г. Москва |
|
09 февраля 2024 г. |
Дело N А40-182954/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 февраля 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Суминой О.С.,
судей Лепихина Д.Е., Кочешковой М.В.,
при ведении протокола помощником судьи А.О. Казнаевым,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве на решение Арбитражного суда г. Москвы от 13.11.2023 по делу N А40-182954/23
по заявлению Департамента городского имущества города Москвы
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
третье лицо - Департамент культурного наследия города Москвы
о признании незаконными решения
при участии от заявителя: Гасанов К.Р. по доверенности от 11.12.2023; от заинтересованного лица: Корнилова М.В. по доверенности от 15.01.2024; от третьего лица: Шальнова С.П. по доверенности от 28.12.2023;
УСТАНОВИЛ:
По уточненным требованиям Департамент городского имущества города Москвы обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением об оспаривании решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве от 22.05.2023 N КУВД-001/2023-6464203/3, об отказе в государственном кадастровом учете изменений площади и нумерации помещения с кадастровым номером 77:01:0002017:1360, расположенного в здании по адресу: город Москва, ул. Пятницкая, д.16, стр.1 в соответствии с техническим планом.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 13.11.2023 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением, Управление Росреестра обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечен Департамент культурного наследия города Москвы.
Представители лиц, участвующих в деле, в судебном заседании поддержали свои доводы и возражения.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 156, 266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, считает, что решение подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, распоряжением Департамента культурного наследия города Москвы от 27.03.2020 N 211 "Об утверждении предмета охраны объекта культурного наследия регионального значения (памятника) "Дом Варгиных, 1757, 1780-1812, 1817-1850 гг. В этом доме в 1857-1858 гг. жил и работал писатель Л.Н.Толстой"" нежилое здание с кадастровым номером 77:01:0002017:1023, общей площадью 3824,3 кв.м по адресу: г. Москва, ул. Пятницкая, д. 16, стр. 1, признано объектом культурного наследия регионального значения.
В целях проведения работ по приспособлению вышеуказанного здания под современные нужды Мосгорнаследием была разработана проектная документация. Государственному казенному учреждению города Москвы по капитальному ремонту многоквартирных домою города Москвы "УКРиС" выдано разрешение и задание от 31.10.2014 N ДКН-709117-2014 на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия.
Кроме того, письмом от 11.02.2022 N ДКН-16-24-114/22 (ДГИ-Э-16914/22) Мосгорнаследие направило заявления собственников помещений, находящихся на 1 этаже данного здания об отказе от использования общедомового имущества Объекта в пользу Мосгорнаследия.
После проведения работ по приспособлению под современные нужды Мосгорнаследия помещений вышеуказанного нежилого здания в адрес Департамента был направлен комплект проектной и разрешительной документации, для дальнейшей передачи его в установленном порядке в Управление Росреестра по Москве в целях регистрации образовавшихся площадей.
Департаментом совместно с ГБУ МосгорБТИ проведены кадастровые работы с учетом писем об отказе собственников помещений здания в целях присоединения неиспользуемых остальными собственниками площадей и регистрации площадей, образовавшихся после проведения работ по приспособлению под современные нужды Мосгорнаследия помещений нежилого здания.
Вместе с тем, право собственности города Москвы зарегистрировано на нежилое помещение с кадастровым номером 77:01:0002017:1360, общей площадью 7 кв.м, расположенное в здании с кадастровым номером 77:01:0002017:1023, по адресу: г. Москва, ул. Пятницкая, д. 16, стр. 1 (запись ЕГРН от 29.03.2019 N 77:01:0002017:1360-77/011/2018-1).
Помещение находится в оперативном управлении Мосгорнаследия (запись ЕГРН от 29.03.2019 N 77:01:0002017:1360-77/011/2019-2).
Поскольку площадь помещения изменилась вследствие выполненной перепланировки согласно проектной документации и присоединения к неиспользуемой остальными собственникам площади лестничной клетки, совместно с ГБУ МосгорБТИ Департаментом подготовлен технический план на внесение изменений в ЕГРН сведений о площади и нумерации помещения с кадастровым номером 77:01:0002017:1360, расположенного в здании по адресу: город Москва, ул. Пятницкая, д.16, стр.1. 17.02.2023 Департамент обратился в Управление Росреестра по Москве с заявлением N КУВД-001/2023-6464203 государственном кадастровом учете изменений в отношении помещения с кадастровым номером 77:01:0002017:1360.
Письмом Управления Росреестра по Москве от 22.05.2023 N КУВД-001/2023- 6464203/3 сообщено об отказе в осуществлении действий по государственному кадастровому учету изменений вышеуказанного объекта недвижимости на основании п. 3 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ) в связи с тем, что в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером 77:01:0002017:1360 проведены работы по реконструкции.
Заявитель не согласившись с уведомлением Управления Росреестра по г. Москве обратился в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции по разработке и реализации государственной политики в сфере управления и распоряжения движимым и недвижимым имуществом города Москвы, в том числе жилыми помещениями, земельными участками, находящимися на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, приватизации имущества города Москвы, выполнения полномочий собственника в отношении имущества города Москвы, использования, охраны и учета земель на территории города Москвы, выступает Департамент в силу Постановления Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества города Москвы".
Отношения, возникающие в связи с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и представлением содержащихся в нем сведений регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
На основании ст. 1 указанного Федерального закона государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (государственная регистрация прав).
Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в ЕГРН записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в ЕГРН.
В реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, а также дополнительные сведения, внесение которых в реестр прав на недвижимость не влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости (п. 1 ст. 9 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (п. 1 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом РФ и иными законами. Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в ЕГРН записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в ЕГРН.
Частью 1 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ установлено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
При этом перечень оснований, наличие которых необходимо для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, установлен ст. 14 указанного Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ.
Как следует из пункта 2 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, установленный ст. 18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ, включает в себя, в частности, документы, которые в соответствии с законодательством РФ подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Согласно пункту 5 статьи 18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ и требованиям принятых в соответствии с Законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено Законом или иными федеральными законами.
Для проведения работ по государственному кадастровому учету изменений в сведения ЕГРН в части площади указанного объекта недвижимости был подготовлен технический план.
Технический план подготовлен в связи с изменением сведений о площади и нумерации помещения с кадастровым номером 77:01:0002017:1360, расположенного по адресу: город Москва, Пятницкая ул., д.16, стр.1. Технический план составлен на основании проектной документации ООО "Центр Современных Технологий" от 2015 года. Произведены работы в соответствии с представленной проектной документацией. В соответствии с письмом Мосгорнаследия N ДКН-16-23-114/22 от 11.02.2022 собственники помещений, находящихся по адресу: город Москва, Пятницкая ул., д.16, стр.1, отказываются от использования общедомового имущества в пользу ДГИ г. Москвы.
Площадь изменилась вследствие выполненной перепланировки согласно проектной документации и присоединения неиспользуемой остальными собственниками площади лестничной клетки.
Подсчет площадей произведен в соответствии с приказом Росреестра N П/0393 от 23.10.20 исходя из размеров, представленных н а чертеже. СКО вычисления площади помещения рассчитывается по формуле: m_p = m_sV(a2+b2) m_p = 0,1 кв.м.
Сторона главного фасада расположена внизу параллельно нижнему краю листа.
Графическая часть обследуемого объекта отображена на плане, где также показано расположение в пределах этажа с нанесением контура, т.к. производилось обследование не полностью всего этажа, показать соседние помещения корректно не представляется возможным.
В соответствии с п. 61 Требований N П/0082 для оформления графической части технического плана применяются специальные условные знаки в соответствии с Приложением к Требованиям N П/0082.
При этом Требования N П/0082 не запрещают использование иных условных знаков, не указанных в разделе "Специальные условные знаки", включенном в Приложение к Требованиям N П/0082, в случае, если описываемый объект недвижимости имеет иные, необходимые для включения в раздел План этажа либо План объекта недвижимости конструктивные элементы.
Согласно пп. 7 п. 2 ст. 14 Федерального закона N 218-ФЗ межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ являются основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно Постановлению Правительства Москвы от 27.08.2012 г. N 132-ПП "О перечне случаев, при которых получение разрешения на строительство не требуется" указано, что в соответствии с ч. 7 ст. 49 Градостроительного кодекса г. Москвы согласно которой получение разрешения на строительство не требуется для выполнения работ по изменению объектов капитального строительства или их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и иные характеристики их надежности и безопасности, и названная норма Закона не содержит указания на то. что она применяется только к жилым или к нежилых помещениям.
Согласно п. 3 приложения 2 к постановлению Правительства Москвы от 27 августа 2012 г. N 432-ПП установлены виды работ по изменению объектов капитального строительства нежилого назначения и (или) их частей, не затрагивающих конструктивные и иные характеристики их надежности и безопасности, не нарушающих права третьих лиц и не превышающих предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительными планами соответствующих земельных участков, для выполнения которых не требуется получение разрешения на строительство.
В соответствии с п. 2.8. Постановления демонтаж (в том числе частичная разборка) перегородок и ненесущих стен, устройство новых перегородок и ненесущих стен, устройство проемов в перегородках, ненесущих и несущих стенах и перекрытиях, в том числе с устройством внутренних лестниц без установки оборудования лифтов, эскалаторов и т.п. (кроме устройства проемов, вырубки ниш, пробивки отверстий в стенах-пилонах, стенах-диафрагмах и колоннах (стойках, столбах), а также в местах расположения связей между сборными элементами), без увеличения допустимых нагрузок и изменения характера их приложения, нарушения прочности, устойчивости несущих конструкций объекта капитального строительства, при которых может произойти их разрушение, и нарушения других характеристик их надежности и безопасности.
Демонтаж (в том числе частичная разборка) перегородок и ненесущих стен, устройство новых перегородок и ненесущих стен, устройство проемов в перегородках, ненесущих и несущих стенах и перекрытиях, в том числе с устройством внутренних лестниц без установки оборудования лифтов, эскалаторов, травалаторов и т.п. (кроме устройства проемов, вырубки ниш, пробивки отверстий в стенах-пилонах, стенахдиафрагмах и колоннах (стойках, столбах), а также в местах расположения связей между сборными элементами) (за исключением случаев производства указанных работ при создании подвала в техническом подполье, а также мансарды в чердаке), - без увеличения допустимых нагрузок и изменения характера их приложения, нарушения прочности, устойчивости несущих конструкций объекта капитального строительства, при которых может произойти их разрушение, и нарушения других характеристик их надежности и безопасности.
Таким образом, работы по сохранению объекта культурного наследия выполнены в полном объеме в соответствии с требованиями, установленными ст. 45 Федерального закона от 25.07.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и отчетной документации о выполнении работ на основании задания на проведение указанных работ, а также согласованной проектной документацией.
Учитывая изложенное, заявителем при обращении в Управление Росреестра по Москве полностью соблюдены требования законодательства и представлены все необходимые документы для проведения регистрационных действий.
Управление не доказало наличие обстоятельств, которые могли бы служить основанием для вывода о законности и обоснованности оспариваемого решения. Поскольку материалы дела подтверждают правовую позицию заявителя, суд правомерно счел требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку они не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 13.11.2023 по делу N А40-182954/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
О.С. Сумина |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-182954/2023
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ГОРОДА МОСКВЫ