город Ростов-на-Дону |
|
27 июля 2021 г. |
дело N А32-43329/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 июля 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Величко М.Г.
судей Ереминой О.А., Шапкина П.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Курипко В.А.
при участии:
от истца: представитель Сокол К.П. по доверенности от 18.12.2020, удостоверение;
от ответчика посредством использования системы "Картотека арбитражных дел (онлайн-заседание)": представитель Огурцов С.А. по доверенности от 29.12.2020, паспорт,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.05.2021 по делу N А32-43329/2020
по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
(ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295)
к ответчику публичному акционерному обществу "Новороссийский морской торговый порт" (ИНН 2315004404, ОГРН 1022302380638)
о взыскании платы за время нахождения на путях общего пользования, процентов за пользование чужими денежными средствами,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", истец) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края к публичному акционерному обществу "Новороссийский морской торговый порт" (далее - ПАО "НМТП", ответчик) с исковым заявлением о взыскании платы за время нахождения на путях общего пользования железнодорожного подвижного состава в размере 715 074 руб. 80 коп. и 38 971 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами с 17.09.2019 по 06.10.2020 и с продолжением их начисления по день фактического исполнения обязательств.
Решением от 24.05.2021 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение от 24.05.2021 отменить. В обоснование жалобы заявитель указывает, что согласно пп.17.4 договора N 325/2 ответчик принял на себя обязательство передавать истцу, среди прочей информации, справки о погоде. При расчете платы, при наличии указанной информации истец исключал из расчета периоды, которые не подлежат оплате по метеоусловиям. Факт прибытия вагонов в составе брошенного поезда с нарушенным сроком доставки подтверждается копиями дорожных ведомостей. Истец был вынужден задерживать вагоны на промежуточных станциях, так как были заняты пути общего пользования уже прибывшими в адрес ответчика вагонами, в целях недопущения сбоев в работе сложного механизма железнодорожной станции Новороссийск.
Представитель истца в судебном заседании поддержал доводы жалобы.
Представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя ответчика, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из искового заявления, правоотношения между ОАО "РЖД" и ПАО "НМТП" регулируются договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ПАО "НМТП" при станции Новороссийск Северо-Кавказской железной дороги N 325/2 от 27.03.2017, в соответствии с которым сторонами осуществляется эксплуатация принадлежащего Владельцу (в лице ответчика - ПАО "НМТП") железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к станции Новороссийск Северо-Кавказской железной дороги (абзац 1 пункта 1 договора N 325/1).
По условиям договора N 325/2 на железнодорожном подъездном пути необщего пользования установлен технологический срок оборота вагонов - 13 (тринадцать) часов (пункт 11 договора). Обстоятельства задержки вагонов на промежуточных станциях зафиксированы в актах общей формы, перечисленных в расчете, в которых указаны номера вагонов и продолжительность задержки на промежуточных станциях, причина задержки - неприем поезда железнодорожной станцией назначения на территории России по причинам, зависящим от грузополучателя ПАО "Новороссийский морской торговый порт".
В адрес ответчика направлены претензии с требованием об оплате платы за время нахождения вагонов в составе брошенного поезда, которые со стороны общества оставлены без удовлетворения.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения истца с иском в суд.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что исковые требования не подлежат удовлетворению.
В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) истечение срока исковой давности, о применении которого заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Согласно пункту 1 статьи 197 ГК РФ для отдельных видов требований законом могут устанавливаться специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком.
В пункте 3 статьи 797 ГК РФ определено, что срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, составляет один год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами; аналогичные положения содержатся в статье 126 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - Устав).
Исходя из разъяснений, изложенных в пункте 53 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", следует, что иски, возникшие в связи с осуществлением перевозки грузов, как к перевозчикам, так и перевозчиков к грузоотправителям, грузополучателям, другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, могут быть предъявлены в пределах установленного срока исковой давности - в течение года со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления таких исков.
Пунктом 1 статьи 200 ГК РФ определено, что течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами (статья 119 Устава).
Исходя из изложенного, акт общей формы является документом, удостоверяющим обстоятельства возникновения ответственности, на основании которого начисляются сборы, платы и штрафы, предусмотренные Уставом; основанием для начисления штрафа является факт простоя спорных вагонов, имевший место в соответствующую дату и зафиксированный актом общей формы.
Как следует из Определения Верховного Суда Российской Федерации от 18.08.2016 N 307-ЭС16-10983 по делу N А56-8864/2015, срок исковой давности по требованию надлежит исчислять со дня наступления событий, послуживших основанием для предъявления претензии, то есть со дня составления актов общей формы, фиксирующих окончание простоя вагонов на путях общего пользования.
В соответствии с пунктом 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утв. Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 26, акты общей формы истец обязан передавать грузополучателю вместе с железнодорожной транспортной накладной.
В соответствии с пунктом 1.14 Правил заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утв. Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 39, при перевозке грузов, оформленных перевозочными документами в бумажном виде, оригинал накладной вместе с дорожной ведомостью следует с грузами до станции назначения. Оригинал накладной выдается грузополучателю под роспись в дорожной ведомости.
Изложенное означает, что акты общей формы должны составляться истцом не позднее дня прибытия вагонов на станцию назначения, а равно не позднее дня выдачи грузополучателю под роспись оригинала железнодорожной накладной. При этом событие, являющееся основанием для направления грузополучателю соответствующей претензии, наступает не позднее дня прибытия груза на станцию назначения и (или) дня выдачи грузополучателю соответствующей накладной.
В соответствии с пунктом 3 статьи 202 ГК РФ, если стороны прибегли к предусмотренной законом процедуре разрешения спора во внесудебном порядке (процедура медиации, посредничество, административная процедура и т.п.), течение срока исковой давности приостанавливается на срок, установленный законом для проведения такой процедуры, а при отсутствии такого срока - на шесть месяцев со дня начала соответствующей процедуры (пункт 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 N 43).
Таким образом, период, в течение которого стороны соблюдали предусмотренный законом претензионный порядок, в срок исковой давности не засчитывается.
Обязательное соблюдение претензионного досудебного порядка урегулирования спора установлено частью 5 статьи 4 АПК РФ с указанием срока рассмотрения претензии 30 дней, если иное не установлено законом или соглашением сторон.
Материалами дела подтверждается направление истцом претензий:
- по составу N 8879-262-5210 претензия от 20.09.2019 N 19/1705;
- по составу N 4384-021-5210 претензия от 14.08.2019 N 19/1428.
В соответствии с пунктом 35 Обзора судебной практики Верховного суда Российской Федерации N 1 (2019), из системного толкования п. 3 ст. 202 ГК РФ и ч. 5 ст. 4 АПК РФ следует правило, в соответствии с которым течение срока исковой давности приостанавливается на срок фактического соблюдения претензионного порядка (с момента направления претензии до момента получения отказа в ее удовлетворении), непоступление ответа на претензию в течение 30 дней либо срока, установленного договором, приравнивается к отказу в удовлетворении претензии, поступившему на 30 день либо в последний день срока, установленного договором. Таким образом, если ответ на претензию не поступил в течение 30 дней или срока, установленного договором, или поступил за их пределами, течение срока исковой давности приостанавливается на 30 дней либо на срок, установленный договором для ответа на претензию.
Поскольку заключенным между сторонами договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ПАО "Новороссийский морской торговый порт" при станции Новороссийск Северо-Кавказской железной дороги N 325/2 от 27.03.2017 не предусмотрен какой-либо срок ответа на претензию, в случае с составом N 8879-262-5210 направление истцом претензии приостановило течение срока исковой давности на 30 дней.
Таким образом, годичный срок, с учетом приостановления срока исковой давности на 30 дней, истек 29.09.2020.
Касательно состава N 4384-021-5210, направление истцом претензии приостановило течение срока исковой давности на 30 дней. Годичный срок, с учетом приостановления срока исковой давности на 30 дней, истек 12.08.2020.
Судом установлено, что исковое заявление поступило в Арбитражный суд Краснодарского края 06.10.2020, в связи с чем исковые требования о взыскании платы по вагонам, следовавшим в составе поездов NN: 8879-262-5210 (дата прибытия на станцию назначения - 29.08.2019), 4384-021-5210 (дата прибытия на станцию назначения - 12.07.2019), предъявлены за пределами срока исковой давности.
Кроме того, в соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными законом. По правилам частей 1, 2 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Кодексом.
Согласно статье 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Согласно ст. 784 Гражданского кодекса Российской Федерации общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
В соответствии с п. 1 ст. 793 данного Кодекса в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную данным Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
По условиям заключенного между истцом и ответчиком договора N 325/2 от 27.03.2017 Владелец уплачивает Перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, независимо от его принадлежности по причинам, зависящим от Владельца в соответствии со статьей 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации".
Плата за нахождение железнодорожного подвижного состава на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в пути следования на промежуточных станциях по причинам, зависящим от Владельца, взимается по ставкам Тарифного руководства "Плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правила ее применения", утвержденного приказом ФСТ России от 29.04.2015 N 127-т/1 (подпункт "в" пункта 14 Договора). Плата за нахождение железнодорожного подвижного состава на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в пути следования на промежуточных станциях по причинам, зависящим от Пользователя, взимается по ставкам тарифного руководства.
В соответствии с ч. 19 ст. 39 Устава железнодорожного транспорта для удостоверения факта нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования оформляется акт общей формы.
Согласно ч. 11 ст. 39 Устава железнодорожного транспорта, за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава в течение всего времени: - ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров; - нахождения вагонов под таможенными операциями, в том числе при выполнении работ по инициативе или указанию таможенных органов либо иных органов государственного контроля (надзора), свыше сроков, установленных для выполнения указанных операций правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом; -задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях) из-за неприема ж/д станцией назначения, если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления (далее - расчетный срок доставки) в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом; - задержки вагонов, контейнеров под погрузкой, выгрузкой свыше технологического времени, установленного договорами для выполнения указанных операций.
Исходя из предмета и основания иска и подлежащих применению норм материального права, в предмет доказывания по рассматриваемому делу входят следующие обстоятельства: - задержка вагонов в пути следования из-за неприема станции назначения по причинам, независящим от перевозчика; - причины задержки вагонов и установление лица, виновного в их задержке; - наличие причинно-следственной связи между задержкой и нарушением расчетного срока доставки вагонов.
Судом при исследовании представленных документов установлено следующее.
Истцом в адрес ответчика была направлена претензия о выплате задолженности в добровольном порядке, оставленная ответчиком без удовлетворения (ответ исх. N 2570-18/1098 от 25.10.2019).
В исковом заявлении истец указывает на отставление от движения поезда N 2224 индекс 8142-291-5210 года на станции Тихорецкая СКВ.
Так, согласно актам общей формы NN 15/6949, 15/6950, 15/6952, 15/6953, 15/6954, 15/6955, 15/6956, 15/6957, 15/6958, 15/6959, 15/6960, 15/6961, 15/6962, 15/6963, 15/6964, 15/6965, 15/6983, 15/6984, 15/6985, 15/6986, 15/6987, 15/6988, 15/6989, 15/6990, 15/6992, 15/6994, 15/6995, 15/6996, 15/6999, 15/7000, 15/7001, 15/7002, 15/7003, 15/7005, 15/7007, 15/7010, 15/7027, 15/7028, 15/7033, 15/7036, 15/7039, 15/7046, 15/7055, 15/7057, 15/7058, 15/7060, 15/7062, 15/7063, 15/7066, 15/7069, 15/7071, 15/7073, 15/7075, 15/7077, 15/7078 от 23.09.2019 истцом с 12.03.2019 по 20.03.2019 на станции Тихорецкая СКВ была произведена задержка поезда 8142-291-5210, следовавшего со станции отправления Новотроицк ЮУР. В качестве причины задержки указано: "Неприем поезда железнодорожной станцией назначения на территории России по причинам, зависящим от грузополучателя ПАО "НМТП".
Все указанные акты общей формы были подписаны представителем ПАО "НМТП" с возражениями.
В соответствии с извещением о задержке вагонов в пути следования N 6158 от 19.09.2019, поезд N 2801 индекс 8142-291-5210 (количество вагонов - 65) был задержан на станции Тихорецкая СКВ 19.09.2019 в 17 часов 48 минут. Поезд с индексом 8142-291-5210 был задержан на станции Тихорецкая СКВ в сутки истечения нормативного срока доставки.
Поезд N 2801 индекс 8142-291-5210 был отправлен со станции Тихорецкая СКВ 20.09.2019 (извещение N 6179 от 20.09.2019) и прибыл на станцию назначения Новороссийск 21.09.2019 (извещение N 6250 от 21.09.2019).
Задержка поезда N 2801 индекс 8142-291-5210 с грузом "чугун передельный рядовой" в пути следования произошла по причине, не зависящей от грузополучателя.
Задержка в пути следования произошла вследствие отсутствия локомотива, не принадлежащего перевозчику, что подтверждается актами общей формы от 21.09.2019:
- с 20 часов 00 минут 12.09.2019 до 04 часов 00 минут 13.09.2019 на станции Новотроицк ЮУР (увеличение срока доставки - 1 сутки);
- с 21 часа 48 минут 17.09.2019 до 15 часов 06 минут 18.09.2019 на станции Сальск СКВ (увеличение срока доставки - 1 сутки);
- с 02 часов 45 минут до 17 часов 32 минут 19.09.2019 на станции Тихорецкая СКВ (увеличение срока доставки - 1 сутки);
- с 21 часа 45 минут 20.09.2019 по 05 часов 17 минут 21.09.2019 на станции Разъезд 9 км СКВ (увеличение срока доставки на 1 сутки).
Таким образом, срок доставки был увеличен на 4 суток (до 23.09.2019) и, соответственно, был нарушен по причинам, зависящим от перевозчика.
Истцом в адрес ответчика была направлена претензия о выплате задолженности в добровольном порядке, оставленная ответчиком без удовлетворения (ответ 2570-18/1096 от 25.10.2019).
В соответствии с актами общей формы от 18.09.2019, поезд 8142-287-5210 был задержан на станциях Разъезд 9 км СКВ по причине неприема поезда железнодорожной станцией назначения, по причинам, зависящим от грузополучателя.
Извещением о задержке вагонов в пути следования N 6020 от 14.09.2019 истец уведомил ответчика о задержании поезда 8142-287-5210 (количество вагонов - 65) на станции Разъезд 9 км СКВ. Извещение о задержке было вручено представителю ПАО "НМТП" 15.09.2019 (в день истечения срока доставки), в связи с чем у ПАО "НМТП" отсутствовала возможность каким-либо образом повлиять на сложившуюся ситуацию.
Согласно извещению N 6107 от 18.09.2019 поезд 8142-287-5210 (количество вагонов - 65) был отправлен со станции Разъезд 9 км СКВ 18.09.2019. Номера отправленных вагонов в данном извещении указаны не были.
В соответствии с извещением N 6111 от 18.09.2019 состав 8142-287-5210 прибыл на станцию назначения 18.09.2019.
Кроме того, в соответствии с актами общей формы от 18.09.2019, вагоны в составе поезда N 2583 индекс 8142-287-5210 простаивали на следующих станциях по причине отсутствия локомотива, не принадлежащего перевозчику:
- с 11 часов 35 минут 08.09.2019 по 6 часов 00 минут 09.09.2019 на станции Новотроицк ЮУР (увеличение срока доставки на 1 сутки);
- с 19 часов 28 минут по 21 час 34 минуты 12.09.2019 на станции Сальск СКВ (увеличение срока доставки на 1 сутки);
- с 01 часа 45 минут по 12 часов 29 минут 13.09.2019 на станции Тихорецкая СКВ (увеличение срока доставки на 1 сутки);
- с 00 часов 35 минут по 08 часов 30 минут 14.09.2019 на станции Разъезд 9 км СКВ (увеличение срока доставки на 1 сутки).
Таким образом, срок доставки был увеличен на 4 (трое) суток (до 19.09.2019) в связи с отсутствием (ожиданием) локомотива, не принадлежащего ПАО "НМТП" и, соответственно, был нарушен по причинам, зависящим от перевозчика.
Истцом в адрес ответчика была направлена претензия о выплате задолженности в добровольном порядке, оставленная ответчиком без удовлетворения (ответ 2570-18/1165 от 28.11.2019).
В соответствии с актами общей формы от 23.09.2019, поезд 8901-002-5210 задержан на станциях Сальск СКВ и Тихонький СКВ по причине неприема поезда железнодорожной станцией назначения, по причинам, зависящим от грузополучателя.
Извещением о задержке вагонов в пути следования N 5965 от 12.09.2019 истец уведомил ответчика о задержании поезда 8901-284-5210 (количество вагонов - 69) на станции Сальск СКВ. Извещение о задержке было вручено представителю ПАО "НМТП" 13.09.2019. В извещении представителем ПАО "НМТП" была изложена просьба подвести состав до истечения срока доставки.
Согласно извещению N 6071 от 16.09.2019 поезд 8901-284-5210 (количество вагонов - 69) был отправлен со станции Сальск СКВ 16.09.2019 года. Номера отправленных вагонов в данном извещении указаны не были.
Извещением о задержке вагонов в пути следования N 6156 от 8901-002-5210 года истец уведомил ответчика о задержании поезда 8901-002-5210 (количество вагонов - 69) на станции Тихонький СКВ. Извещение о задержке было вручено представителю ПАО "НМТП" 20.09.2019.
21.09.2019 состав 8901-002-5210 был отправлен со станции Тихонький СКВ (извещение N 6245 от 21.09.2019). Номера отправленных вагонов в извещении указаны не были.
В соответствии с извещением N 6289 состав 8901-002-5210 прибыл на станцию назначения 22.09.2019.
Согласно актам общей формы от 23.09.2019 года, вагоны в составе поезда 8901-002-5210 простаивали на следующих станциях по причине отсутствия локомотива, не принадлежащего перевозчику:
- с 11 часов 48 минут 11.09.2019 до 14 часов 20 минут 12.09.2019 на станции Сальск СКВ (увеличение срока доставки на 2 суток);
- с 22 часов 41 минуты 16.09.2019 до 16 часов 45 минут 19.09.2019 на станции Тихонький СКВ (увеличение срока доставки на 3 суток).
Таким образом, срок доставки был увеличен на 5 (пять) суток (до 22.09.2019) в связи с отсутствием (ожиданием) локомотива, не принадлежащего ПАО "НМТП" и, соответственно, был нарушен по причинам, зависящим от перевозчика.
Истцом в адрес ответчика была направлена претензия о выплате задолженности в добровольном порядке, оставленная ответчиком без удовлетворения (ответ 2570-18/1163 от 27.11.2019).
В соответствии с актами общей формы от 21.09.2019 года, поезд 5254-162-5210 был задержан на станциях Кущевка СКВ по причине неприема поезда железнодорожной станцией назначения, по причинам, зависящим от грузополучателя.
Все акты общей формы были подписаны представителем ответчика с возражениями.
Извещением о задержке вагонов в пути следования N 5936 от 11.09.2019 истец уведомил ответчика о задержании поезда 8879-265-5210 (количество вагонов - 65) на станции Кущевка СКВ. Извещение о задержке было вручено представителю ПАО "НМТП" 12.09.2019. В указанном извещении представителем ПАО "НМТП" была изложена просьба о подводе состава в срок до 15.09.2019, во избежание нарушения срока доставки.
Согласно извещению N 6050 от 15.09.2019 поезд 8879-265-5210 (количество вагонов - 65) был отправлен со станции Кущевка СКВ 15.09.2019. Номера отправленных вагонов в данном извещении указаны не были.
Извещением N 6098 от 17.09.2019 перевозчик уведомил ПАО "НМТП" о прибытии вагонов на станцию назначения Новороссийск в составе поезду N 8879-265-5210 (55 вагонов).
Извещением N 6254 от 21.09.2019 перевозчик уведомил ПАО "НМТП" о прибытии на станцию назначения Новороссийск 10 вагонов в составе поезда N 5254-162-5210.
Таким образом, первичные документы о задержке состава 5254-162-5210 на станции Кущевка СКВ истцом не были предоставлены ПАО "НМТП, в связи с чем каким-либо образом повлиять на сложившуюся ситуацию ответчик не мог по причине отсутствия документов. Все документы были предоставлены в отношении состава 8879-265-5210.
Спорные вагоны находились в составе 8879-265-5210, который был задержан на станции Кущевка СКВ по инициативе перевозчика в целях переформирования, о чем свидетельствует несоответствие количества задержанных и прибывших на станцию Новороссийск вагонов. Вагоны, указанные в актах общей формы, были отцеплены от основного состава N 8879-265-5210 с грузом уголь ст. Черногорские копи и вставлены в сборный состав 5254-162-5210, что и повлияло на нарушение срока доставки.
Кроме того, согласно акту общей формы N 19/37496 от 17.09.2019, вагоны в составе поезда 8879-265-5210 простаивали на следующих станциях по причине отсутствия локомотива, не принадлежащего перевозчику:
- с 20 часов 27 минут 10.09.2019 до 05 часов 43 минут 11.09.2019 на станции Тихорецкая СКВ (увеличение срока доставки на 1 сутки);
- с 11 часов 05 минут 16.09.2019 до 14 часов 45 минут 17.09.2019 на станции Разъезд 9 км СКВ (увеличение срока доставки на 2 суток).
Согласно исковому заявлению в сентябре 2019 года в адрес ответчика - грузополучателя ПАО "НМТП" на станцию назначения Новороссийск следовали вагоны, которые были задержаны в пути следования на промежуточной станции (состав поезда N 8307-111-5210).
Извещение о задержке состава исх. N 5874 от 08.09.2019 предъявлено ПАО "НМТП" 10.09.2019 - в сутки истечения нормативного срока доставки вагонов, указанных в актах общей формы N 15/6860, 15/6863, 15/6864.
При этом в соответствии со справками гидрометеорологического бюро N 583 от 20.09.2019 08.09.2019 в порту Новороссийск наблюдались порывы метра 23 м/с, 09.09.2019 порывы 23 м/с, 10.09.2019 порывы ветра 18 м/с.
Состав поезда N 8307-111-5210 многократно был задержан на промежуточных станциях в пути следования, в связи с отсутствием (ожиданием) локомотива, не принадлежащего ПАО "НМТП", вследствие чего, срок доставки на задержанные вагоны был увеличен на 6 суток, согласно попутным актам общей формы, следовательно, по причинам, не зависящим от ПАО "НМТП". Данный факт в акте общей формы не учтен.
Также истцом не учтено, что в сутки задержки состава поезда N 8307-111-5210 ПАО "НМТП" была перевыполнена установленная и согласованная с ОАО "РЖД" максимальная суточная перерабатывающая способность выгрузки вагонов с грузом уголь, на Восточном пирсе ПАО "НМТП" выгружено 64 вагона при норме в 60 вагонов. Основания для задержки состава не было.
Судом также установлено, что в представленных в материалы дела оперативных приказах на временное отставление от движения грузовых поездов N 4384-021-5210 N 5429 от 07.07.2019, N 8879-262-5210 N 6123 от 22.08.2019, N 8879-265-5210 N 6531 от 11.09.2019, N 8901-284-5210 N 6561 от 12.09.2019, N 8142-287-5210 N 6597 от 14.09.2019 и N 8901-002-5210 N 6713 от 19.09.2019 отсутствуют подписи ответственных сотрудников ОАО "РЖД".
Оперативные приказы о подъеме временно отставленного от движения грузовых поездов N 4384-021-5210 N 5389 от 12.07.2019, N 8879-262-5210 N 6099 от 28.08.2019, N 8307-111-5210 N 6522 от 18.09.2019, N 8879-265-5210 N 6455 от 15.09.2019, N 8901-284-5210 N 6481 от 16.09.2019, N 8142-287-5210 N 6519 от 18.09.2019 и N 8901-002-5210 N 6608 от 21.09.2019 также не подписаны уполномоченными лицами.
Следовательно, указанные документы не могли являться основанием для бросания поездов на промежуточных станциях следования и составления актов общей формы.
Таким образом, выявленные нарушения порядка оформления задержки ж/д составов в пути следования являются существенными для целей подтверждения самого факта задержки ж/д составов на промежуточных станциях по причинам, зависящим от ответчика.
Кроме того, истец считает, что основанием для начисления платы за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава в течение всего времени задержки вагонов в пути следования является только: невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования (технологических сроков оборота вагонов и нарушение нормативного срока доставки груза.
Истец ссылается на пункт 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 2 6 (далее - Правила МПС РФ от 18.06.2003 N 26), согласно которому основанием для начисления платы за пользования вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
Вышеприведенное правило регламентирует отношения сторон в части начисления платы за пользование вагонами, контейнерами, задержанными в пути следования, но не платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава.
В соответствии с пунктом 11 договора N 325/2 от 27.03.2017 технологический срок оборота вагонов на железнодорожном подъездном пути необщего пользования ПАО "НМТП" составляет 13 (тринадцать) часов.
При этом в рамках настоящего дела истец утверждает, что реальной причиной задержки поезда явилась невозможность его приема железнодорожной станцией назначения вследствие несоблюдения Портом технологических сроков оборота вагонов.
Суд пришел к выводу о том, что только установление факта нарушения технологического срока оборота вагонов не является основанием для задержки вагонов в пути следования. При этом само по себе нарушение технологического срока оборота вагонов без установления последствий этого превышения (в виде влияния на занятость станционных путей и/или путей необщего пользования) не может быть признано причиной невозможности приема вагонов станцией назначения (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27.07.2019 по делу N А32-16720/2018; постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30.09.2019 по делу N А32-14242/2018).
В соответствии с частью 11 статьи 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - Устав) за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, грузоотправитель (отправитель), грузополучатель (получатель) вносит владельцу инфраструктуры как перевозчику, плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления (далее - расчетный срок доставки) в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом;
Согласно пункту 2.4 Тарифного руководства (Приложение к Приказу Федеральной службы по тарифам от 29 апреля 2015 г. N 127-т/1 "Об утверждении платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правил ее применения) плата за нахождение вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования определяется в случае нахождения на железнодорожных путях общего пользования вагонов, контейнеров в перевозочном процессе (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения) за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования по ставкам Таблицы N 2. Вместе с тем, в целях обеспечения эффективного взаимодействия подразделений ОАО "РЖД" при организации процессов, связанных с начислением и взысканием платежей за занятие инфраструктуры ОАО "РЖД", распоряжением ОАО "РЖД" от 30.12.2016 N 2827р утвержден Регламент взаимодействия подразделений ОАО "РЖД" при оформлении документов, подтверждающих нахождение порожних грузовых вагонов, вагонов с грузом, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования (далее - Регламент оформления документов).
Данным Регламентом оформления документов установлен порядок взаимодействия станции назначения и промежуточной станции, предусматривающий обязательное установление ряда фактических обстоятельств при оформлении задержки вагонов в пути следования. По смыслу данного нормативного документа единственным и достаточным основанием для задержки вагонов является занятость станционных путей, которая может быть обусловлена, в том числе, занятостью пути необщего пользования.
Так, в соответствии с пунктом 3.1.1 указанного Регламента при неприеме вагонов, контейнеров станцией назначения, уполномоченный работник станции формирует обращение о необходимости задержки в пути следования вагонов, контейнеров, следующих на станцию назначения в адрес Клиента в соответствии с приложением 1.1 к настоящему Регламенту.
Согласно пункту 3.1.2 Регламента основанием для создания обращения о необходимости задержки в пути следования вагонов, контейнеров на станцию назначения является: - акт, составленный на начало простоя вагонов, контейнеров, прибывших под грузовые операции в связи с задержкой их подачи, по причинам, зависящим от Клиента; - обращение Клиента, переданное в Д и зарегистрированное в системе ЕАСАПР М.
При этом в соответствии с пунктом 3.1.3 Регламента определение обстоятельств, препятствующих подаче вагонов, контейнеров на пути общего пользования в срок, может обеспечиваться мониторингом занятости пути необщего пользования по форме приложения 2 к настоящему Регламенту "Анализ занятости пути необщего пользования ___________по станции __________за период ________по__________ (номенклатура груза)", реализованной в системе ЕАСАПР. Также, на станции назначения, в целях определения обоснованности задержки в пути следования по причинам, зависящим от Клиента, ведется учет и проводится анализ использования вагонов, контейнеров на ж/д путях необщего пользования - на основании сведения памяток ф.ГУ-45 ВЦ, актов и условий договоров на эксплуатацию ж/д путей необщего пользования, на подачу и уборку вагонов. При определении ответственности Клиента, может использоваться Анализ по приложению N 2 к настоящему Регламенту "Анализ занятости пути необщего пользования ___________по станции __________за период ________по__________ (номенклатура груза)" по запросу ЕАСАПР М.
Уполномоченный работник станции назначения составляет акт для начисления платы ф. ГУ-23 ВЦ по итогам проведенного Анализа (пункты 4.2.1 - 4.2.3 Регламента).
Согласно пункту 3.9 Соглашения об оказании информационных услуг в сфере грузовых перевозок от 01.09.2018 N 611/СКТЦФТО/ЭОД/ИВУ, заключенным между истцом и ответчиком, ведомости подачи и уборки вагонов формируются и рассчитываются АС ЭТРАН на основании информации, введенной уполномоченными сотрудниками ОАО "РЖД" с первичных бумажных документов (памятки приемосдатчика, актов общей формы, актов произвольной формы), подписанных Клиентом без разногласий или с учетом оговорок Клиента. Расчет ведомости производится на основании порядка, определенного в Договоре на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ПАО "Новороссийский морской торговый порт" при станции Новороссийск Северо-Кавказской железной дороги, заключенном между Клиентом и ОАО "РЖД".
Истцом в материалы дела представлены ведомости подачи и уборки вагонов NN 093807,093816, 093817, 093854, 093855, 093865, 093868, 093890, 093893, 093894, 093928, 094963, 094965, 094987, 094988, 094106, 095124, 095128, 095138, 095140, 095155, 093903, 093904, 093905, 093929, 094958, 094972, 094973, 094974, 094996, 094998, 094009, 094019, 094021, 094042, 094112, 095146, 095147. В графе 4 ведомостей указана дата и время подачи вагонов и дата, и время завершения грузовой операции.
Из ведомостей N 094106, 094112, 095124, 095128, 095138, 095146, 095147, 095140, 095155 подачи и уборки вагонов, представленных для обоснования задержки ж/д состава индекс 8142-291-5210, следует, что ответчиком допускались как случаи нарушения технологического срока обработки вагонов, так и случаи обработки вагонов со значительным опережением установленного Договором N 325/2 от 27.03.2017 технологического срока обработки вагонов.
В ведомости N 094106 (в сутки задержки состава на станции Тихорецкая СКВ) опережение срока определено для 16 вагонов (время обработки составило 11 часов 25 минут для 6 вагонов, 12 часов 00 минут для 5 вагонов, 5 часов 25 минут для 3 вагонов, 3 часа 25 минут для 2 вагонов). Состав 8142-291-5210 был задержан на станции Тихорецкая СКВ 19.09.2019 в 17 часов 34 минуты. Для 4 вагонов срок обработки составил 22 часа 55 минут. Обработка указанных вагонов была начата 18.09.2019 в 18 часов 05 минут и закончена 19.09.2019 в 17 часов 00 минут. Грузовые операции с указанными вагонами были начаты 18.09.2019 в 18 часов 05 минут и окончены 19.09.2019 в 17 часов 00 минут. На момент задержки состава 8142-291-5210 на станции Тихорецкая СКВ 19.09.2019 в 17 часов 34 минуты указанные вагоны были обработаны, в связи с чем ссылка истца на нарушение технологического срока оборота указанных вагонов в качестве обоснования задержки состава на станции Тихорецкая СКВ является несостоятельной.
В ведомости 094112 опережение срока определено для 32 вагонов (время обработки составило 11 часов 30 минут для 2 вагонов, 13 часов 00 минут для 11 вагонов, 8 часов 25 минут для 15 вагонов, 8 часов 00 минут для 4 вагонов). Для 13 вагонов срок обработки составил 13 часов 30 минут. Обработка указанных вагонов была начата 19.09.2019 в 05 часов 30 минут. Таким образом, на момент задержки состава на станции Тихорецкая СКВ 19.09.2019 в 17 часов 34 минуты технологический срок обработки указанных вагонов нарушен не был. Для 8 вагонов срок обработки составил 16 часов 20 минут. Таким образом, на момент задержки состава на станции Тихорецкая СКВ 19.09.2019 в 17 часов 34 минуты технологический срок обработки указанных вагонов нарушен не был.
В ведомости 095124 для 19 вагонов срок обработки составил 26 часов 40 минут. Обработка указанных вагонов была начата 19.09.2019 в 08 часов 35 минут. Таким образом, на момент задержки состава на станции Тихорецкая СКВ 19.09.2019 в 17 часов 34 минуты технологический срок обработки указанных вагонов нарушен не был.
В ведомости 095128 опережение срока определено для 19 вагонов (время обработки составило 6 часов 25 минут). Для 1 вагона срок обработки составил 23 часа 50 минут. Обработка указанного вагона была начата 19.09.2019 в 17 часов 35 минут. На момент задержки состава 8142-291-5210 на станции Тихорецкая СКВ 19.09.2019 в 17 часов 34 минуты указанный вагон еще не был подан под выгрузку, в связи с чем ссылка истца на нарушение технологического срока оборота указанного вагона в качестве обоснования задержки состава на станции Тихорецкая СКВ является несостоятельной.
В ведомости 095138 опережение срока определено для 47 вагонов (время обработки составило 4 часа 15 минут для 6 вагонов, 8 часов 10 минут для 22 вагонов, 10 часов 40 минут для 19 вагонов). Для 8 вагонов срок обработки составил 25 часов 35 минут. Обработка указанных вагонов была начата 19.09.2019 в 17 часов 35 минут. На момент задержки состава 8142-291-5210 на станции Тихорецкая СКВ 19.09.2019 в 17 часов 34 минуты указанные вагоны еще не были поданы под выгрузку, в связи с чем ссылка истца на нарушение технологического срока оборота указанного вагона в качестве обоснования задержки состава на станции Тихорецкая СКВ является несостоятельной.
В ведомости 095146 указано 6 вагонов, которые были поданы под выгрузку 19.09.2019 в 14 часов 05 минут, 10 вагонов, которые были поданы под выгрузку 19.09.2019 в 16 часов 25 минут. Таким образом, на момент задержки состава на станции Тихорецкая СКВ 19.09.2019 в 17 часов 34 минуты технологический срок обработки указанных вагонов нарушен не был.
В ведомости 095147 указан 1 вагон, который был подан под выгрузку 19.09.2019 в 14 часов 05 минут, 1 вагон, который был подан под выгрузку 19.09.2019 в 11 часов 30 минут. Таким образом, на момент задержки состава на станции Тихорецкая СКВ 19.09.2019 в 17 часов 34 минуты технологический срок обработки указанных вагонов нарушен не был. Для 3 вагонов срок обработки составил 17 часов 00 минут. Обработка указанных вагонов была начата 19.09.2019 в 21 час 40 минут. Для 12 вагонов срок обработки составил 17 часов 30 минут. Обработка указанных вагонов была начата 19.09.2019 в 23 часа 10 минут. На момент задержки состава 8142-291-5210 на станции Тихорецкая СКВ 19.09.2019 в 17 часов 34 минуты указанные вагоны еще не были поданы под выгрузку, в связи с чем ссылка истца на нарушение технологического срока оборота указанных вагонов в качестве обоснования задержки состава на станции Тихорецкая СКВ является несостоятельной.
Из ведомостей N 093868, 093890, 093893, 093894, 093903, 093904, 093905, 093929, 093928, 094958, 094972, 094963, 094965, 094974, 094996, 094009 подачи и уборки вагонов, представленных для обоснования задержки ж/д состава индекс 8142-287-5210, следует, что ответчиком допускались как случаи нарушения технологического срока обработки вагонов, так и случаи обработки вагонов со значительным опережением установленного договором NN 325/2 от 27 марта 2017 года технологического срока обработки вагонов.
В ведомости N 093868 (в сутки задержки состава на станции Разъезд 9 км СКВ) опережение срока определено для 15 вагонов (время обработки составило 7 часов 15 минут). Состав 8142-287-5210 был задержан на станции Разъезд 9 км СКВ 14.09.2019 в 8 часов 34 минуты. Для 5 вагонов срок обработки составил 16 часов 00 минут. Грузовые операции с указанными вагонами были начаты 13.09.2019 в 13 часов 55 минут и окончены 14.09.2019 в 5 часов 35 минут. Для 7 вагонов срок обработки составил 40 часов 45 минут. Грузовые операции с указанными вагонами были начаты 12.09.2019 в 12 часов 50 минут и окончены 14.09.2019 в 5 часов 35 минут. На момент задержки состава 8142-287-5210 на станции Разъезд 9 км СКВ 14.09.2019 в 8 часов 34 минуты указанные вагоны были обработаны, в связи с чем ссылка истца на нарушение технологического срока оборота указанных вагонов в качестве обоснования задержки состава на станции Разъезд 9 км СКВ является несостоятельной.
В ведомости 093890 указано 3 вагона, которые были поданы под выгрузку 13.09.2019 в 15 часов 50 минут, 14 вагонов, которые были поданы под выгрузку 13.09.2019 в 13 часов 35 минут, 1 вагон, который был подан под выгрузку 12.09.2019 в 12 часов 25 минут. Грузовые операции с указанными вагонами были начаты окончены 14.09.2019 в 5 часов 45 минут. На момент задержки состава 8142-287-5210 на станции Разъезд 9 км СКВ 14.09.2019 в 8 часов 34 минуты указанные вагоны были обработаны, в связи с чем ссылка истца на нарушение технологического срока оборота указанных вагонов в качестве обоснования задержки состава на станции Разъезд 9 км СКВ является несостоятельной.
В ведомости N 093893 (в сутки задержки состава на станции Разъезд 9 км СКВ) опережение срока определено для 13 вагонов (время обработки составило 10 часов 10 минут).
В ведомости N 093903 опережение срока определено для 25 вагонов (время обработки составило 8 часов 50 минут для 10 вагонов, 8 часов 20 минут для 15 вагонов). Состав 8142-287-5210 был задержан на станции Разъезд 9 км СКВ 14.09.2019 в 8 часов 34 минуты. Для 9 вагонов срок обработки составил 14 часов 00 минут. Грузовые операции с указанными вагонами были начаты 13.09.2019 в 17 часов 00 минут и окончены 14.09.2019 в 7 часов 00 минут. Для 10 вагонов срок обработки составил 15 часов 00 минут. Грузовые операции с указанными вагонами были начаты 13.09.2019 в 16 часов 00 минут и окончены 14.09.2019 в 7 часов 00 минут. На момент задержки состава 8142-287-5210 на станции Разъезд 9 км СКВ 14.09.2019 в 8 часов 34 минуты указанные вагоны были обработаны, в связи с чем ссылка истца на нарушение технологического срока оборота указанных вагонов в качестве обоснования задержки состава на станции Разъезд 9 км СКВ является несостоятельной.
В ведомости 093904 опережение срока определено для 25 вагонов. В ведомости указано 12 вагонов, которые были поданы под выгрузку 13.09.2019 в 19 часов 45 минут, 13 вагонов, которые были поданы под выгрузку 14.09.2019 в 2 часа 05 минут. Таким образом, на момент задержки состава на станции Разъезд 9 км 14.09.2019 в 8 часов 34 минуты технологический срок обработки указанных вагонов нарушен не был.
В ведомости 093905 опережение срока определено для 9 вагонов. В ведомости указано 6 вагонов, которые были поданы под выгрузку 13.09.2019 в 19 часов 45 минут, 3 вагона, которые были поданы под выгрузку 13.09.2019 в 23 часа 30 минут. Таким образом, на момент задержки состава на станции Разъезд 9 км 14.09.2019 в 8 часов 34 минуты технологический срок обработки указанных вагонов нарушен не был.
В ведомости 093929 опережение срока определено для 11 вагонов. В ведомости указано 2 вагона, которые были поданы под выгрузку 13.09.2019 в 19 часов 45 минут, 7 вагонов, которые были поданы под выгрузку 13.09.2019 в 23 часа 30 минут, 4 вагона, которые были поданы под выгрузку 14.09.2019 в 4 часа 50 минут. Таким образом, на момент задержки состава на станции Разъезд 9 км 14.09.2019 в 8 часов 34 минуты технологический срок обработки указанных вагонов нарушен не был.
В ведомости 093928 указано 15 вагонов, которые были поданы под выгрузку 14.09.2019 в 8 часов 20 минут. Таким образом, на момент задержки состава на станции Разъезд 9 км 14.09.2019 в 8 часов 34 минуты технологический срок обработки указанных вагонов нарушен не был.
В ведомости 094958 опережение срока определено для 17 вагонов. В ведомости указано 2 вагона, которые были поданы под выгрузку 14.09.2019 в 2 часа 05 минут. Таким образом, на момент задержки состава на станции Разъезд 9 км 14.09.2019 в 8 часов 34 минуты технологический срок обработки указанных вагонов нарушен не был. Для 4 вагонов срок обработки составил 14 часов 00 минут. Обработка указанных вагонов была начата 14.09.2019 в 23 часа 00 минут. На момент задержки состава 8142-287-5210 на станции Разъезд 9 км СКВ 14.09.2019 в 8 часов 34 минуты указанные вагоны еще не были поданы под выгрузку, в связи с чем ссылка истца на нарушение технологического срока оборота указанных вагонов в качестве обоснования задержки состава на станции Разъезд 9 км СКВ является несостоятельной.
В ведомости 094972 указано 2 вагона, которые были поданы под выгрузку 14.09.2019 в 6 часов 45 минут. Таким образом, на момент задержки состава на станции Разъезд 9 км 14.09.2019 в 8 часов 34 минуты технологический срок обработки указанных вагонов нарушен не был. Для 6 вагонов срок обработки составил 22 часа 15 минут. Обработка указанных вагонов была начата 14.09.2019 в 20 часов 30 минут. Для 5 вагонов срок обработки составил 19 часов 45 минут. Обработка указанных вагонов была начата 14.09.2019 в 23 часа 00 минут. На момент задержки состава 8142-287-5210 на станции Разъезд 9 км СКВ 14.09.2019 в 8 часов 34 минуты указанные вагоны еще не были поданы под выгрузку, в связи с чем ссылка истца на нарушение технологического срока оборота указанных вагонов в качестве обоснования задержки состава на станции Разъезд 9 км СКВ является несостоятельной.
В ведомости 094963 для 2 вагонов срок обработки составил 28 часов 40 минут. Обработка указанных вагонов была начата 14.09.2019 в 12 часов 40 минут. Для 4 вагонов срок обработки составил 30 часов 00 минут. Обработка указанных вагонов была начата 14.09.2019 в 12 часов 40 минут. Для 9 вагонов срок обработки составил 20 часов 35 минут. Обработка указанных вагонов была начата 14.09.2019 в 22 часа 35 минут. На момент задержки состава 8142-287-5210 на станции Разъезд 9 км СКВ 14.09.2019 в 8 часов 34 минуты указанные вагоны еще не были поданы под выгрузку, в связи с чем ссылка истца на нарушение технологического срока оборота указанных вагонов в качестве обоснования задержки состава на станции Разъезд 9 км СКВ является несостоятельной.
В ведомости 094965 для 1 вагона срок обработки составил 25 часов 45 минут. Обработка указанных вагонов была начата 14.09.2019 в 22 часа 05 минут. Для 3 вагонов срок обработки составил 35 часов 10 минут. Обработка указанных вагонов была начата 14.09.2019 в 12 часов 40 минут. На момент задержки состава 8142-287-5210 на станции Разъезд 9 км СКВ 14.09.2019 в 8 часов 34 минуты указанные вагоны еще не были поданы под выгрузку, в связи с чем ссылка истца на нарушение технологического срока оборота указанных вагонов в качестве обоснования задержки состава на станции Разъезд 9 км СКВ является несостоятельной.
В ведомости 094974 для 7 вагонов срок обработки составил 41 час 20 минут. Обработка указанных вагонов была начата 14.09.2019 в 12 часов 20 минут. На момент задержки состава 8142-287-5210 на станции Разъезд 9 км СКВ 14.09.2019 в 8 часов 34 минуты указанные вагоны еще не были поданы под выгрузку, в связи с чем ссылка истца на нарушение технологического срока оборота указанных вагонов в качестве обоснования задержки состава на станции Разъезд 9 км СКВ является несостоятельной.
В ведомости 094996 для 1 вагона срок обработки составил 38 часов 00 минут. Обработка указанных вагонов была начата 14.09.2019 в 19 часов 30 минут. Для 6 вагонов срок обработки составил 42 часа 40 минут. Обработка указанных вагонов была начата 14.09.2019 в 14 часов 50 минут. На момент задержки состава 8142-287-5210 на станции Разъезд 9 км СКВ 14.09.2019 в 8 часов 34 минуты указанные вагоны еще не были поданы под выгрузку, в связи с чем ссылка истца на нарушение технологического срока оборота указанных вагонов в качестве обоснования задержки состава на станции Разъезд 9 км СКВ является несостоятельной.
В ведомости 094009 для 6 вагонов срок обработки составил 47 часов 30 минут. Обработка указанных вагонов была начата 14.09.2019 в 19 часов 30 минут. На момент задержки состава 8142-287-5210 на станции Разъезд 9 км СКВ 14.09.2019 в 8 часов 34 минуты указанные вагоны еще не были поданы под выгрузку, в связи с чем ссылка истца на нарушение технологического срока оборота указанных вагонов в качестве обоснования задержки состава на станции Разъезд 9 км СКВ является несостоятельной.
Из ведомостей N 093807, 093816, 093817, 093855, 093865 подачи и уборки вагонов, представленных для обоснования задержки ж/д состава индекс 8901-002-5210, следует, что ответчиком допускались как случаи нарушения технологического срока обработки вагонов, так и случаи обработки вагонов со значительным опережением установленного Договором NN 325/2 от 27 марта 2017 года технологического срока обработки вагонов.
В ведомости N 093816 (в сутки задержки состава на станции Сальск СКВ) опережение срока определено для 2 вагонов (время обработки составило 9 часов 55 минут для 1 вагона, 6 часов 10 минут для 1 вагона). Состав 8901-002-5210 был задержан на станции Сальск СКВ 12.09.2019 в 14 часов 21 минуту. Для 1 вагона срок обработки составил 18 часов 30 минут. Обработка указанных вагонов была начата 12.09.2019 в 3 часа 50 минут. На момент задержки состава 8901-002-5210 на станции Сальск СКВ 12.09.2019 в 14 часов 21 минуту технологический срок обработки указанных вагонов нарушен не был.
В ведомости N 093807 (в сутки задержки состава на станции Сальск СКВ) опережение срока определено для 1 вагона (время обработки составило 7 часов 10 минут). Состав 8901-002-5210 был задержан на станции Сальск СКВ 12.09.2019 в 14 часов 21 минуту. Для 8 вагонов срок обработки составил 13 часов 10 минут. Обработка указанных вагонов была начата 12.09.2019 в 3 часа 50 минут. На момент задержки состава 8901-002-5210 на станции Сальск СКВ 12.09.2019 в 14 часов 21 минуту технологический срок обработки указанных вагонов нарушен не был.
В ведомости N 093817 (в сутки задержки состава на станции Сальск СКВ) опережение срока определено для 3 вагонов (время обработки составило 9 часов 50 минут). Состав 8901-002-5210 был задержан на станции Сальск СКВ 12.09.2019 в 14 часов 21 минуту. Для 4 вагонов срок обработки составил 13 часов 35 минут. Обработка указанных вагонов была начата 12.09.2019 в 12 часов 25 минут. Для 16 вагонов срок обработки составил 23 часа 40 минут. Обработка указанных вагонов была начата 12.09.2019 в 3 часа 50 минут. На момент задержки состава 8901-002-5210 на станции Сальск СКВ 12.09.2019 в 14 часов 21 минуту технологический срок обработки указанных вагонов нарушен не был.
В ведомости N 093855 для 11 вагонов срок обработки составил 27 часов 25 минут. Обработка указанных вагонов была начата 12.09.2019 в 12 часов 25 минут. На момент задержки состава 8901-002-5210 на станции Сальск СКВ 12.09.2019 в 14 часов 21 минуту технологический срок обработки указанных вагонов нарушен не был. Для 1 вагона срок обработки составил 23 часа 40 минут. Обработка указанных вагонов была начата 12.09.2019 в 16 часов 10 минут. На момент задержки состава 8901-002-5210 на станции Сальск СКВ 12.09.2019 в 14 часов 21 минуту указанные вагоны еще не были поданы под выгрузку, в связи с чем ссылка истца на нарушение технологического срока оборота указанных вагонов в качестве обоснования задержки состава на станции Сальск СКВ является несостоятельной.
В ведомости N 093865 для 12 вагонов срок обработки составил 30 часов 35 минут. Обработка указанных вагонов была начата 12.09.2019 в 12 часов 50 минут. На момент задержки состава 8901-002-5210 на станции Сальск СКВ 12.09.2019 в 14 часов 21 минуту технологический срок обработки указанных вагонов нарушен не был.
Из ведомостей N 093854, 094973 подачи и уборки вагонов, представленных для обоснования задержки ж/д состава индекс 5254-162-5210, следует, что ответчиком допускались как случаи нарушения технологического срока обработки вагонов, так и случаи обработки вагонов со значительным опережением установленного договором NN 325/2 от 27 марта 2017 года технологического срока обработки вагонов.
В ведомости N 093854 для 7 вагонов срок обработки составил 34 часа 55 минут. Обработка указанных вагонов была начата 11.09.2019 в 23 часа 30 минут. Для 7 вагонов срок обработки составил 36 часов 05 минут. Обработка указанных вагонов была начата 11.09.2019 в 22 часа 20 минут. На момент задержки состава 5254-162-5210 на станции Кущевка СКВ 11.09.2019 в 14 часов 37 минут указанные вагоны еще не были поданы под выгрузку, в связи с чем ссылка истца на нарушение технологического срока оборота указанных вагонов в качестве обоснования задержки состава на станции Кущевка СКВ является несостоятельной. Для 2 вагонов срок обработки составил 47 часов 55 минут. Обработка указанных вагонов была начата 11.09.2019 в 10 часов 30 минут. На момент задержки состава 8901-002-5210 на станции 5254-162-5210 на станции Кущевка СКВ 11.09.2019 в 14 часов 37 минут технологический срок обработки указанных вагонов нарушен не был.
В ведомости N 094973 для 10 вагонов срок обработки составил 115 часов 55 минут. Обработка указанных вагонов была начата 11.09.2019 в 6 часов 15 минут. Для 4 вагонов срок обработки составил 117 часов 25 минут. Обработка указанных вагонов была начата 11.09.2019 в 6 часов 15 минут. На момент задержки состава 8901-002-5210 на станции 5254-162-5210 на станции Кущевка СКВ 11.09.2019 в 14 часов 37 минут технологический срок обработки указанных вагонов нарушен не был.
В результате ведомости подачи и уборки вагонов не принимаются судом в качестве допустимого доказательства нарушения технологического срока оборота вагонов, по причинам, зависящим от ответчика, поскольку безусловно не доказывают данного факта.
Указанные обстоятельства позволили суду сделать вывод об отсутствии вины порта и причинно-следственной связи между действиями (бездействием) порта и вынужденным отставлением перевозчиком вагонов в пути следования.
На основании изложенного, в удовлетворении исковых требований судом первой инстанции отказано.
В связи с отказом в удовлетворении основного требования о взыскании денежного обязательства, дополнительное (акцессорное) требование о взыскании суммы процентов за пользование чужими денежными средствами также отклонено судом.
Доводы заявителя жалобы основаны на неверном понимании правил распределения бремени доказывания по делу. В силу положений статей 9, 65 Кодекса судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности.
Фактически доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку обстоятельств дела, исследованных судом первой инстанции, по существу сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции, но не содержат фактов, которые не были бы учтены судом при рассмотрении дела.
Нарушений, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для безусловной отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
По правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы также относятся на ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.05.2021 по делу N А32-43329/2020 оставить без изменений, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.Г. Величко |
Судьи |
О.А. Еремина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-43329/2020
Истец: ОАО "РЖД", ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: ОАО Новороссийский морской торговый порт, ПАО "Новороссийский морской торговый порт"