г.Москва |
|
22 июля 2021 г. |
Дело N А40-14994/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 июля 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.В.Пронниковой,
судей: |
В.А.Свиридова, И.В.Бекетовой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания С.Э.Исрафиловым, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу ООО "Рузский Купажный завод"
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 20.04.2021 по делу N А40-14994/21
по заявлению ООО "Рузский Купажный завод"
к Центральной акцизной таможне
о признании незаконными действий,
при участии:
от заявителя: |
Фокин А.А. по дов. от 11.06.2021; |
от ответчика: |
Коптева К.В. по дов. от 29.03.2021; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Рузский Купажный завод" (далее также - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконными действий Центральной акцизной таможни (далее также - ответчик, таможенный орган/таможня, ЦАТ), выразившиеся в нарушении сроков выдачи акцизных марок по заявлениям ООО "Рузский Купажный завод" N N 10009000/20/30127, 10009000/20/30128, 10009000/20/30129, 10009000/20/30130, 10009000/20/30131, 10009000/20/30132, 10009000/20/30133, 10009000/20/30134, 10009000/20/30135, зарегистрированным 31.08.2020.
Решением суда от 20.04.2021, принятым по данному делу, в удовлетворении заявленных требований отказано полностью ввиду отсутствия оснований, предусмотренных ст.13 ГК РФ и ч.1 ст.198 АПК РФ, которые одновременно необходимы для признания ненормативного акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным, а решения или действия незаконными.
Не согласившись с данным решением суда первой инстанции, заявитель обратился с апелляционной жалобой, доводы которой поддержал в полном объеме, просил решение отменить по изложенным в жалобе основаниям и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь в обоснование доводов жалобы на незаконность и необоснованность оспариваемых действий таможенного органа.
Представитель ответчика в судебном заседании, а также в отзыве на жалобу, представленном в порядке ст.262 АПК РФ, возражал против доводов и требований заявителя, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив в соответствии со ст.ст.266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого решения, заслушав представителей сторон, поддержавших в судебном заседании свои доводы и требования, изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, исходя из нижеследующего.
Из материалов дела усматривается, что Общество осуществляет деятельность по импорту алкогольной продукции на основании лицензии на осуществление закупок, хранения и поставок алкогольной продукции бланк РА 007792 N 503АП0009627 от 27.08.2020.
В августе 2020 года Общество обратилось в таможенный орган с заявлениями о выдаче акцизных марок на алкогольную продукцию N N 10009000/20/30127, 10009000/20/30128, 10009000/20/30129, 10009000/20/30130, 10009000/20/30131, 10009000/20/30132, 10009000/20/30133, 10009000/20/30134, 10009000/20/30135, зарегистрированными 31.08.2020.
Как указывает заявитель, планируемый срок получения акцизных марок - по истечении 60 дней с начала сентября - в ноябре 2020 года (в соответствии с абз.1 п.4 Правил приобретения акцизных марок для маркировки алкогольной продукции и контроля за их использованием, утв. приказом ФТС России от 07.10.2010 N 1849 (далее также - Правила)).
Между тем в нарушение установленных сроков разнарядка на выдачу акцизных марок датируется 10.12.2020, опубликована на сайте таможни https://cal.customs.gov.fu/folder/19235Q/document/260280. В прилагаемой разнарядке приведены номера и даты заявлений, вид и объем алкогольной продукции в потребительской таре, количество акцизных марок.
Как следует из разнарядки, сроки изготовления акцизных марок были нарушены по 1423 заявлениям, также зарегистрированным в августе 2020 года.
Таким образом, изготовленные акцизные марки могли быть получены Обществом только после 10.12.2020 вместо планируемого получения марок в ноябре вследствие незаконного нарушения таможней сроков выдачи акцизных марок.
Нарушение означенных сроков привело к невозможности осуществления Обществом деятельности по импорту алкогольной продукции, поскольку оборот алкогольной продукции без сертификатов соответствия или деклараций о соответствии, либо без маркировки в соответствии со ст.12 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" запрещен.
Осуществление оборота без маркировки влечет за собой аннулирование лицензии (п.3 ч.3.1 ст.21 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ), а также привлечение к административной ответственности, предусмотренной п.4 ст.15.1 КоАП РФ.
Таким образом, действия ЦАТ, по мнению заявителя, не соответствуют положениям Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ и Правил, нарушает права и законные интересы ООО "Рузский Купажный завод" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создавая Обществу препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО "Рузский Купажный завод" в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Заявленные Обществом требования рассматриваются на основании главы 24 АПК РФ, которой закреплена процедура судебного обжалования ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов.
Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Апелляционный суд, оценив в порядке ст.71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства с учетом всех обстоятельств дела, поддерживает вывод суда первой инстанции об отсутствии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных ООО "Рузский Купажный завод" требований, исходя из следующего.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ.
На основании п.2 ст.12 указанного Федерального закона (в ред. от 08.06.2020) алкогольная продукция, за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, подлежит обязательной маркировке в следующем порядке: алкогольная продукция, производимая на территории Российской Федерации, за исключением алкогольной продукции, поставляемой на экспорт, маркируется федеральными специальными марками. Указанные марки приобретаются в государственном органе, уполномоченном Правительством Российской Федерации; алкогольная продукция, ввозимая (импортируемая) в Российскую Федерацию, маркируется акцизными марками, за исключением случаев, предусмотренных п.5.1 данной статьи. Указанные марки приобретаются в таможенных органах организациями, осуществляющими импорт алкогольной продукции.
Маркировка алкогольной продукции не предусмотренными настоящим Федеральным законом марками не допускается.
Приказ ФТС РФ от 07.10.2010 N 1849 "Об утверждении Правил приобретения акцизных марок для маркировки алкогольной продукции и контроля за их использованием" (зарегистрировано в Минюсте РФ 15.12.2010 N 19183) фактически утратил силу в связи с изданием Федерального закона от 22.12.2020 N 436-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", в соответствии с которым с 01.01.2021 алкогольная продукция, ввозимая в Российскую Федерацию, маркируется федеральными специальными марками, выдаваемыми Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка (далее также - Росалкогольрегулирование). Акцизные марки, заказанные до 01.01.2021, выдаются ФТС России до 31.03.2021.
Приказом ФТС России от 09.03.2006 N 183 утверждена Инструкция о взаимодействии таможенных органов и действиях должностных лиц таможенных органов по обеспечению организаций акцизными марками для маркировки алкогольной продукции, ввозимой на таможенную территорию Российской Федерации, и контроля за использованием акцизных марок (далее также - Инструкция) (также фактически утратил силу в связи с изданием Федерального закона от 22.12.2020 N 436-ФЗ).
В соответствии с п.2 Правил акцизные марки приобретаются организациями в таможенных органах Российской Федерации, обладающих компетенцией по обеспечению организаций акцизными марками (далее - уполномоченные таможенные органы), по месту государственной регистрации организаций при условии их предварительной оплаты и принятия уполномоченными таможенными органами отчетов об использовании ранее выданных акцизных марок.
Пунктом 4 Инструкции предусмотрено, что для приобретения акцизных марок в уполномоченный таможенный орган представляются документы, предусмотренные Правилами.
Согласно п.4 Правил для приобретения акцизных марок организация не позднее шестидесяти дней до начала месяца, в котором планируется получение марок, должна представить в уполномоченный таможенный орган следующие документы: 1) заявление о выдаче акцизных марок в двух экземплярах (далее -заявление) на бумажном носителе и в виде электронной копии; 2) копию договора (контракта) поставки алкогольной продукции, в соответствии с которым предполагается осуществлять ввоз (импорт) алкогольной продукции на территорию Российской Федерации (далее - внешнеторговый договор); 3) оригинал или копию документа, подтверждающего правомерность использования товарного знака на алкогольной продукции, представляется в отношении товарных знаков, защита которых в пределах своей компетенции обеспечивается таможенными органами в соответствии с законодательством о таможенном деле в Российской Федерации; 4) копии сертификатов соответствия технических средств фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота алкогольной продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему; 5) копию лицензии, предусмотренной Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ.
При этом необходимо отметить, что указанный в означенном пункте срок, вопреки доводам заявителя, предусмотрен для лица, заинтересованного в получении акцизных марок, и не устанавливает срок для выдачи таких марок таможенным органом.
На основании п.7 Правил срок рассмотрения уполномоченным таможенным органом заявления не может превышать пяти рабочих дней со дня его подачи в уполномоченный таможенный орган и представления всех документов, предусмотренных п.4 Правил.
В силу п.8 Правил уполномоченный таможенный орган регистрирует заявление после проверки содержащихся в нем сведений при условии: соответствия представленных организацией документов требованиям, установленным Правилами; предварительной оплаты акцизных марок (поступления денежных средств на счет Федерального казначейства).
Пунктом 11 Правил установлено, что сведения из зарегистрированного заявления включаются в заявку на изготовление акцизных марок, которую уполномоченный таможенный орган направляет в ФТС России. В случае обращения организации уполномоченный таможенный орган в течение пяти рабочих дней после обращения организации информирует ее о регистрации заявления путем направления письменного уведомления посредством почтовой связи (или по просьбе представителя организации вручает ему указанное уведомление).
На основании п.9 Инструкции уполномоченный таможенный орган на основании принятых и зарегистрированных согласно установленному порядку заявлений организаций формирует по установленной форме заявку таможенного органа на изготовление акцизных марок (далее - заявка) в двух экземплярах. Один экземпляр не реже двух раз в неделю направляется в управление <*> (в том числе по электронным каналам связи), а второй хранится в делах.
Согласно сноске к п.9 Инструкции под управлением в Инструкции понимается структурное подразделение ФТС России, уполномоченное правовым актом ФТС России исполнять функции заказчика по изготовлению акцизных марок для маркировки алкогольной продукции, ввозимой на таможенную территорию Российской Федерации, организовывать деятельность таможенных органов по контролю за правильностью маркировки алкогольной продукции с использованием современных технологий и способов защиты акцизных марок, обеспечивать взаимодействие таможенных органов и организаций, находящихся в ведении Министерства финансов Российской Федерации, при изготовлении и получении акцизных марок, организовывать учет и выдачу таможенными органами акцизных марок, прием поврежденных и/или неиспользованных акцизных марок в таможенных органах, а также обеспечить контроль: за использованием акцизных марок согласно установленному порядку организациями; за соблюдением таможенными органами порядка выдачи акцизных марок и их учета, а также за сроками, объемом и достоверностью информации, представляемой таможенными органами.
Приказом ФТС России от 02.07.2020 N 605 утверждено положение о Главном управлении федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования (далее также - Положение).
На основании подп.8 п.7 означенного Положения Главное управление федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования (далее также - ГУФТДиТР ФТС России) осуществляет деятельность по организации, координации и контролю использования акцизных и иных специальных марок.
В силу подп.33 п.17 Положения ГУФТДиТР ФТС России осуществляет от имени ФТС России закупку работ по изготовлению акцизных марок для маркировки алкогольной продукции, табачной продукции, ввозимой в Российскую Федерацию, и обеспечивает взаимодействие таможенных органов и предприятий - производителей акцизных марок при изготовлении и получении акцизных марок.
Согласно п.12 Инструкции управление осуществляет сбор и обобщение поступивших от уполномоченных таможенных органов заявок и на их основе формирует заказ ФТС России на изготовление акцизных марок (далее - заказ ФТС России), который направляется в объединение "Гознак".
В соответствии с пп.15, 16 Инструкции управление после получения информации от Объединения "Гознак" об исполнении заказа ФТС России составляет разнарядку на отправку акцизных марок Объединением "Гознак" уполномоченным таможенным органам и разнарядку на выдачу акцизных марок уполномоченными таможенными органами организациям (далее - разнарядку на выдачу).
Первый экземпляр разнарядки на отправку представляется Объединению "Гознак" для отправки акцизных марок уполномоченному таможенному органу, второй - уполномоченному таможенному органу для получения акцизных марок.
Согласно п.20 Инструкции уполномоченный таможенный орган в двухдневный срок со дня получения изготовленных акцизных марок информирует организацию о выполнении ее заказа на изготовление акцизных марок путем размещения в месте, определяемом начальником уполномоченного таможенного органа и обеспечивающем доступность информации, перечня регистрационных номеров заявлений, в соответствии с которыми изготовлены заказанные акцизные марки.
На основании п.14 Правил для получения акцизных марок организация в течение трех месяцев со дня информирования уполномоченным таможенным органом об изготовлении заказанных акцизных марок обязана представить в уполномоченный таможенный орган: 1) письменное обязательство организации об использовании акцизных марок в соответствии с их назначением в двух экземплярах по форме согласно приложению N 1 к Правилам; 2) справку таможенного органа об отсутствии у организации задолженности по уплате таможенных платежей; 3) документ, подтверждающий обеспечение исполнения обязательства организации.
Пунктом 16 Правил установлено, что должностное лицо уполномоченного таможенного органа рассматривает представленные обязательства организации с целью проверки содержащихся в них сведений в срок, не превышающий пяти рабочих дней со дня его подачи в уполномоченный таможенный орган, и в случае их соответствия присваивает им регистрационный номер, идентичный регистрационному номеру заявления, а также проставляет дату регистрации, которые заверяет подписью и оттиском личной номерной печати.
Согласно пп.17, 18 Правил обязательство организации обеспечивается способами, предусмотренными законодательством о таможенном деле в Российской Федерации.
После принятия уполномоченным таможенным органом обеспечения исполнения обязательства организации должностным лицом уполномоченного таможенного органа на обязательстве организации проставляется отметка: "Обеспечение исполнения данного обязательства организации принято " " г." (указывается дата принятия обязательства организации).
Указанная отметка заверяется подписью должностного лица уполномоченного таможенного органа и оттиском личной номерной печати.
На основании п.19 Инструкции выдачу акцизных марок организациям производит должностное лицо уполномоченного таможенного органа на основании разнарядок на выдачу и в соответствии с Правилами.
В силу п.21 Правил после регистрации обязательства организации и принятия уполномоченным таможенным органом обеспечения исполнения обязательства организации акцизные марки выдаются представителю организации на основании соответствующих полномочий.
Согласно п.22 Правил при выдаче акцизных марок должностное лицо уполномоченного таможенного органа заполняет в двух экземплярах квитанцию о получении акцизных марок по форме согласно приложению N 2 к Правилам. Квитанции присваивается регистрационный номер заявления и в ней указывается дата получения акцизных марок организацией.
Из материалов дела следует, что 31.08.2020 Общество обратилось в таможню с заявлениями о выдаче акцизных марок.
Рассмотрев заявления Общества и проверив содержащиеся в них сведения, таможенный орган, руководствуясь п.п.7, 8 Правил, зарегистрировал указанные заявления, присвоил регистрационные номера 10009000/20/30127-10009000/20/30135 и проставил на них дату регистрации с последующим заверением подписью и оттиском личной номерной печати.
Руководствуясь п.11 Правил и п.9 Инструкции таможенный орган письмом от 03.09.2020 N 20-07/16146 направил в ФТС России заявку на изготовление акцизных марок. Заявления Общества поименованы в указанной заявке под пунктами N N 188-198.
09.12.2020 письмом ФТС России от 09.12.2020 N 05-83/69591 "О направлении разнарядки" в таможню поступила разнарядка на выдачу акцизных марок.
После получения разнарядки таможенный орган, руководствуясь п.12 Инструкции, разместил информацию о выполнении заказа на изготовление акцизных марок путем ее опубликования на официальном интернет-сайте ЦАТ (cat.customs.ru) в разделе "Информация об изготовлении акцизных марок".
15.12.2020 в таможню поступило обращение Общества с просьбой зарегистрировать обязательства об использовании акцизных марок по заявлениям о выдаче акцизных марок.
В срок, установленный п.16 Правил, таможня осуществила проверку содержащихся в обязательствах об использовании акцизных марок сведений, присвоил им регистрационные номера, соответствующие регистрационным номерам заявлений, а также проставил дату регистрации, заверив подписью и оттиском личной номерной печати.
Обеспечение исполнения обязательств об использовании акцизных марок в соответствии с их назначением принято таможенным органом 22.12.2020 по заявлениям N N 10009000/20/30127-10009000/20/30132, 23.12.2020 по заявлениям N N 10009000/20/30132-10009000/20/30135 (банковские гарантии), о чем сделаны соответствующие отметки согласно п.18 Правил.
24.12.2020 в таможню от заявителя поступило письмо, согласно которому Общество просило принять доверенность на получение акцизных марок от 23.12.2020 N 31-567-16.
По результатам проверки представленных заявителем документов, Общество было включено в график на получение акцизных марок - 30.12.2020.
Информация о графиках выдачи акцизных марок также содержится на официальном интернет-сайте таможни.
Между тем в назначенную дату уполномоченный представитель Общества на склад для получения акцизных марок по заявлениям N N 10009000/20/30127-10009000/20/30135 не прибыл.
12.01.2021 таможенным органом получено письмо Общества (вх. ЦАТ от 12.01.2021 N 00149), согласно которому заявитель просил внести в график получения акцизных марок ООО "Рузский Купажный завод" по заявлениям N N 10009000/20/30127-10009000/20/30135 на основании ранее представленной доверенности от 23.12.2020 N 31 -567-16.
Кроме того, в означенном письме Общество указало, что в первоначально установленную дату - 30.12.2020 получение акцизных марок не представлялось возможным в связи с нахождением уполномоченного лица в очередном отпуске.
О дате выдачи акцизных марок Общество простило информировать в установленном порядке (т.е. посредством размещения информации на официальном интернет-сайте ЦАТ), указав при этом, что письменный ответ не требуется.
12.01.2021 акцизные марки выданы уполномоченному представителю Общества, что подтверждается квитанциями о получении акцизных марок N N 10009000/20/30127-10009000/20/30135, датированными 12.01.2021 и оформленными в соответствии с п.22 Правил и п.23 Инструкции, согласно которым дата, указываемая в квитанции, должна соответствовать дате получения марок организацией.
При этом, как обоснованно указал суд в своем решении, действующим законодательством не определены сроки заказа акцизных марок, сроки изготовления акцизных марок Объединением "Гознак", а также сроки направления ФТС России разнарядок на отгрузку и выдачу акцизных марок уполномоченным таможенным органам.
Кроме того, необходимо отметить, что изготовление акцизных марок осуществляется Объединением "Гознак", а не таможенными органами, в связи с чем выдача акцизных марок осуществляется после получения информации от Объединения "Гознак" об исполнении заказа.
Учитывая изложенное, является правомерным вывод суда первой инстанции о том, что выдача акцизных марок по заявлениям Общества N N 10009000/20/30127-10009000/20/30135 осуществлена таможенным органом в соответствии с положениями Правил и Инструкции, при этом все сроки, предусмотренные для рассмотрения и регистрации заявлений о выдаче акцизных марок, формирования и направления в ФТС России заявок на изготовление акцизных марок, информирования о выполнении заказа на изготовление акцизных марок, рассмотрения представленных обязательств таможней не нарушены и соответствуют срокам, указанным в Правилах и Инструкции.
Заявитель жалобы, ссылаясь на ст.14 Федерального закона от 27.07.20J0 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", не принимает во внимание то, что выдача акцизных марок, как возложенная на таможенные органы функция, не осуществляется на основании административного регламента.
Таким образом, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о законности оспариваемых заявителем действий таможенного органа.
Доводы апелляционной жалобы не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
При таких данных суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 20.04.2021 по делу N А40-14994/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.В.Пронникова |
Судьи |
В.А.Свиридов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-14994/2021
Истец: ООО "РУЗСКИЙ КУПАЖНЫЙ ЗАВОД"
Ответчик: ЦЕНТРАЛЬНАЯ АКЦИЗНАЯ ТАМОЖНЯ