г. Москва |
|
21 июля 2021 г. |
Дело N А40-156145/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 июля 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Панкратовой Н.И.,
судей Валюшкиной В.В., Савенкова О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Киселевым А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента городского имущества города Москвы, Правительства Москвы на решение Арбитражного суда г. Москвы от 24 мая 2021 года по делу N А40-156145/20, принятое судьей Романенковой С.В.,
по иску Департамента городского имущества города Москвы (ИНН 7705031674, ОГРН 1037739510423)
к ООО "Спецсервис" (ИНН 6949001016, ОГРН 1066949001965)
третье лицо: Правительство Москвы
об установлении суммы возмещения за изымаемое недвижимое имущество в соответствии с отчетом об оценке от 19.11.2019 N П491-19, выполненным независимой оценочной организацией ООО "Оценка и Консалтинг" в размере 27 579 000 руб.,
при участии в судебном заседании представителей: от истца: Полещук С.С. по доверенности от 23.12.2020, диплом 107704 0131085 от 09.07.2018; от ответчика: Шарловская О.В. по доверенности от 30.07.2020, диплом ВСГ 1673688 от 21.06.2008; от третьего лица: Полещук С.С. по доверенности от 22.12.2020, диплом 107704 0131085 от 09.07.2018;
УСТАНОВИЛ:
ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ обратился в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к ОБЩЕСТВУ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "СПЕЦСЕРВИС" об установлении суммы возмещения Правообладателю за изымаемое нежилое помещение в соответствии с отчетом об оценке от 19.11.2019 N П491-19, выполненным независимой оценочной организацией ООО "Оценка и Консалтинг" в размере 27 579 000 рублей.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 24 мая 2021 года исковые требования удовлетворены с учетом выводов судебной строительно-технической экспертизы по определению размера возмещения за изымаемое имущество в сумме 34 177 146 рублей.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Департамент городского имущества города Москвы и Правительство Москвы обратились в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В обоснование апелляционной жалобы ссылаются на несоответствие судебной экспертизы законодательству РФ об оценочной деятельности, а стоимость размера возмещения за изымаемое имущество, установленную экспертом, считают завышенной, недостоверной и противоречивой.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель истца и третьего лица поддержал доводы апелляционной жалобы. Просил отменить решение суда первой инстанции, вынести новый судебный акт об установлении суммы возмещения в указанном истцом размере.
Представитель ответчика возражал против доводов апелляционной жалобы, считает решение от 24 мая 2021 года законным и обоснованным, жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены в порядке ст. ст. 266, 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей сторон, апелляционный суд считает, что решение следует оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Как усматривается из материалов дела, многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: г. Москва, ш. Каширское, д. 70, корп. 1 включен в Программу реновации жилищного фонда в городе Москве. ООО "СПЕЦСЕРВИС" (Правообладатель, ответчик) является собственником нежилого помещения, площадью 202,9 кв.м. с кадастровым номером 77:05:0004015:2648. расположенного по адресу: г. Москва, ш. Каширское, д. 70. корп. 1, о чем в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) внесена запись регистрации от 12.05.201 7 N 77:05:0004015:2648-77/005/2017-2.
На нежилое помещение с кадастровым номером 77:05:0004015:2648 зарегистрировано ограничение (обременение) в виде аренды на основании договора, о чем в ЕГРН внесена запись регистрации от 06.03.2018 N 77:05:0004015:2648- 77/005/2018-6.
Департаментом городского имущества города Москвы (истец) издано распоряжение от 28.10.2019 N 42964 "Об изъятии для государственных нужд объекта недвижимого имущества", в соответствии с которым подлежит изъятию для государственных нужд города Москвы, для целей реализации постановления Правительства Москвы от 01.08.2017 N 497-ПП "О программе реновации жилищного фонда в городе Москве", нежилое помещение, принадлежащее Правообладателю.
В соответствии с отчетом об оценке от 19.11.2019 N П491-19, выполненного независимой оценочной организацией ООО "Оценка и Консалтинг", определена величина убытков причиненных обладателю прав на изымаемое недвижимое имущество. Сумма денежной компенсации за изымаемое нежилое помещение составляет 27579 000 рублей, и включает в себя рыночную стоимость изымаемого объекта недвижимости, а также иные убытки и расходы, причиненные Правообладателю в связи с изъятием.
В соответствии с требованиями ст. 56.8 и 56.9 Ж РФ, а также ч. 2 ст. 56.10 ЗК РФ в адрес ответчика письмом за исходящим от 20.12.2019 N ДГИ-И-91403/19 направлен проект соглашения об изъятии нежилых помещений для государственных нужд города Москвы с приложением материалов оценки рыночной стоимости изымаемого недвижимого имущества и расчета убытков, причиняемых в связи с изъятием недвижимого имущества.
Согласно п. 1.2 указанного соглашения, изъятию для государственных нужд города Москвы подлежит нежилое помещение площадью 202,9 кв. м. с кадастровым номером 77:05:0004015:2648, расположенное по адресу: г. Москва, ш. Каширское, д. 70, корп. 1.
Указанные документы (проект соглашения и отчет об оценке) 03.01.2020 получены ответчиком, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 12599339634888.
Срок заключения проекта соглашения со стороны правообладателя в соответствии с ч. 10 ст. 56.10 ЗК РФ составляет девяносто дней, со дня получения правообладателем проекта соглашения об изъятии, указанный срок истекает 02.04.2020.
В ответ на письмо Департамента от 20.12.2019 N ДГИ-И-91403/19 со стороны ответчика представлены возражения относительно определенной стоимости изымаемого недвижимого имущества, с предложением заключении соглашения об изъятии на иных условиях. До настоящего времени подписание соглашение со стороны ответчика в Департамент не представлено.
Общий порядок изъятия земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд регламентирован Гражданским (ст. ст. 279 - 282), Земельным (ст. ст. 49. 56) и Жилищным (ст. 32) кодексами РФ.
Согласно ст. 49 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным с: 1) выполнением международных договоров Российской Федерации; 2) строительством, реконструкцией следующих объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции лих объектов: объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения: объекты использования атомной энергии: объекты обороны страны и безопасности государства, в том числе инженерно-технические сооружения, линии связи и коммуникации, возведенные в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации: объекты федерального транспорта, объекты связи федерального значения, а также объекты транспорта, объекты связи регионального значения, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, объекты, обеспечивающие космическую деятельность; линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий: объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения; автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения; 3) иными основаниями, предусмотренными федеральными законами
Из п. 6 ст. 279 ГК РФ следует, что сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд (далее - соглашение об изъятии).
В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом. В разделе VI Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2014), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24.12.2014, указано, что когда собственник не согласен со стоимостью объекта, установленной в решении уполномоченного органа об изъятии земельного участка, или когда выкупная цена в нем не указана, и сторонами после принятия решения об изъятии не достигнуто соглашение о выкупной цене, арбитражный суд определяет стоимость объекта, исходя из его рыночной стоимости на момент рассмотрения спора (вопрос 7).
В тех случаях, когда собственник не согласен со стоимостью объекта, установленной в решении уполномоченного органа об изъятии земельного участка, суд определяет стоимость объекта, исходя из его рыночной стоимости на момент рассмотрения спора. Данная правовая позиция нашла свое отражение в определениях Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 89-КГ15-4, от 16.02.2015 N 304-ЭС14-5670.
Определением суда от 10.12.2020 г. назначена судебная строительно-техническая экспертиза по определению размера возмещения за изымаемое имущество по делу N А40-156145/20-77-1114. Проведение экспертизы поручено Обществу с ограниченной ответственностью "ЦИКО", экспертам Ильинской Ирине Сергеевне и Кузнецову Сергею Владимировичу.
На разрешение экспертов поставлен следующий вопрос: Определить размер возмещения за изымаемое для государственных нужд города Москвы нежилого помещения с кадастровым номером 77:05:0004015:2648, площадью 202,9 кв.м., расположенного по адресу: г.Москва, ш. Каширское, д.70, корп. 1, включая рыночную стоимость и иные убытки, включая упущенную выгоду, по состоянию на дату проведения оценки.
Определением от 24.02.2021 г. уточнен вопрос экспертам :"Определить размер возмещения за изымаемое для государственных нужд города Москвы нежилого помещения с кадастровым номером 77:05:0004015:2648, площадью 202,9 кв.м., расположенного по адресу: г.Москва, ш. Каширское, д.70, корп. 1, включая рыночную стоимость и иные убытки, включая упущенную выгоду, по состоянию на 27.10.2019 г.?".
Согласно заключению эксперта N А02/03/2021 от 11.03.2021 г. рыночная стоимость объекта исследования - нежилого помещения с кадастровым номером 77:05:0004015:2648 общей площадью 202,9 кв. м, расположенного по адресу: г. Москва, Каширское ш., д.70, корп. 1, по состоянию на 27 октября 2019 г. составляет 31 608 722 руб.
Рыночная величина убытков, связанная с изъятием объекта исследования - нежилого по с кадастровым номером 77:05:0004015:2648 общей площадью 202,9 кв. м, расположенного по адресу: г.Москва, Каширское ш., д. 70, корп. 1, по состоянию на 27 октября 2019 г. составляет 2 568 424 руб.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, признав заключение судебного эксперта достоверным и соответствующим требованиям законодательства об оценочной деятельности, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что размер возмещения за изымаемое для государственных нужд города Москвы нежилое помещение с кадастровым номером 77:05:0004015:2648, общей площадью 202,9 кв.м, расположенное по адресу: г. Москва, ш. Каширское, д.70, корп. 1, включая рыночную стоимость и иные убытки, включая упущенную выгоду, по состоянию на 27.10.2019 г., составляет 34 177 146 руб. 00 коп.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на совокупности всех имеющихся доказательств в деле, включая заключение судебной экспертизы.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что заключение эксперта является недопустимым доказательством, несостоятелен.
В соответствии с частью 2 статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заключение эксперта является одним из доказательств по делу, которое оценивается судом в порядке, предусмотренном в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в совокупности с иными допустимыми доказательствами по делу.
Само по себе несогласие с его выводами не свидетельствует о недостоверности экспертного заключения. Суд апелляционной инстанции установил, что заключение эксперта соответствует требованиям статей 82, 83 и 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, содержит необходимые сведения, является ясным и полным, выводы эксперта не противоречивы, в связи с чем, признано судом апелляционной инстанции допустимым доказательством.
Вопрос о необходимости проведения повторной экспертизы, заявленный в апелляционной жалобе, согласно статьям 82 и 87 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, относится к компетенции суда, разрешающего дело по существу, удовлетворение ходатайства о проведении повторной экспертизы является правом, а не обязанностью суда, которое он может реализовать в случае, если с учетом всех обстоятельств дела придет к выводу о необходимости осуществления такого процессуального действия для правильного разрешения спора.
Поскольку доказательств несоответствия указанного экспертного заключения требованиям законодательства об оценочной деятельности в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в материалы дела не представлено, суд апелляционной инстанции, в свою очередь, не усмотрел предусмотренных в статье 87 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для проведения повторной экспертизы, в связи с чем отклонил ходатайство о ее проведении.
Исходя из изложенного, судом первой инстанции дана надлежащая оценка обстоятельствам дела и у судебной коллегии не имеется оснований для их переоценки.
Выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено, а потому апелляционная жалоба по изложенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 176, 266-268, 271, п. 1 ст. 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 24 мая 2021 года по делу N А40-156145/20 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Н.И. Панкратова |
Судьи |
В.В. Валюшкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-156145/2020
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: ООО "СПЕЦСЕРВИС"
Третье лицо: ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ