город Ростов-на-Дону |
|
26 июля 2021 г. |
дело N А32-7967/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 июля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 июля 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пименова С.В.
судей Соловьевой М.В., Филимоновой С.С.
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Струкачевой Н.П.
при участии: от ПАО "НК "Роснефть": представитель Морозова К.Е. по доверенности от 29.06.2021, диплом от 24.06.1998,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "НК "Роснефть"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.04.2021 по делу N А32-7967/2020 по заявлению публичного акционерного общества "Нефтяная компания "Роснефть"" (ИНН 7706107510, ОГРН 1027700043502)
к администрации Туапсинского городского поселения Туапсинского района (ИНН 2365012062, ОГРН 1082365001663)
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: ООО "РН-Морской терминал Туапсе" (ИНН 2365004417, ОГРН 1052313098750), Улиско Ольга Владимировна, Управление архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования Туапсинский район, Северо-Кавказское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, Главное управление министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Краснодарскому краю об оспаривании разрешения на строительство,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Нефтяная компания "Роснефть"" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к ООО "РН-Морской терминал Туапсе", Улиско Ольге Владимировне о признании недействительным разрешения на строительство от 20.07.2018 N 23-534110-1353-2018, выданного Администрацией Туапсинского городского поселения Краснодарского края Улиско Ольге Владимировне на строительство "Предприятия автосервиса по ул. Гагарина в г. Туапсе" по адресу: Краснодарский край, г. Туапсе, ул. Гагарина.
Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 16.06.2020 произведена замена заинтересованных лиц - ООО "РН-Морской терминал Туапсе", Улиско Ольги Владимировны на администрацию Туапсинского городского поселения Туапсинского района.
ООО "РН-Морской терминал Туапсе" и Улиско Ольга Владимировна были привлечены судом первой инстанции к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 12.04.2021 в удовлетворении заявления отказано.
Решение мотивировано тем, что Общество не представило каких-либо доказательств, свидетельствующих о нарушении его прав и законных интересов при строительстве объекта "Предприятие автосервиса по ул. Гагарина в г. Туапсе" Улиской О.В. на основании разрешения на строительство от 20.07.2018 N 23-534110-1353-2018.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить, указывая что оспариваемое разрешение на строительство, нарушает права Общества, в связи с тем, что объект возводится без учета охранной зоны технологического трубопровода. Строительные работы создают реальную угрозу причинения значительного ущерба заявителю, а также жизни и здоровью людей и экологической обстановке, поскольку нефтепровод и строящийся объект - "автосервис" находятся на селитебной, плотно застроенной территории.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель публичного акционерного общества "НК "Роснефть" поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, представил письменные пояснения в материалы дела. Апелляционный суд приобщил пояснения к материалам дела.
От ООО "РН-Морской терминал Туапсе" и Улиско О.В. поступили ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие лица, участвующего в деле. Апелляционный суд ходатайства ООО "РН-Морской терминал Туапсе" и Улиско О.В. о рассмотрении дела в отсутствие удовлетворил.
В материалы дела от ООО "РН-Морской терминал Туапсе", Улиско О. В. и администрации Туапсинского городского поселения Туапсинского района поступили отзывы на апелляционную жалобу. Апелляционный суд приобщил отзывы к материалам дела.
От ПАО "НК "Роснефть" поступили дополнительные материалы к делу. Суд приобщил дополнения к материалам дела.
Северо-Кавказское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, Главное управление министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Краснодарскому краю отзыв в материалы дела не представили, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Дело рассмотрено в порядке статей 156, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие Администрации и третьих лиц, надлежащим способом извещённых о времени и месте судебного разбирательства.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, ПАО "НК "Роснефть" является собственником технологических трубопроводов от ж/д потерны до причалов Нефтепирса, протяженностью 390,3 п.м. (инв. N 100429629), расположенных по адресу: Краснодарский край, г. Туапсе, ул. Юрия Гагарина, кадастровый номер 23:51:0102016:906, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 23 АД N 213990 от 19.03.2008.
На основании постановления администрации муниципального образования Туапсинский район от 01.04.2011 N 594 ПАО "НК "Роснефть" предоставлен в аренду земельный участок площадью 9495 кв.м. для эксплуатации эстакады технологических коммуникаций (нефтепровода) от узла задвижек до границы морской части глубоководного причала и нефтепирса по ул. Гагарина г. Туапсе.
ПАО "НК "Роснефть" и администрация муниципального образования Туапсинский район заключили договор аренды N 5100007741, утвердили схему расположения указанного участка.
В согласованной схеме расположения земельного участка на кадастровой карте обозначена охранная зона нефтепровода.
Из обращения арендатора технологических трубопроводов - ООО "РН-Морской терминал Туапсе" 14.01.2020 собственнику стало известно, что в непосредственной близости от принадлежащих на праве собственности ПАО "НК "Роснефть" технологических трубопроводов проводятся работы по капитальному строительству объекта "Предприятие автосервиса по ул. Гагарина в г. Туапсе".
В соответствии с предоставленной арендатором информацией строительство объекта ведется на основании разрешения на строительство от 20.07.2018 N 23-534110- 1353-2018, выданного администрацией Туапсинского городского поселения Улиско Ольге Владимировне на земельном участке с кадастровым номером 23:51:0102016:166 площадью 156 кв.м., используемым на праве аренды (договор аренды земельного участка от 06.08.2009 N 5100007390, договора уступки права аренды земельного участка от 03.10.2017).
Заявитель считает, что разрешение от 20.07.2018 N 23-534110-1353-2018 на строительство объекта "Предприятие автосервиса по ул. Гагарина в г. Туапсе", относящегося к категории помещений по взрывопожарной и пожарной опасности к категории пожароопасности В1-В4 в соответствии с Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 N 182 "Об утверждении свода правил "Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности" фактически в примыкании к технологическим трубопроводам:
- нарушает права предприятий трубопроводного транспорта на обслуживание и проведение ремонтных работ технологических трубопроводов, возможность беспрепятственного перемещения подъемных механизмов, оборудования и средств пожаротушения согласно пункту 10.1.2 ГОСТ 32569-2013 "Трубопроводы технологические стальные";
- создает опасность возникновения техногенной аварии, угрожает обеспечению безопасности, защите жизни и здоровья граждан.
Не согласившись с выданным администрацией Туапсинского городского поселения разрешением на строительство Улиско Ольге Владимировне от 20.07.2018 N 23-534110-1353-2018, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Исследовав представленные доказательства, по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дав надлежащую правовую оценку доводам лиц, участвующих в деле, апелляционный суд пришёл к выводу о том, что суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания ненормативных правовых актов недействительными, а также действий (бездействия) должностного лица неправомерными является несоответствие их закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания арбитражным судом незаконными ненормативных актов и действий государственных органов, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствия их закону или иным нормативным правовым актам и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок выдачи разрешения на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов регламентирован в статье 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления относится выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений.
В силу части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных данным Кодексом.
Из части 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей. Частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлен перечень документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство.
Не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в части 7 настоящей статьи документов (часть 10 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, подлежат государственной экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьёй. Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы.
В соответствии с пунктом 2 статьи экспертиза не проводится в отношении проектной документации следующих объектов капитального строительства:
- объекты индивидуального жилищного строительства, садовые дома;
- жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки), в случае, если строительство или реконструкция таких жилых домов осуществляется без привлечения средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
- отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 настоящего Кодекса являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами;
- отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров, которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется установление санитарно-защитных зон или для которых в пределах границ земельных участков, на которых расположены такие объекты, установлены санитарно-защитные зоны или требуется установление таких зон, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 настоящего Кодекса являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами;
- буровые скважины, предусмотренные подготовленными, согласованными и утвержденными в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых или иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр.
Как установлено в части 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка, выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Таким образом, при строительстве или реконструкции объекта недвижимости требуются, помимо наличия права на земельный участок, доказательства осуществления строительства на основе документов территориального планирования и правил землепользования и застройки, а также осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности, при наличии в установленном порядке составленной проектной документации.
Частью 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации определён перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство, который является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Материалами дела установлено, что в градостроительном плане N 235341100001358 от 16.04.2018 земельного участка с кадастровым номером 23:51:0102016:166, расположенного по адресу: г. Туапсе, ул. Гагарина, учтена охранная зона, в том числе технологического трубопровода.
Согласно выписке из единого государственного реестра недвижимости от 23.11.2017 площадь охранной зоны составляет 27,98 кв.м.
В силу статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами.
Подпунктом 1 пункта 2 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации к таким основаниям, в числе прочих отнесено ограничение использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий.
Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда, а ограничения, указанные в подпункте 1 пункта 2 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации, в результате установления зон с особыми условиями использования территорий в соответствии с настоящим Кодексом.
Пункт 6 статьи 105 Земельного кодекса Российской Федерации к зонам с особыми условиями использования территорий относит охранную зону трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов).
Согласно части 1 статьи 104 Земельного кодекса Российской Федерации зоны с особыми условиями использования территорий устанавливаются в следующих целях: защита жизни и здоровья граждан; безопасная эксплуатация объектов транспорта, связи, энергетики, объектов обороны страны и безопасности государства; обеспечение сохранности объектов культурного наследия; охрана окружающей среды, в том числе защита и сохранение природных лечебных ресурсов, предотвращение загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод, сохранение среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира; обеспечение обороны страны и безопасности государства.
В целях выяснения обстоятельств, входящих в предмет доказывания по делу, судом первой инстанции были назначены кадастровая и землеустроительная экспертизы, производство которых поручено ООО "Земэксперткадастр" (344079, г. Ростов-на-Дону, ул. Кропоткина, д. 58), эксперту Полижаевой Ирине Владимировне и экспертиза промышленной безопасности строительства и дальнейшей эксплуатации объекта в непосредственной близости от технологических трубопроводов, проведение которой поручено ООО "Технический аудит" (350020, г. Краснодар, ул. Рашпилевская, д. 181, офис 7), эксперту Ковалеву Юрию Серафимовичу.
На разрешение эксперта ООО "Земэксперткадастр" поставлены следующие вопросы:
1. Осуществляется ли строительство объекта с нарушением имеющихся на земельном участке с к/н 23:51:0102016:166 ограничений в использовании, а именно в границах охранной зоны технологических трубопроводов площадью 27,98 кв.м?
2. Осуществляется ли строительство объекта в охранной зоне технологических трубопроводов, если учесть, что в силу пункта 1.2 Правил охраны магистральных трубопроводов, утвержденных Постановлением Госгортехнадзора России от 22 апреля 1992 N 9, в состав трубопроводов, на которые распространяются настоящие Правила, входит трубопровод от места выхода подготовленной к транспорту товарной продукции до мест переработки и отгрузки нефти, потребления нефтепродуктов или перевалки их на другой вид транспорта, а согласно пункту 4.1 указанных Правил для исключения возможности повреждения трубопроводов (при любом виде их прокладки) устанавливаются охранные зоны вдоль трасс трубопроводов, транспортирующих нефть, природный газ, нефтепродукты, нефтяной и искусственный углеводородные газы, - в виде участка земли, ограниченного условными линиями, проходящими в 25 м от оси трубопровода с каждой стороны?
3. Имеются ли нарушения градостроительных норм и правил при осуществлении строительства объекта в границах земельного участка с кадастровым номером 23:51:0102016:166?
В заключении экспертом от 29.09.2020 сделаны выводы:
1. В результате геодезических измерений, камеральной обработки данных, фотофиксации, анализа документации, предоставленной в материалах дела, дополнительных документов, сведений Единого государственного реестра недвижимости, осмотра земельного участка с кадастровым номером 23:51:0102016:166, сооружения с кадастровым номером 23:51:0102016:1046, расположенным на данном земельном участке, охранной зоны технологических трубопроводов с кадастровым номером 23:51:0102016:166/3 было выявлено, что фактические границы сооружения отличаются от границ данного сооружения по сведениям Единого государственного реестра недвижимости.
Фактические границы части сооружения (строительство объекта) с кадастровым номером 23:51:0102016:1046 частично расположены в границах охранной зоны технологических трубопроводов с учетным номером 23:51:0102016:166/3. Площадь наложения (пересечения) составляет 2 кв.м.
2. Согласно результатам натурного осмотра, анализа материалов дела, дополнительных материалов, предоставленных Арбитражным судом и сведений Единого государственного реестра недвижимости сооружение - технологические нефтепроводы с кадастровым номером 23:51:0102016:906 не относятся к магистральным нефтепроводам. В связи с вышеизложенным к данному сооружению с кадастровым номером 23:51:0102016:906 невозможно применить Правила охраны магистральных трубопроводов, утвержденных Постановлением Госгортехнадзора России от 22 апреля 1992 N 9. Однако, согласно материалам дела, а именно Схеме расположения земельного участка на кадастровой карте М 1:500 "Эксплуатация эстакады технологических коммуникаций (нефтепровода) от узла задвижек до границы морской части глубоководного причала и нефтепирса в г. Туапсе, ул. Гагарина", согласованной Начальником управления имущественных отношений администрации Туапсинский район - Г.Н. Полянская, главой Туапсинского городского поселения - А.В. Чехов, на исследуемой территории отображена граница охранной зоны нефтепровода. Следовательно, фактические границы сооружения с кадастровым номером 23:51:0102016:1046 частично располагаются в охранной зоне нефтетрубопровода.
3. Согласно результатам натурного осмотра, анализа материалов дела было выявлено, что размещение объекта капитального строительства (сооружения) на расстоянии от границы земельного участка с кадастровым номером 23:51:0102016:166 до границы зоны допустимого размещения объекта капитального строительства - меньше 0,5 м, а в части границы вдоль улицы Гагарина - сооружение выходит (пересекает) за границы земельного участка с кадастровым номером 23:51:0102016:166.
В результате геодезических измерений, камеральной обработки данных, а также руководствуясь Правилами землепользования и застройки Туапсинского городского поселения Туапсинского района, утвержденным решением Совета Туапсинского городского поселения Туапсинского района от 24.09.2015 N 43.2, СНиП 2.05.13-90. "Нефтепродуктопроводы, прокладываемые на территории городов и других населенных пунктов" было выявлено, что строительство объекта производится в охранной зоны технологических трубопроводов (нефтепродуктопровода).
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что имеются нарушения градостроительных норм и правил при осуществлении строительства объекта в границах земельного участка с кадастровым номером 23:51:0102016:166.
На разрешение эксперта ООО "Технический аудит" поставлены вопросы:
1. Соответствует ли требованиям промышленной и пожарной безопасности строительство объекта на земельном участке с кадастровым номером 23:51:0102016:166?
2. Будут ли обеспечены безопасная эксплуатация опасного производственного объекта "Площадка нефтебазы по хранению и перевалке нефти и нефтепродуктов" I класса опасности, который внесен в государственный реестр опасных производственных объектов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору per. номер А30-04834-0001 от 13.07.2006, безопасная эксплуатация объекта, а также безопасность жизни и здоровья граждан, при осуществлении строительства и эксплуатации объекта?
В заключении ООО "Технический аудит" экспертом сделаны следующие выводы:
1. Строящееся здание автосервиса расположено в непосредственной близости от наземной эстакады с трубопроводами, принадлежащей ООО "РН-Морской терминал Туапсе", по которым транспортируются горючие вещества. Здание автосервиса представляет собой двухэтажный железобетонный каркас высотой 8,6-м с габаритными размерами 10,3x11,7-м. Наименьшее расстояние от крайнего трубопровода, расположенного на эстакаде до стены автосервиса по горизонтали составляет 1,2-м, расстояние от крайней стены сооружения до проезжей части ул. Гагарина составляет 1,8-м, а до проезжей части к нефтепирсу составляет 1,3-м.
На момент осмотра строительство не закончено, строительная площадка ограждений не имеет.
Строительство автосервиса ведётся в непосредственной близости от опасного производственного объекта, зарегистрированного в государственном реестре опасных производственных объектов (далее по тексту - ОПО) Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в соответствии с требованием пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
ОПО присвоено наименование "Площадка нефтебазы по хранению и перевалке нефтепродуктов ООО "РН-Морской терминал Туапсе" (далее - площадка нефтебазы) per. N А30-04834-0001 от 13.07.2006, I класс опасности (чрезвычайно высокой опасности).
В состав ОПО входят, в том числе, и трубопроводы с горючими веществами, расположенные на наземной эстакаде.
В разделе 7 "Трасса нефтепродуктопроводов" в пункте 7.5 таблице 2 СП 125.13330.2012 "Нефтепродуктопроводы, прокладываемые на территории городов и других населённых пунктов" указано, что для обеспечения безопасности необходимо соблюдение расстояния от нефтепродуктопроводов до здания гаражей и открытых стоянок для автомобилей на количество автомобилей менее 20 не менее 10 метров. Ближайшая стена строения автосервиса находится от крайнего трубопровода, проходящего по эстакаде на расстоянии 1,2 метра. Таким образом, требования указанного выше нормативного документа по обеспечению противопожарных разрывов не соблюдаются.
Строительные работы производились в зоне, в которой возможны выделения взрывопожароопасных газов, способных вызвать взрыв, загорание, оказать вредное воздействие на организм человека.
Строительство автосервиса велось на основании проектных решений, указанных в проектной документации "Предприятие автосервиса по ул. Гагарина в г. Туапсе", разработанной МУП Туапсинского городского поселения "Архитектуры и градостроительства города Туапсе" в 2018 году.
Проанализировав проектную документацию сделаны выводы:
- при разработке проекта не было учтено, что здание автосервиса будет размещаться в непосредственной близости от наземной эстакады с трубопроводами, по которым транспортируются легковоспламеняющиеся и горючие жидкости: бензин, дизельное топливо и мазут. Соответственно в разделах проекта "Схемы планировочной организации земельного участка генерального плана 2018-059-ПЗУ", "Архитектурные решение 2018-059-АР", "Проект организации строительства 2018-059-ПОС", "Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности 2018-059-ПБ" приняты проектные решения по безопасному строительству и эксплуатации автосервиса без учёта негативных последствий от объекта чрезвычайно высокой опасности. Подтверждением этого является дизайнерский вид автосервиса в окружении зеленных деревьев парковой зоны в разделе "Архитектурные решение 2018-059-АР";
- при принятии проектных решений не учтено, что основная взрывопожароопасность для объекта строительства (автосервиса) исходит от наземной эстакады с трубопроводами, по которым транспортируются легковоспламеняющиеся и горючие жидкости. Для принятия мер по обеспечению взрывопожароопасности для автосервиса необходимо было разработать специальные технические условия в соответствии с пунктом 2 статьи 78 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" от 22.07.2008 N 123-ФЗ. ТУ разработаны не были;
- в проекте отсутствуют данные об охранной зоне наземной эстакады с трубопроводами ООО "РН-Морской терминал Туапсе". В результате автосервис запроектирован фактически на территории охраной зоны, которая не была оформлена администрацией муниципального образования в установленном порядке после строительства эстакады;
- проектные решения при выполнению строительных работ не обеспечивают взрывопожаробезопасность, а именно: не предусмотрены контроль уровня загазованности углеводородными газами, не указаны методы и средства контроля, не предусмотрено, что производственный персонал должен быть одет в спецодежду, соответствующую пожарным требованиям, не указано, что работы должны согласовываться с ООО "РН-Морской терминал Туапсе", не указано сколько, где и как должны храниться кислородные баллоны исполнителя работ, предусмотрена площадка для складирования стройматериалов и биотуалета непосредственно под эстакадой, не указано, что освещение должно осуществляться светильниками во взрывозащищённом исполнении, не указано, что бульдозер и экскаватор должны работать с искрогасителем.
С учётом изложенного, не соблюдены требования Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасного ведения газоопасных, огневых и ремонтных работ", зарегистрированных в Минюсте России 11.12.2017 N 49189, которые отсутствуют в перечне использованных при проектировании нормативных документов. Вывод: строительство объекта на земельном участке с кадастровым номером 23:51:0102016:166 (автосервис) не соответствует требованиям промышленной и пожарной безопасности.
2. В соответствии с разделом разделе 7 "Трасса нефтепродуктопроводов" в пункте 7.1 СП 125.13330.2012 "Нефтепродуктопроводы, прокладываемые на территории городов и других населённых пунктов" указано, что при выборе трассы нефтепродуктопровода следует исходить из необходимости предотвращения возможного проникновения нефтепродуктов в здания, сооружения, грунт и водоемы, а также возможности подъезда транспортных и ремонтных машин к любому участку нефтепродуктопровода для проведения требуемых работ.
При разработке проектной документации "ООО "РН-Туапсенефтепродукт". Технологические трубопроводы от железнодорожной потерны до причалов нефтепирса" эти требования были учтены и реализованы при строительстве.
Персонал ежесуточно с установленными интервалами в спецодежде и противогазах производит осмотр трассы трубопроводов. Никаких временных и капитальных строений под эстакадой и возле неё кроме строящегося здания автосервиса, нет. Надземный переход эстакады через улицу Гагарина имеет поддон для предотвращения попадания нефтепродуктов при аварии на дорогу и тротуар. Расположение двухэтажного здания автосервиса в непосредственной близости от эстакады нарушает требования пункта 7.1 СП 125.13330.2012. В частности, при разгерметизации одного из нефтепродуктопроводов нефтепродукты (горючие и легковоспламеняющиеся жидкости) будут разливаться непосредственно на здание автосервиса и прилегающую территорию, а также ограничивают работу подъёмных транспортных средств при производстве ремонтных работ на эстакаде. В случаи аварийной ситуации работники автосервиса и их посетители будут подвержены получению травм от пожара и взрывной волны в большей мере, чем работники ООО "РНМорской терминал Туапсе", так как работники ООО "РН-Морской терминал Туапсе" имеют спецодежду, противогазы и обучены действиям в случаи чрезвычайной ситуации в отличие от работников автосервиса и их посетителей; работники ООО "РН-Морской терминал Туапсе" находятся вблизи эстакады непродолжительное время (во время обходов), а работники автосервиса и их посетители находятся постоянно в течение рабочего дня. Следует отметить, что "Площадка нефтебазы по хранению и перевалке нефтепродуктов ООО "РН-Морской терминал Туапсе" относится к критически важному объекту топливно-энергетического комплекса. Размещение здания автосервиса на расстоянии 1,2 метра от эстакады создаёт возможность несанкционированного проникновения с крыши здания на эстакаду (чертеж 2018-059-АР, лист 4 и чертеже 2018- 059-ПЗУ лист 2), что является нарушением требований Федерального закона "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" от 21.07.2011N 256-ФЗ. В проекте мероприятия от несанкционированного проникновения с крыши здания автосервиса на эстакаду не отражены. Вывод: безопасная эксплуатация опасного производственного объекта "Площадка нефтебазы по хранению и перевалке нефтепродуктов ООО "РН-Морской терминал Туапсе" и автосервиса, также как безопасность жизнь и здоровье граждан не обеспечиваются.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательство, суд пришел к выводу, что ПАО "НК "Роснефть" не указало какое именно нарушенное право в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности необходимо восстановить, избрав подобный способ защиты. Вместе с тем единственный довод заявителя, что оспариваемое разрешение на строительство, нарушает его права тем, что объект возводится без учета охранной зоны технологического трубопровода. При этом ПАО "НК "Роснефть" не представило каких-либо доказательств, свидетельствующих о нарушении его прав и законных интересов такой застройкой.
С учётом изложенного апелляционный суд полагает, что суд первой инстанции правомерно и обоснованно пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований Общества о признании недействительным разрешения на строительство от 20.07.2018 N 23-534110-1353-2018, выданного администрацией Туапсинского городского поселения Краснодарского края Улиско Ольге Владимировне на строительство "Предприятия автосервиса по ул. Гагарина в г. Туапсе" по адресу: Краснодарский край, г. Туапсе, ул. Гагарина.
Определением от 10.03.2020 по заявлению ПАО "НК "Роснефть" приняты обеспечительные меры в виде приостановления действия разрешения на строительство от 20.07.2018 N 23-534110- 1353-2018, выданного администрацией Туапсинского городского поселения Краснодарского края Улиско Ольге Владимировне на строительство "Предприятия автосервиса по ул. Гагарина в г. Туапсе" по адресу: Краснодарский край, г. Туапсе, ул. Гагарина до рассмотрения спора по существу.
Пунктом 25 постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 55 "О применении арбитражными судами обеспечительных мер" определено, что исходя из части 5 статьи 96 АПК РФ, в случае отказа в удовлетворении иска, оставления иска без рассмотрения, прекращения производства по делу обеспечительные меры сохраняют свое действие до вступления в законную силу соответствующего судебного акта.
В связи с отказом в удовлетворении заявленных требований Общества, суд обоснованно пришел к выводу об отмене обеспечительных мер, принятых определением от 10.03.2020 года.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
Согласно пункту 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесённых в связи с подачей апелляционной жалобы.
В силу части 5 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением апелляционной, кассационной жалобы, распределяются по правилам, установленным настоящей статьёй.
Расходы по уплате государственной пошлины в размере 1500 руб. подлежат отнесению на публичное акционерное общество "НК "Роснефть".
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.04.2021 по делу N А32-7967/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определённом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
С.В. Пименов |
Судьи |
М.В. Соловьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-7967/2020
Истец: Злыдин В П, ПАО "НК "Роснефть", Улиско Ольга Владмировна
Ответчик: Администрация Туапсинского городского поселения Туапсинского района
Третье лицо: Главное Управление МЧС России по Краснодарскому краю, ООО "РН-Морской терминал Туапсе", ООО "РН-Морской терминал Туапсе", Северо-Кавказское управление Ростехнадзора, Управление архитектуры и градостроитлеьства администрации муниципального образования Туапсинский район