г. Москва |
|
26 июля 2021 г. |
Дело N А40-265276/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 июля 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи И.А. Чеботаревой,
судей: |
Ж.В. Поташовой, Т.Б. Красновой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Н.А. Третяком, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Росреестра по Москве на решение Арбитражного суда г.Москвы от 02.04.2021 по делу N А40-265276/20 (84-1767)
по заявлению Департамента городского имущества города Москвы
к Управлению Росреестра по Москве
третье лицо: Левченко В. В.
об оспаривании решения, выраженного в уведомлении,
при участии:
от заявителя: |
Стовбун Н.А. по дов. от 29.12.2020; |
от ответчика: |
не явился, извещен; |
от третьего лица: |
Крымов В.И. по дов. от 10.02.2021; |
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы (далее - заявитель, Департамент, ДГИ г. Москвы) обратился в Арбитражный суд г. Москвы к Управлению Росреестра по Москве (далее - заинтересованное лицо, Управление) с заявлением об оспаривании решения, выраженного в уведомлении от 29.10.2020 N КУВД-001/2020-8949410/1 (MFC-0558/2020- 64056), об обязании зарегистрировать Дополнительное соглашение от 05.03.2020 к договору от 13.07.2004 N М-01-026975.
Решением суда от 02.04.2021 требования Департамента удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, отказать в удовлетворении заявленных требований.
Управление считает, что необходимые документы для осуществления регистрационных действий не были представлены.
В отзыве на апелляционную жалобу заявитель решение суда первой инстанции поддержал в полном объеме.
В судебном заседании представитель заявителя и третьего лица поддержали решение суда первой инстанции в полном объеме.
Представитель ответчика, в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.9aas.arbitr.ru, в связи с чем, апелляционная жалоба рассматривается в его отсутствие, исходя из норм статей 121, 123, 156 АПК РФ.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы и отзыва на нее, полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между Департаментом городского имущества города Москвы (далее -Департамент) и ЗАО "МОСОТДЕЛСТРОЙ-5" заключен договор аренды от 13.07.2004 N М-01-026975 земельного участка с кадастровым номером 77:01:0001089:103 с адресным ориентиром: г. Москва, Большой Сухаревский переулок, вл. 17, стр. 2 для целей эксплуатации здания под административные цели сроком до 30.10.2028.
Договор зарегистрирован 29.10.2004 N 77-01/05-13/2004-423.
Согласно п. 1.4 Договора на участке расположено двухэтажное капитальное нежилое здание.
По условиям Дополнительного соглашения от 04.12.2012 в связи с переходом права собственности на здание права и обязанности по договору аренды от 13.07.2004 N М-01-026975 перешли к Левченко А.П. с 28.06.2012 (зарегистрировано 15.04.2013 N 77-77-14/018/2013-94).
Согласно сведениям из ЕГРН право собственности на здание площадью 824, 5 кв. м по адресу: г. Москва, пер. Большой Сухаревский, д. 17, строен. 2 перешло от Левченко А.П. к Левченко В. В. (запись N 21.09.2015 N 77-77/011-77/004/250/2015247/2).
На основании обращения Левченко В. В. от 22.01.2020 N 33-5-05.03.2020, в связи с переходом права собственности на здание площадью 824, 5 кв. м. по адресу: г. Москва, пер. Большой Сухаревский, д. 17, стр. 2 между Департаментом и Левченко В.В. заключено Дополнительное соглашение от 05.03.2020 к договору от 13.07.2004 N М01-026975, предусматривающее переход прав и обязанностей по договору аренды от 13.07.2004 N М-01-026975 к Гр. с 21.09.2015.
Департамент обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве о государственной регистрации Дополнительного соглашения от 05.03.2020 к договору от 13.07.2004 N М-01-026975.
По итогам рассмотрения указанного заявления Управлением Росреестра по Москве в адрес Департамента направлено уведомление от 29.07.2020 N КУВД - 001/2020-8949410/1 о приостановлении действий по государственной регистрации Дополнительного соглашения.
Уведомлением от 29.10.2020 N КУВД-001/2020-8949410/1 (MFC-0558/2020- 64056) отказано в осуществлении действий по государственной регистрации Дополнительного соглашения, в связи с не устранением причин, указанных в уведомлении о приостановлении.
Причинами приостановления и отказа в государственной регистрации Договора аренды послужило:
- согласно сведениям из ЕГРН земельный участок находится в собственности Российской Федерации;
- по сведениям ЕГРН на земельном участке отсутствует объект недвижимости по адресу: г. Москва, пер. Большой Сухаревский, д. 17, стр. 2.
Департамент с выводами Управления Росреестра по Москве не согласился, в связи с чем обратился в суд с соответствующим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания указанных обстоятельств, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
В соответствии с ч. 7 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машиноместах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
Согласно п. 1 ст. 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218- ФЗ. основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременении объектов недвижимости.
Согласно ч. 4 ст. 18 Закона N 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:
1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);
2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами (ч. 5 ст. 18 Закона N 218-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 29 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав включает в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав (пункт 3).
Пределы правовой экспертизы правоустанавливающих документов (договора) ограничены проверкой соответствия их требованиям законодательства по форме и содержанию (пункт 7 части 1 статьи 26 Закона о государственной регистрации).
Соответственно, регистратор не вправе подвергать проверке наличие или отсутствие условий для заключения спорного договора, поскольку вопрос определения наличия соответствующих условий относится к компетенции органов, уполномоченных на осуществление функций по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности.
Согласно ст. 35 ЗК РФ при переходе права собственности на здание, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
Собственник здания, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу.
В соответствии со ст. 271, ст. 552 ГК РФ при переходе права собственности на недвижимость, находящуюся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право пользования соответствующим земельным участком на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (ст. 39.2 ЗК РФ).
В соответствии с пп. 9 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса, на праве оперативного управления.
Согласно пп 8 п. 8 ст. 39.11 ЗК РФ земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если на земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено данной статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Как верно установлено судом, на земельном участке с кадастровым номером 77:01:0001089:103 расположено здание с кадастровым номером 77:01:0001089:1027, находящееся в собственности Левченко В.В.
Земельный участок с кадастровым номером 77:01:0001089:103 с адресным ориентиром: г. Москва, Большой Сухаревский переулок, вл. 17, стр. 2 предоставлен по договору аренды от 13.07.2004 N М-01-026975 (в редакции дополнительного соглашения от 04.12.2012) для целей эксплуатации здания под административные цели.
Договор и дополнительное соглашение от 04.12.2012 зарегистрированы в установленном порядке в Управлении Росреестра по г. Москве.
Согласно выписке из ЕГРН о переходе прав на объект недвижимости с кадастровым номером 77:01:0001089:1027 площадью 824, 5 кв. м по адресу: г. Москва, пер. Большой Сухаревский, д. 17. стр. 2 право собственности Левченко А.П. перешло к Левченко В. В. Право собственности Левченко В. В. на здание зарегистрировано в установленном порядке (запись N 21.09.2015 N 77-77/011-77/004/250/2015-247/2).
Кроме того, согласно сведениям информационной системы "Реестр единых объектов недвижимости", которая является государственным информационным ресурсом, положение о которой утверждено распоряжением Правительства Москвы от 22.12.2009 N 3277-РП "Об утверждении Положения об информационной системе Реестра единых объектов недвижимости города Москвы" в границах земельного участка с кадастровым номером 77:01:0001089:103 находится здание с кадастровым номером 77:01:0001089:1027 по адресу: г. Москва, Большой Сухаревский переулок, д. 17, стр. 2.
Факт нахождения в границах земельного участка с кадастровым номером 77:01:0001089:103 здания с кадастровым номером 77:01:0001089:1027 также подтверждается общедоступными источникам информации Яндекс, Google.
Таким образом, Левченко В.В. принадлежит исключительное право на заключение договора аренды в отношении рассматриваемого земельного участка.
Город Москва, как собственник земельного участка, лишен возможности его использования и распоряжения им каким-либо иным способом, кроме как путем предоставления в аренду или в собственность правообладателю расположенного на нем здания.
При этом довод Управления Росреестра по Москве о нахождении земельного участка в собственности Российской Федерации не обоснован и не соответствует действительности и сведениям из ЕГРН.
Кроме того, в уведомлении об отказе от 29.10.2020 N КУВД-001/2020-8949410/1 (MFC-0558/2020-64056) Управления Росреестра по Москве ссылается на письмо Госинспекции по недвижимости города Москвы о нецелевом использовании земельного участка.
Вместе с тем согласно акту Госинспекции по недвижимости города Москвы от 20.03.2020 N 9010771 в ходе проверки земельного участка по адресу: г. Москва, Большой Сухаревский переулок, вл. 17, стр. 2 установлено отсутствие факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка.
Учитывая изложенное, суд пришел к верному выводу о том, что отказ Управления Росреестра по Москве в регистрации Дополнительного соглашения от 05.03.2020 к договору аренды не соответствует ст. ст. 26, 27 Федерального закона N 218-ФЗ и нарушает права и законные интересы Департамента в экономической деятельности, поскольку он лишен возможности осуществлять полномочия собственника земельного участка, предусмотренные ст. 209 ГК РФ.
В данном случае в регистрирующий орган представлен полный пакет документов, отвечающих требованиям законодательства, необходимых и достаточных для внесения в ЕГРН записи об аренде земельного участка.
Учитывая изложенное, апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии с выводами суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 02.04.2021 по делу N А40-265276/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
И.А. Чеботарева |
Судьи |
Т.Б. Краснова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-265276/2020
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: Левченко В. В.