город Омск |
|
22 июля 2021 г. |
Дело N А70-21724/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 июля 2021 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Рыжикова О.Ю., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарём Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-6599/2021) Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области на решение Арбитражного суда Тюменской области от 26.04.2021 по делу N А70-21724/2020 (судья Скачкова О.А.), принятое по заявлению акционерного общества "Сибирско-Уральская энергетическая компания" (ОГРН 1027201233620, ИНН 7205011944, адрес: 625023, Тюменская область, г. Тюмень, ул. Одесская, д. 27) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (ОГРН 1027200812308, ИНН 7202081799, адрес: 625048, Тюменская область, г. Тюмень, ул. Холодильная, 58, А), третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, общество с ограниченной ответственностью "Эзоис-Урал", общество с ограниченной ответственностью "Азот", общество с ограниченной ответственностью "Амальтея", общество с ограниченной ответственностью "Артэнерго", общество с ограниченной ответственностью "Курганский трансформаторный завод", общество с ограниченной ответственностью "Мегатор", общество с ограниченной ответственностью "Модуль", общество с ограниченной ответственностью "Невский энергомеханический завод", общество с ограниченной ответственностью производственное объединение "Высоковольтные электротехнические аппараты", общество с ограниченной ответственностью "Россторгсервис", общество с ограниченной ответственностью "Трансформер Урал", общество с ограниченной ответственностью "ТЭЛ МП", общество с ограниченной ответственностью "Энергоремонт", о признании незаконными решения и предписания от 10.11.2020 по делу N 072/07/18.1-210/2020, решения и предписания от 11.11.2020 по делу N 072/07/18.1-211/2020,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Сибирско-Уральская энергетическая компания" (далее - заявитель, общество, АО "СУЭНКО") обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлениями к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее - заинтересованное лицо, антимонопольный орган, Управление, Тюменское УФАС России) о признании незаконными решения и предписания от 10.11.2020 по делу N 072/07/18.1-210/2020, а также решения и предписания от 11.11.2020 по делу N 072/07/18.1-211/2020.
Определением суда от 28.01.2021 объединены в одно производство дела N А70- 21722/2020 и А70-21724/2020 для их совместного рассмотрения, объединенному делу присвоен номер А70-21724/2020.
К участию в деле привлечены третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, общество с ограниченной ответственностью "Эзоис-Урал", общество с ограниченной ответственностью "Азот", общество с ограниченной ответственностью "Амальтея" (далее - ООО "Амальтея"), общество с ограниченной ответственностью "Артэнерго", общество с ограниченной ответственностью "Курганский трансформаторный завод", общество с ограниченной ответственностью "Мегатор", общество с ограниченной ответственностью "Модуль", общество с ограниченной ответственностью "Невский энергомеханический завод", общество с ограниченной ответственностью производственное объединение "Высоковольтные электротехнические аппараты", общество с ограниченной ответственностью "Россторгсервис" (далее - ООО "Россторгсервис"), общество с ограниченной ответственностью "Трансформер Урал", общество с ограниченной ответственностью "ТЭЛ МП", общество с ограниченной ответственностью "Энергоремонт".
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 26.04.2021 по делу N А70-21724/2020 заявленные требования удовлетворены; решение и предписание от 10.11.2020 по делу N 072/07/18.1-210/2020, решение и предписание от 11.11.2020 по делу N 072/07/18.1-211/2020 признаны незаконными, не соответствующими Федеральному закону от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ). Суд обязал заинтересованное лицо устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что в извещении о проведении аукциона изложены дополнительные основания для отклонения заявок; план расположения оборудования РУ10 кВ не входит в состав документации; ООО "Амальтея" и ООО "Россторгсервис" необоснованно отклонены закупочной комиссией заказчика по основаниям, не предусмотренным закупочной документацией.
В письменном отзыве общество просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От Управления поступили возражения на отзыв общества, в которых антимонопольный орган указывает, что закупочная документация не содержит требования к ширине ячеек КРУ РЭС; в рамках закупки 32009400874 единственным допущенным участником и подателем жалобы (ООО "Амальтея") заявлен один и тот же товар.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайства об отложении слушания по делу не заявили, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей указанных лиц по имеющимся в деле доказательствам.
В судебном заседании, открытом 08.07.2021, в порядке, предусмотренном статьей 163 АПК РФ, был объявлен перерыв до 13.07.2021. После перерыва судебное заседание продолжено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, возражения на отзыв, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, заказчиком АО "СУЭНКО" 13.08.2020 (с изменениями от 26.08.2020) на официальном сайте в ЕИС (www.zakupki.gov.ru) размещено извещение N 32009400874 о проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора поставки комплекта распределительного устройства КРУ (ТП729) для нужд филиала АО "СУЭНКО", а также аукционная документация.
Дата и время окончания подачи заявок: 28.08.2020 в 17 час. 00 мин.
Начальная (максимальная) цена договора - 20 950 000 руб.
Протоколом рассмотрения первых частей заявок от 22.10.2020 (размещён в ЕИС 27.10.2020 в 16 час. 52 мин.) зафиксировано, что на участие в закупке подано одиннадцать заявок, десять из которых отклонены закупочной комиссией заказчика, в том числе заявки с порядковым номером 9 участника - ООО "Россторгсервис" и с порядковым номером 10 участника - ООО "Амальтея" - на основании пункта 1.1.6 документации, а именно со следующей формулировкой: "ширина ячейки КРУ-АМУР составляет 600 мм, что не соответствует техническим требованиям - не более 550 мм".
В Управление 29.10.2020 (N 11032 и 11035) поступили жалобы ООО "Амальтея" и ООО "Россторгсервис" на действия АО "СУЭНКО" при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора поставки комплекта распределительного устройства КРУ (ТП-729) для нужд филиала АО "СУЭНКО" (реестровый номер извещения 32009400874), согласно которым заявки данных обществ на участие в запросе котировок были отклонены неправомерно.
Комиссией Управления по рассмотрению жалоб при проведении торгов по делу N 072/07/18.1-211/2020 по жалобе ООО "Россторгсервис" и по делу N 072/07/18.1-210/2020 по жалобе ООО "Амальтея" на действия АО "СУЭНКО" при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора поставки комплекта распределительного устройства КРУ (ТП-729) для нужд филиала АО "СУЭНКО" (реестровый номер извещения 32009400874) приняты решения от 10.11.2020, 11.11.2020 о признании указанных жалоб обоснованными, заказчику выданы предписания об устранении выявленных нарушений путем отмены протокола и проведении закупки с учетом принятых по жалобам решений.
Антимонопольный орган пришел к выводу о том, что основание отклонения заявок обществ является некорректным, так как из закупочной документации заказчика не следует, что ширина ячейки КРУ-АМУР должна составлять не более 550 мм, как и то, что данный параметр является неизменным (постоянным), что также не отражено в содержании технических требований, предъявляемых к вакуумным выключателям 6-10 кВ с приводом типа "магнитная защёлка" и к изготовлению камер сборных одностороннего обслуживания КСО-2хх на напряжение 10 (6) кВ.
Не согласившись с указанными решениями и предписаниями, АО "СУЭНКО" обратилось в арбитражный суд с соответствующими заявлениями.
26.04.2021 Арбитражным судом Тюменской области принято решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
В силу положений статьи 22 Закона N 135-ФЗ антимонопольный орган выполняет функции государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, контроля в сфере размещения заказов, выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства,
Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг установлены Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" от 18.07.2011 N 223-ФЗ (далее -Закон N 223-ФЗ).
Согласно части 9 статьи 4 Закона N 223-ФЗ в извещении об осуществлении конкурентной закупки должны быть указаны следующие сведения: 1) способ осуществления закупки; 2) наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона заказчика; 3) предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги, а также краткое описание предмета закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона (при необходимости); 4) место поставки товара, выполнения работы, оказания услуги; 5) сведения о начальной (максимальной) цене договора, либо формула цены и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора; 6) срок, место и порядок предоставления документации о закупке, размер, порядок и сроки внесения платы, взимаемой заказчиком за предоставление данной документации, если такая плата установлена заказчиком, за исключением случаев предоставления документации о закупке в форме электронного документа; 7) порядок, дата начала, дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке (этапах конкурентной закупки) и порядок подведения итогов конкурентной закупки (этапов конкурентной закупки); 8) адрес электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (при осуществлении конкурентной закупки); 9) иные сведения, определенные положением о закупке.
В силу части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны: 1) требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика; 2) требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке; 3) требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик; 4) место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги; 5) сведения о начальной (максимальной) цене договора, либо формула цены и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора; 6) форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги; 7) обоснование начальной (максимальной) цены договора либо цены единицы товара, работы, услуги, включая информацию о расходах на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей; 8) порядок, дата начала, дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке (этапах конкурентной закупки) и порядок подведения итогов такой закупки (этапов такой закупки); 9) требования к участникам такой закупки; 10) требования к участникам такой закупки и привлекаемым ими субподрядчикам, соисполнителям и (или) изготовителям товара, являющегося предметом закупки, и перечень документов, представляемых участниками такой закупки для подтверждения их соответствия указанным требованиям, в случае закупки работ по проектированию, строительству, модернизации и ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства и закупки товаров, работ, услуг, связанных с использованием атомной энергии; 11) формы, порядок, дата и время окончания срока предоставления участникам такой закупки разъяснений положений документации о закупке; 12) дата рассмотрения предложений участников такой закупки и подведения итогов такой закупки; 13) критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке; 14) порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке; 15) описание предмета такой закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона; 16) иные сведения, определенные положением о закупке.
Согласно пункту 22 Положения о размещении в единой информационной системе информации о закупке, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2012 N 908, с извещением о закупке в единой информационной системе размещается электронный вид документации о закупке и электронный вид проекта договора, являющегося неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке.
В соответствии с требованиями Закона N 223-ФЗ решением Совета директоров общества утверждено Положение о закупках товаров, работ, услуг для нужд АО "СУЭНКО" (далее - Положение о закупках), которое размещено на сайте www.zakupki.gov.ru 12.02.2019 (протокол от 05.02.2019).
Согласно подпункту 1 пункта 1.3.2.1 документации первая часть заявки (форма 3.1 к документации о закупке) содержит описание поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки в соответствии с требованиями документации о закупке (в техническом описании должны отражаться характеристики товара, установленные заказчиком в разделе Техническая документация (раздел 4 настоящей документации о закупке).
Как указано в подпункте 2 пункта 1.3.3 документации, первая часть заявки на участие в аукционе в электронной форме должна содержать описание поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки в соответствии с требованиями технической документации (раздел 4 настоящей документации о закупке). При этом не допускается указание в первой части заявки на участие в конкурентной закупке сведений об участнике закупке и о его соответствии единым квалификационным требованиям, установленным в настоящей документации.
Раздел 4 "Техническая документация" включает в себя техническое задание и документы с описанием товара и его характеристиками. В документации указано "*Опросные листы и технические требования прилагаются".
Данные документы прилагаются к документации в виде следующих электронных файлов:
1. "Требования к защите от дуговых замыканий" (включает в себя требования к дуговой защите ячеек КРУ, КСО 6(10)-35 кВ);
2. "Требование к УРЗА" (включает в себя опросный лист на терминал защит ВЛ 6-35 кВ);
3. "Опросный лист и технические характеристики" (включает в себя схемы РУ-10 кВ ТП-729, опросный лист для заказа РУ-10 кВ, план расположения оборудования РУ-10 кВ, шкаф собственных нужд ШСН (схема принципиальная, перечень элементов), опросный лист на КП телемеханики наТП-729, состав передаваемой информации с ТП729, перечень оборудования и материалов, необходимых для создания системы телемеханики ТП-729, технические требования, предъявляемые к вакуумным выключателям 6-10 кВ, технические требования на изготовление камер сборных одностороннего обслуживания).
Возражая против удовлетворения заявленных требований, Тюменское УФАС России указано, что в разделе 4 документации отсутствуют какие-либо положения (информация), отсылающие на знак "*" (Опросные листы...), содержащийся в сноске к таблице пункта 4.1 раздела 4 документации. По мнению антимонопольного органа, из содержания установленных заказчиком требований не следует, что участник закупки при формировании предложения о товаре обязан руководствоваться документами, не являющимися опросным листом и техническими требованиями, в том числе, планом расположения оборудования РУ-10 кВ, следовательно, указанные документы, загруженные в ЕИС и не отраженные в документации, носят исключительно рекомендательный характер.
Отклоняя доводы Управления, суд первой инстанции обоснованно отметил, что в силу пунктов 1.3.2.1 и 1.3.3 документации и содержания технического задания участник закупки в составе первой части заявки должен подтвердить соответствие товара требованиям технической документации.
Аналогичные частям 9 и 10 статьи Закона N 223-ФЗ сведения закреплены в подпункте 2 пункта 5.4 Положения о закупках.
Таким образом, ни законодательство о закупках, ни Положение о закупках заказчика, определяя перечень обязательных сведений, не устанавливают обязанности заказчика именовать отдельно в документации каждый прилагаемый к ней документ.
В данном случае указанные выше или какие-либо иные пункты документации не содержат исключений о соответствии товара только некоторым документам, а также о рекомендательном характере отдельных документов, в связи с чем суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что аукционной документацией установлена обязательность всех документов, опубликованных в составе технической документации.
Таким образом, поскольку вышеуказанные документы надлежащим образом опубликованы в составе аукционной документации и содержат четко обусловленные необходимостью заказчика технические требования к поставляемому оборудованию, то участник закупки в составе первой части заявки должен быть подтвердить соответствие товара и этим требованиям технической документации.
Согласно пункту 1.1.6 документации участник закупки не допускается к участию в закупке в случаях:
1. несоответствия участника закупки требованиям к участникам аукциона в электронной форме, установленным аукционной документацией;
2. несоответствия аукционной заявки требованиям, установленным аукционной документацией;
3. несоответствия предлагаемых товаров, работ, услуг требованиям аукционной документации;
4. непредставления (при необходимости) обеспечения заявки в случае установления требования об обеспечении заявки;
5. предоставления в составе заявки заведомо недостоверных сведений, намеренного искажения информации или документов, входящих в состав заявки.
6. в иных случаях, предусмотренных настоящей документацией.
В случае установления факта подачи одним участником двух и более конвертов с заявками на участие в закупке (двух и более заявок в электронной форме) в отношении одного и того же лота при условии, что поданные ранее заявки таким участником не отозваны, все заявки на участие в закупке такого участника, поданные в отношении данного лота, не рассматриваются и возвращаются такому участнику.
Довод подателя жалобы о том, что закупочная документация не содержит требования к ширине ячеек КРУ РЭС, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку в плане расположения оборудования РУ-10 кВ заказчиком указаны размеры требуемого оборудования РУ-10 кВ; так, размер ячейки КРУ составляет 550 мм (том 1 л.д. 118).
Участники ООО "Альматея" и ООО "Россторгсервис" предложили ячейки 600 мм, которые не соответствуют установленным заказчиком в документации габаритам оборудования.
При таких обстоятельствах, учитывая, что ширина ячеек КРУ установлена в аукционной документации в соответствии с технической потребностью заказчика, заявки участников ООО "Альматея" и ООО "Россторгсервис" правомерно отклонены последним на основании подпункта 3 пункта 1.1.6 документации ввиду несоответствия товара требованиям документации.
Довод подателя жалобы о наличии в извещении о проведении аукциона дополнительных оснований для отклонения заявок признан апелляционной коллегией несостоятельным, поскольку оспариваемые решения такого основания не содержат, антимонопольным органом приведенные обстоятельства не доказаны.
Довод антимонопольного органа о том, что в рамках закупки 32009400874 единственным допущенным участником и подателем жалобы (ООО "Амальтея") заявлен один и тот же товар, отклоняется судом апелляционной инстанции как документально не подтвержденный.
Ссылка заинтересованного лица на отсутствие регламентированной необходимости соответствия предложения участника требованиям плана расположения оборудования РУ10 кВ и запретительного требования в документации к поставке ячейки КРУ РЭС более 550 мм отклонена судом первой инстанции, поскольку в случае наличия неясностей в содержании конкурсной документации данные участники закупки не были лишены возможности обратиться к заказчику за соответствующими разъяснениями.
Принимая во внимание вышеизложенное, судом первой инстанции принято законное и обоснованно решение о признании недействительными решений Управления от 10.11.2020 по делу N 072/07/18.1-210/2020 и от 11.11.2020 по делу N 072/07/18.1-211/2020 и соответствующих предписаний.
Таким образом, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос об отнесении судебных расходов по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы не рассматривался, так как Тюменское УФАС России освобождено от ее уплаты в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 26.04.2021 по делу N А70-21724/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.Е. Иванова |
Судьи |
О.Ю. Рыжиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-21724/2020
Истец: АО "Сибирско-Уральская Энергетическая Компания"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области
Третье лицо: ООО "Азот", ООО "Амальтея", ООО "Артэнерго", ООО Курганский трансформаторный завод ", ООО "Мегатор", ООО "Модуль", ООО "Невский энергомеханический завод", ООО ПО "ВЭЛТА", ООО Производственное объединение "Высоковольтные электротехнические аппараты", ООО "Россторгсервис", ООО "РТС-Тендер", ООО "Трансформер Урал", ООО "ТЭЛ МП", ООО "Эзоис-Урал", ООО "Энергоремонт"