения абонентом обязательств по оплате договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения организация водопроводно-канализационного хозяйства вправе потребовать от абонента уплаты пени в размере одной сто тридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки, начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты.
По расчету суда неустойка за несвоевременное внесение 3 руб. 68 коп. платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в части превышения предельно допустимых концентраций веществ в составе сточных вод по счету-фактуре РВ-ПДК158 от 29.02.2020 (с учётом корректировочного счета-фактуры N 29255 от 10.08.2020), начисленная за период с 12.09.2020 по 19.03.2021, составила 23 копейки. С 20.03.2021 неустойка подлежит начислению и взысканию по день фактической оплаты.
Суд апелляционной инстанции проверил расчет суда первой инстанции, считает его верным.
При таких обстоятельствах заявленные требования правомерно удовлетворено судом первой инстанции в размере 3 руб. 91 коп., в том числе 3 руб. 68 коп. долга, 23 коп. процентов, а также процентов, начисленных на сумму долга в размере 3 руб. 68 коп. исходя из 1/130 ключевой ставки Банка России, начиная с 20.03.2021 по день фактической уплаты долга.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, в связи с этим подлежат отклонению.
Решение суда соответствует имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения, судом при рассмотрении спора не допущено.
Ввиду изложенного апелляционная жалоба общества удовлетворению не подлежит.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 15 июня 2021 года по делу N А05-3517/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "РВК-Архангельск" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.В. Журавлев |
Судьи |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-3517/2021
Истец: ООО "РВК-Архангельск"
Ответчик: ООО "ТРАНС-М"