г. Чита |
|
26 июля 2021 г. |
Дело N А19-18554/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 июля 2021 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ломако Н.В.,
судей Никифорюк Е.О., Желтоухова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лю-фа-хуан Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства лесного комплекса Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 22 марта 2021 года по делу N А19-18554/2020 по заявлению закрытого акционерного общества "Ката" (ОГРН 1023802005820, ИНН 3817002498, адрес: 666685, Иркутская обл., р-он Усть-Илимский, рабочий пос., Железнодорожный, ул. Промплощадка) к Министерству лесного комплекса Иркутской области (ОГРН 1073808028194, ИНН 3808170859, адрес: 664003, Иркутская область, г. Иркутск, ул. Горького, 3) о признании незаконным распоряжения N 91-1537-мр "Об утверждении расчета арендой платы" от 30.06.2020 г.,
в отсутствие в судебном заседании лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Ката" обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Министерству лесного комплекса Иркутской области о признании незаконным распоряжения N 91-1537-мр "Об утверждении расчета арендой платы" от 30.06.2020 г.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 22 марта 2021 года заявленное требование удовлетворено.
Признано незаконным распоряжение Министерства лесного комплекса Иркутской области "Об утверждении расчета арендной платы" от 30.06.2020 N 91-1357-мр как несоответствующее требованиям действующего законодательства. Суд обязал Министерство лесного комплекса Иркутской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов закрытого акционерного общества "Ката". Взыскано с Министерства лесного комплекса Иркутской области в пользу закрытого акционерного общества "Ката" расходов по уплате государственной пошлины в размере 3000 руб.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Министерство лесного комплекса Иркутской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Иркутской области от 22 марта 2021 года по делу N А19-18554/2020 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Как следует из апелляционной жалобы, вывод суда о том, что изменение размера арендной платы путем издания ненормативного правового акта не предусмотрено, не соответствует содержанию договора аренды (раздел II) и нормам материального права - пункту 11 Положения "О министерстве лесного комплекса Иркутской области", пункту 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, приказу Рослесхоза от 28.12.2018 N 1079 "Об администрировании органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, доходов федерального бюджета". Заявителем не представлено доказательств незаконности оспариваемого распоряжения, а судом сделан неверный вывод о том, что у министерства отсутствуют полномочия на принятие оспариваемого распоряжения.
В материалы дела поступил письменный отзыв, в котором заявитель выводы суда первой инстанции поддержал, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 01.05.2021.
Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом. Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, согласно договору аренды лесного участка N 91-22-17/8 от 27.11.2008 г. закрытое акционерное общество "Ката" является арендатором участка лесного фонда сроком действия до 27.01.2046 года, договор заключен в порядке приведения ранее заключенных договоров в соответствие с Лесным кодексом РФ.
В соответствии с пунктами 5,6,7 договора установлен размер арендной платы, которая вносится ежеквартально равными частями в размере 1/4 части годового размера арендной платы с 1 по 15 число первого месяца текущего квартала. Размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, устанавливаемых в соответствии со ст. 73 Лесного Кодекса РФ.
29 декабря 2010 года между сторонами договора заключено дополнительное соглашение, в соответствии с которым определена передача прав и обязанностей Арендодателя, определен размер арендной платы.
Дополнительное соглашение зарегистрировано за номером 38-38-13/005/2011-109 от 07.02.2011 г.
На основании указанного дополнительного соглашения произведен расчет арендной платы в соответствии с требованиями Лесного кодекса РФ, арендная плата установлена в размере 1 912 021,4 руб., с учетом коэффициента, установленного Постановлением Правительства РФ от 22 мая 2007 г. N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" в размере 1,3, сумма арендной платы составила 2 485 628,00 руб. в год.
Исходя из указанных нормативных актов, арендная плата может изменяться ежегодно, без составления документов о внесении изменений в договор, путем применения корректирующего коэффициента.
Согласно уведомлению N 0011-00152 от 13,12.2017 г. Общество извещено об изменении арендной платы по договору N91-22-17/8 от 27.11.2008 г. с 01.01.2018 г. с применением коэффициента 2,17.
Согласно уведомлению N 0011-000402 от 17.12.2018 г. Общество извещено об изменении арендной платы по договору N91-22-1 7/8 от 27.11.2008 г. с 01.01.2019 г. с применением коэффициента 2,38.
На основании предписание Федерального агентства лесного хозяйства N 25/2019 от 28.11.2019 г. Министерство лесного комплекса Иркутской области издало Распоряжение N 91-1537-мр от 30.06.2020 г., согласно которому утвержден расчет арендной платы по договору N91-22-1 7/8 от 27.11.2008 г. за 2018-2019годы.
В июле 2020 года ЗАО "Kaта" получено Уведомление N 17 от 16.07.2020 г., в соответствии с которым Территориальное управление Министерства лесного комплекса Иркутской области по Северному лесничеству произвело перерасчет арендной платы за 2018 и 2019 год и предложило доплатить сумму 331 114,44 руб. за 2018 год и 363 157,78 руб. за 2019 год.
Перерасчет арендной платы мотивирован Распоряжением Министерства лесного комплекса Иркутской области N 91-1537-мр от 30.06.2020 г. "Об утверждении расчета арендой платы".
Полагая, что указанное Распоряжение является незаконным и нарушает права и законные интересы ЗАО "Ката" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, заявитель обратился в Арбитражный суд Иркутской области с настоящим заявлением.
Решением Арбитражного суда Иркутской области заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Министерство обратилось в суд апелляционной инстанции.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва, изучив материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства дела, верно применены нормы права.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых 5 действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Как установлено судом первой инстанции, Постановлением Правительства Иркутской области N 155-пп от 27.02.2018 г. "О министерстве лесного комплекса Иркутской области" установлены функции, права и обязанности Министерства, к которым относятся общие функции руководства.
Министерство осуществляет свои функции непосредственно или через территориальные подразделения (управления) министерства, обладающие правами юридического лица.
Согласно Положению о территориальном управлении Министерства Лесного комплекса Иркутской области по Северному лесничеству, утвержденному 09.10.2007 г., территориальное управление осуществляет функции государственного органа, связанные с контролем на землях Северного лесничества.
Пунктом 8 Положения определены функции Северного лесничества, к которым относится осуществление расчета на очередной год, т.е. расчет и предъявление арендной платы осуществляется путем направления уведомления соответствующим контролирующим лесничеством.
В соответствии с договором аренды лесного участка N 91-22-17/8 от 27.11.2008 г. ЗАО "Ката" является арендатором участка лесного фонда по адресу: Иркутская область, Усть-Илимский и Нижне-Илимский районы, Северное лесничество, ЗелиндинскоКатинское участковое лесничество Катинская дача кварталы NN 105,103,128-134,155- 162,183-193,216-244, частично кварталы 107,135,136,163-165,214,215; Зелиндинская дача кварталы N 1-14,27-40,54-65.
Договор заключен на срок с 27.01.1997 г. по 27.01.2046 г. в порядке приведения ранее заключенных договоров в соответствие с Лесным Кодексом РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, согласно дополнительному соглашению от 29.12.2010 года определен размер арендной платы, в соответствии с требованиями Лесного кодекса РФ, арендная плата установлена в размере: по сплошным рубкам - 1 816 308,0 руб. с учетом корректировки на 1,05 = 1907123,40 руб.;
по выборочным рубкам - 9 796,0 руб. с учетом уменьшения на 50% = 4 898 руб.
Итого: 1 907 123,40 + 4 898,0 = 1 912 021,40 руб.
Таким образом, арендная плата по договору составляет 1 912 021,40 руб., размер арендной платы подлежит ежегодно увеличению на размер коэффициента, устанавливаемого Правительством Российской Федерации, и оплачивается на основании уведомления.
Судом первой инстанции установлено, что арендная плата по договору составляла:
в 2010 году 1 907 123,40 * 1,3 = 2 485 628 руб. (соглашение от 29.12.2010 г.).
в 2018 году 1 907 123,40 * 2,17 = 4 149 086,44 руб. (уведомление от 13.12.2017 г.).
в 2019 году 1 907 123,40 * 2,38 = 4 550 610,93 руб. (уведомление от 17.12.2018 г.).
Между тем, на основании предписания Федерального агентства лесного хозяйства N 25/2019 от 28.11.2019 г. Министерство лесного комплекса Иркутской области издало Распоряжение N 91-1537-мр от 30.06.2020 г. "Об утверждении расчета арендой платы", согласно которому утвержден расчет арендной платы по договору N91-22-17/8 от 27.11.2008 г. за 2018-2019годы.
Судом первой инстанции установлено, что согласно подпунктам 5.4.17, 5.4.31 Положения "О Федеральном агентстве лесного хозяйства", утвержденного Постановлением Правительства РФ N 736 от 23.09.2010, к полномочиям Рослесхоза относится контроль за расходованием средств, предоставляемых на осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области лесных отношений, финансируемых за счет субвенций из федерального бюджета; в пределах своей компетенции организация контроля и контроль за исполнением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации полномочий с правом направления предписаний об устранении выявленных нарушений, являющихся обязательными для исполнения государственными органами субъектов РФ в области лесных отношений.
Руководитель Федерального агентства лесного хозяйства выносит высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации предписания об устранении нарушений, выявленных при осуществлении переданных в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации полномочий, подлежащее безотлагательному рассмотрению.
В течение установленного срока должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено в письменной форме.
Согласно пункту 14 Предписания от 28.11.2019 N 25/2019 Министерству предписано обеспечить устранение нарушений, допущенных при заключении дополнительных соглашений к договорам аренды лесных участков, предоставленных в целях заготовки древесины, заключенным по результатам аукциона (торгов), по которым в нарушение установленных требований изменены объемы заготовки древесины и размер арендной платы.
Из материалов дела следует, что в июле 2020 года ЗАО "Kaта" получено уведомление N 17 от 16.07.2020 г., в соответствии с которым Территориальное управление Министерства лесного комплекса Иркутской области по Северному лесничеству произвело перерасчет арендной платы за 2018 и 2019 год и предложило доплатить сумму 331 114,44 руб. за 2018 год и 363 157,78 руб. за 2019 год.
Перерасчет арендной платы мотивирован Распоряжением Министерства лесного комплекса Иркутской области N 91-1537-мр от 30.06.2020 г.
В оспариваемом Распоряжении указан размер арендной платы 2 064 608,70 руб., который умножен ежегодно на коэффициент, установленный Правительством РФ.
Согласно статье 73 Лесного кодекса РФ размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 данной статьи.
Частью 2 статьи 73 Лесного Кодекса РФ установлено, что при использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке.
Вопреки доводам Министерства, суд первой инстанции правомерно указал, что ставки платы установлены Постановлением Правительства РФ от 22 мая 2007 г. N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности", которые применяются с коэффициентом, утвержденным Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 11.11.2017 г. N 1363 утверждены коэффициенты на 2018 г. - 2,17; 2019 г. - 2,38; 2020 г. - 2,62.
Материалы дела, а также апелляционная жалоба не содержат правового обоснования возможности изменения размера арендной платы лесных участков путем принятия ненормативных правовых актов органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Таким образом, поскольку Распоряжением N 91-1537-мр изменен размер арендной платы, предусмотренный договором аренды, оспариваемое распоряжение издано в нарушение порядка исчисления арендной платы, установленного договором аренды, а также статьи 73 Лесного кодекса РФ.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о необходимости применения к спорным правоотношениям коэффициентов, установленных Постановлением Правительства РФ от 11.11.2017 г. N 1363, иных оснований для увеличения исчисленной арендной платы не имеется.
Кроме того, как правильно указал суд первой инстанции, осуществление расчетов арендной платы отнесено к функциям Территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Северному лесничеству (п. 8 Положения N 90-мпр о 09.10.2017 г.).
Пунктом 8 Положения определены функции Северного лесничества, к которым относится осуществление расчета на очередной год, т.е. расчет и предъявление арендной платы осуществляется путем направления уведомления соответствующим контролирующим лесничеством. Изменение размера арендной платы путем издания ненормативного правового акта не предусмотрено.
Министерство в апелляционной жалобой, ссылалась на пункт 11 Положения о министерстве лесного комплекса Иркутской области, указывает на то, что ему предоставлено право в сфере своей деятельности в соответствии с законодательством разрабатывать проекты правовых актов, по вопросам своей деятельности издавать приказы и распоряжения, в связи с чем, приведение оспариваемым распоряжением расчета арендной платы в соответствие с договором, считает правомерным.
Указанный довод ответчика был предметом рассмотрения в суде первой инстанции. Судом обоснованно отмечено, что пункт 11 Положения указывает на принятие приказов и распоряжений по вопросам деятельности Министерства. Однако между сторонами возникли договорные отношения, регулируемые Гражданским кодексом РФ и Лесным кодексом РФ, поэтому издание распорядительных актов одной из сторон договора для регулирования отношений сторон не соответствует существу гражданско-правовых отношений.
Таким образом, обоснованным является вывод суда первой инстанции о том, что у ответчика отсутствовали правовые основания для издания оспариваемого распоряжения, в связи с чем, заявленные требования подлежат удовлетворению.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 22 марта 2021 года по делу N А19-18554/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В.Ломако |
Судьи |
Е.О.Никифорюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-18554/2020
Истец: ЗАО "КАТА"
Ответчик: Министерство лесного комплекса Иркутской области