г. Вологда |
|
27 июля 2021 г. |
Дело N А13-669/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2021 года.
В полном объёме постановление изготовлено 27 июля 2021 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Романовой А.В., судей Черединой Н.В. и Шадриной А.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Николаевой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Вологды на решение Арбитражного суда Вологодской области от 18 мая 2021 года по делу N А13-669/2021,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Высота" (адрес: 160000, город Вологда, улица Каменный мост, дом 4; ОГРН 1033500051683, ИНН 3525064930; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании недействительным решения администрации города Вологды (адрес: 160035, город Вологда, улица Каменный мост, дом 4; ОГРН 1033500051683, ИНН 3525064930; далее - Администрация) от 03.11.2020 N 12-0-21/15014/212 об отказе в размещении объектов на землях и земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, о возложении обязанности на Администрацию устранить допущенное нарушение прав и законных интересов путем выдачи разрешения на размещение объекта в соответствии с поданным заявлением от 22.10.2020 исх. N 0620.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 18.05.2021 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Администрация с решением суда не согласилась, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В жалобе ссылается на то, что в решении Администрации от 03.11.2020 N 12-0-21 /15014/212 основанием отказа указаны пункты 4, 5 и 9 постановления Правительства Вологодской области от 28.12.2015 N 1208 (далее - Постановление N 1208) с указанием на абзац третий пункта 5 Постановления N 1208. Считает, что указание суда на пункт 4.8.1 Правил благоустройства муниципального образования "Город Вологда", принятых Вологодской городской Думой 22 марта 2007 года, не соответствует обстоятельствам дела и действующему законодательству, поскольку данное основание отсутствует в оспариваемом решении Администрации, а также указанной нормой не предусмотрен никакой перечень документов. Администрация полагает, что судом не дана правовая оценка основанию отказа, предусмотренному абзацем вторым пункта 9 Постановления N 1208, непосредственно указанному в решении от 03.11.2020 N 12-0-21/15014/212. Кроме того считает, что судом выбран неверный способ восстановления нарушенных прав заявителя, а именно путем возложения обязанности на Администрацию выдать разрешение на размещение объекта по заявлению от 22.10.2020 N 0550.
Стороны извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, Общество в отзыве на жалобу против ее доводов возражало, заявило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие его представителя.
Дело рассмотрено в отсутствии представителей Общества в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, Общество 22.10.2020 обратилось к Администрации с заявлением о выдаче разрешения на размещение объекта наземного сооружения связи на землях, собственность на которые не разграничена, в кадастровом квартале 35:24:0502008:3833 площадью 4 кв. м, расположенных по адресу: Вологодская обл., г. Вологда, ул. Архангельская, без предоставления земельного участка и установления сервитута сроком на 7 лет.
В качестве правового основания Общество сослалось на пункт 6 части 1 статьи 39.33 и часть 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), а также на постановление Правительства Российской Федерации 03.12.2014 N 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов".
В заявлении Общество указало, что земельные участки ему необходимы для размещения антенных опор (сооружение связи), которые не являются объектами капитального строительства, представляют собой металлический столб высотой 30 метров, фундамент: монолитная свая с заглублением подземной части до 5 м. К данному заявлению Общество приложило схему земельного участка, проектную документацию, типовой проект антенной опоры, информационное письмо.
Администрация, рассмотрев на заседании земельной комиссии вопрос о выдаче Обществу разрешения на размещение сооружения связи, отказала заявителю в выдаче разрешения на использование земельного участка для размещения сооружения связи, отказ был оформлен решением от 03.11.2020 N 12-0-21/15014/212.
В обоснование отказа в выдаче разрешения, Администрация указала на отсутствие согласования проектной документации с ресурсоснабжающими организациями, Департаментом городского хозяйства администрации города Вологды, Департаментом градостроительства администрации города Вологды, а также отсутствие документов, подтверждающих соблюдение действующего законодательства, устанавливающего требования по санитарно-защитной зоне и зонам ограничения застройки в месте установки сооружения связи. Размещение объекта не соответствует требованиям муниципального правового акта (земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой постановлением Администрации от 09.08.2012 N 4560 утвержден проект планировки Южного жилого района, которым не предусмотрено размещение объекта сотовой связи).
В качестве правового обоснования принятия такого решения Администрация указала пункты 4, 5, 9 Порядка и условий размещения на территории Вологодской области объектов, размещение которых может осуществляться на землях и земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичных сервитутов, утвержденного постановлением Правительства Вологодской области от 28.12.2015 N 1208 (далее - Порядок).
Не согласившись с данным решением Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции признал требования законными, обоснованными и удовлетворил их в полном объеме.
Арбитражный суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для отмены или изменения судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из содержания изложенных норм следует, что для признания ненормативного акта недействительным, действий (бездействия) незаконными необходимо соблюдение двух условий: несоответствия правового акта закону и нарушения прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; создания препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 39.33 ЗК РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 39.36 ЗК РФ предусмотрено, что виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее - Перечень).
Согласно пункту 11 Перечня к таким объектам относятся линии связи, линейно-кабельные сооружения связи и иные сооружения связи, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
Согласно пунктам 27 и 28 статьи 2 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" сооружения связи - объекты инженерной инфраструктуры (в том числе линейно-кабельные сооружения связи), созданные или приспособленные для размещения средств связи, кабелей связи; средства связи - технические и программные средства, используемые для формирования, приема, обработки, хранения, передачи, доставки сообщений электросвязи или почтовых отправлений, а также иные технические и программные средства, используемые при оказании услуг связи или обеспечении функционирования сетей связи, включая технические системы и устройства с измерительными функциями.
В соответствии с пунктом 4.5 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) выдача разрешения на строительство не требуется в случае размещения антенных опор (мачт и башен) высотой до 50 метров, предназначенных для размещения средств связи.
Постановлением N 1208 утвержден Порядок и условия размещения на территории Вологодской области объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичных сервитутов (далее - Порядок).
Согласно пункту 1 Постановления N 1208 Порядок устанавливает порядок и условия размещения на территории Вологодской области объектов, входящих в перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 года N 1300 (далее - Перечень) (за исключением объектов, указанных в пунктах 19, 23 - 25 Перечня) (далее - объекты), на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичных сервитутов.
К заявлению о размещении объектов прилагаются:
- копии документов, удостоверяющих личность заявителя и представителя заявителя, и документа, подтверждающего полномочия представителя заявителя, в случае, если заявление подается представителем заявителя;
- проектная документация, подтверждающая возможность размещения объектов, указанных в пунктах 1 - 3, 5 - 7, 11, 12 Перечня;
- схема границ предполагаемых к использованию земель или части земельного участка на кадастровом плане территории с указанием координат характерных точек границ территории с использованием системы координат, применяемой при ведении Единого государственного реестра недвижимости, в случае, если планируется использовать земли или часть земельного участка (далее - схема границ) (пункт 5 Порядка).
Пунктом 9 Порядка установлены случаи, при которых принимается решение об отказе в выдаче разрешения, а именно:
- в заявлении указаны объекты, не отнесенные к видам объектов, установленных Перечнем, в том числе к объектам, для размещения которых не требуется выдача разрешения на строительство в соответствии с постановлением Правительства области от 16 апреля 2012 года N 348 "Об утверждении перечня случаев, когда разрешение на строительство не требуется";
- земельный участок, на котором предполагается размещение объектов, предоставлен физическому или юридическому лицу; утверждены схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории или проект межевания территории; объявлен аукцион (опубликовано извещение о предоставлении земельного участка) или принято решение о предварительном согласовании предоставления данного земельного участка;
- земельный участок, в отношении которого испрашивается решение о размещении объекта, включен в перечень земельных участков для предоставления гражданам в соответствии с законом области от 8 апреля 2015 года N 3627-ОЗ "О бесплатном предоставлении в собственность отдельным категориям граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на территории Вологодской области";
- на землях или земельном участке, в отношении которых испрашивается решение о размещении объекта, предусмотрено размещение нестационарного торгового объекта в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена;
- на землях или земельном участке, в отношении которых испрашивается решение о размещении объекта, предусмотрено размещение рекламной конструкции в соответствии со схемой размещения рекламных конструкций на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена;
- имеется ранее выданное решение о размещении объекта, и схема границ предполагаемых к использованию земель или части земельного участка на кадастровом плане территории полностью или частично совпадает с ранее выданным решением;
- размещение объектов не соответствует требованиям муниципальных правовых актов.
Также в пункте 9 Порядка предусмотрено, что в решении об отказе в размещении объекта должны быть указаны основания отказа, установленные настоящим пунктом.
Как установлено судом первой инстанции, Администрация отказала заявителю в возможности размещения сооружения связи по причине того, что представленная проектная документация не соответствует пункту 2.6.1 административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по предоставлению разрешений на осуществление земляных работ, утвержденного постановление Администрации от 02.04.2015 N 2362 (далее - административный регламент), а также в связи с отсутствием документов, предусмотренных пунктом 4.8.1 Правил благоустройства муниципального образования "Город Вологда", принятых Вологодской городской Думой 22.03.2007 (далее - Правила благоустройства).
Однако, как верно указал суд первой инстанции, в тексте решения отсутствует ссылка на какой-либо нормативный акт, предусматривающий согласования с указанными ресурсоснабжающими организациями. Кроме того, данный административный регламент регулирует получение разрешения на осуществление земляных работ вне строительных площадок по строительству и ремонту инженерных коммуникаций, строительству подземных сооружений, а также благоустройству, установке и ремонту временных конструкций и сооружений. В данном случае заявитель обратился к Администрации за получением иной муниципальной услуги - разрешения на размещение объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов. Указанные Администрацией основания не названы в пункте 9 Порядка в качестве причин отказа в выдаче разрешения.
В силу пункта 2 статьи 85 ЗК РФ правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.
Согласно положениям пунктов 1, 2 статьи 37 ГрК РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства: основные, условно разрешенные и вспомогательные.
В соответствии с частью 2 статьи 7 ЗК РФ виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Классификатор видов разрешенного использования земельных участков (далее - классификатор) утвержден Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 N 540 (далее - Приказ).
Примечанием 2 к данному приказу установлено, что содержание видов разрешенного использования, перечисленных в классификаторе, допускается без отдельного указания в классификаторе на размещение и эксплуатацию линейного объекта, размещение защитных сооружений (насаждений), объектов мелиорации, антенно-мачтовых сооружений, информационных и геодезических знаков, если федеральным законом не установлено иное.
Согласно разъяснению, приведенному в письме Департамента недвижимости Министерства экономического развития Российской Федерации от 18.03.2016 N Д23И-1239, в письме Минэкономразвития от 16.08.2016 N Д234-3858, положения Примечания 2 к названному приказу следует понимать как дополнение к любому из видов разрешенного использования, указанного в классификаторе, если иное прямо не запрещено федеральным законом.
То есть, размещение указанных в этом примечании сооружений связи (антенно-мачтовых сооружений) допускается на земельных участках с любым видом разрешенного использования без дополнительного кадастрового учета изменений в части разрешенного использования земельных участков.
Администрацией не приведено ни одного доказательства, невозможности в будущем использовать данный земельный участок в соответствии с установленным видом разрешенного использовании.
В нарушение статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ Администрация при рассмотрении дела в суде документально не подтвердила, что в случае размещения заявленного сооружения в планируемом месте будут превышены нормативные значения негативного воздействия на среду обитания и/или здоровье человека.
Учитывая изложенное, апелляционная коллегия согласна с позицией суда первой инстанции о том, что размещение данного сооружения связи не нарушает земельное законодательство, документы территориального планирования, градостроительного зонирования, требования нормативных документов, в части вида использования земельного участка, так как его размещение допускается на землях всех видов разрешённого использования, в том числе в зоне жилой застройки.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что отказ Администрации в выдаче разрешения на использование земель, находящихся в государственной собственности, без предоставления земельного участка и установления сервитута не соответствует требованиям, установленным в Постановлении N 1208, и заявленные требования Общества подлежат удовлетворению.
Также правомерно в соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 АПК РФ суд определил способ устранения Администрацией допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя, возложив на ответчика обязанность - выдать заявителю разрешение на размещение объекта.
С правовой аргументацией выводов суда первой инстанции суд апелляционной инстанции согласен, считает ее последовательной и верной, оснований для переоценки не усматривает.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем не могут служить основанием для отмены состоявшегося судебного акта.
Апелляционная инстанция считает, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства дела, выводы суда им соответствуют. Нормы материального и процессуального права применены правильно. Оснований для отмены решения суда не имеется.
В соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Администрация освобождена от уплаты государственной пошлины, поэтому государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в федеральный бюджет не взыскивается.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 18 мая 2021 года по делу N А13-669/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Вологды - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.В. Романова |
Судьи |
Н.В. Чередина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-669/2021
Истец: ООО "Высота"
Ответчик: Администрация города Вологды