г. Чита |
|
27 июля 2021 г. |
Дело N А10-142/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 июля 2021 года.
Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кайдаш Н.И.,
судей: Корзовой Н.А., Монаковой О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём Спасибо Ю.В., рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Экоальянс" и Администрации г. Улан-Удэ на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 21 мая 2021 года по делу N А10-142/2020 по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Экоальянс" (ОГРН 1083808010846, ИНН 3808182124) к Администрации города Улан-Удэ (ОГРН 1020300979192, ИНН 0323076085) о взыскании 458 029, 90 руб. неосновательного обогащения,
при участии в судебном заседании:
от Администрации г. Улан-Удэ - Ардонова А.В. по доверенности от 24.11.2020, служебное удостоверение,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Экоальянс" (далее - истец, ООО "Экоальянс") обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с исковым заявлением к Администрации города Улан-Удэ (далее - ответчик, администрация) о взыскании 458 029, 90 руб. неосновательного обогащения.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство природных ресурсов Республики Бурятия.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 21 мая 2021 года иск удовлетворён частично, с администрации в пользу общества взыскано 319 622, 78 руб.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, истец и ответчик обратились в суд апелляционной инстанции с апелляционными жалобами.
ООО "Экоальянс" считает, что судом не приняты во внимание положения пункта 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра (утв. Постановлением Правительства РФ N 1039 от 31.08.2018), положения Закона Республики Бурятия от 09.03.2010N 1254-IV "Об отходах производства и потребления в Республике Бурятия" согласно которым места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов до выбора способа правления жильцами МКД управляющих организаций создаются органами местного самоуправления.
Администрация в обоснование своей жалобы приводит доводы о том, что спорные места несанкционированного размещения ТКО включены в территориальную схему, в связи с чем их ликвидация является обязанностью регионального оператора; о том, что ликвидация мест несанкционированного размещения ТКО, которые расположены на прилегающих территориях к МКД, является обязанностью собственников помещений в этих домах; о том, что региональным оператором не соблюдена процедура, установленная пунктами 16, 17 Правил N 1156 в части уведомления о необходимости ликвидации свалки.
Администрация представила возражения на апелляционную жалобу общества.
В судебном заседании представитель администрации поддержал свою правовую позицию.
Общество о времени и месте судебного заседания уведомлено надлежащим образом. Руководствуясь пунктом 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие представителей истца.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
При рассмотрении настоящего дела судом установлены следующие обстоятельства.
ООО "Экоальянс" в соответствии с заключенным с Министерством природных ресурсов Республики Бурятия соглашением от 14.05.2018 N 1 об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами является региональным оператором в сфере обращения с отходами на территории Республики Бурятия.
Статус регионального оператора присваивается на 10 лет (пункт 4.1. соглашения).
Дата начала выполнения региональным оператором обязанностей, предусмотренных соглашением, 01.01.2019 (пункт 4.2. соглашения).
Региональный оператор обязан ликвидировать места несанкционированного размещения ТКО в соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами (пункт 2.1.23. соглашения).
Региональным оператором в период марта 2019 года выявлены места несанкционированного размещения отходов, расположенные на территории Октябрьского, Советского, Железнодорожного районов г. Улан-Удэ, о чем составлены акты осмотра несанкционированных свалок:
Октябрьский район: -
земельный участок с кадастровым номером 3:24:032707:1168 (вблизи адреса ул. Тобольская, 21), объем ТКО 30 м3 (акт осмотра несанкционированной свалки N 13 от 01.03.2019);
- земельный участок с кадастровым номером 03:24:031901:327 (вблизи адреса ул. Пищевая, 14) объем ТКО 60 м3 (акт осмотра несанкционированной свалки N 12 от 01.03.2019);
- земельный участок с кадастровым номером 03:24:032706:74 (вблизи адреса ул. Тобольская, 35), объем ТКО 50 м3 (акт осмотра несанкционированной свалки N 14 от 01.03.2019);
Советский район:
- земельный участок с кадастровым номером 03:24:000000:16255 (вблизи адреса ул. Шмидта, 28-30), объем ТКО 40 м3 (акт осмотра несанкционированной свалки N 3 от 13.03.2019);
- земельный участок с кадастровым номером 03:24:011206:551 (вблизи адреса ул. Шмидта, 10-12, Смолина, 23), объем ТКО 20 м3 (акт осмотра несанкционированной свалки N 1 от 12.03.2019);
- земельный участок с кадастровым номером 03:24:011213:294 (вблизи адреса ул. Коммунистическая, 17) объем ТКО 10 м3, (акт осмотра несанкционированной свалки N 2 от 07.03.2019);
- земельный участок с кадастровым номером 03:24:011207:265 (вблизи адреса ул. Коммунистическая, 23-25), объем ТКО, 140 м3 (акт осмотра несанкционированной свалки N 5 от 01.03.2019);
- земельный участок с кадастровым номером 03:24:011238:73 (вблизи адреса ул. Асеева, 7), объем ТКО 20 м3 (акт осмотра несанкционированной свалки N 6 от 11.03.2019);
- земельный участок с кадастровым номером 03:24:011240:177 (вблизи адреса ул. Асеева, 8), объем ТКО 20 м3, (акт осмотра несанкционированной сватки N 7 от 11.03.2019);
- земельный участок с кадастровым номером 03:24:000000:10962 (вблизи адреса ул. Лазо, 97), объем ТКО 16 м3 (акт осмотра несанкционированной свалки N 8 от 14.03.2019);
- земельный участок с кадастровым номером 03:24:011206:2834 (вблизи адреса ул. Кирова, 21), объем ТКО 15 м3 (акт осмотра несанкционированной свалки N 9 от 04.03.2019);
- земельный участок с кадастровым номером 03:24:011209:1250 (вблизи адреса ул. Толстого, 25), объем ТКО 35 м3 (акт осмотра несанкционированного места размещения отходов N 14 от 12.03.2019);
Железнодорожный район:
- земельный участок с кадастровым номером 03:24:022214:119 (вблизи адреса ул. Астраханская, 14), объем ТКО 60 м3 (акт осмотра несанкционированной свалки N 15 от 14.03.2019);
- земельный участок с кадастровым номером 03:24:021903:104 (вблизи адреса ул. Водопадная, 16а), объем ТКО 60 м3 (акт осмотра несанкционированной свалки N 16 от 13.03.2019).
Истец направил уведомления N 277, N 278, N 276 от 15.03.2019 (получены 18.03.2019 согласно входящим штампам) в адрес руководителей администраций Октябрьского, Советского, Железнодорожного районов с информацией об обнаружении мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов и с предложением самостоятельно обеспечить ликвидацию несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов.
Истец также направил уведомление об обнаружении мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов руководителю Республиканской службы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, контролю и надзору в сфере природопользования.
При повторном обследовании земельных участков было установлено, что коммунальных отходы не ликвидированы, в связи с чем истец повторно составил акты осмотра.
Региональный оператор собственными силами ликвидировал по указанным выше адресам несанкционированное размещение твердых коммунальных отходов (свалки), о чем составлены соответствующие акты с приложением фотографий (л.д. 34,-35, 42-43, 49-50, 51- 52, 61-62, 68-69, 74-75, 81-82, 85-86, 89-91, 94-95, 99-100, 104-105, т. 1).
Стоимость понесенных расходов рассчитана на основе калькуляции вывоза ТКО.
20.11.2019 истец направил в адрес Администраций Октябрьского, Железнодорожного, Советского районов, мэра г. Улан-Удэ, руководителя Республиканской службы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, контролю и надзору в сфере природопользования претензии о возмещении своих расходов по ликвидации несанкционированных свалок в сумме 458 029, 9 руб.
В ответ на претензию 06.12.2019 Администрация г. Улан-Удэ отказала в возмещении понесенных расходов, что послужило основанием для обращения истца с настоящим иском в арбитражный суд.
Частично удовлетворяя иск, суд исходил из того, что обязанность по организации устранения несанкционированных свалок ТКО, несанкционированное размещение которых произошло на землях, государственная собственность которых не разграничена, в границах муниципального образования городской округ "Город Улан-Удэ", лежит на данном муниципальном образовании.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта на основании следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу пунктов 1, 2 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В подпункте 24 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) установлено, что к вопросам местного значения городского округа относятся участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Согласно пункту 2 статьи 7 Закона N 7-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.
Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с названным законом (пункты 1 и 2 статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
В части 4 статьи 8 Закона N 89-ФЗ определено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся, в том числе, создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
К полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, и захоронению твердых коммунальных отходов (абзац 16 статьи 6 Закона N 89-ФЗ).
Согласно пункту 16 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесения изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" (далее - Правила N 1156) в случае обнаружения региональным оператором места складирования твердых коммунальных отходов, объем которых превышает 1 куб. метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении (далее - место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов), региональный оператор обязан в течение 5 рабочих дней: а) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка, орган местного самоуправления и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов.
В пункте 17 Правил N 1156 предусмотрено, что если собственник земельного участка в течение 30 дней со дня получения уведомления регионального оператора не обеспечил ликвидацию места несанкционированного размещения ТКО самостоятельно и не заключил договор с региональным оператором на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения ТКО, региональный оператор в течение 30 дней после отправления уведомления собственнику земельного участка ликвидирует место несанкционированного размещения ТКО. В этом случае региональный оператор вправе обратиться в суд с требованием о взыскании понесенных расходов.
Собственники земельного участка обязаны самостоятельно обеспечить ликвидацию мест несанкционированного размещения ТКО или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения ТКО с региональным оператором (пункт 18 Правил N 1156).
В пункте 4.13 ГОСТа 30772-2001 определено, что территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, являются несанкционированными свалками отходов.
В силу пункта 7.8 ГОСТа 30772-2001 и примечания к нему собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение. Если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Судом первой инстанции установлено, и лицами участвующими в деле не оспаривается, что несанкционированное размещение ТКО произошло на землях, государственная собственность которых не разграничена в границах муниципального образования городской округ "Город Улан-Удэ" (вблизи адресов по ул. Тобольская, 21, 35, ул. Пищевая, 14, ул. Шмидта, 10-12, 28-30, ул. Лазо, 97, ул. Кирова, 21, ул. Толстого, 25, ул. Астраханская, 14, ул. Водопадная, 16а).
В силу части 2 статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с ЗК РФ и федеральными законами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее также - Закон N 137-ФЗ) предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 3.3 Закона N 137-ФЗ.
На основании пункта 4 статьи 3.3. Закона N 137-ФЗ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, также являются органами, уполномоченными на заключение в отношении таких земельных участков договора мены, соглашения об установлении сервитута, соглашения о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на принятие решений о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и на выдачу разрешения на использование земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с ЗК РФ.
В соответствии с абзацем 2 статьи 3.3. Закона N 137-ФЗ отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.
Правомочие по распоряжению земельными участками является неотъемлемым полномочием собственника такого участка, которое, в значительное мере, определяет содержание соответствующего права. Поэтому осуществляя распоряжение земельными участками, право публичной собственности на которые не разграничено, администрации осуществляет полномочия собственника в отношении этих участков, фактически находящихся в ее ведении. Такое право сопряжено с обязанностью поддерживать их в надлежащем состоянии.
Правила, предусмотренные главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли (пункт 2 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из содержания данной нормы права следует, что для возникновения обязательства вследствие неосновательного обогащения необходимо наличие одновременно двух обстоятельств: обогащение одного лица за счет другого и приобретение или сбережение имущества без предусмотренных законом, правовым актом или сделкой оснований.
В пункте 4 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.01.2000 N 49 "О практике рассмотрения споров, связанных с применением норм о неосновательном обогащении", разъяснено, что правила об обязательствах вследствие неосновательного обогащения подлежат применению также к требованиям одной стороны в обязательстве к другой о возврате ошибочно исполненного. При этом не имеет значения, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения обогатившегося, самого потерпевшего или третьих лиц, либо произошло помимо их воли.
В соответствии с частью 2 статьи 1105 указанного Кодекса лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило.
В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В обоснование своих требований истец указывает, что ответчик неосновательно обогатился за счет истца на сумму расходов по ликвидации несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов (свалки).
Материалами дела подтверждается факт выполнения истцом работ по ликвидации несанкционированных свалок в отсутствие заключенного с ответчиком договора по их ликвидации, что является основанием для возникновения у ответчика неосновательного обогащения.
Порядок расчета понесенных расходов на ликвидацию несанкционированного размещения ТКО законодательством РФ не урегулирован, а, следовательно, такие расходы учитываются организацией самостоятельно с учетом фактически понесенных затрат.
Расчет признан верным. Арифметическая правильность расчета ответчиком не оспорена, возражений в отношении сумм, предъявленных к взысканию, администрацией не представлено.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что несанкционированное размещение ТКО (за исключением мест отходов, расположенных вблизи адресов: ул. Коммунистическая, 17, 23, 25, ул. Асеева, 7, ул. Асеева, 8) произошло на землях, государственная собственность которых не разграничена в границах муниципального образования городской округ "Город Улан-Удэ".
Установив стоимость фактически выполненных работ для ликвидации несанкционированных свалок на землях, государственная собственность которых не разграничена в размере 319 622,78 руб., суд пришел к обоснованному выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований в соответствии с приведенными положениями законодательства.
Следовательно, доводы ответчика об отсутствии у него обязанности по проведению мероприятий по очистке спорных земельных участков от несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов правильно отклонены арбитражным судом как необоснованные.
Указанная позиция подтверждается судебной практикой, сформированной по итогам рассмотрения дел со схожими фактическим обстоятельствами (определение Верховного Суда Российской Федерации от 03.07.2020 N 306-ЭС20-9414, постановление Арбитражного суда Уральского округа от 24.07.2020 N А60-59056/2019, постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 05.02.2021 N А43-49406/2019, Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 25.06.2021 N А33-39065/2019).
Довод администрации о том, что спорные места несанкционированного размещения ТКО включены в территориальную схему, в связи с чем их ликвидация является обязанностью регионального оператора, подлежит отклонению, поскольку Территориальная схема обращения с твердыми коммунальными отходами утверждена Приказом Министерства природных ресурсов Республики Бурятия от 29.04.2020 N 159-ПР, то есть значительно позднее выявления и ликвидации мест несанкционированного размещения отходов (марта-июнь 2019 года).
Довод о том, что региональным оператором не соблюдена процедура, установленная пунктами 16, 17 Правил N 1156 в части уведомления о необходимости ликвидации свалки, проверен судом и отклонен.
В соответствии с пунктом 3.2. Положения об Администрации города Улан-Удэ, утвержденного Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 29.08.2019 N 598-55, администрации районов города входят в структуру Администрации и относятся к ее территориальным органам. Однако ни Администрацией г. Улан-Удэ, ни ее территориальными органами в лице Октябрьской, Советской и Железнодорожной администраций работы по ликвидации свалок не были проведены самостоятельно.
В судебном заседании представитель администрации сообщил суду, что в случае получения уведомления об обнаружении мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов непосредственно администрацией, меры по их ликвидации в добровольном порядке приняты не были бы.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы общества, суд апелляционной инстанции также не находит оснований для ее удовлетворения.
Отказывая в удовлетворении исковых требований в части расходов по ликвидации несанкционированных свалок по адресам: ул. Коммунистическая, 17, ул. Асеева, 7, 8 суд исходил из того, что места отходов расположены на земельных участках в отношении которых зарегистрировано право общей долевой собственности собственников помещений в МКД; в части ликвидации свалки по ул. Коммунистическая 23, 25, суд исходил из того, что размещение отходов находилось как на неразграниченных землях, так и на земельных участках, принадлежащих на праве собственности гражданам, в связи с чем не представляется возможным выделить сумму понесенных расходов, связанных с ликвидацией таких мест несанкционированной свалки.
Статьей 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что со дня проведения государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, такой земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
По правилам части 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
С учетом указанного правового регулирования, учитывая, что свалки по адресам ул. Коммунистическая, 17, ул. Асеева, 7, 8 находились в пределах разграниченных земель, выводы суда первой инстанции о частичном отказе в иске признаются судом апелляционной инстанции верными.
Довод общества о том, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, проверен судом.
Требования к содержанию общего имущества содержатся в пункте 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
Согласно подпункту "д (2)" пункта 11 Правил N 491, содержание общего имущества включает в себя, в том числе, содержание мест накопления ТКО в соответствии с установленными требованиями.
В соответствии с пунктом 17 Правил N 491, собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.
В Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденный Постановлением N 290, включены работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.
Из комплексного анализа указанных положений законодательства Российской Федерации следует, что обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, расположенных на земельных участках, входящих в общедомовое имущество, лежит на собственниках помещений многоквартирных домов или лицах, осуществляющих управление многоквартирными домами.
В свою очередь, обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, несут органы местного самоуправления муниципальных образований, в границах которых расположены такие площадки, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Доказательств того, что место (площадку) накопления твердых бытовых (коммунальных) отходов, образующихся в МКД по ул. Коммунистическая, 17, ул. Асеева, 7, 8, обязано создать именно администрация, а не управляющие компании, в материалы дела не представлено.
В судебном заседании представитель администрации сообщил суду, что места (площадки) накопления твердых бытовых отходов по указанным адресам созданы, свалки образуются из-за несвоевременного вывоза региональным оператором ТКО.
Доводы, изложенные в апелляционных жалобах, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения суда первой инстанции.
Поскольку судом первой инстанции полно исследованы все обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены или изменения судебного акта.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Лица, участвующие в деле, могут получить информацию о движении дела в общедоступной базе данных "Картотека арбитражных дел" по электронному адресу: www.kad.arbitr.ru.
Руководствуясь статьями 268 - 271 АПК РФ, Четвёртый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 21 мая 2021 года по делу N А10-142/2020 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Н.И. Кайдаш |
Судьи |
Н.А.Корзова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-142/2020
Истец: ООО Экоальянс
Ответчик: Администрация города Улан-Удэ
Третье лицо: Министерство природных ресурсов по Республике Бурятия
Хронология рассмотрения дела:
07.12.2023 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-3506/2021
26.04.2023 Решение Арбитражного суда Республики Бурятия N А10-142/20
16.12.2021 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-6387/2021
27.07.2021 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-3506/2021
21.05.2021 Решение Арбитражного суда Республики Бурятия N А10-142/20