г. Киров |
|
23 июля 2021 г. |
Дело N А17-8706/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 июля 2021 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Хоровой Т.В.,
судей Великоредчанина О.Б., Немчаниновой М.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кряжевой У.Ю.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Ренессанс"
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 03.03.2021 по делу N А17-8706/2019
по иску Администрации города Иванова
(ИНН: 3728012487, ОГРН: 1023700543624)
к обществу с ограниченной ответственностью "Ренессанс"
(ИНН: 3702048200, ОГРН: 1033700120915)
о взыскании неосновательного обогащения и процентов за пользование чужими денежными средствами,
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Иванова (далее - Истец, Администрация) обратилась с иском в Арбитражный суд Ивановской области к обществу с ограниченной ответственностью "Ренессанс" (далее - Ответчик, ООО "Ренессанс", Общество) о взыскании неосновательного обогащения в размере 531 258 руб. за период с 04.09.2017 до 01.09.2019 и процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 20 741,42 руб. за период с 01.01.2018 до 22.08.2019.
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 03.03.2021 иск удовлетворен.
ООО "Ренессанс" с принятым решением суда не согласилось и обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, обращая внимание апелляционного суда на отсутствие оснований для применения в расчете долга коэффициента К=1,241, так как в исковом периоде коэффициент К мог быть применен только с 01.04.2017, тогда как согласно решению суда первой инстанции действие коэффициента К начинается не с года, следующего за годом его введения (01.04.2017), а с 01.01.2015, притом, что указанный коэффициент равен произведению годовых индексов потребительских цен с 01.01.2016.
Кроме того, Общество указывает, что в принципе не согласно с применением в расчетах коэффициента К=1,206; К=1,241; К=1,3045, пояснив, что после вынесения решения и постановления апелляционной инстанции по делу N 3а-34/2020, в рамках которого рассматривался вопрос о законности Постановления N 427-п от 21.12.2016, на указанные судебные акты была подана кассационная жалоба.
Администрация в отзыве на апелляционную жалобу против изложенных в ней доводов возражает, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит в удовлетворении жалобы отказать.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 15.04.2021 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 16.04.2021 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании указанной нормы стороны надлежащим образом уведомлены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы.
В судебном заседании апелляционного суда 13.05.2021, проведенном с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Ивановской области, представители сторон настаивали на своих позициях по рассматриваемому спору.
На основании статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное разбирательство по делу откладывалось до 08 часов 40 минут 10.06.2021 и до 08 часов 40 минут 22.07.2021.
В связи с невозможностью дальнейшего участия в рассмотрении дела по причине нахождения в отпуске судьи Великоредчанина О.Б., определением от 09.06.2021 произведена его замена на судью Черных Л.И.
В связи с невозможностью дальнейшего участия в рассмотрении жалобы судьи Черных Л.И. по причине нахождения в отпуске, определением от 21.07.2021 произведена ее замена на судью Великоредчанина О.Б., поэтому рассмотрение жалобы начато сначала.
От Администрации поступило дополнение к отзыву на жалобу, в котором она поддержала свою позицию, изложенную в отзыве от 11.05.2021, указала, что доводы Администрации подтверждаются кассационным определением Второго кассационного суда общей юрисдикции от 12.05.2021 N 88а-11139/2021, просила апелляционную жалобу ООО "Ренессанс" оставить без удовлетворения, в также рассмотреть дело по существу без участия своего представителя.
Администрация направила ходатайство от 09.06.2021 о приобщении к материалам дела кассационного определения от 12.05.2021, которое было удовлетворено судом апелляционной инстанции.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции 22.07.2021 не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области от 03.03.2021 проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, наличие у ООО "Ренессанс" задолженности за пользование земельным участком послужило основанием для обращения Администрации с соответствующим иском в суд.
Арбитражный суд Ивановской области, руководствуясь статьями 6, 131, 395, 424, 1102, 1105, 1107 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьями 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), Постановлением Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога", Законом Ивановской области от 02.03.2015 N10-ОЗ "Об арендной плате за предоставленные в аренду без торгов земельные участки, находящиеся в собственности Ивановской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена" (далее - Закон N 10-ОЗ), Постановлениями Правительства Ивановской области от 21.12.2016 N 427-п, от 28.02.2017 N 49-п, от 25.08.2008 N 225-п, Постановлением Пленума ВС РФ от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ), приказом Минэкономразвития России от 07.06.2016 N 358 "Об утверждении методических указаний о государственной кадастровой оценке", требования Администрации признал обоснованными.
Второй арбитражный апелляционный суд, изучив доводы жалобы, отзыва на жалобу, дополнения к отзыву, выслушав позиции сторон, исследовав материалы дела, не нашел оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.
В силу статей 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом и соответствовать условиям обязательства и требованиям закона, при этом односторонний отказ от исполнения обязательства, а также одностороннее изменение условий обязательства, за исключением случаев, предусмотренных законом, недопустимы.
Пунктом 7 части 1 статьи 1 ЗК РФ установлен принцип платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату.
Статьей 65 ЗК РФ предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Постановлением Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 54 установлено, что согласно пункту 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 ГК РФ указанные права на земельный участок подлежат государственной регистрации, которая в силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (в настоящее время - пункт 5 статьи 1 Федерального закона N 218-ФЗ от 13.07.2015 "О государственной регистрации недвижимости") является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Поэтому обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.
При этом по аналогии закона (пункт 1 статьи 6 ГК РФ) может быть использовано правило пункта 3 статьи 424 указанного кодекса о применении цены, которая при сравнимых обстоятельствах взимается за аналогичные товары, работы или услуги.
В силу статьи 1 Закона Ивановской области от 06.05.2008 N 26-03 "Об арендной плате за пользование земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, и земельными участками, находящимися в собственности Ивановской области" (действовавшего ранее) порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за пользование земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, и земельными участками, находящимися в собственности Ивановской области, утверждались постановлением Правительства Ивановской области.
Статьей 1 Закона Ивановской области от 02.03.2015 N 10-ОЗ "Об арендной плате за предоставленные в аренду без торгов земельные участки, находящиеся в собственности Ивановской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена" предусмотрено, что с 1 марта 2015 года порядок определения размера арендной платы за предоставленные в аренду без торгов земельные участки, находящиеся в собственности Ивановской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливается Правительством Ивановской области, если иное не установлено Земельным кодексом Российской Федерации или другими федеральными законами.
Размер платы за фактическое использование земельного участка рассчитан Истцом исходя из кадастровой стоимости земельного участка и коэффициентов, установленных постановлением Правительства Ивановской области N 225-п от 25.08.2008, принятым в соответствии с Законами Ивановской области от 06.05.2008 N 26-ОЗ и от 02.03.2015 N 10-ОЗ, а также решения Ивановской городской Думы N 257 от 01.11.2006 (данные нормативные правовые акты применены в редакциях, действовавших в период, за который взыскивается задолженность).
Постановлением Правительства Ивановской области от 21.12.2016 N 427-п вышеуказанное постановление Правительства Ивановской области N 225-п от 25.08.2008 дополнено пунктом 2.1 следующего содержания:
"Арендная плата за пользование земельными участками, находящимися в собственности Ивановской области, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, находящимися на территории городского округа Иваново, устанавливается в размере налоговой ставки земельного налога, утвержденной нормативным правовым актом городского округа Иваново для земельных участков, относящихся к категории "Земли населенных пунктов", со следующими видами разрешенного использования:
земельные участки фабрик, заводов и комбинатов;
земельные участки производственных объединений, концернов, промышленно-производственных фирм, трестов; земельные участки типографий;
земельные участки других промышленных предприятий;
земельные участки тепловых пунктов, трансформаторных подстанций, водозаборных узлов;
земельные участки объектов переработки, уничтожения, утилизации и захоронения отходов;
земельные участки мусороперерабатывающих (мусоросжигающих) предприятий;
земельные участки котельных;
земельные участки газораспределительных пунктов; земельные участки элеваторов;
земельные участки, предназначенные для разработки полезных ископаемых;
земельные участки для размещения железнодорожных путей и установления полос отвода и охранных зон железных дорог;
земельные участки для размещения, эксплуатации, расширения и реконструкции строений, зданий, сооружений, в том числе устройств и других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта;
земельные участки автомобильных дорог, их конструктивных элементов и дорожных сооружений, а также полос отвода автомобильных дорог;
земельные участки для размещения объектов автомобильного транспорта и объектов дорожного хозяйства, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств;
земельные участки для размещения искусственно созданных внутренних водных путей;
земельные участки для размещения причалов, пристаней, гидротехнических сооружений, других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов морского, внутреннего водного транспорта;
земельные участки гидротехнических и иных сооружений;
земельные участки депо, открытых линий метро и наземных линий иного общественного транспорта;
земельные участки для размещения нефтепроводов, газопроводов, иных трубопроводов;
земельные участки для размещения объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов трубопроводного транспорта;
земельные участки эксплуатационных предприятий связи, на балансе которых находятся радиорелейные, воздушные, кабельные линии связи и соответствующие полосы отчуждения;
земельные участки кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации на трассах кабельных и воздушных линий связи и радиофикации, необслуживаемых усилительных пунктов на линии связи и соответствующих охранных зон;
земельные участки наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи;
земельные участки иных конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики и связи, объектов космической деятельности;
земельные участки объектов военной безопасности и прочих объектов обороны."
При этом было установлено, что действие положений пункта 2.1 приложения к постановлению Правительства Ивановской области от 25.08.2008 N 225-п "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за предоставленные в аренду без торгов земельные участки, находящиеся в собственности Ивановской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена" (Порядок, приложение к постановлению), приложения 1 к Порядку (в редакции настоящего постановления) и структурных единиц приложения 2 к Порядку, указанных в подпункте 1.3 настоящего постановления, распространяется на правоотношения, возникшие с 01.08.2016. Пункт 2.1 приложения к постановлению (в редакции настоящего постановления) действует до 01.03.2017.
Также указанным Постановлением Правительства Ивановской области от 21.12.2016 N 427-п установлено, что значения корректирующих коэффициентов, применяемых при расчете арендной платы в соответствии с приложением 1 к настоящему Порядку за пользование земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Ивановской области, на территории которых расположены указанные земельные участки (абзац второй пункта 2 Порядка, утвержденного постановлением от 25.08.2008 N 225-п в новой редакции с 01.03.2017).
В дальнейшем в соответствии с изменениями, внесенными Постановлением Правительства Ивановской области от 28.02.2017 N 49-п, срок действия пункта 2.1. продлен до 1 апреля 2017 года, срок вступления в законную силу пункта 2 Порядка, утвержденного постановлением Правительства от 25.08.2008 N 225-п в новой редакции, изменен на 01 апреля 2017 года.
Кроме того, Методикой расчета арендной платы за пользование земельными участками (в редакции Постановлением Правительства Ивановской области от 21.12.2016 N 427-п) предусмотрено, что арендная плата за год за пользование земельным участком рассчитывается ежегодно по формуле:
АП = КСЗУ x Ккор. x К, где:
АП - арендная плата за год, руб.;
КСЗУ - кадастровая стоимость земельного участка, руб.;
Ккор. - корректирующий коэффициент, устанавливаемый и дифференцируемый в зависимости от категории и разрешенного использования земельного участка;
К - коэффициент, соответствующий произведению годовых индексов потребительских цен (тарифов) на товары и платные услуги по Ивановской области по официальным данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ивановской области (по состоянию на декабрь предыдущего года) за период, начинающийся с года, следующего за годом введения в действие результатов государственной кадастровой оценки земель.
Значение К в первый год применения результатов государственной кадастровой оценки земель для определения величины арендной платы за земельный участок принимается в размере, равном 1.
В остальных случаях значение К определяется по формуле:
К = К1 x К2 x... x КП, где:
К1, К2, КП - годовые индексы потребительских цен (тарифов) на товары и платные услуги по Ивановской области по официальным данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ивановской области (установленные по состоянию на декабрь предыдущего года и опубликованные на официальном сайте Федеральной службы государственной статистики www.gks.ru) за период, начинающийся с года, следующего за годом введения в действие результатов государственной кадастровой оценки земель.
В случае наличия удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка арендная плата за год за пользование земельным участком рассчитывается по формуле:
АП = УПКСЗУ x S x Ккор. x К, где:
АП - арендная плата за год, руб.;
УПКСЗУ - удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка, руб./кв. м;
S - площадь земельного участка, кв. м;
Ккор. - корректирующий коэффициент, устанавливаемый и дифференцируемый в зависимости от категории и разрешенного использования земельного участка;
К - коэффициент, соответствующий произведению годовых индексов потребительских цен (тарифов) на товары и платные услуги по Ивановской области по официальным данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ивановской области (по состоянию на декабрь предыдущего года) за период, начинающийся с года, следующего за годом введения в действие результатов государственной кадастровой оценки земель.
Значение К в первый год применения результатов государственной кадастровой оценки земель для определения величины арендной платы за земельный участок принимается в размере, равном 1.
В остальных случаях значение К определяется по формуле, указанной в пункте 1 настоящей Методики.
Решением Ивановского областного суда от 09.07.2020 по делу N 3а-34/2020 оставлены без удовлетворения требования о признании недействующими и противоречащими федеральному законодательству пункты 1 и 2 Приложения N1 к Порядку определения размера арендной платы за предоставленные в аренду без торгов земельные участки, находящиеся в собственности Ивановской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного постановлением Правительства Ивановской области N 225-п от 25.08.2008 (в редакции постановления Правительства Ивановской области от 21.12.2016 N 427-п), в части установления коэффициента "К" в формуле расчета арендной платы и формулы определения этого коэффициента. Признан недействующим со дня вступления указанного решения в законную силу абзац 2 пункта 2 постановления Правительства Ивановской области от 21 декабря 2016 года N 427-п "О внесении изменений в постановление Правительства Ивановской области от 25 августа 2008 года N225-п "Об утверждении порядка определения размера арендной платы за предоставленные в аренду без торгов земельные участки, находящиеся в собственности Ивановской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена" в той мере, в какой устанавливает распространение действия пункта 2 Приложения N 1 к Порядку "Методика расчета арендной платы за пользование земельными участками", утвержденного постановлением Правительства Ивановской области от 21 декабря 2016 года N427-п на правоотношения, возникшие с 01 августа 2016 года.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 17.12.2020 решение от 09.07.2020 оставлено без изменения.
Кассационным определением Второго кассационного суда общей юрисдикции от 18.05.2021 N 88а-11139/2021 вышеназванные судебные акты оставлены без изменения.
Результаты оценки утверждены Приказом Департамента управления имуществом Ивановской области от 25.11.2014 N 105 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Ивановской области".
Следовательно, исходя из принятой Методики расчета арендной платы за пользование земельными участками (в редакции Постановлением Правительства Ивановской области от 21.12.2016 N 427-п) значение К равное 1 принимается в первый год применения результатов государственной кадастровой оценки земель для определения величины арендной платы за земельный участок (в 2015 году). Далее расчет должен производится с применением значения К, которое определяется по вышеуказанной формуле К = К1 x К2 x... x КП, где:
К1, К2, КП - годовые индексы потребительских цен (тарифов) на товары и платные услуги по Ивановской области по официальным данным территориального органа - Федеральной службы государственной статистики по Ивановской области (установленные по состоянию на декабрь предыдущего года и опубликованные на официальном сайте Федеральной службы государственной статистики www.gks.ru) за период, начинающийся с года, следующего за годом введения в действие результатов государственной кадастровой оценки земель.
Формула расчета нарастающим итогом решением Ивановского областного суда от 09.07.2020 по делу N 3а-34/2020 недействительной не признана, следовательно, в период с 01.04.2017 подлежит применению коэффициент К, определенный по указанной формуле, за период, начинающийся с года, следующего за годом введения в действие результатов государственной кадастровой оценки земель, и поэтому уточненный расчет Истца является правомерным.
Расчет, составленный Ответчиком, не соответствует вышеуказанной формуле, поскольку годовые индексы применены ООО "Ренессанс" не за период, начинающийся с года, следующего за годом введения в действие результатов государственной кадастровой оценки земель.
Пунктом 1 Постановления Пленума ВС РФ от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснено, что кадастровая стоимость земельных участков и отдельных объектов недвижимого имущества устанавливается для целей налогообложения и в иных, предусмотренных федеральными законами случаях (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 375, 390, 402 Налогового кодекса Российской Федерации, глава Ш.1 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ).
Для определения кадастровой стоимости земельных участков и отдельных объектов недвижимости (далее - объекты недвижимости) на основании решения исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления (далее также - заказчик работ) проводится государственная кадастровая оценка, результаты которой вносятся в государственный кадастр недвижимости (статья 24.12 Закона об оценочной деятельности).
Статьей 24.15 Закона N 135-ФЗ предусмотрено, что определение кадастровой стоимости осуществляется оценщиками в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, регулирующих вопросы определения кадастровой стоимости, за исключением случая, установленного статьей 24.19 настоящего Федерального закона.
В силу статьи 24.19 Закона N 135-ФЗ при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Приказом Минэкономразвития России от 07.06.2016 N 358 "Об утверждении методических указаний о государственной кадастровой оценке" определено, что кадастровая стоимость представляет собой наиболее вероятную цену объекта недвижимости, по которой он может быть приобретен исходя из возможности продолжения фактического вида его использования независимо от ограничений на распоряжение этим объектом.
Земельный участок характеризуется его назначением (категорией и (или) разрешенным использованием), а также видом осуществляемой на нем градостроительной деятельности, исходя из этапа жизненного цикла иных объектов недвижимости, расположенных на нем: незастроенный, в том числе застраиваемый, и застроенный земельный участок.
Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Статьей 66 ЗК РФ определено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.
Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
При этом органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
На основании пункта 1 статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
В силу части 2 статьи 1105 ГК РФ лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1107 ГК РФ на сумму неосновательного денежного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими средствами (статья 395) с того времени, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности получения или сбережения денежных средств.
На основании статьи 395 ГК РФ случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга.
Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "Ренессанс" с 04.09.2017 является собственником объектов недвижимости (нежилого здания и нежилых помещений), расположенных по адресу: город Иваново, улица 15-й Проезд, 4, которые находились на землях кадастрового квартала 37:24:030630 по адресу: город Иваново, 15-й Проезд, дом 4, застроенная площадь 6 364 кв. м.
В исковой период земельный участок под зданием не был сформирован, на кадастровый учет не поставлен. Ответчик не предпринимал мер к оформлению прав на участок, не оплачивал его использование.
Однако с момента регистрации права собственности на объект недвижимости Ответчик являлся фактическим землепользователем.
Отсутствие договорных правоотношений между Истцом и Ответчиком не исключает возмездности пользования земельным участком под принадлежащим ООО "Ренессанс" на праве собственности недвижимым имуществом и, следовательно, не освобождает его от обязанности произвести оплату за такое пользование.
Доказательств определения стоимости пользования земельным участком, исходя из его рыночной стоимости, заявитель апелляционной жалобы в материалы дела не представил.
По расчету Администрации долг ООО "Ренессанс" по плате за землю за период с 04.09.2017 до 01.09.2019 составил 531 258 руб.
Администрация направляла Обществу претензию от 26.08.2019 с требованием оплаты задолженности.
Данную претензию ООО "Ренессанс" оставило без удовлетворения.
Доказательств отсутствия долга либо наличия задолженности в ином размере Ответчик в материалы дела не представил.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный вывод о наличии у Администрации права требовать взыскания с ООО "Ренессанс" 531 258 руб.
Кроме суммы основного долга Истец начислил также Ответчику проценты (статья 395 ГК РФ) в сумме 20 741,42 руб. за период с 01.01.2018 до 22.08.2019, проверив расчет которых, признав наличие у Общества обязанности оплатить пользование земельным участком, суд первой инстанции взыскал 20 741,42 руб. процентов.
Довод Общества об отсутствии оснований для применения в расчете долга К=1,241, который в исковом периоде мог быть применен только с 01.04.2017, апелляционный суд не принимает, так как в пункте 2 Постановления N 427-п указаны исключения, а именно: пункт 1.4, согласно которому было признано утратившим силу Приложение 2 к Порядку определения размера арендной платы за предоставленные в аренду без торгов земельные участки, находящиеся в собственности Ивановской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена.
Довод об обращении с кассационной жалобой на судебные акты по делу N 3а-34/2020 позицию ООО "Ренессанс" о незаконности применения спорного коэффициента в любом случае не подтверждает, поскольку, как указано выше, кассационным определением от 18.05.2021 решение от 23.07.2020 и апелляционное определение от 17.12.2020 оставлены без изменения.
Из кассационного определения от 18.05.2021 усматривается, что, удовлетворяя требования административных истцов в части, суд исходил из того, что установленный Методикой механизм расчета оспариваемого коэффициента К, и как следствие, арендной платы за пользование земельным участком, не отражает возможности изменения такого порядке при пересмотре кадастровой стоимости земельного участка в установленных законом случаях. В рассматриваемом поназванному делу кадастровая стоимость спорного земельного участка была определена актом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" от 28.03.2019.
По настоящему спору кадастровая стоимость земельного участка в рамках кадастрового квартала 37:24:030630 была установлена на 01.01.2015 и в дальнейшем не изменялась.
Поэтому предусмотренный положениями Методики определения арендной платы за пользование земельными участком с учетом показателя инфляции, исчисляемым в зависимости от года начала применения результатов государственной кадастровой оценки земель, являются правомерными, поскольку такой механизм направлен непосредственно на актуализацию на очередной год базовой величина (кадастровой стоимости) посредством учета инфляционных процессов, возникших после установления кадастровой стоимости.
Аналогичная позиция изложена в кассационном определении Второго кассационного суда общей юрисдикции от 18.05.2021.
Таким образом, позиция заявителя апелляционной жалобы не может быть признана правомерной и обоснованной.
На основании изложенного Второй арбитражный апелляционный суд признает решение Арбитражного суда Ивановской области от 03.03.2021 законным и обоснованным, принятым при правильном применении норм материального и процессуального права, а также исходя из фактических обстоятельств дела.
Оснований для удовлетворения жалобы ООО "Ренессанс" по изложенным в ней доводам у апелляционного суда не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 03.03.2021 по делу N А17-8706/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ренессанс" (ИНН: 3702048200, ОГРН: 1033700120915) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ивановской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1 - 291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Т.В. Хорова |
Судьи |
О.Б. Великоредчанин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А17-8706/2019
Истец: Администрация города Иваново
Ответчик: ООО "Ренессанс"
Третье лицо: Второй Арбитражный Апелляционный суд