г. Москва |
|
23 июля 2021 г. |
Дело N А40-265230/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 июля 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яковлевой Л.Г.,
судей: |
Лепихина Д.Е., Никифоровой Г.М., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Омаровым А.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Росреестра по г. Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 17.05.2021 по делу N А40-265230/20
по заявлению ООО "РИМ-Строй"
к Управлению Росреестра по г. Москве
третье лицо: ДГИ г. Москвы
о признании незаконным решений
в присутствии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от заинтересованного лица: |
не явился, извещен; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "РИМ-Строй" (заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Управлению Росреестра по г. Москве (ответчик, Управление) о признании незаконным решения Управления об отказе в государственной регистрации прав от 04.12.2020 N КУВД-001/2020-12805769/3 в отношении нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0003032:1023, площадью 277,30 кв.м., расположенного по адресу: г. Москва, ул. Нижняя Красносельская, д. 3; признании незаконным решение Управления об отказе в государственной регистрации прав от 17.11.2020 N КУВД-001/2020-10416449/3 в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:01:0003032:1981, площадью 182 кв.м., расположенного по адресу: г. Москва, ул. Нижняя Красносельская, вл.3; признании незаконным решения Управления об отказе в государственной регистрации прав от 17.11.2020 N КУВД-001/2020-10543825/4 в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:01 :0003032:2060, площадью 2 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Краснопрудная, вл. 28; обязании Управление осуществить государственную регистрацию права собственности ООО "РИМ-Строй" в отношении нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0003032:1023, площадью 277,30 кв.м., расположенного по адресу: г. Москва, ул. Нижняя Красносельская, д. 3; обязании Управление осуществить государственную регистрацию права собственности ООО "РИМ-Строй" в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:01:0003032:1981, площадью 182 кв.м., расположенного по адресу: г. Москва, ул. Нижняя Красносельская, вл.3; обязании Управление осуществить государственную регистрацию права собственности ООО "РИМ-Строй" в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:01 :0003032:2060, площадью 2 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Краснопрудная, вл. 28.
Решением от 17.05.2021 Арбитражный суд г. Москвы удовлетворил заявленные требования.
Не согласившись с принятым судом решением, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм права.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121 - 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.9aas.arbitr.ru.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Согласно материалам дела, общество в рамках единого лота приобрело у Департамента городского имущества города Москвы (Продавец, Департамент) по Договору купли-продажи от 23.06.2020 N 78-00390/20 недвижимое имущество, находящегося в собственности города Москвы - объекты приватизации, со следующими характеристиками:
1) Нежилое здание площадью 277,30 кв.м, кадастровый номер 77:01:0003032:1023, по адресу: г. Москва, ул. Нижняя Красносельская, д. 3;
2) Земельный участок площадью 182 кв.м, кадастровый номер 77:01:0003032:1981 по адресу: г. Москва, ул. Нижняя Красносельская, вл.З;
3) Земельный участок площадью 2 кв.м, кадастровый номер 77:01:0003032:2060 по адресу: г. Москва, ул. Краснопрудная, вл. 28 (далее Объекты недвижимости).
На основании п. 2.9. Договора купли - продажи право собственности на Объекты недвижимости возникает у Покупателя с даты государственной регистрации перехода права собственности от Продавца к Покупателю.
Заявления о государственной регистрации перехода права собственности в пользу заявителя на вышеуказанные объекты недвижимости представлены Заявителем в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление Росреестра по Москве, Заинтересованное лицо) и зарегистрированы за следующими входящими номерами:
1) N КУВД-001/2020-12805769 от 26.08.2020 в отношении нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0003032:1023;
2) N КУВД-001/2020-10416449 от 03.08.2020 в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:01:0003032:1981;
3) N КУВД-001/2020-10543825 от 04.08.2020 в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:01:0003032:2060.
По всем вышеуказанным заявлениям Управлением вынесены уведомления о приостановлении государственной регистрации, а затем вынесены уведомления об отказе в государственной регистрации со следующими номерами:
1) Уведомление об отказе в государственной регистрации прав от 04.12.2020 N КУВД-001/2020-12805769/3 в отношении нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0003032:1023;
2) Уведомление об отказе в государственной регистрации прав от 17.11.2020 N КУВД-001/2020-10416449/3 в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:01:0003032:1981
3) Уведомление об отказе в государственной регистрации прав от 17.11.2020 N КУВД-001/2020-10543825/4 в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:01:0003032:2060.
В качестве оснований для отказа в государственной регистрации права собственности заявителя на объекты недвижимости ответчик указал следующее.
В ходе проведения правовой экспертизы документов были выявлены следующие обстоятельства, препятствующие проведению государственной регистрации прав. В качестве основания для государственной регистрации права собственности в регистрационное дело представлен Договор купли-продажи от 23.06.2020 N 78-00390/20 недвижимого имущества, находящегося в собственности города Москвы.
В соответствии с п. 3, части 4, статьи 15 Закона государственная регистрация прав без одновременного государственного кадастрового учета осуществляется по заявлению сторон договора - при государственной регистрации договора и (или) права, ограничения права или обременения объекта недвижимости, возникающих на основании такого договора, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Согласно пп. 8, 9 ст. 21 Закона документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и представляемые в форме электронных документов, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и подписываться усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченных на то лиц, сторон договора или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц в установленных законодательством Российской Федерации случаях; документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и представляемые в форме электронных образов документов, должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью лиц, подписавших такие документы на бумажном носителе, или лиц, которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации уполномочены заверять копии таких документов в форме документов на бумажном носителе.
Однако представленные документы подписаны не надлежащим образом.
В уведомлениях об отказе также указано, что документы не содержат ЭЦП лиц подписавших документы на бумажном носителе, что не соответствует действительности, поскольку документы в Росреестр подписывались той же самой усиленной квалифицированной ЭЦП руководителя организации, что и сам договор купли-продажи недвижимого имущества, который был заключен в электронной форме в результате электронных торгов.
Кроме того, в качестве основания для отказа указано, что в регистрационное дело обществом не представлены учредительные документы, ответчиком направлен запрос в ФНС РФ согласно п. 9 ст. 18 Закона о регистрации.
Отказы также обоснованы тем, что в кадастре недвижимости в отношении объектов недвижимости, заявленных к государственной регистрации, не содержится записи об уточненных координатах.
Не согласившись с оспариваемыми решениями Управления, общество обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявленными требованиями.
Суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования, ввиду следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитута, а также иные права в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом РФ и иными законами.
Согласно п.п. 3 и 4 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество-юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (государственная регистрация прав).
Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в ЕГРН записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в ЕГРН. Частью 1 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ установлено, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
При этом перечень оснований, наличие которых необходимо для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, 4 ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, установлен ст. 14 указанного Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ.
Как следует из пункта 2 части 2 статьи 14 Закона основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки. Перечень документов, необходимых для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, установленный ст. 18 Закона, включает в себя, в частности, документы, которые в соответствии с законодательством РФ подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
В соответствии с ч. 1 ст. 21 Закона документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством РФ, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРН. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества.
Согласно пункту 5 статьи 18 Закона не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 Закона и требованиям принятых в соответствии с Законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено Законом или иными федеральными законами.
В соответствии со статьей 27 Закона в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации отказывается в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 Закона.
Как верно указал суд первой инстанции, заявитель представил в регистрационное дело по объектам недвижимости все необходимые документы в электронной форме, поскольку вся сделка по купле-продаже объектов недвижимости происходила в электронной форме, в рамках единого лота в ходе аукциона, передача документов на государственную регистрацию также осуществлялась в электронной форме. При этом, все документы, а именно - заявка на участие в аукционе, непосредственно все документы прилагающиеся, договор купли-продажи, заявление о государственной регистрации были подписаны усиленной квалифицированной ЭЦП заявителя. В случае, если бы указанные документы не были подписаны ЭЦП заявителя, то ответчик не смог принять документы к рассмотрению.
Кроме того, вопреки доводам ответчика, все объекты недвижимости в установленном порядке учтены в ГКН, поставлены на государственный кадастровый учет, сформированы и являются предметами сделок, заключаемых органами власти города Москвы посредством торгов.
Ответчик считает, что в комплект документов не представлены учредительные документы заявителя. Вместе с тем, данные документы в соответствии с Законом о государственной регистрации не являются обязательными к представлению в составе пакета документов. Ответчик самостоятельно запросил указанный документ в ФНС РФ, однако в отказе не указано поступили данные документы Управлению из ФНС, кроме того, в любом случае это не может являться основанием для отказа в государственной регистрации перехода права собственности.
Учитывая, что заявитель добросовестно представил все необходимые документы для осуществления государственной регистрации права собственности в отношении объектов недвижимости, основания для отказа в государственной регистрации отсутствовали.
Проводимая государственным регистратором правовая экспертиза документов - это изучение представленных для государственной регистрации документов в целях 7 установления юридического факта, являющегося бесспорным основанием для возникновения, наличия, перехода, прекращения или обременения (ограничения) прав на недвижимое имущество, поскольку правовые последствия влечет только правомерное действие. Представленные документы изучаются как на предмет подлинности и достоверности, так и на соответствие их формы и содержания требованиям законодательства, действовавшего на момент их издания и в месте издания.
Апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что содержание текста уведомлений об отказе в регистрации прав, указывает на исключительно поверхностный и формальный подход специалистов Управления к анализу представленных заявителем документов, который привел к ошибочным выводам, и к последующему необоснованному и незаконному отказу заявителю в регистрации права.
Учитывая изложенное, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд первой инстанции с учетом положения ч. 1 ст. 71 АПК РФ применительно к конкретным обстоятельствам настоящего дела, пришел к правильному выводу, что оспариваемые решения Управления являются незаконными и необоснованными, нарушают права и законные интересы заявителя, в связи с чем, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования в полном объеме.
На основании пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ исходя из заявленных обществом требований суд первой инстанции правомерно обязал Управление устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем осуществления регистрационных действий по заявлениям ООО "РИМ-Строй" от 26.08.2020 N КУВД-001/2020-12805769, от 03.08.2020 N КУВД-001/2020-10416449, от 04.08.2020 N. КУВД-001/2020-10543825.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и иным толкованием норм права, не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о судебной ошибке.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, заявителем на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем отмене не подлежит.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Расходы по уплате госпошлины распределяются согласно ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 17.05.2021 по делу N А40-265230/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.Г. Яковлева |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-265230/2020
Истец: ООО "РИМ-СТРОЙ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ