г. Ессентуки |
|
20 июля 2021 г. |
Дело N А63-16900/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13.07.2021.
Полный текст постановления изготовлен 20.07.2021.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего: Луговой Ю.Б., судей Марченко О.В. и Казаковой Г.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Левкиным А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в режиме веб-конференции апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЭКО-ГАЗ" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 15.04.2021 по делу N А63-16900/2020 по иску закрытого акционерного общества "Южная Энергетическая Компания", г. Москва (ОГРН 1037704023257 ИНН 7704262319) к обществу с ограниченной ответственностью "ЭКО-ГАЗ", г. Лермонтов, (ОГРН 1132651017520 ИНН 2629800710) о взыскании задолженности за потребленную электрическую энергию, при участии в режиме веб-конференции представителя закрытого акционерного общества "Южная Энергетическая Компания" - Докучаевой М.А. (по доверенности N 01 от 24.12.2020), в здании Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда представителей: закрытого акционерного общества "Южная Энергетическая Компания" - Выдрова А.А. (по доверенности N 31 от 17.06.2021), общества с ограниченной ответственностью "ЭКО-ГАЗ" - Трунова Е.М. (директор),
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Южная Энергетическая Компания" (далее - ЗАО "ЮЭК, истец) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "ЭКО-ГАЗ" (далее - ООО "ЭКО-ГАЗ", ответчик) о взыскании задолженности по договору энергоснабжения электрической энергией от 01.02.2017 N 600 за период с 01.12.2018 по 31.07.2020 в размере 1 175 474 руб. 42 коп. (с учетом уточненных исковых требований, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 15.04.2021 исковые требования удовлетворены. Суд пришел к выводу, что ответчик не представил доказательства оплаты поставленной электрической энергии в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "ЭКО-ГАЗ" обратилось в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просило отменить решение суда первой инстанции от 15.04.2021 и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. Податель жалобы указывает, что в нарушение пункта 2 части 4, части 5 статьи 170 АПК РФ мотивировочная часть решения Арбитражного суда Ставропольского края от 15.04.2021 не содержит обоснования принятого решения. Исключив по ходатайству ответчика из доказательств копии платежных документов о внесении собственниками жилых помещений многоквартирных домов оплаты через кассу предприятия ЗАО "ЮЭК", являющихся по мнению истца, подтверждением внесения платы, судом не дана оценка тому факту, что сумма задолженности не изменилась. Платежных документов, подтверждающих размер задолженности после исключения этих доказательств, суду не представлено, данному факту оценка не дана. Кроме того, истцом изменен период образования задолженности с периода 01.04.2018-31.07.2020, на период 01.12.2018-31.07.2020, то есть период уменьшен на 8 месяцев, однако размер задолженности остался неизменным, что может подтверждать факт недостоверности расчетов, произведенных истцом, которому судом оценка также не дана. При отсутствии достоверных сведений невозможно однозначно сделать вывод о наличии задолженности и ее размере по договору. Сведения, указанные истцом в счетах, счетах-фактурах и актах ничем не подтверждены. Управляющая компания не обладала статусом исполнителя коммунальных услуг в отношении поставки электроэнергии потребителям - собственникам жилых помещений в МКД, в связи с чем, она не может быть признана лицом, обязанным оплатить ресурсоснабжающей организации образовавшуюся задолженность собственников.
В отзыве на апелляционную жалобу, истец просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Информация о времени и месте судебного заседания с соответствующим файлом размещена 26.05.2021 в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на общедоступных сайтах http://arbitr.ru// в разделе "Картотека арбитражных дел" и Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда http://16aas.arbitr.ru в соответствии положениями статьи 121 АПК РФ и с этого момента является общедоступной.
В судебном заседании представители истца и ответчика поддержали доводы жалобы и отзыва, одновременно дали пояснения по обстоятельствам спора.
Обжалуемый судебный акт проверен судом апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы и отзыва, выслушав пояснения представителей сторон, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение суда первой инстанции отмене не подлежит.
Из материалов дела установлено, что ЗАО "ЮЭК" (далее - ресурсоснабжающая организация) и ООО "ЭКО-ГАЗ" (далее - исполнитель) заключен договор энергоснабжения электрической энергией от 01.02.2017 N 600, по условиям которого ресурсоснабжающая организация осуществлянт продажу коммунального ресурса - электрической энергии и оказывает услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии исполнителю, а исполнитель принимает и оплачивает принятое количество электрической энергии в сроки и на условиях, предусмотренных настоящим договором. Исполнитель приобретает электрическую энергию в целях оказания коммунальных услуг электроснабжения собственникам и пользователям жилых и нежилых помещений (потребителей) в многоквартирном доме, а также для содержания имущества многоквартирного дома (том 1 л. д. 23-36).
В соответствии с пунктом 3.1.6 договора на исполнителя возложена обязанность по ежемесячному снятию и передаче в ресурсоснабжающую организацию в установленные законом сроки показания коллективных (общедомовых) (далее - ОДПУ) и индивидуальных приборов учета жилых и нежилых помещений (далее - ИПУ), подключенных к общедомовым инженерным сетям после общедомовых приборов учета.
Фактически полученный за расчетный период ответчиком объем электрической энергии определяется на основании показаний коллективных ОДПУ за вычетом объемов электрической энергии, потребленной собственниками нежилых помещений (пункт 4.1 договора).
Согласно пункту 5.3 договора оплата за потребленную электрическую энергию собственниками и пользователями жилых помещений непосредственно в ресурсоснабжающую организацию производится ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за расчетным периодом на основании квитанций. Оплата за электрическую энергию по настоящему договору производится исполнителем ежемесячно до 15 числа месяца, следующего за расчетным периодом на основании счетов, выставляемых к оплате ресурсоснабжающей организацией. Внесение потребителями жилых помещений платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающей организации рассматривается как выполнение обязательств по внесению платы за соответствующий вид коммунальной услуги перед исполнителем.
Пунктом 5.6. договора предусмотрена ежемесячная сверка объемов фактически потребленных электрической энергии за расчетный период с подписанием акта первичного учета фактического объема потребления электрической энергии (мощности), на основании которого ресурсоснабжающая организация выписывает платежные документы исполнителю.
В приложении N 1 к договору стороны установили договорные объемы электропотребления, а также перечень мест установки расчетных приборов (том 1 л. д. 34).
Граница разграничения балансовой принадлежности электрических сетей между ресурсоснабжающей организацией и исполнителем устанавливается (том 1 л. д. 28):
- на контактных соединениях присоединения питающих кабельных линий к вводно-распределительным устройствам (ВРУ-0,4 кВ) многоквартирных домов (далее - МКД) исполнителя.
На балансе ресурсоснабжающей организации находятся:
- питающие кабельные линии МКД;
- вводно-распределительные устройства МКД;
- внутридомовые электрические сети и электроустановки МКД.
Границей эксплуатационной ответственности между ресурсоснабжающей организацией и исполнителем устанавливается:
- на контактных соединениях присоединения питающих кабельных линий к вводно-распределительным устройствам МКД исполнителя.
Ресурсоснабжающая организация несет ответственность за техническое состояние:
- питающих кабельных линий МКД.
Исполнитель несет ответственность за техническое состояние:
- водно-распределительных устройств МКД и контактных соединений присоединения кабельных линий питающих МКД к вводно-распределительным устройствам МКД;
- внутридомовых электрических сетей и электроустановок МКД.
Дополнительными соглашениями N N 1, 2, 3 от 01.03.2017, 01.10.2017, 02.07.2018 стороны изменяли Приложение N 1 договора в части адресов объектов энергоснабжения и договорного объема электропотребления (том 1 л. д. 29, 31, 33).
В результате, реестр многоквартирных жилых домов (далее - МКД), находящихся по управлением ООО "ЭКО-ГАЗ" в спорный период выглядит следующим образом:
N п/п |
Адрес МКД |
Дата начала управления МКД ООО "Эко-газ" |
Дата перехода на прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями |
Дата перехода в непосредственное управление |
Дата перехода в ООО "ЖКХ" |
1 |
Волкова 10 |
01.02.2017 |
01.01.2019 |
|
|
2 |
Волкова 11/1 |
01.02.2017 |
01.01.2019 |
|
|
3 |
Волкова 3А |
01.10.2017 |
01.01.2019 |
|
|
4 |
Волкова 7 |
01.02.2017 |
01.01.2019 |
|
|
5 |
Гагарина 2 |
01.04.2019 |
01.04.2019 |
|
|
6 |
Гагарина 4 |
01.04.2029 |
01.04.2019 |
|
|
7 |
Гагарина 6 |
01.04.2019 |
01.04.2019 |
|
|
8 |
Горняков 33 |
01.09.2017 |
01.01.2019 |
|
|
9 |
Комсомольская 1 |
01.02.2017 |
01.01.2019 |
|
|
10 |
Комсомольская 2 |
01.10.2017 |
01.01.2019 |
|
|
11 |
Комсомольская 14 |
01.04.2018 |
01.01.2019 |
|
|
12 |
Комсомольская 14 общежитие |
01.04.2018 |
01.01.2019 |
|
|
13 |
Ленина 29 |
01.02.2017 |
01.01.2019 |
|
|
14 |
Лермонтовский 7/1 |
01.06.2018 |
01.01.2019 |
|
|
15 |
Матвиенко 10 |
01.04.2018 |
01.01.2019 |
|
|
16 |
Молодежная 3 |
01.06.2018 |
01.01.2019 |
|
|
17 |
П. Лулумбы 21 |
01.09.2018 |
01.01.2019 |
|
|
18 |
П. Лулумбы 53 |
01.06.2019 |
01.06.2019 |
|
|
19 |
П. Лулумбы 7 |
01.03.2017 |
01.01.2019 |
|
|
20 |
Солнечный 11 |
01.05.2017 |
01.01.2019 |
|
|
21 |
Солнечный 8 |
01.06.2017 |
01.01.2019 |
|
|
22 |
Шумакова 10 |
01.02.2017 |
01.01.2019 |
|
|
23 |
Октябрьская 45 |
01.04.2017 |
|
01.12.2018 |
|
24 |
Октябрьская 52 |
01.02.2017 |
01.01.2019 |
|
01.03.2019 |
За период с 01.02.2017 по 31.07.2020 в МКД, находящиеся под управлением ответчика, поставлена электрическая энергия на сумму 8 072 236 руб. 42 коп., что подтверждается актами первичного учета электрической энергии, актами приема-передачи ресурса (том 9 л. д. 34-157, том 10 л. д. 1-60, том 11 л. д. 11-67).
Поставленная электроэнергия оплачена частично на сумму 6 884 600 руб. 59 коп.
Ввиду отсутствия оплаты долга в полном объеме, 23.05.2019 истец направил в адрес ответчика претензию (том 1 л. д. 38).
Меры по досудебному урегулированию спора не привели к его разрешения, что послужило основанием для обращения истца в суд.
Судом первой инстанции установлено, что заключённый между истцом и ответчиком договор является договором энергоснабжения, правоотношения по которому регулируются параграфом 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и жилищным законодательством
В соответствии с нормами Закона N 35-ФЗ, статей 539 и 540 ГК РФ поставка электрической энергии осуществляется на основании договора энергоснабжения.
На основании статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон, а порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В пункте 4 статьи 539 ГК РФ установлено, что к отношениям по договору снабжения электрической энергией правила соответствующего параграфа применяются, если законом или иными правовыми актами не предусмотрено иное.
Получение хозяйствующим субъектом в установленном законом порядке статуса управляющей организации влечет за собой возникновение у нее статуса исполнителя коммунальных услуг с неотъемлемой обязанностью по предоставлению коммунальных услуг конечным потребителям и расчетом за коммунальные ресурсы с ресурсоснабжающими организациями (Определение Верховного Суда РФ от 06.07.2015 N 310-КГ14-8259).
В соответствии с пунктами 68 - 70 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения N 442) Основных положений N 442 энергоснабжение многоквартирных домов может осуществляться на основании договоров, заключенных энергосбытовой организацией (гарантирующим поставщиком) с исполнителем коммунальной услуги в лице управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива в соответствии с Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 г. N 124 (далее также - Правила N 124), или с собственниками и пользователи помещений в многоквартирных домах и жилых домов в порядке и в случаях, установленных Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее также - Правила N 354).
Согласно части 6.2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальные услуги, осуществляют расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" (далее - Постановление N 1498), начиная с 01.01.2017 коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирных жилых домах, оплачиваются в составе платы за содержание жилого помещения.
Частью 9.1 статьи 156 ЖК РФ установлено, что плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, отведение сточных вод, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующей коммунальной услуги при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
По смыслу пункта 4 Правил N 354, если в многоквартирном доме потребителям предоставляются коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения, водоотведения, то такие потребители оплачивают расходы на приобретение используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме холодной воды, горячей воды (или используемых в целях горячего водоснабжения холодной воды и тепловой энергии), сточных вод, в составе платы за содержание жилого помещения в таком многоквартирном доме.
Согласно пункту 40 Правил N 354 потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги (за исключением коммунальной услуги по отоплению), предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении в случаях, установленных настоящими Правилами, за исключением случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован, при которых потребитель в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги (за исключением коммунальной услуги по отоплению) отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Собственниками жилых и нежилых помещений спорных МКД выбран способ управления ООО "ЭКО-ГАЗ". Следовательно, общество в отношениях с собственниками (пользователями) помещений в многоквартирных домах осуществляет права и обязанности исполнителя коммунальных услуг, предусмотренные Правилами N 354.
Действующим законодательством ресурсоснабжающим организациям не предоставлено право требовать напрямую от жильцов многоквартирных домов, обслуживаемых управляющими компаниями, платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирных жилых домах, поскольку ресурсоснабжающие организации не являются исполнителями и не управляют многоквартирными домами, в связи с чем, не отвечают за качество коммунальных услуг и услуг по содержанию общедомовых инженерных сетей.
Из совокупности норм гражданского и жилищного законодательства следует, что коммунальные услуги, потребляемые при использовании общего имущества в многоквартирном доме, приобретаются и оплачиваются управляющей организацией.
Таким образом, именно ответчик в отношении объектов, находящихся в его управлении, выполняет функцию исполнителя коммунальных услуг и, соответственно, является лицом, которое обязано производить оплату потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества ресурсоснабжающей организации.
В связи с чем, довод апелляционной жалобы о том, что ответчик не является исполнителем коммунальных услуг, потклоняется.
Постановлением N 1498 предусмотрено, что объем коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, подлежащий ежемесячной оплате исполнителем, определяется исходя из разницы между объёмом коммунальных ресурсов, определённых по показаниям общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов, и объёмом коммунальных услуг, подлежащих оплате потребителями коммунальных услуг в соответствии с Правилами N 354, а при отсутствии общедомовых приборов учета - исходя из нормативов потребления коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также тарифов, установленных в соответствии с федеральным законом.
Порядок определения объема потреблённого ресурса также согласован сторонами в пункте 4.1 договора.
В декабре 2018 года истцом поставлялся ответчику коммунальный ресурс - электрическая энергия, а с января 2019 года по июль 2020 года - коммунальный ресурс в целях содержания общего имущества многоквартирных домов (с января 2019 года собственники многоквартирных домов заключили прямые договоры с ресурсоснабжающей организацией).
Данные обстоятельства в процессе рассмотрения спора сторонами не оспаривались. Истцом в материалы дела представлен список многоквартирных домов с указанием даты начала управления ими ответчиком, даты перехода на прямые договоры с ресурсоснабжающей организацией, на непосредственное управление и в иную управляющую организацию (том 1 л. д. 37).
В декабре 2018 года объем ресурса определен истцом в соответствии с подпунктом "а" пункта 21 Правил N 124, согласно которому объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, заключенному исполнителем в целях предоставления коммунальных услуг и потребляемого при содержании общего имущества в многоквартирном доме определяется на основании показаний общедомового прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) за вычетом объемов поставки коммунального ресурса собственникам нежилых помещений в этом многоквартирном доме по договорам ресурсоснабжения, заключенным ими непосредственно с ресурсоснабжающими организациями (в случае, если объемы поставок таким собственникам фиксируются коллективным (общедомовым) прибором учета).
Так, в соответствии с расчетом истца задолженность за декабрь 2018 года составила 451 314 руб. 04 коп., из них оплачено 60 280 руб. 67 коп. Объем электрической энергии подтвержден истцом расчетом начисления платы за декабрь 2018 года, актом первичного учета электрической энергии, содержащем сведения о показаниях общедомового прибора учета и объема потребленной энергии собственниками нежилых помещений, за декабрь 2018 года (том 8 л. д. 160-161, том 9 л. д. 153-157).
Пунктом 5.6. договора предусмотрена ежемесячная сверка объемов фактически потребленных электрической энергии за расчетный период с подписанием акта первичного учета фактического объема потребления электрической энергии (мощности), на основании которого ресурсоснабжающая организация выписывает платежные документы исполнителю.
Как следует из протоколов общих собраний собственников многоквартирных домов, представленных ответчиком в материалы дела, потребителями были приняты решения об утверждении порядка оплаты за коммунальные услуги напрямую с ресурсоснабжающими организациями (том 16 л. д. 27-156).
В период с января 2019 года по июль 2020 года объем ресурса определен истцом в соответствии с подпунктом "а" пункта 21 (1) Правил N 124, согласно которому объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, заключенному исполнителем при содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется на основании показаний общедомового прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) за вычетом объемов поставки коммунального ресурса, подлежащего оплате потребителями в многоквартирном доме, определенный за расчетный период (расчетный месяц) в соответствии с Правилами N 354.
В обоснование расчета задолженности за период с января 2019 года по июль 2020 года истцом представлены расчеты начисления платы, акты первичного учета электрической энергии, содержащие сведения о показаниях общедомового прибора учета и объема потребленной энергии собственниками нежилых помещений, журналы показаний индивидуальных приборов учета (том 9 л. д. 1-33, том 10 л. д. 1-60, том 11 л. д. 68-148, том 12, том 13 л. д. 1-86).
В пункте 17 Правил N 354 определено, что ресурсоснабжающая организация может выступать исполнителем коммунальной услуги только при непосредственном способе управлении многоквартирным домом, в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления, а также в жилых домах (домовладениях). В остальных случаях согласно пунктам 8, 9 Правил N 354 исполнителем коммунальных услуг для собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме являются управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив.
В соответствии с подпунктами "е", "ж" пункта 31 Правил N 354 управляющая компания как исполнитель коммунальных услуг обязана ежемесячно снимать показания коллективного прибора учета и заносить полученные показания в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета; принимать от потребителей показания индивидуальных приборов учета, в том числе способами, допускающими возможность удаленной передачи сведений о показаниях приборов учета (телефон, сеть Интернет и др.) и использовать их при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, за который были сняты показания, а также проводить проверки состояния указанных приборов учета и достоверности предоставленных потребителями сведений об их показаниях.
Из подпункта "б" пункта 82 Правил N 354 следует, что исполнитель обязан проводить проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей путем сверки их с показаниями соответствующего прибора учета на момент проверки (в случаях, когда снятие показаний таких приборов учета и распределителей осуществляют потребители).
Управляющая организация должна располагать всей необходимой информацией, позволяющей производить расчеты за поставленные ресурсы, в частности, о площади жилых и нежилых помещений, количестве зарегистрированных граждан, о показаниях общедомовых и индивидуальных приборов учета. При надлежащем исполнении обязанности, возложенной действующим законодательством, управляющая организация имела бы возможность учесть показания общедомовых и индивидуальных приборов учета. Неисполнение ответчиком возложенной на него обязанности по снятию показаний приборов учета не освобождает его от бремени опровержения представленных истцом доказательств.
Таким образом, на ответчика в силу закона возложена обязанность снимать показания коллективного прибора учета, осуществлять снятие показаний индивидуальных приборов учета, а также обязанность проводить проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях приборов учета.
Материалами дела подтверждается, что истец предоставлял ответчику акты, счета и счета-фактуры (том 13 л. д. 139-151, том 14 л. д. 1-7). Ответчик доказательств того, что в период действия договора в адрес истца направлял запросы о предоставлении сведений о показаниях индивидуальных приборов учета с целью проверки расчетов ресурсоснабжающей организации, не представил.
Иных данных о показаниях индивидуальных и общедомовых приборов учета, в материалы дела не представлено.
Доводы апеллянта о том, что расчет истца документально не обоснован, опровергается вышеуказанными обстоятельствами. Ответчик, выражая несогласие с представленным истцом расчетом, своего контрасччета суду не представил. При наличии в деле актов первичного учета электрической энергии, содержащих сведения о показаниях ОДПУ и ИПУ податель жалобы имел реальную возможность проверить расчет истца. Однако податель жалобы своим правом не воспользовался, в сязи с чем доводы жалобы в части неправомерности расчета исковых требований, отклоняются как необоснованные.
При таких обстоятельствах, требования истца о взыскании с ответчика основного долга по оплате потребленной эклектической энергии по договору за период с 01.12.2018 по 31.07.2020 в размере 1 175 474 руб. 42 коп. обосновано удовлетворены судом первой инстанции.
ООО "ЭКО-ГАЗ" ошибочно полагает, что в период до перехода собственников МКД на прямые договоры с ЗАО "ЮЭК" ответчик не оказывал населению коммунальные услуги, т.е. не являлся исполнителем коммунальных услуг.
Ответчик являлся исполнителем коммунальных услуг для собственников жилых помещений МКД, находящихся под его управлением, как в силу условий договора, так и в соответствии с частью 1 статьи 135 и частью 2 статьей 138 ЖК РФ.
Управляющая организация, выбранная в качестве таковой в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 161 ЖК РФ, являющаяся в силу закона исполнителем коммунальных услуг, обязана приобретать коммунальные ресурсы для предоставления их собственникам помещений в жилом доме, а следовательно, признается абонентом по договору с ресурсоснабжающей организацией.
При этом права и обязанности по такому договору возникают у управляющей компании, а не у собственников помещений жилого дома пункт 31 (б) Правил N 354 (данная правовая позиция неоднократно была сформирована судами различных инстанций, например, отражена в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 31.03.2014 N Ф07-1906/14 по делу N А42-5516/2013).
После перехода МКД на прямые договоры с истцом, ответчик является исполнителем коммунальной услуги электроснабжениия только на содержание общего имущества МКД.
Правовыми нормативными актами, действующими до 03.04.2018, а именно пункта 7.1. статьи 155 ЖК РФ и пункта 64 Правил N 354, было предоставлено право внесения платежей за коммунальные услуги собственниками помещений (нанимателями жилых помещений) в МКД непосредственно ресурсоснабжающей организации.
Как следует из протоколов общих собраний собственников МКД, представленных ответчиком в материалы дела, потребителями были приняты решения об утверждении порядка оплаты за коммунальные услуги напрямую с ресурсоснабжающими организациями (пункт 7.1 статьи 155 ЖК РФ).
В соответствии с условиями пункта 2.2.5. договора, истец имеет право получать плату за потребленную электрическую энергию непосредственно от потребителей соответствующих жилых помещений. Внесение потребителями жилых помещений платы за коммунальные услуги истцу рассматривается как выполнение обязательств по внесению платы за соответствующий вид коммунальной услуги перед ответчиком.
Также пункта 5.3 договора предусматривает возможность оплаты за потребленные ответчиком энергоресурсы собственниками и нанимателями жилых помещений, т.е. потребителями коммунальных услуг-ответчика, непосредственно в ресурсоснабжающую организацию-истцу.
Так, согласно пункту 5.3. договора оплата за потребленную электрическую энергию собственниками и пользователями жилых помещений непосредственно в ресурсоснабжающую организацию производится ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за расчетным периодом на основании квитанций. Оплата за электрическую энергию по настоящему договору производится исполнителем ежемесячно до 15 числа месяца, следующего за расчетным периодом на основании счетов, выставляемых к оплате ресурсоснабжающей организацией. Внесение потребителями жилых помещений платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающей организации рассматривается как выполнение обязательств по внесению платы за соответствующий вид коммунальной услуги перед исполнителем.
Данное условие договора подтверждено судебной практикой (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 07.12.2015 N 303-ЭС15-7918), а именно внесение платы собственниками помещений МКД непосредственно в ресурсоснабжающую организацию при полном управлении МКД управляющей организацией, признается выполнением собственниками помещений своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества и в свою очередь, выполнением потребителями, как третьими лицами, обязательств управляющей организации по внесению платы ресурсоснабжающим организациям за соответствующие коммунальные ресурсы. При этом схема договорных отношений по поставке коммунальных ресурсов не меняется, а управляющая организация не освобождается от обязанности оплатить поставленные ресурсы в объеме, не оплаченном потребителями.
ООО "ЭКО-ГАЗ", являясь исполнителем коммунальных услуг для собственников жилых помещений в МКД, как в соответствии с жилищным законодательством, так и в соответствии с п. 3.1.4. договора было обязано самостоятельно или с привлечением третьего лица (по договору на оказание услуг) производить начисление платы за потребленную электрическую энергию непосредственно потребителям.
Из системного толкования норм жилищного законодательства следует, что вести расчеты по коммунальным услугам, включая учет показаний ИПУ, начисление и взимание платы с потребителей, является обязанностью управляющей организации (данная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11.07.2019 по делу N А63-10085/2018).
Довод апелляционной жалобы о том, что обращение истца в суды к должникам -населению о взыскании задолженности, подтверждает его позицию о наличии у истца статуса исполнителя коммунальных услуг, отклоняется, поскольку такое взыскание истец производил на основании доверенности от 24.12.2020, выданной ответчиком (том 17 л. д. 142). Все судебные акты о взыскании задолженности непосредственно с потребителей представлены в материалы дела с исковым заявлением и на взысканные суммы уменьшена задолженность ответчика.
Доводы заявителя жалобы о нарушении судом первой инстанции норм процессуального права, отклоняются поскольку не влияют на законность обжалуемого судебного акта, не опровергая выводов суда первой инстанции, сводятся к несогласию с оценкой суда установленных обстоятельств по делу и имеющихся в деле доказательств, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Суд апелляционной инстанции при повторном рассмотрении дела в порядке апелляционного производства по представленным доказательствам считает, что судом первой инстанции правильно применены нормы материального, процессуального права, верно дана оценка доказательствам с точки зрения относимости, допустимости и достоверности. Исходя из сложившейся судебной практики по единообразию в толковании и применении норм права, вынесено законное и обоснованное решение.
Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущено.
Согласно статье 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе относятся на заявителя.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 15.04.2021 по делу N А63-16900/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Ю.Б. Луговая |
Судьи |
О.В. Марченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-16900/2020
Истец: ЗАО "ЮЖНАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: ООО "ЭКО-ГАЗ"