г. Москва |
|
22 июля 2021 г. |
Дело N А40-52449/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 июля 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ж.В. Поташовой,
судей: |
И.А. Чеботаревой, Т.Б. Красновой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания С.Э.Исрафиловым, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 26.04.2021 по делу N А40-52449/21 (145-372)
по заявлению АО "А101 ДЕВЕЛОПМЕНТ"
к Управлению Росреестра по Москве
о признании незаконным решения,
при участии:
от заявителя: |
Полянцева О.Н. по дов. от 18.05.2021; |
от ответчика: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
АО "А101 ДЕВЕЛОПМЕНТ" (заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Москве (ответчик, Управление) о признании незаконным решения от 01.02.2021 N КУВД-001/2020- 303627780/2.
Решением суда от 26.04.2021 решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве об отказе в государственном кадастровом учете, оформленное Уведомлением от 01.02.2021 N КУВД-001/2020-30362780/2, признано незаконным.
Управления Росреестра по Москве, не согласившись с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель заявителя просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Ответчик в судебное заседание не явился. Суд рассмотрел дело в порядке ст.ст. 123 и 156 АПК РФ в его отсутствие.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ.
Сроки, предусмотренные ч. 4 ст. 198 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно счел соблюденными.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ, ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права.
Как следует из материалов дела, АО "А101 ДЕВЕЛОПМЕНТ" (Общество), являясь собственником земельного участка с кадастровым номером 77:17:0130205:118, площадью 1651 кв.м., расположенного по адресу: город Москва, поселение Воскресенское, дер. Губкино, 22.12.2020 обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Москве (Управление Росреестра по Москве, регистрирующий орган) с заявлением о внесении изменений в сведения о земельном участке в части выбранных собственником видов разрешенного использования земельного участка, что подтверждается Описью документов, принятых для оказания государственных услуг Изменение основных характеристик объекта недвижимости без одновременной государственной регистрации прав от 22.12.2020.
Уведомлением N КУВД-001/2020-30362780/1 от 31.12.2020 Управление Росреестра по Москве проинформировало Общество о приостановлении осуществления государственной регистрации прав (ограничения прав) до 01.02.2021.
В обосновании принятия решения о приостановлении регистрирующий орган указал, что в соответствии со ст. 12.1 Закона города Москвы от 19.12.2007 "О землепользовании в городе Москве" изменение одного вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического или юридического лица, на другой вид такого использования, предусматривающий строительства и (или) реконструкцию объекта капитального строительства, осуществляется при условии внесения платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка. В регистрирующем органе сведения о внесении платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка отсутствуют, в связи с чем в Департамент городского имущества города Москвы, Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы был направлен запрос, который на момент принятия решения о приостановлении осуществления государственной регистрации прав (ограничения прав) в регистрирующий орган не поступил.
Уведомлением от 01.02.2021 N КУВД-001/2020-30362780/2 Управление Росреестра по Москве уведомило АО "А101 ДЕВЕЛОПМЕНТ" о принятом решении об отказе в осуществлении заявленных учетных действий, в связи с неустранением обстоятельств, послуживших основанием для приостановления.
Посчитав оспариваемый отказ необоснованными и нарушающими права и законные интересы АО "А101 ДЕВЕЛОПМЕНТ", заявитель обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и основания отказа в регистрации этих прав устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом законом о регистрации прав на недвижимое имущество.
В соответствии с п.12 ст. 29 Федерального закона N 218-ФЗ отказ в государственной регистрации права может быть обжалован заинтересованным лицом в суд.
Управление Росреестра по Москве, являясь регистрирующим органом, обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с нормами Федерального закона N 218-ФЗ.
Согласно положениям Закона о регистрации при осуществлении государственной регистрации прав должна быть проведена правовая экспертиза представленных документов, а также установлено отсутствие других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
Исходя из вышеуказанных положений Закона о регистрации, решение о проведении, либо о приостановлении государственной регистрации прав или отказе в проведении государственной регистрации прав принимается по результатам правовой экспертизы представленных на регистрацию документов.
Поскольку по смыслу и содержанию Закона о регистрации государственная регистрация осуществляется на основании документов, поступивших в установленном порядке в регистрирующий орган, ответственность за подлинность документов, полноту и достоверность сведений в них содержащихся, а также за соответствие требованиям действующего законодательства (юридическую силу) лежит на лицах их предоставивших в регистрирующий орган, либо выдавших данные документы.
Согласно п.1 ст.14 Федерального закона No218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных данным Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном указанным Федеральном законом порядке.
Как правильно установлено судом первой инстанци, основанием для приостановления осуществления учетных действий, а в дальнейшем, и отказа, послужило отсутствие сведений о внесении платы за изменение видов разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:17:0130205:118, площадью 1651 кв.м., расположенного по адресу: город Москва, поселение Воскресенское, дер. Губкино.
Осуществление действий по государственному кадастровому учету было приостановлено 31.12.2020 до 01.02.2021.
В целях устранения обстоятельств, послуживших основанием для приостановления государственного кадастрового учета, 21.01.2021 АО "А101 ДЕВЕЛОПМЕНТ" представило в регистрирующий орган Письмо Департамента городского имущества города Москвы от 24.12.2020 N ДЕИ-1-141480/20-1, которым Департамент городского имущества города Москвы сообщил, что денежные средства в размере 574,58 руб. в соответствии с представленным платежным поручением зачислены на финансово-лицевой счет N77:17:0130205:118-001-ВРИ (изменение вида разрешенного использования), а также Справку на 17.12.2020 о состоянии финансово- лицевого счетам N 77:17:0130205:118-001-ВРИ (изменение вида разрешенного использования). Из указанных документов бесспорно следует, что денежные средства (плата) за изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:17:0130205:118, площадью 1651 кв.м. внесены, недоимок не имеется.
Как правильно указал суд первой инстанции, на момент принятия оспариваемого решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета от 01.02.2021 N КУВД-001/2020-30362780/2, у регистрирующего органа имелись документы, свидетельствующие о внесении Обществом платы за изменение видов разрешенного использования земельного участка.
Согласно п.1 ст.7.1 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-03 "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" предоставление документов и информации, указанных в пункте 2 части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, а также предоставление документов и информации в случае, предусмотренном частью 4 статьи 19 настоящего Федерального закона, осуществляется в том числе в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия по межведомственному запросу органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, подведомственной государственному органу или органу местного самоуправления организации, участвующей в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, либо многофункционального центра.
При этом, в соответствии с ч. 3 ст. 7.2 названного Федерального закона срок подготовки и направления ответа на межведомственный запрос о представлении документов и информации, указанных в пункте 2 части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, для предоставления государственной или муниципальной услуги с использованием межведомственного информационного взаимодействия не может превышать пять рабочих дней (два рабочих дня - при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объекты недвижимости) со дня поступления межведомственного запроса в орган или организацию, предоставляющие документ и информацию, если иные сроки подготовки и направления ответа на межведомственный запрос не установлены федеральными законами, правовыми актами Правительства Российской Федерации и принятыми в соответствии с федеральными законами нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Заявителю сообщено о направлении запроса в Департамент городского имущества города Москвы 31.12.2020, следовательно, по состоянию на 31.12.2020 запрос уже был направлен. С учетом праздничных дней с 01.01.2021 по 10.01.2021 (включительно), с учетом сроков доставки почтовой корреспонденции по г. Москве (при условии направления запроса по почте) ответ на запрос должен был поступить не позднее 15.01.2021.
Часть 6 ст. 7.1 Федерального закона N 210-ФЗ определено, что непредставление (несвоевременное представление) органом или организацией по межведомственному запросу документов и информации, указанных в пункте 2 части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, в орган, указанный в абзаце первом части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, не может являться основанием для отказа в предоставлении заявителю государственной или муниципальной услуги. Должностное лицо и (или) работник, не представившие (несвоевременно представившие) запрошенные и находящиеся в распоряжении соответствующих органа либо организации документ или информацию, подлежат административной, дисциплинарной или иной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Судом сделан правильный вывод о том, что у регистрирующего органа по состоянию на 01.02.2021 (дата принятия оспариваемого решения об отказе) имелись документы бесспорно свидетельствующие о внесении платы за изменения вида разрешенного использования земельного участка, то есть документы, устраняющие обстоятельства, послужившие основанием для приостановления государственного кадастрового учета.
Непредоставление в срок ответа на запрос в порядке межведомственного взаимодействия, не может являться основаниям для отказа в предоставлении государственной услуги.
При этом согласно п.5 ст. 21 Закон о регистрации, не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 данного Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с указанным Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Таким образом, истребование дополнительных документов, не предусмотренных Законом о регистрации и иными нормативными актами в сфере государственной регистрации прав, выходит за рамки полномочий, предоставленных Управлению Росреестра по Москве.
Следовательно, АО "А101 ДЕВЕЛОПМЕНТ" в Управление Росреестра по Москве были предоставлены все необходимые документы для осуществления учетно-регистрационных действий.
Учитывая изложенное, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд первой инстанции с учетом положения ч. 1 ст. 71 АПК РФ применительно к конкретным обстоятельствам настоящего дела, пришел к правильному выводу, что обществом в Управление были предоставлены все необходимые документы для осуществления действий по государственной регистрации кадастрового учета указанного объекта.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования в полном объеме.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и иным толкованием норм права, не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о судебной ошибке.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, заявителем на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем отмене не подлежит.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Расходы по уплате госпошлины распределяются согласно ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 26.04.2021 по делу N А40-52449/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Ж.В. Поташова |
Судьи |
И.А. Чеботарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-52449/2021
Истец: АО "А101 ДЕВЕЛОПМЕНТ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ