г. Владивосток |
|
26 июля 2021 г. |
Дело N А51-3141/2021 |
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Г.Н. Палагеша,
рассмотрев апелляционную жалобу государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Большой Камень Приморского края (межрайонное),
апелляционное производство N 05АП-3420/2021
на решение от 20.04.2021
судьи А.А.Фокиной
по делу N А51- 3141/2021 Арбитражного суда Приморского края,
принятое в порядке упрощённого производства,
по заявлению государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Большой Камень Приморского края (межрайонное) (ИНН 2503021272, ОГРН 1022500579727, дата государственной регистрации 08.02.2002)
к обществу с ограниченной ответственностью "Организация многопрофильного обслуживания - БК" (ИНН 2503032764, ОГРН 1122511004956, дата государственной регистрации 07.04.2016)
о взыскании финансовых санкций в размере 70 500 рублей,
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Большой Камень Приморского края (межрайонное) обратилось в Арбитражный суд Приморского края к обществу с ограниченной ответственностью "Организация многопрофильного обслуживания - БК" (далее - ответчик, общество, страхователь) о взыскании 70 500 рублей финансовых санкций за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования по форме СЗВ-М (исходная) за март 2020 года, а также по форме СЗВ-М (дополняющая) за январь, февраль, март, апрель 2020 года.
В соответствии с правилами главы 29 АПК РФ и с учетом разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, изложенных в постановлении от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве", дело рассмотрено в порядке упрощенного судопроизводства.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 20.04.2021 в удовлетворении требования государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Большой Камень Приморского края (межрайонное) (далее - управление, УПФ) отказано.
Не согласившись с решением, управление обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование своей позиции апеллянт указывает на то, что страхователем несвоевременно были представлены сведения по форме СЗВ-М за март 2020 - 15.05.2020 (тип формы "ИСХ"). Указами Президента РФ от 02.04.2020 N 239 и от 28.04.2020 N 294 с 04 апреля по 08 мая 2020 были установлены нерабочие дни, следовательно до 12 мая 2020 общество обязано было представить СЗВ-М за март 2020. Кроме того, страхователь в исходных формах СЗВ-М за январь, февраль, март, апрель 2020 не указал одно застрахованное лицо, следовательно, в дополняющих формах за указанный период страхователь не исправлял ошибки о данном застрахованном лице, а подавал первоначальные сведения о нем в нарушение сроков предоставления отчетности. При таких обстоятельствах, управление считает, что сведения об 1 застрахованном лице представлены обществом за пределом срока, установленного пунктом 2.2. статьи 11 Закона об учете, а первоначальные сведения являются неполными. В связи с чем, освобождение страхователя от финансовых санкций в данном случае не допустимо.
Апелляционная жалоба на решение Арбитражного суда Приморского края по настоящему делу, принятое в порядке упрощенного производства, проверена судом апелляционной инстанции без вызова сторон в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных статьей 272.1 АПК РФ, о порядке рассмотрения апелляционных жалоб на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства.
В отзыве на апелляционную жалобу общество считает решение суда законным и обоснованным и просит в удовлетворении жалобы отказать.
Исследовав доказательства по делу, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, проверив в порядке статей 258, 266-271, 272.1 АПК РФ правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу следующих обстоятельств.
Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью "Организация многопрофильного обслуживания-БК" 14.05.2020 представило по телекоммуникационным каналам связи форму СЗВ-М за март 2020 со сведениями о работающих у него застрахованных лицах по форме "Сведения о застрахованных лицах" (форма СЗВ-М), утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83 п. Сведения по указанной форме на 137 застрахованных лиц были приняты управлением.
Самостоятельно выявив ошибки в отчетах СЗВ-М с января по апрель 2020 года (исходная форма), ответчик посредством электронного документооборота 11.06.2020 представил дополнительные сведения по форме СЗВ-М за январь, февраль, март, апрель 2020 года (дополняющая форма) в отношении 1 застрахованного лица.
Управлением была проведена камеральная проверка представленных сведений, в ходе которой был установлен факт нарушения страхователем срока представления данных расчетов, установленного пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), о чем составлены акты камеральной проверки от 28.07.2020 N035S18200011738, N035S18200011739, N035S18200011740, N035S18200011741, N035S18200011742.
Решениями Управления от 25.08.2020 N 035S19200012722, N 035S19200012723, N 035S19200012724, N 035S19200012725, N 035S19200012721 общество было привлечено к ответственности по части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ в виде штрафа в размере 70500 рублей из расчета 500 рублей за каждое застрахованное лицо.
15.09.2020 в адрес общества управлением выставлены требования N 035S01200011690, N 035S01200011691, N 035S01200011692, N 035S01200011693, N 035S01200011689 об уплате финансовых санкций в срок до 05.10.2020.
Поскольку требования об уплате штрафа обществом добровольно не исполнены, Пенсионный фонд обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании финансовых санкций.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ от 01.04.1996 "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователь обязан ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица (статья 17 Закона N 27-ФЗ).
Форма "Сведения о застрахованных лицах" (форма СЗВ-М) утверждена постановлением Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п. При представлении сведений о застрахованных лицах обязательно заполняется тип формы (код): "исхд" - исходная форма, впервые подаваемая страхователем о застрахованных лицах за данный отчетный период, "доп" - дополняющая форма, подаваемая с целью дополнения ранее принятых ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период, "отм" - отменяющая форма, подаваемая с целью отмены ранее неверно поданных сведений.
В соответствии со статьей 15 Закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 N 766н утверждена Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах. В соответствии с которой предусмотрено, что страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
При этом ни статьей 15 Закона N 27-ФЗ, ни Инструкцией от 21.12.2016 N 766н не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения пенсионным фондом, и представить в пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные).
Таким образом, по смыслу действующего законодательства, первоначально представленные страхователем в установленный срок сведения персонифицированного учета, содержащие недочеты, ошибки, исправленные впоследствии заявителем своевременно в соответствии с действующим законодательством, не могут расцениваться как недостоверные сведения или как сведения, предоставленные не в полном объеме.
Из материалов дела следует, что страхователь 11.06.2020 в связи с самостоятельным выявлением ошибок в ранее представленных сведениях по форме СЗВ-М "исходная" направил в Пенсионный фонд формы СЗВ-М "дополняющая" на 1 застрахованное лицо за январь, февраль, март, апрель 2020.
Акты о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования датированы 28.07.2020, то есть после того, как общество по своей инициативе, в связи с самостоятельным выявлением ошибок в ранее представленных сведениях, направило сведения по форме СЗВ-М с типом "дополняющая".
Судом первой инстанции правомерно установлено, что проверка поступивших форм СЗВ-М (исходная) управлением не проводилась, сведения приняты без замечаний, неполноты либо недостоверности сведений не обнаружено.
Из анализа действующего пенсионного законодательства следует, что формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафных санкций недопустим. Из перечисленных выше норм права следует, что воля законодателя направлена на поощрение добросовестных плательщиков и освобождения их от ответственности в случае самостоятельного выявления ими ошибок и устранения их путем предоставления соответствующих сведений в контролирующие органы.
Данная правовая позиция согласуется с определением Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2018 N 303-КГ18-99.
Таким образом, общество, самостоятельно выявив ошибку до ее обнаружения Пенсионным фондом, реализовало свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанный период путем направления в Пенсионный фонд дополнительных сведений, что позволяет не применять к страхователю финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
В части несвоевременного представления сведений за март 2020 коллегия считает доводы управления ошибочными.
Указами Президента Российской Федерации от 25.03.2020 N 206 "Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней", от 02.04.2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" от 28.04.2020 N 294 "О продлении действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" дни с 30 марта по 08 мая 2020 г объявлены нерабочими днями.
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 N 409 продлен до 15 мая 2020 года срок предоставления расчетов по страховым взносам за 1 квартал 2020 года.
Поскольку сведения по форме СЗВ-М за март 2020 были представлены ответчиком 14.05.2020, до истечения установленного срока, оснований для привлечения общества к ответственности за несвоевременное предоставление сведений о застрахованных лицах не имеется.
Выводы суда первой инстанции по данному делу основаны на всестороннем и полном исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств в соответствии со статьей 71 АПК РФ.
Неправильного применения либо нарушения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта по данному делу, не установлено.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, сводящиеся к иной, чем у арбитражного суда, неверной трактовке законодательства, не могут служить основаниями для отмены судебного акта, так как не свидетельствуют о нарушении арбитражным судом первой инстанции норм права.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
В соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 258, 266-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Приморского края от 20.04.2021 по делу N А51-3141/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Судья |
Г.Н. Палагеша |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-3141/2021
Истец: ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Большой Камень Приморского края Межрайонное
Ответчик: ООО "ОРГАНИЗАЦИЯ МНОГОПРОФИЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ-БК"