г. Санкт-Петербург |
|
23 июля 2021 г. |
Дело N А56-91372/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 июля 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Денисюк М.И.
судей Зотеевой Л.В., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Шпакович Ю.В.
при участии:
от заявителя: Жагрова Е.В. по доверенности от 10.09.2020
от заинтересованного лица: Хасина А.С. по доверенности от 30.12.2020
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-17759/2021) Балтийской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.04.2021 по делу N А56-91372/2020 (судья Устинкина О.Е.), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Морское содружество"
к Балтийской таможне
об оспаривании решений
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью Торговый дом "Морское Содружество" (ОГРН: 1127746067460; далее - заявитель, Общество, ООО "ТД "Морское Содружество") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, в котором просило:
- признать незаконным и отменить решения Балтийской таможни от 30.06.2020 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларациях на товары (далее - ДТ) N N 10216170/060619/0099664, 10216170/130619/0103730, 10216170/130619/0103731, 10216170/130619/0103732;
- обязать Балтийскую таможню осуществить возврат излишне уплаченных денежных средств в размере 2141690 руб. 31 коп., из них: 982933 руб. 99 коп. таможенная пошлина, 1146756 руб. 32 коп. налог на добавленную стоимость (НДС), 12000 сборы за совершение таможенных процедур, а также пени в размере 148370 руб. 16 коп.
В ходе рассмотрения дела Общество уточнило заявленные требования в порядке статьи 49 Арбитражного кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) (том 2 л.д.93-99) и просило:
- признать незаконными и отменить решения Балтийской таможни от 30.06.2020 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10216170/060619/0099664, 10216170/130619/0103730, 10216170/130619/0103731, 10216170/130619/0103732;
- обязать Балтийскую таможню определить таможенную стоимость товаров, заявленных в ДТ N 10216170/060619/0099664, 10216170/130619/0103730, 10216170/130619/0103731, 10216170/130619/0103732 в соответствии с методом по стоимости сделки с ввозимыми товарами (статья 39 ТК ЕАЭС) и устранить допущенные нарушения прав Общества путем осуществления возврата всех излишне уплаченных денежных средств путем зачета на единый лицевой счет ООО "ТД "Морское Содружество".
Уточнение требований принято судом первой инстанции в судебном заседании 14.01.2021 (том 2 л.д.100).
Решением от 09.04.2021 суд первой инстанции признал незаконным и отменил решения Балтийской таможни от 30.06.2020 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N N 10216170/060619/0099664, 10216170/130619/0103730, 10216170/130619/0103731, 10216170/130619/0103732; обязал Балтийскую таможню определить таможенную стоимость товаров, заявленных в ДТ NN 10216170/060619/0099664, 10216170/130619/0103730, 10216170/130619/0103731, 10216170/130619/0103732 в соответствии с методом по стоимости сделки с ввозимыми товарами (статья 39 ТК ЕАЭС), а также обязал Балтийскую таможню осуществить возврат излишне уплаченных денежных средств в размере 2 141 690 руб. 31 коп., из них 982 933 руб. 99 коп. таможенная пошлина, 1 146 756 руб. 32 коп. НДС, 12 000 сборы за совершение таможенных процедур, а также пени в размере 148 370 руб. 16 коп. в пользу ООО "ТД "Морское Содружество". Суд также взыскал с Балтийской таможни в пользу ООО "ТД "Морское Содружество" расходы по оплате государственной пошлины в размере 12000 руб.
Не согласившись с вынесенным решением суда первой инстанции, Балтийская таможня (далее - таможенный орган, Таможня) направила апелляционную жалобу, в которой просит отменить обжалуемое решение суда от 09.04.2021, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований в полном объеме. Податель жалобы указывает, что решение суда первой инстанции вынесено без учета принятых судом уточнений заявленных требований в части обязания Таможню возвратить Обществу излишне уплаченные денежные средства путем зачета на единый лицевой счет. Податель жалобы ссылается на то, что согласно пункту 30 Временного порядка работы заинтересованных структурных подразделений ФТС России, Центрального информационно-технического таможенного управления и таможенных органов с единым ресурсом лицевых счетов плательщиков таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, таможенных представителей, а также иных лиц, осуществивших уплату денежных средств на счет Федерального казначейства, с применением комплекса программных средств "Лицевые счета - ЕЛС", утвержденного Приказом ФТС России от 26.06.2019 N 1039 (далее - Приказ N 1039), возврат плательщикам излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных платежей, а также сумм таможенных пошлин, налогов в случаях, указанных в подпунктах 4 - 9 пункта 1 статьи 67 ТК ЕАЭС, производится в форме их зачета в счет авансовых платежей информационной системой таможенных органов на основании поступивших в ресурс ЕЛС сведений из КДТ. Также податель жалобы обращает внимание, что оспариваемые Обществом решения Балтийской таможни от 30.06.2020 о внесении изменений (дополнений) в спорные ДТ были отменены в порядке ведомственного контроля решением Северо-Западного таможенного управления от 02.02.2021 N 10200000/020221/272-р/2020, таким образом, по мнению подателя жалобы, оспариваемые решения Балтийской таможни от 30.06.2020 о внесении изменений (дополнений) в спорные ДТ не нарушают права и законные интересы Общества.
В судебном заседании представитель Таможни поддержал доводы апелляционной жалобы, представил дополнительные документы: акт проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств от 25.06.2021 N 10216000/016/250621/А028, решение от 05.07.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в спорных ДТ (документы приобщены к материалам дела). Представитель Общества против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по мотивам, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ООО "ТД "Морское Содружество" (декларант) в рамках исполнения внешнеэкономического контракта от 31.05.2016 N TFMS/01, заключенного с компанией "Tropical Food Manufacturing (Ningbo) Co., Ltd", на условиях поставки CIF Санкт-Петербург на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) ввезен и задекларирован по ДТ NN 10216170/060619/0099664, 10216170/130619/0103730, 10216170/130619/0103731, 10216170/130619/0103732 товар: тунец полосатый (Katsuwonus Pelamis), консервированный кусочками в растительном масле, не фаршированный, в жестяных банках с ключом, масса нетто одной банки 185 г без учета первичной упаковки, по 24 банки в одной коробке, товарный знак: Ультрамарин "Тунец в масле", производитель "Tropical Food Manufacturing (Ningbo) Co., Ltd" страна происхождения Китай; код ТН ВЭД ЕАЭС 1604142100.
Указанный товар поступил в 6 контейнерах в соответствии с коммерческими и транспортными документами:
- контракт N TFMS/01 от 31.05.2019 с дополнительными соглашениями, спецификации 01, 02, 10, 12, 35, 36, 37, 38, 39, 40;
- инвойсы N N TRFMN 19097, TRFMN 19098, TRFMN 19099 от 03.04.2019, TRFMN 19111, TRFMN 19112, TRFMN 19113 от 17.04.2019.
Таможенная стоимость товара определена Обществом в соответствии со статьей 39 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) по методу определения таможенной стоимости по стоимости сделки с ввозимыми товарами.
Выпуск товара, заявленного в ДТ N N 10216170/060619/0099664, 10216170/130619/0103730, 10216170/130619/0103731, 10216170/130619/0103732, осуществлён Балтийским таможенным постом (ЦЭД) Балтийской таможни в соответствии с заявленной таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления при предоставлении обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин.
В период с 27.03.2020 по 29.06.2020 Таможней проведена проверка таможенных, иных документов и (или) сведений, начатая после выпуска товара с целью проверки достоверности заявленных в ДТ N N 10216170/060619/0099664, 10216170/130619/0103730, 10216170/130619/0103731, 10216170/130619/0103732 сведений о таможенной стоимости товара, в рамках которой таможенным органом направлен Обществу запрос дополнительных документов и сведений от 25.05.2020 N 15-10/16129, а также направлен международный запрос продавцу от 25.11.2019 N 15-10/18626, запрос в Московский филиал АО "Петербургский социальный коммерческий банк" от 11.06.2020 N15-10/18641.
В ответ на запрос от 25.05.2020 N 15-10/16129 Общество письмом от 05.06.2020 N 05-06/1 представило в таможенный орган дополнительные документы и пояснения.
По результатам проверки Таможней составлен акт проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств от 29.06.2020 N 10216000/016/290620/А097, на основании которого 30.06.2020 приняты решения о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N N 10216170/060619/0099664, 10216170/130619/0103730, 10216170/130619/0103731, 10216170/130619/0103732. Таможенная стоимость товара определена таможенным органом по резервному методу определения таможенной стоимости с гибким применением метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 6) на основании имеющейся в Таможне ценовой информации по ДТ N 10216120/010619/0019259. В связи с принятыми Таможней решениями от 30.06.2020 о внесении изменений в спорные ДТ, Обществом произведена доплата таможенных платежей в размерах, указанных в КДТ (том 2 л.д.79-91).
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Общества в суд с настоящим заявлением (с учетом уточнения требований).
Суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности заявленных Обществом требований, в связи с чем признал решения Таможни от 30.06.2020 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N N 10216170/060619/0099664,10216170/130619/0103730,10216170/130619/0103731, 10216170/130619/0103732 недействительными, обязал Таможню определить таможенную стоимость товаров, заявленных в ДТ N N 10216170/060619/0099664, 10216170/130619/0103730, 10216170/130619/0103731, 10216170/130619/0103732 в соответствии с методом по стоимости сделки с ввозимыми товарами (статья 39 ТК ЕАЭС) и осуществить возврат излишне уплаченных денежных средств в размере 2 141 690 руб. 31 коп., из них 982 933 руб. 99 коп. таможенная пошлина, 1 146 756 руб. 32 коп. НДС, 12 000 сборы за совершение таможенных процедур, а также пени в размере 148 370 руб. 16 коп. в пользу Общества.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Пунктом 2 статьи 38 ТК ЕАЭС определено, что таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС, определяется в соответствии с главой 5 ТК ЕАЭС, если при ввозе на таможенную территорию ЕАЭС товары пересекли таможенную границу ЕАЭС и в отношении таких товаров впервые заявляется иная таможенная процедура, чем указанные в пункте 3 статьи 38 ТК ЕАЭС.
Пунктом 9 статьи 38 ТК ЕАЭС предусмотрено, что определение таможенной стоимости товаров не должно быть основано на использовании произвольной или фиктивной таможенной стоимости товаров.
Таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации (пункт 10 статьи 38 ТК ЕАЭС).
Согласно пункту 1 статьи 39 ТК ЕАЭС таможенной стоимостью ввозимых товаров является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза таможенную территорию Союза и дополненная в соответствии со статьей настоящего Кодекса, при выполнении следующих условий:
1) отсутствуют ограничения в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами, за исключением ограничений, которые:
- ограничивают географический регион, в котором товары могут быть перепроданы;
- существенно не влияют на стоимость товаров;
- установлены актами органов Союза или законодательством государств-членов;
2) продажа товаров или их цена не зависит от каких-либо условий или обязательств, влияние которых на цену товаров не может быть количественно определено;
3) никакая часть дохода или выручки от последующей продажи, распоряжения иным способом или использования товаров покупателем не причитается прямо или косвенно продавцу, кроме случаев, когда в соответствии со статьей 40 Кодекса могут быть произведены дополнительные начисления;
4) покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами, или покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами таким образом, что стоимость сделки с ввозимыми товарами приемлема для таможенных целей в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи.
В случае если хотя бы одно из условий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, не выполняется, цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате, не является приемлемой для определения таможенной стоимости ввозимых товаров и метод 1 не применяется (пункт 2 статьи 39 ТК ЕАЭС).
Пунктом 3 статьи 39 ТК ЕАЭС предусмотрено, что ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или иному лицу в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государств-членов.
В пункте 14 статьи 38 ТК ЕАЭС указано, что таможенная стоимость товаров определяется декларантом, а в случае, если в соответствии с пунктом 2 статьи 52 и с учётом пункта 3 статьи 71 ТК ЕАЭС таможенные пошлины, налоги, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины исчисляются таможенным органом, таможенная стоимость товаров определяется таможенным органом.
При этом пунктом 13 статьи 38 ТК ЕАЭС установлено, что положения главы 5 ТК ЕАЭС не могут рассматриваться как ограничивающие или ставящие под сомнение права таможенных органов убеждаться в достоверности или точности любого заявления, документа или декларации, представленных для подтверждения таможенной стоимости товаров.
В соответствии с пунктом 1 статьи 313 ТК ЕАЭС при проведении таможенного контроля таможенной стоимости товаров, заявленной при таможенном декларировании (далее - контроль таможенной стоимости товаров), таможенным органом осуществляется проверка правильности определения и заявления таможенной стоимости товаров (выбора и применения метода определения таможенной стоимости товаров, структуры и величины таможенной стоимости товаров, документального подтверждения сведений о таможенной стоимости товаров).
Пунктом 1 статьи 324 ТК ЕАЭС предусмотрено, что проверка таможенных, иных документов и (или) сведений - форма таможенного контроля, заключающаяся в проверке:
1) таможенной декларации;
2) иных таможенных документов, за исключением документов, составляемых таможенными органами;
3) документов, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации;
4) иных документов, представленных таможенному органу в соответствии с ТК ЕАЭС;
5) сведений, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в представленных таможенному органу документах;
6) иных сведений, представленных таможенному органу или полученных им в соответствии с ТК ЕАЭС или законодательством государств-членов ЕАЭС.
Согласно пункту 3 статьи 324 ТК ЕАЭС проверка таможенных, иных документов и (или) сведений проводится в целях проверки достоверности сведений, правильности заполнения и (или) оформления документов, соблюдения условий использования товаров в соответствии с таможенной процедурой, соблюдения ограничений по пользованию и (или) распоряжению товарами в связи с применением льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, соблюдения порядка и условий использования товаров, которые установлены в отношении отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с ТК ЕАЭС помещению под таможенные процедуры, а также в иных целях обеспечения соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств-членов ЕАЭС о таможенном регулировании.
Как следует из пункта 6 статьи 324 ТК ЕАЭС проверка таможенных, иных документов и (или) сведений проводится путем анализа документов и сведений, указанных в пункте 1 статьи 324 ТК ЕАЭС, в том числе путем сопоставления сведений, содержащихся в одном документе, между собой, а также со сведениями, содержащимися в иных документах, в том числе в документах, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации, со сведениями, полученными из информационных систем, используемых таможенными органами, и (или) информационных систем государственных органов (организаций) государств-членов ЕАЭС в рамках информационного взаимодействия, из других источников, имеющихся в распоряжении таможенного органа на момент проведения проверки, а также другими способами в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством государств-членов ЕАЭС.
Согласно пункту 7 статьи 324 ТК ЕАЭС в рамках проверки таможенных, иных документов и (или) сведений таможенный орган вправе осуществлять сбор и анализ дополнительной информации, в том числе направлять запросы в государственные органы и иные организации.
В силу пункта 1 статьи 326 ТК ЕАЭС при проведении проверки таможенных, иных документов и (или) сведений в отношении таможенной декларации, документов, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации, сведений, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в представленных таможенным органам документах, начатой после выпуска товаров, либо в иных случаях применения данной формы таможенного контроля таможенный орган вправе запрашивать и получать документы и (или) сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, в соответствии со статьей 340 ТК ЕАЭС.
Пунктом 3 статьи 326 ТК ЕАЭС установлено, что по результатам проведения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений в отношении таможенной декларации, документов, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации, сведений, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в представленных таможенным органам документах, начатой после выпуска товаров, таможенным органом принимаются решения в соответствии с ТК ЕАЭС, а по результатам проведения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений в иных случаях - в соответствии с законодательством государств-членов ЕАЭС о таможенном регулировании.
Как разъяснено в пункте 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" (далее - Постановление N 49), система оценки ввозимых товаров для таможенных целей, установленная Таможенным кодексом и основанная на статье VII ГАТТ 1994, исходит из их действительной стоимости - цены, по которой такие или аналогичные товары продаются или предлагаются для продажи при обычном ходе торговли в условиях полной конкуренции, определяемой с использованием соответствующих методов таможенной оценки. При этом согласно пункту 15 статьи 38 Таможенного кодекса за основу определения таможенной стоимости в максимально возможной степени должна приниматься стоимость сделки с ввозимыми товарами (первый метод определения таможенной стоимости).
С учетом данных положений примененная сторонами внешнеторговой сделки цена ввозимых товаров не может быть отклонена по мотиву одного лишь несогласия таможенного органа с ее более низким уровнем в сравнении с ценами на однородные (идентичные) ввозимые товары или ее отличия от уровня цен, установившегося во внутренней торговле.
Как указано в пункте 11 Постановления N 49, отсутствие подтверждения сведений о таможенной стоимости, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в иных представленных таможенному органу документах, а также выявление таможенным органом признаков недостоверного определения таможенной стоимости само по себе не может выступать основанием для вывода о неправильном определении таможенной стоимости декларантом, а является основанием для проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров в соответствии со статьей 313, пунктом 4 статьи 325 Таможенного кодекса.
При проведении такой проверки таможенный орган, осуществляя публичные полномочия, обязан предоставить декларанту реальную возможность устранения возникших сомнений в достоверности заявленной им таможенной стоимости, в связи с чем не может произвольно отказаться от использования закрепленного в пункте 15 статьи 325 Таможенного кодекса права на запрос у декларанта документов и (или) сведений, в том числе письменных пояснений, необходимых для установления достоверности и полноты проверяемых сведений, заявленных в таможенной декларации, и (или) сведений, содержащихся в иных документах.
В порядке реализации положений пункта 2 статьи 313, пункта 15 статьи 325 Таможенного кодекса декларант вправе предоставить пояснения об экономических и иных разумных причинах значительного отличия стоимости сделки с ввозимыми товарами от ценовой информации, имеющейся у таможенного органа, которые должны быть приняты во внимание при вынесении окончательного решения.
В пункте 13 Постановления N 49 также разъяснено, что основываясь на положениях пункта 13 статьи 38, пункта 17 статьи 325 ТК ЕАЭС, таможенный орган принимает решение о внесении изменений (дополнений) в сведения о таможенной стоимости, заявленные в таможенной декларации по результатам проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, начатой до выпуска товаров, если соответствие заявленной таможенной стоимости товаров их действительной стоимости не нашло своего подтверждения по результатам таможенного контроля, в том числе при сохранении признаков недостоверности заявленной таможенной стоимости, не устраненных по результатам таможенного контроля.
В связи с этим при разрешении споров, касающихся правильности определения таможенной стоимости ввозимых товаров, судам следует учитывать, какие признаки недостоверного определения таможенной стоимости были установлены таможенным органом и нашли свое подтверждение в ходе проведения таможенного контроля, в том числе с учетом документов (сведений), собранных таможенным органом и дополнительно предоставленных декларантом.
Непредоставление декларантом документов (сведений), обосновывающих заявленную им таможенную стоимость товара, само по себе не может повлечь принятие таможенным органом решения о внесении изменений (дополнений) в сведения о таможенной стоимости, заявленные в таможенной декларации, если у декларанта имелись объективные препятствия к предоставлению запрошенных документов (сведений) и соответствующие объяснения даны таможенному органу.
В рассматриваемом случае, из материалов дела усматривается, что таможенная стоимость товара, задекларированного по спорным ДТ, определена Обществом в соответствии со статьей 39 ТК ЕАЭС по "стоимости сделки с ввозимыми товарами".
В подтверждение заявленной таможенной стоимости товара по ДТ N 10216170/060619/0099664 Общество при таможенном декларировании, а также по запросу Таможни письмом от 05.06.2020 N 05-06/1 представило контракт от 31.05.2016 N TFMS/01 (далее - Контракт) с дополнительными соглашениями N 01 от 15.07.2016, N 02 от 15.07.2016, N 12 от 09.04.2019, N 13 от 13.05.2019, спецификации N 35 от 22.02.2019, N 36 от 22.02.2019, N 37 от 22.02.2019, инвойсы NN TRFMN 19097, TRFMN 19098, TRFMN 19099 от 03.04.2019 (том 1 л.д.33-91).
В соответствии с пунктом 1.2 Контракта количество, наименование, цена и срок поставки каждой партии товара согласуется сторонами в спецификациях на поставку товара, которые в свою очередь, являются неотъемлемой частью контракта.
Условия поставки определяются на основании спецификаций, составляемых на каждую партию товара (пункт 3.1 Контракта).
В соответствии со спецификациями N 35 от 22.02.2019, N 36 от 22.02.2019, N 37 от 22.02.2019 стороны Контракта согласовали поставку товара - тунец в масле, полосатый тунец (Katsuwonus Pelamis), кусочки, стерилизованный, консервированный кусочками в растительном масле, не фаршированный, в масса нетто одной банки 185 г, по 24 банки в одной коробке (ящике), цена за ящик 10,30 долларов США. Общая стоимость поставляемого по указанным спецификациям товара составила 108594 долларов США (по спецификации N 35 - 36198 долларов США, по спецификации N 36 - 36198 долларов США, по спецификации N 37 - 36198 долларов США).
В связи с изменением количества товаров дополнительным соглашением N 13 от 13.05.2019 к Контракту стороны договорились изменить сумму по спецификации N 36 от 22.02.2019 на 34693,20 долларов США, по спецификации N37 от 22.02.2019 на 37702,80 долларов США
При этом, с учетом дополнительного соглашения N 13 от 13.05.2019 к Контракту общее количество и стоимость поставляемого по спецификациям N 35 от 22.02.2019, N 36 от 22.02.2019, N 37 от 22.02.2019 товара не изменились и составили 10200 коробок (ящиков) и 108594 долларов США.
Сведения в инвойсах N N TRFMN 19097, TRFMN 19098, TRFMN 19099 от 03.04.2019 о наименовании, количестве, цене и стоимости товара соответствуют спецификациям N 35 от 22.02.2019, N 36 от 22.02.2019, N 37 от 22.02.2019 (с учетом дополнительного соглашения N 13 от 31.05.2019).
В инвойсах N N TRFMN 19097, TRFMN 19098, TRFMN 19099 от 03.04.2019 также указаны сведения о весе товара (нетто и брутто), а также отражены номера контейнеров и номера коносаментов.
Сведения, указанные в инвойсах N N TRFMN 19097, TRFMN 19098, TRFMN 19099 от 03.04.2019 корреспондируют сведениям о товаре, указанным в коносаментах NN NBCT022662, NBCT022661, NBCT022663 и упаковочных листах от 03.04.2019, а также сведениям о товаре, указанным в экспортных декларациях NN.310420190549797314, 310420190549790698, 310420190549790700.
При этом, в экспортных декларациях N N .310420190549797314, 310420190549790698, 310420190549790700 в разделе "Замечания" указана стоимость товара с учетом стоимости перевозки (морской фрахт) и страхования (товар поставлялся на условиях поставки CIF Инкотермс 2010, согласно которым продавец обязан оплатить все расходы и фрахт, необходимые для доставки товара в согласованный порт назначения). Указанная в экспортных декларациях стоимость товара (с учетом понесенных продавцом транспортных расходов и страхования), а также сведения о наименовании, количестве товара совпадает со сведениями, указанными в спецификациях N 35 от 22.02.2019, N 36 от 22.02.2019, N 37 от 22.02.2019, инвойсах NN TRFMN 19097, TRFMN 19098, TRFMN 19099 от 03.04.2019 и ДТ N 10216170/060619/0099664.
В подтверждение оплаты поставленного в соответствии по спецификациями N 35 от 22.02.2019, N 36 от 22.02.2019, N 37 от 22.02.2019 и задекларированного в ДТ N10216170/060619/0099664 товара Обществом представлены в таможенный орган и в материалы дела заявления на перевод N 24 от 22.03.2019 и N 38 от 16.05.2019 на общую сумму 108594 долларов США, а также свифт-сообщения и выписки по счету (том 1 л.д.126, 127, 138-139, 140-141). При этом Обществом также представлено дополнительное соглашение N 12 от 09.04.2019 к Контракту, в соответствии с которым стороны Контракта договорились предоплату по заявлению на перевод N 24 от 22.03.2019 на сумму 32463 доллара США зачесть в счет предоплаты по спецификациям N 35 от 22.02.2019, N 36 от 22.02.2019, N 37 от 22.02.2019 (по 10881 долларов США), а также аннулировали оплату по указанному заявлению на перевод по спецификациям NN 38, 39, 40,41, 42 и 43 от 22.02.2019.
В подтверждение заявленной таможенной стоимости товара по ДТ N 10216170/130619/0103730 Общество при таможенном декларировании, а также по запросу Таможни письмом от 05.06.2020 N 05-06/1 представило контракт от 31.05.2016 N TFMS/01 с дополнительными соглашениями N 01 от 15.07.2016, N 02 от 15.07.2016, N 10 от 10.10.2018, спецификацию N 38 от 22.02.2019, инвойс NTRFMN 19111 от 17.04.2019 (том 1 л.д.92-102).
В соответствии со спецификацией N 38 от 22.02.2019 стороны Контракта согласовали поставку товара - тунец в масле, полосатый тунец (Katsuwonus Pelamis), кусочки, стерилизованный, консервированный кусочками в растительном масле, не фаршированный, в масса нетто одной банки 185 г, по 24 банки в одной коробке (ящике), цена за ящик 10,30 долларов США; количество ящиков 3400 шт., общая стоимость поставляемого товара 36248 долларов США.
Сведения в инвойсе N TRFMN 19111 от 17.04.2019 о наименовании, количестве, цене и стоимости товара соответствуют спецификации N 38 от 22.02.2019.
В инвойсе N TRFMN 19111 от 17.04.2019 также указаны сведения о весе товара (нетто и брутто), а также отражены номера контейнера и коносамента.
Сведения, указанные в инвойсе N TRFMN 19111 от 17.04.2019, корреспондируют сведениям о товаре, указанным в коносаменте N NBHJ047883 и упаковочном листе от 17.04.2019, а также сведениям о товаре, указанным в экспортной декларации N 310420190549763846.
В подтверждение оплаты поставленного в соответствии по спецификации N 38 от 22.02.2019 товара Обществом представлены в таможенный орган и в материалы дела заявления на перевод N 44 от 30.05.2019 и N 31 от 23.04.2019 на оплату по спецификации N 38 в общей сумме 36248 долларов США, а также свифт-сообщения (том1 л.д.125, 128, 136-137, 144-145).
В подтверждение заявленной таможенной стоимости товара по ДТ N 10216170/130619/0103731 Общество при таможенном декларировании, а также по запросу Таможни письмом от 05.06.2020 N 05-06/1 представило контракт от 31.05.2016 N TFMS/01 с дополнительными соглашениями N 01 от 15.07.2016, N 02 от 15.07.2016, N 10 от 10.10.2018, спецификацию N 39 от 22.02.2019, инвойс NTRFMN 19112 от 17.04.2019 (том 1 л.д.103-113).
В соответствии со спецификацией N 39 от 22.02.2019 стороны Контракта согласовали поставку товара - тунец в масле, полосатый тунец (Katsuwonus Pelamis), кусочки, стерилизованный, консервированный кусочками в растительном масле, не фаршированный, в масса нетто одной банки 185 г, по 24 банки в одной коробке (ящике), цена за ящик 10,30 долларов США; количество ящиков 3400 шт., общая стоимость поставляемого товара 36248 долларов США.
Сведения в инвойсе N TRFMN 19112 от 17.04.2019 о наименовании, количестве, цене и стоимости товара соответствуют спецификации N 39 от 22.02.2019.
В инвойсе N TRFMN 19112 от 17.04.2019 указаны сведения о весе товара (нетто и брутто), а также отражены номера контейнера и коносамента.
Сведения, указанные в инвойсе N TRFMN 19112 от 17.04.2019, корреспондируют сведениям о товаре, указанным в коносаменте N NBHJ047885 и упаковочном листе от 17.04.2019, а также сведениям о товаре, указанным в экспортной декларации N 310420190549763896 (в разделе "Замечания" указана стоимость товара на условиях поставки CIF, а также стоимости перевозки (морской фрахт) и страхования, что в сумме составляет 36248 долларов США).
В подтверждение оплаты поставленного в соответствии по спецификации N 39 от 22.02.2019 товара Обществом представлены таможенный орган и в материалы дела заявления на перевод N 44 от 30.05.2019 и N 31 от 23.04.2019 на оплату по спецификации N 38 в общей сумме 36248 долларов США, а также свифт-сообщения (том 1 л.д.125, 128, 136-137, 144-145).
В подтверждение заявленной таможенной стоимости товара по ДТ N 10216170/130619/0103732 Общество при таможенном декларировании, а также по запросу Таможни письмом от 05.06.2020 N 05-06/1 представило контракт от 31.05.2016 N TFMS/01 с дополнительными соглашениями N 01 от 15.07.2016, N 02 от 15.07.2016, N 10 от 10.10.2018, спецификацию N 40 от 22.02.2019, инвойс NTRFMN 19113 от 17.04.2019 (том 1 л.д.114-124).
В соответствии со спецификацией N 40 от 22.02.2019 стороны Контракта согласовали поставку товара - тунец в масле, полосатый тунец (Katsuwonus Pelamis), кусочки, стерилизованный, консервированный кусочками в растительном масле, не фаршированный, в масса нетто одной банки 185 г, по 24 банки в одной коробке (ящике), цена за ящик 10,30 долларов США; количество ящиков 3400 шт., общая стоимость поставляемого товара 36248 долларов США.
Сведения в инвойсе N TRFMN 19113 от 17.04.2019 о наименовании, количестве, цене и стоимости товара соответствуют спецификации N 40 от 22.02.2019.
В инвойсе N TRFMN 19113 от 17.04.2019 указаны сведения о весе товара (нетто и брутто), а также отражены номера контейнера и коносамента.
Сведения, указанные в инвойсе N TRFMN 19113 от 17.04.2019, корреспондируют сведениям о товаре, указанным в коносаменте N NBHJ047884 и упаковочном листе от 17.04.2019, а также сведениям о товаре, указанным в экспортной декларации N 310420190549763894 (в разделе "Замечания" указана стоимость товара на условиях поставки CIF, а также стоимости перевозки (морской фрахт) и страхования, что в сумме составляет 36248 долларов США).
В подтверждение оплаты поставленного в соответствии по спецификации N 40 от 22.02.2019 товара Обществом представлены таможенный орган и в материалы дела заявления на перевод N 44 от 30.05.2019 и N 31 от 23.04.2019 на оплату по спецификации N 38 в общей сумме 36248 долларов США, а также свифт-сообщения (том 1 л.д.125, 128, 136-137, 144-145).
Судом апелляционной инстанции не установлено противоречий в сведениях, содержащихся в представленных Обществом в Таможню и в материалы дела документах. В рассматриваемом случае документы, представленные заявителем для подтверждения сведений о таможенной стоимости товаров, задекларированных по спорным ДТ (контракт, дополнительные соглашения, спецификации, инвойсы, упаковочные листы, прайс-листы, документы об оплате, ведомость банковского контроля) в совокупности выражают содержание сделки, содержат ценовую информацию, относящуюся к количественно определенным характеристикам товара, информацию об условиях поставки и оплаты за товары.
Таким образом, следует признать, что Общество представило в таможенный орган и в материалы дела все необходимые документы, подтверждающие стоимость сделки ввозимых товаров.
Ссылки таможенного органа на то, что в представленных обществом страховых полисах в графе "Contract No," отражены сведения о документах "TRFMNC 181002", либо "TRFMNC181002/TRFMNC18504", которые в таможенный орган не представлены, обоснованно отклонены судом первой инстанции, поскольку таможенным органом не приведены обоснования влияния сведений, содержащихся в представленных Обществом страховых полисах, на таможенную стоимость поставляемых партий товара.
В соответствии с условиями CIF Инкотермс 2010 расходы по страхованию груза возлагаются на продавца и входят в общую стоимость товара; в распоряжение Общества документы о страховании были представлены продавцом; при этом в графе "Goods" страховых полисов отражена информация о номере контракта от 31.05.2016 N TFMS/01, в рамках которого поставлялся спорный товар, что позволяет соотнести данные документы со спорными поставками.
На основании изложенного, апелляционная коллегия полагает, что таможенный орган не доказал невозможность использования представленных Обществом при таможенном декларировании и по запросу таможенного органа документов в их совокупности и системной оценке для целей надлежащего подтверждения таможенной стоимости вывезенных товаров. Таможенным органом не обоснована невозможность применения метода по "стоимости сделки с ввозимыми товарами" в соответствии со статьей 39 ТК ЕАЭС, учитывая, что все необходимые документы для применения указанного метода заявителем представлены, их недостоверность таможенным органом не доказана.
Доказательств несоблюдения Обществом установленного 325 ТК ЕАЭС условия о документальном подтверждении, количественной определенности и достоверности стоимости сделки с ввозимыми товарами таможенным органом не представлено.
Отличие стоимости ввезенного товара от стоимости идентичных/однородных товаров, ввезенных на таможенную территорию ЕАЭС на сопоставимых условиях, может являться в силу вышеприведенных нормативных положений лишь основанием для проведения проверки, но не для принятия решения о корректировке таможенной стоимости товара и внесении изменений в ДТ, если представлены достоверные сведения, подтверждающие правомерность применения первого метода по цене сделки с ввозимыми товарами.
Судом апелляционной инстанции отклоняются доводы подателя жалобы о том, что оспариваемые решения Балтийской таможни от 30.06.2020 о внесении изменений (дополнений) в спорные ДТ не нарушают права и законные интересы Общества, поскольку данные решения были отменены в порядке ведомственного контроля решением Северо-Западного таможенного управления от 02.02.2021 N 10200000/020221/272-р/2020 и по результатам проведенной проверки Таможней приняты новые решения от 05.07.2021.
Отмена решений Балтийской таможни от 30.06.2020 о внесении изменений (дополнений) в спорные ДТ в порядке ведомственного контроля уже после принятия судом заявления к рассмотрению всего лишь подтверждает доводы Общества об их незаконности, не свидетельствует об отсутствии предмета спора и не исключает признания таких решений недействительным в судебном порядке, поскольку на момент принятия оспариваемые решения Балтийской таможни от 30.06.2020 не только не соответствовали закону, но и нарушали права и законные интересы Общества, которому в целях выпуска товара пришлось предоставить дополнительное имущественное обеспечение. Корректировка таможенной стоимости товара по спорным ДТ повлекла неправомерное увеличение размера уплаченных Обществом таможенных платежей.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные Обществом требования о признании недействительными решений Балтийской таможни от 30.06.2020 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N N 10216170/060619/0099664, 10216170/130619/0103730, 10216170/130619/0103731, 10216170/130619/0103732, а также обязал таможенный орган определить таможенную стоимость товаров, заявленных в спорных ДТ в соответствии с методом по стоимости сделки с ввозимыми товарами (статья 39 ТК ЕАЭС).
Как разъяснено в пункте 33 Постановления N 49 в случае признания судом незаконным решения таможенного органа, принятого по результатам таможенного контроля и влияющего на исчисление таможенных платежей, либо отказа (бездействия) таможенного органа во внесении изменений в декларацию на товар и (или) в возврате таможенных платежей в целях полного восстановления прав плательщика на таможенный орган в судебном акте возлагается обязанность по возврату из бюджета излишне уплаченных и взысканных платежей (пункт 3 части 4 и пункт 3 части 5 статьи 201 АПК РФ, пункт 1 части 3 статьи 227 КАС РФ).
Если при рассмотрении дела установлена сумма таможенных платежей, излишне уплаченных (взысканных) в связи с принятием таможенным органом оспоренного решения, совершенными им действиями (бездействием), обязанность по возврату из бюджета соответствующих сумм платежей может быть возложена судом на таможенный орган в конкретном размере, который в таком случае указывается в резолютивной части судебного акта.
Возврат сумм излишне уплаченных (взысканных) платежей во исполнение решения суда производится таможенным органом в порядке, установленном таможенным законодательством.
Согласно пункта 30 Временного порядка работы заинтересованных структурных подразделений ФТС России, Центрального информационно-технического таможенного управления и таможенных органов с единым ресурсом лицевых счетов плательщиков таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, таможенных представителей, а также иных лиц, осуществивших уплату денежных средств на счет Федерального казначейства, с применением комплекса программных средств "Лицевые счета - ЕЛС", утвержденного приказом ФТС России от 26.06.2019 N 1039 (далее - Приказ N 1039), возврат плательщикам излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных платежей, а также сумм таможенных пошлин, налогов в случаях, указанных в подпунктах 4 - 9 пункта 1 статьи 67 ТК ЕАЭС, производится в форме их зачета в счет авансовых платежей информационной системой таможенных органов на основании поступивших в ресурс ЕЛС сведений из КДТ или отражения в ресурсе ЕЛС иных случаев, определенных статьей 67 ТК ЕАЭС, без представления плательщиком соответствующего заявления.
С учетом вышеприведенных положений, поскольку решения Балтийской таможни от 30.06.2020 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N N 10216170/060619/0099664, 10216170/130619/0103730, 10216170/130619/0103731, 10216170/130619/0103732 признаны судом незаконными, то в соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ на таможенный орган в судебном акте возлагается обязанность по возврату из бюджета излишне уплаченных и взысканных платежей, возврат которых производится таможенным органом в порядке, установленном таможенным законодательством.
Как следует из материалов дела, в ходе рассмотрения дела Общество уточнило заявленные требования в порядке статьи 49 АПК РФ (том 2 л.д.93-99) и просило обязать Таможню устранить допущенные нарушения прав Общества путем осуществления возврата всех излишне уплаченных денежных средств путем зачета на единый лицевой счет ООО "ТД "Морское Содружество", что соответствует, в том числе, положениям Приказа N 1039.
Уточнение требований принято судом первой инстанции в судебном заседании 14.01.2021 (том 2 л.д.100).
Вместе с тем, решение суда первой инстанции от 09.04.2021 в части возложения на Таможню обязанности возвратить Обществу излишне уплаченные таможенные платежи принято без учета уточнения Обществом заявленных требований.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции от 09.04.2021 надлежит изменить, изложив абзац третий резолютивной части решения в следующей редакции:
"Обязать Балтийскую таможню осуществить возврат излишне уплаченных ООО "Торговый Дом "Морское Содружество" по ДТ N N 10216170/060619/0099664, 10216170/130619/0103730, 10216170/130619/0103731, 10216170/130619/0103732 денежных средств (таможенных платежей, налогов, сборов и пени) путем их зачета на Единый лицевой счет ООО "Торговый Дом "Морское Содружество".
В остальной части решение суда первой инстанции от 09.04.2021 подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба Таможни - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09 апреля 2021 года по делу N А56-91372/2020 изменить, изложив абзац третий резолютивной части решения в следующей редакции:
"Обязать Балтийскую таможню осуществить возврат излишне уплаченных ООО "Торговый Дом "Морское Содружество" по ДТ N N 10216170/060619/0099664, 10216170/130619/0103730, 10216170/130619/0103731, 10216170/130619/0103732 денежных средств (таможенных платежей, налогов, сборов и пени) путем их зачета на Единый лицевой счет ООО "Торговый Дом "Морское Содружество".
В остальной части решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09 апреля 2021 года по делу N А56-91372/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Балтийской таможни - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.И. Денисюк |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-91372/2020
Истец: ООО "ТОРГОВЫЙ ДОМ "МОРСКОЕ СОДРУЖЕСТВО"
Ответчик: БАЛТИЙСКАЯ ТАМОЖНЯ