город Москва |
|
02 ноября 2021 г. |
Дело N А40-52449/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 октября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 ноября 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Ананьиной Е.А., Гречишкина А.А.,
при участии в заседании:
от заявителя: Полянцева О.Н., доверенность от 18.05.2021;
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен;
рассмотрев 27 октября 2021 года в судебном заседании кассационную жалобу
заинтересованного лица - Управления Росреестра по Москве с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседания)
на решение от 26 апреля 2021 года
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 22 июля 2021 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А40-52449/21
по заявлению АО "А101 ДЕВЕЛОПМЕНТ"
об оспаривании решения
к Управлению Росреестра по Москве,
УСТАНОВИЛ:
АО "А101 ДЕВЕЛОПМЕНТ" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Росреестра по Москве (далее - Управление) о признании незаконным решения от 01.02.2021 N КУВД-001/2020-303627780/2.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 26 апреля 2021 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 22 июля 2021 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Управление Росреестра по Москве обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Заинтересованное лицо, извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своего представителя в судебное заседание суда кассационной инстанции не направило, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель заявителя возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя заявителя, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Сроки, предусмотренные частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно сочли соблюденными.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, общество, являясь собственником земельного участка с кадастровым номером 77:17:0130205:118, площадью 1.651 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, пос. Воскресенское, дер. Губкино, 22.12.2020 обратилось в Управление с заявлением о внесении изменений в сведения о земельном участке в части выбранных собственником видов разрешенного использования земельного участка, что подтверждается описью документов, принятых для оказания государственных услуг - Изменение основных характеристик объекта недвижимости без одновременной государственной регистрации прав от 22.12.2020.
Уведомлением от 31.12.2020 N КУВД-001/2020-30362780/1 Управление проинформировало общество о приостановлении осуществления государственной регистрации прав (ограничения прав) до 01.02.2021.
В обосновании принятия решения о приостановлении регистрирующий орган указал, что в соответствии со статьей 12.1 Закона города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" (далее - Закон N 48), изменение одного вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического или юридического лица, на другой вид такого использования, предусматривающий строительства и (или) реконструкцию объекта капитального строительства, осуществляется при условии внесения платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка. В регистрирующем органе сведения о внесении платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка отсутствуют, в связи с чем в Департамент городского имущества города Москвы, Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы направлен запрос, который на момент принятия решения о приостановлении осуществления государственной регистрации прав (ограничения прав) в Управление не поступил.
Уведомлением от 01.02.2021 N КУВД-001/2020-30362780/2 Управление известило общество о принятом решении об отказе в осуществлении заявленных учетных действий в связи с неустранением обстоятельств, послуживших основанием для приостановления.
Общество, посчитав оспариваемый отказ необоснованным и нарушающим его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд города Москвы с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные обществом требования, суды первой и апелляционной инстанций правомерно руководствовались следующим.
В соответствии с пунктом 6 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и основания отказа в регистрации этих прав устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом законом о регистрации прав на недвижимое имущество.
В соответствии с частью 12 статьи 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ), отказ в государственной регистрации права может быть обжалован заинтересованным лицом в суд. Управление, являясь регистрирующим органом, обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с нормами Федерального закона N 218-ФЗ.
Согласно положениям Федерального закона N 218-ФЗ при осуществлении государственной регистрации прав должна быть проведена правовая экспертиза представленных документов, а также установлено отсутствие других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
Исходя из вышеуказанных положений Федерального закона N 218-ФЗ, решение о проведении, либо о приостановлении государственной регистрации прав или отказе в проведении государственной регистрации прав принимается по результатам правовой экспертизы представленных на регистрацию документов.
Поскольку по смыслу и содержанию Федерального закона N 218-ФЗ государственная регистрация осуществляется на основании документов, поступивших в установленном порядке в регистрирующий орган, ответственность за подлинность документов, полноту и достоверность сведений в них содержащихся, а также за соответствие требованиям действующего законодательства (юридическую силу) лежит на лицах их предоставивших в регистрирующий орган, либо выдавших данные документы.
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона N 218-ФЗ, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных Федеральным законом N 218-ФЗ случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном Федеральным законом N 218-ФЗ порядке.
Судами установлено, что основанием для приостановления осуществления учетных действий, а в дальнейшем, и отказа, послужило отсутствие сведений о внесении платы за изменение видов разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:17:0130205:118, площадью 1.651 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, пос. Воскресенское, дер. Губкино.
Осуществление действий по государственному кадастровому учету приостановлено 31.12.2020 до 01.02.2021.
В целях устранения обстоятельств, послуживших основанием для приостановления государственного кадастрового учета, 21.01.2021 общество представило в Управление письмо Департамента городского имущества города Москвы от 24.12.2020 N ДЕИ-1-141480/20-1, которым Департамент городского имущества города Москвы сообщил, что денежные средства в размере 574,58 руб. в соответствии с представленным платежным поручением зачислены на финансово-лицевой счет N 77:17:0130205:118-001-ВРИ (изменение вида разрешенного использования), а также справку на 17.12.2020 о состоянии финансово-лицевого счета N 77:17:0130205:118-001-ВРИ (изменение вида разрешенного использования). Из указанных документов следует, что денежные средства (плата) за изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:17:0130205:118, площадью 1.651 кв.м, внесены, недоимок не имеется.
Также судами установлено, что на момент принятия оспариваемого решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета от 01.02.2021 N КУВД-001/2020-30362780/2 у Управления имелись документы, свидетельствующие о внесении обществом платы за изменение видов разрешенного использования земельного участка.
Согласно части 1 статьи 7.1 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Федеральный закон N 210-ФЗ), предоставление документов и информации, указанных в пункте 2 части 1 статьи 7 Федерального закона N 210-ФЗ, а также предоставление документов и информации в случае, предусмотренном частью 4 статьи 19 Федерального закона N 210-ФЗ, осуществляется в том числе в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия по межведомственному запросу органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, подведомственной государственному органу или органу местного самоуправления организации, участвующей в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 Федерального закона N 210-ФЗ государственных и муниципальных услуг, либо многофункционального центра.
При этом в соответствии с частью 3 статьи 7.2 Федерального закона N 210-ФЗ, срок подготовки и направления ответа на межведомственный запрос о представлении документов и информации, указанных в пункте 2 части 1 статьи 7 Федерального закона N 210-ФЗ, для предоставления государственной или муниципальной услуги с использованием межведомственного информационного взаимодействия не может превышать пять рабочих дней (два рабочих дня - при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объекты недвижимости) со дня поступления межведомственного запроса в орган или организацию, предоставляющие документ и информацию, если иные сроки подготовки и направления ответа на межведомственный запрос не установлены федеральными законами, правовыми актами Правительства Российской Федерации и принятыми в соответствии с федеральными законами нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Судами также установлено, что обществу сообщено о направлении запроса в Департамент городского имущества города Москвы 31.12.2020, соответственно, по состоянию на 31.12.2020 запрос уже был направлен. С учетом праздничных дней с 01.01.2021 по 10.01.2021 (включительно) и сроков доставки почтовой корреспонденции по городу Москве (при условии направления запроса по почте) ответ на запрос должен был поступить не позднее 15.01.2021.
Частью 6 статьи 7.1 Федерального закона N 210-ФЗ определено, что непредставление (несвоевременное представление) органом или организацией по межведомственному запросу документов и информации, указанных в пункте 2 части 1 статьи 7 Федерального закона N 210-ФЗ, в орган, указанный в абзаце первом части 1 статьи 7 Федерального закона N 210-ФЗ, не может являться основанием для отказа в предоставлении заявителю государственной или муниципальной услуги. Должностное лицо и (или) работник, не представившие (несвоевременно представившие) запрошенные и находящиеся в распоряжении соответствующих органа либо организации документ или информацию, подлежат административной, дисциплинарной или иной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Суды обоснованно заключили, что у Управления по состоянию на 01.02.2021 (дата принятия оспариваемого решения об отказе) имелись документы, бесспорно свидетельствующие о внесении платы за изменения вида разрешенного использования земельного участка, то есть документы, устраняющие обстоятельства, послужившие основанием для приостановления государственного кадастрового учета. Непредоставление в срок ответа на запрос в порядке межведомственного взаимодействия не может являться основаниям для отказа в предоставлении государственной услуги.
При этом согласно части 5 статьи 21 Федерального закона N 218-ФЗ, не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 Федерального закона N 218-ФЗ и требованиям принятых в соответствии с Федеральным законом N 218-ФЗ нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено Федеральным законом N 218-ФЗ или иными федеральными законами.
Таким образом, как правомерно заключили суды, истребование дополнительных документов, не предусмотренных Федеральным законом N 218-ФЗ и иными нормативными актами в сфере государственной регистрации прав, выходит за рамки полномочий, предоставленных Управлению.
Судами установлено, что обществом в Управление предоставлены все необходимые документы для осуществления учетно-регистрационных действий.
Учитывая изложенное, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций, с учетом положения части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применительно к конкретным обстоятельствам настоящего дела, пришли к обоснованному выводу о том, что обществом в Управление предоставлены все необходимые документы для осуществления действий по государственной регистрации кадастрового учета указанного объекта.
Таким образом, суды обоснованно удовлетворили заявленные обществом требования в полном объеме.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией суда кассационной инстанции отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 26 апреля 2021 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22 июля 2021 года по делу N А40-52449/21 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Росреестра по Москве - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды обоснованно заключили, что у Управления по состоянию на 01.02.2021 (дата принятия оспариваемого решения об отказе) имелись документы, бесспорно свидетельствующие о внесении платы за изменения вида разрешенного использования земельного участка, то есть документы, устраняющие обстоятельства, послужившие основанием для приостановления государственного кадастрового учета. Непредоставление в срок ответа на запрос в порядке межведомственного взаимодействия не может являться основаниям для отказа в предоставлении государственной услуги.
При этом согласно части 5 статьи 21 Федерального закона N 218-ФЗ, не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 Федерального закона N 218-ФЗ и требованиям принятых в соответствии с Федеральным законом N 218-ФЗ нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено Федеральным законом N 218-ФЗ или иными федеральными законами.
Таким образом, как правомерно заключили суды, истребование дополнительных документов, не предусмотренных Федеральным законом N 218-ФЗ и иными нормативными актами в сфере государственной регистрации прав, выходит за рамки полномочий, предоставленных Управлению."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 2 ноября 2021 г. N Ф05-27122/21 по делу N А40-52449/2021