г. Челябинск |
|
22 июля 2021 г. |
Дело N А76-1713/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 июля 2021 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Плаксиной Н.Г.,
судей Арямова А.А., Киреева П.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ануфриевой К.Э., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 06 мая 2021 г. по делу N А76-1713/2021.
отрытого акционерного общества "Российские железные дороги" - Сергиенко М.И. (паспорт, доверенность 74 АА 5077303 от 17.12.2020, диплом);
Министерства сельского хозяйства Челябинской области - Пилюгин К.В. (паспорт, доверенность N 16 от 25.08.2020, диплом).
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - заявитель, ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Министерству сельского хозяйства Челябинской области (далее - Министерство, заинтересованное лицо) о признании незаконным решения от 24.12.2020 N 1011/19652 об отказе в государственной регистрации погрузчика ПУМ-500 2002 года выпуска, заводской номер 66, двигатель N 47991 (далее - оспариваемый отказ).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 06.05.2021 (резолютивная часть объявлена 28.04.2021) заявленные требования удовлетворены.
Министерство (далее также - апеллянт, податель жалобы), не согласившись с вынесенным решением, обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает на то, что согласно пункту 17 Административного регламента представление неполного пакета документов, предусмотренных пунктом 12, является основанием для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги. Таким образом, отказ Министерства соответствовал Административному регламенту.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет.
До начала судебного заседания в адрес суда от ООО "РЖД" поступил отзыв на апелляционную жалобу, который приобщен к материалам дела в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В отзыве на апелляционную жалобу заявитель просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица настаивал на доводах апелляционной жалобы, решение суда первой инстанции просил отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал возражения против доводов апелляционной жалобы, решение суда просил оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ОАО "РЖД" 15.12.2020 обратилось в Управление Гостехнадзора Челябинской области как структурное подразделение Министерства с заявлением о постановке на учет (государственной регистрации) погрузчика ПУМ-500, 2002 года выпуска, заводской номер 66, двигатель N 47991. паспорт самоходной машины (далее - ПСМ) ВА 592268 выдан 23.05.2002, инвентарный номер 044002 (далее - спорный погрузчик) (л.д. 8).
По результатам рассмотрения заявления ОАО "РЖД" 24.12.2020 Министерством принято решение об отказе в государственной регистрации погрузчика в связи с тем, что ОАО "РЖД" не был представлен на регистрацию полный пакет документов, а именно, документ, подтверждающий право собственности на спорный погрузчик (л.д. 6-7).
Полагая, что данный отказ является незаконным, общество обратилось в суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии у Министерства правовых оснований для отказа обществу в постановке на государственной учет спорного погрузчика.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лицо вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконным решения органа, осуществляющего публичные полномочия, если полагает, что оспариваемые ненормативный правовой акт и решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на него какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Следовательно, для признания незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение этими действиями и решениями прав и законных интересов заявителя.
В силу положений статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания соответствия оспоренного решения закону или иному нормативному акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия такого решения, возлагается на орган, принявший акт.
Пунктом 3 статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" установлено, что допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.
Из пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автотранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" (далее - Постановление N 938) следует, что собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами, обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях или органах гостехнадзора в течение срока действия регистрационного знака "Транзит" или в течение 5 суток после приобретения, таможенного оформления, снятия с учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.
Пунктом 4 Постановления N 938 установлено, что регистрация транспортных средств, принадлежащих юридическим или физическим лицам, изменение регистрационных данных, связанное с заменой номерных агрегатов транспортных средств, производятся на основании паспортов соответствующих транспортных средств, а также заключенных в установленном порядке договоров или иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1.2, 1.3 Правил государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (Гостехнадзора), утвержденных Минсельхозпродом России 16.01.1995 (далее - Правила), действовавших в спорный период, Правила распространяются на всех юридических лиц Российской Федерации и иностранных государств независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, физических лиц граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, являющихся собственниками машин, либо лиц, от имени собственников владеющих, пользующихся или распоряжающихся на законных основаниях этими машинами, предприятия-изготовители, а также предприятия, организации, учреждения и граждан-предпринимателей, производящих торговлю машинами и номерными агрегатами на основании лицензии, выданной в установленном порядке, являются обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.
В силу пункта 1.4 Правил государственной регистрации, учету в соответствии с настоящими Правилами подлежат тракторы (кроме мотоблоков), самоходные дорожно-строительные, мелиоративные, сельскохозяйственные и другие машины с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см, не подлежащие регистрации в подразделениях Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также номерные агрегаты и прицепы (полуприцепы) этих машин.
Пунктом 1.5 Правил установлено, что собственники машин либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях машинами, обязаны зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в органах гостехнадзора в течение срока действия государственного регистрационного знака "Транзит" или в течение пяти суток после приобретения, таможенного оформления, снятия с учета машин, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.
По смыслу приведенных норм государственная регистрация транспортных средств производится с целью регистрации предметов сделок - самих транспортных средств для допуска их к дорожному движению и осуществлению технического учета транспортных средств на территории Российской Федерации.
Пунктом 1.10 Правил предусмотрено, что регистрация машин является обязанностью их владельцев и осуществляется государственными инспекциями гостехнадзора национально-государственных и административно-территориальных образований.
Соответствующим уполномоченным органом на территории Челябинской области является Управление Гостехнадзора Министерства сельского хозяйства Челябинской области.
В силу пункта 2.1 Правил машины регистрируются за юридическим или физическим лицом, указанным в документе, подтверждающем право собственности, и в паспорте самоходной машины и других видов техники, а снятые с учета в связи с изменением места регистрации (без изменения владельца), - в паспорте машины.
Как указано в пункте 2.8.6 Правил, регистрация приобретенных машин, номерных агрегатов, ранее состоящих на учете, по общему правилу, производится за владельцами при представлении регистрационных документов с отметкой о снятии их с учета по прежнему месту регистрации, паспортов машин и документов, подтверждающих право собственности на машину, номерной агрегат.
Документами, подтверждающими право собственности на машину, номерной агрегат, являются, в том числе:
2.8.6.2. Документы, подтверждающие совершение сделок в простой письменной форме в соответствии с частью первой пункта 2 статьи 161 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданами между собой на сумму, превышающую не менее чем в десять раз установленный законом минимальный размер оплаты труда, а в случаях, предусмотренных законом, - независимо от общей суммы сделки.
2.8.6.7. Другие документы, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации.
Пунктом 12 Административного регламента предоставления государственной услуги "Государственная регистрация самоходных машин и других видов техники", утвержденного Постановлением Правительства Челябинской области от 28.03.2012 N 128-П (далее - Административный регламент) предусматривается, что при регистрации самоходной машины, принадлежащей юридическому лицу, заявитель представляет в Министерство следующие документы:
1) заявление, форма заявления приведена в приложении 1 к Правилам регистрации самоходных машин;
2) паспорт самоходной машины;
3) договор купли-продажи, акт приема-передачи (форма ОС-1), банковские платежные документы;
4) свидетельство о регистрации машины в случае, если машина ранее стояла на учете, с отметкой о снятии с учета;
5) страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом.
Пунктом 17 Административного регламента установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, которыми являются:
1) обращение ненадлежащего лица для предоставления государственной услуги;
2) представление неполного пакета документов, предусмотренных пунктом 11 для физических лиц и пунктом 12 для юридических лиц настоящего Административного регламента;
3) представление документов, имеющих подчистки либо приписки, зачеркнутые слова и иные неоговоренные исправления, а также исполненные карандашом. Текст указанных документов должен быть написан ясно и четко. Фамилии, имена и отчества граждан должны быть написаны полностью с указанием места их жительства, а наименования юридических лиц - без сокращения с указанием адресов. Копии представляемых для совершения регистрационных действий документов, если это не будет оговорено особо, а также регистрационных и иных выдаваемых государственными инженерами-инспекторами управления Гостехнадзора документов (в том числе фотокопии и светокопии) не могут служить заменой подлинников.
Кроме того, в силу пункта 19 Административного регламента в предоставлении государственной услуги может быть отказано, если при проведении сверки номерных агрегатов самоходной машины установлено несоответствие их номеров номерам, указанным в предъявляемых документах (сверка номерных агрегатов самоходных машин производится в случае внесения изменений в регистрационные данные самоходной машины и выдачи дубликатов регистрационных документов, паспортов самоходных машин, а также государственных регистрационных знаков взамен утраченных или непригодных для использования).
В рассматриваемом случае основанием для отказа в государственной регистрации погрузчика явилось установленное административным органом отсутствие документов, подтверждающих право собственности на спорный погрузчик.
Суд первой инстанции установил, что указанный вывод Министерства не основан на законе и противоречит фактическим обстоятельствам, установленным судом при рассмотрении настоящего дела. У судебной коллегии не имеется оснований не согласиться с выводом суда.
Так, статьей 217 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривается, что имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.
В силу пункта 2 статьи 218 и пункта 2 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации приобретение государственного либо муниципального имущества в результате его приватизации является способом прекращения права собственности публично-правового образования на указанное имущества и производным способом возникновения права частной собственности на указанное имущество у его приобретателя в результате приватизации как гражданско-правовой сделки.
В соответствии с пунктом 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" акционерное общество, созданное в результате преобразования государственного предприятия в порядке, предусмотренном законом о приватизации, с момента его государственной регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц становится как правопреемник собственником имущества, включенного в план приватизации или передаточный акт.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Федеральный закон N 178-ФЗ) состав подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия определяется в передаточном акте.
Передаточный акт составляется на основе данных акта инвентаризации унитарного предприятия, аудиторского заключения, а также документов о земельных участках, предоставленных в установленном порядке унитарному предприятию, и о правах на них.
В передаточном акте указываются все виды подлежащего приватизации имущества унитарного предприятия, включая здания, строения, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, в том числе обязательства унитарного предприятия по выплате повременных платежей гражданам, перед которыми унитарное предприятие несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 13 указанного закона к способам приватизации государственного и муниципального имущества относится, в том числе, преобразование унитарного предприятия в акционерное общество.
В соответствии с Федеральным законом от 27.02.2003 N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" (далее - Федеральный закон N 29-ФЗ) ОАО "РЖД" - единый хозяйствующий субъект было образовано в процессе приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта.
При этом в силу статьи 2 Федерального закона N 29-ФЗ под имуществом федерального железнодорожного транспорта понимаются имущественные комплексы государственных унитарных предприятий и имущество государственных учреждений, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта (в том числе имущество социального назначения);
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона N 29-ФЗ приватизация имущества федерального железнодорожного транспорта осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.
Частью 2 статьи 3 Федерального закона N 29-ФЗ установлено, что в процессе приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта создается единый хозяйствующий субъект путем изъятия имущества у организаций федерального железнодорожного транспорта и внесения его в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта.
В силу частей 2, 4 статьи 4 Федерального закона N 29-ФЗ уставный капитал единого хозяйствующего субъекта формируется путем внесения в него имущества федерального железнодорожного транспорта. Формирование уставного капитала единого хозяйствующего субъекта осуществляется на основании сводного передаточного акта.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2003 N 585 был определен размер уставного капитала ОАО "РЖД" и установлено, что доля принадлежащих Российской Федерации акций в общем количестве акций ОАО "РЖД" составляет 100 %. Пунктом 2 указанного Постановления установлено, что оплата акций осуществляется путем внесения в уставный капитал ОАО "РЖД" имущества и имущественных комплексов организаций железнодорожного транспорта.
Пообъектный перечень имущества федерального железнодорожного транспорта, которое вносится в уставный капитал ОАО "РЖД", содержится в сводном передаточном акте, утвержден совместным распоряжением от 30.09.2003 N 4557-р/6-р/884р Министерства имущественных отношений Российской Федерации, Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации и Министерства путей сообщения Российской Федерации.
В соответствии с указанным сводным передаточным актом Российская Федерация в качестве вклада в уставный капитал ОАО "РЖД" передает, а ОАО "РЖД" принимает имущественные комплексы организаций федерального железнодорожного транспорта.
Таким образом, в силу пункта 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, специальных Федерального закона N 29-ФЗ и Федерального закона N 178-ФЗ, Постановления Правительства Российской Федерации от 18.09.2003 N 585 включение определенного имущества в вышеуказанный сводный передаточный акт означает прекращение права собственности Российской Федерации на указанное имущество и приобретение указанного имущества в собственность ОАО "РЖД".
Из материалов дела следует, что согласно строке 47 акта приема-передачи N 17 от 30.09.2003, являющегося приложением N 671 к передаточному акту на имущество и обязательство организации федерального железнодорожного транспорта, передаваемые в качестве вклада в уставный капитал ОАО "РЖД" (л.д. 10-11), по состоянию на 30.09.2003 спорный погрузчик был передан в качестве вклада в уставный капитал ОАО "РЖД".
Соответствующий акт приема-передачи от 30.09.2003 N 17 был предоставлен заявителем Министерству обществом для государственной регистрации спорного погрузчика вместе с паспортом самоходной машины серии ВА N 592268 от 23.06.2002, выданного в отношении спорного погрузчика.
Документом, подтверждающим право собственности ОАО "РЖД" на спорный погрузчик, является акт приема-передачи от 30.09.2003 N 17 (Приложение N 671 к передаточному акту на имущество и обязательство организации федерального железнодорожного транспорта, передаваемого в качестве вклада в уставный капитал ОАО "РЖД"), на основании которого спорный погрузчик был приобретен ОАО "РЖД" в качестве вклада в уставный капитал от ФГУП "ЮУЖД МПС РФ" (пункт 47 акта приема-передачи от 30.09.2003 N 17).
Суд первой инстанции дал верную оценку доводам Министерства о нарушение пункта 12 Административного регламента в части не предоставления договора купли-продажи как единственного документа, подтверждающего право собственности.
Административный регламент не может содержательно ограничивать перечень документов, подтверждающих право собственности заявителя на определенное имущество, наличие которых прямо предусмотрено федеральными законами как актами высшей юридической силы (части 2, 4 статьи 4 Федерального закона N 29-ФЗ, пункт 1 статьи 11 Федерального закона N 178-ФЗ).
В пункте 2.8.6.7 Правил прямо предусмотрено, что документами, подтверждающими право собственности на машину, номерной агрегат, могут быть другие документы, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации.
Кроме того, как следует из пункта 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 21.09.2020 N 1507 "Об утверждении Правил государственной регистрации самоходных машин и других видов техники", государственная регистрация техники совершается на основании заявления владельца техники или его представителя о государственной регистрации техники. Для государственной регистрации техники представляется документ, подтверждающий право собственности или иное законное основание владения и пользования техникой или основными компонентами.
В рассматриваемом случае документом, подтверждающим право собственности или иное законное основание владения и пользования техникой, является акт приема-передачи от 30.09.2003 N 17 в соответствии со специальным законодательством о приватизации имущества железнодорожного транспорта.
При таких обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу о том, что отказ в постановке на учет транспортного средства влечет нарушение прав общества на реализацию своих правомочий как собственника имущества в отношении транспортного средства. В связи с этим оспариваемый отказ Министерства обоснованно признан судом первой инстанции незаконным.
Также в качестве восстановительной меры, учитывая конкретные обстоятельства рассматриваемого дела, суд первой инстанции посчитал необходимым обязать Министерство зарегистрировать погрузчик ПУМ-500 2002 года выпуска, заводской номер 66, двигатель N 47991, паспорт самоходной машины ВА 592268, выдан 23.05.2002, за ООО "РЖД".
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Согласно статье 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Фонд Министерство освобождено от уплаты государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 06 мая 2021 г. по делу N А76-1713/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.Г. Плаксина |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-1713/2021
Истец: ОАО "РЖД"
Ответчик: Министерство сельского хозяйства Челябинской области