г. Москва |
|
27 июля 2021 г. |
Дело N А41-21392/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 июля 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Диаковской Н.В.,
судей Ивановой Л.Н., Панкратьевой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Архиповым М.А.,
при участии в заседании:
от ИП Прозоровой Т.А.: представитель не явился, извещена;
от ИФНС по городу Истре Московской области: представитель не явился, извещена;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Прозоровой Татьяны Алексеевны
на решение Арбитражного суда Московской области
от 21 мая 2021 года по делу N А41-21392/21,
по заявлению индивидуального предпринимателя Прозоровой Татьяны Алексеевны
к инспекции Федеральной налоговой службы по городу Истре Московской области
об оспаривании постановлений,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Прозорова Татьяна Алексеевна (далее - заявитель, предприниматель, ИП Прозорова Т.А.) обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Истре Московской области (далее - заинтересованное лицо, административный орган, ИФНС по городу Истре Московской области) о признании незаконными и отмене постановлений от 12.03.2021 N N 50172104600058800004, 50172104600065200004, 50172104600070100004, 50172104600087500004, 50172104600094900004, 50172104600105300004, 50172104600116800004, 50172104600124300004, 50172104600134500004, 50172104600141800004.
Решением Арбитражного суда Московской области от 21 мая 2021 года по делу N А41-21392/21 в удовлетворении заявления отказано (т. 2 л. д. 134-136).
Не согласившись с данным судебным актом, предприниматель обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также нарушены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru).
Изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в соответствии с платежной ведомостью от 30.06.2019 N 13 за расчетный период с 01.06.2019 по 30.06.2019 из кассы предпринимателя в наличной форме была произведена выплата денежных средств сотрудникам - нерезидентам, имеющим открытые расчетные счета в уполномоченных банках, на общую сумму 42 872 руб. В отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 25.02.2021 N 50172104600087500002, предусмотренном частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
В соответствии с платежной ведомостью от 31.05.2019 N 11 за расчетный период с 01.05.2019 по 31.05.2019 из кассы предпринимателя в наличной форме была произведена выплата денежных средств сотрудникам - нерезидентам, имеющим открытые расчетные счета в уполномоченных банках, на общую сумму 30 932 руб. В отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 25.02.2021 N 50172104600070100002, предусмотренном частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
В соответствии с платежной ведомостью от 31.05.2019 N 11 за расчетный период с 01.05.2019 по 31.05.2019 из кассы предпринимателя в наличной форме была произведена выплата денежных средств сотрудникам - нерезидентам, имеющим открытые расчетные счета в уполномоченных банках, на общую сумму 30 932 руб. В отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 25.02.2021 N 50172104600070100002, предусмотренном частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
В соответствии с платежной ведомостью от 30.04.2019 N 9 за расчетный период с 01.04.2019 по 30.04.2019 из кассы предпринимателя в наличной форме была произведена выплата денежных средств сотрудникам - нерезидентам, имеющим открытые расчетные счета в уполномоченных банках, на общую сумму 31 004 руб. В отношении общества составлен Протокол об административном правонарушении от 25.02.2021 N 50172104600065200002, предусмотренном частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
В соответствии с платежной ведомостью от 31.03.2019 N 7 за расчетный период с 01.03.2019 по 31.03.2019 из кассы предпринимателя в наличной форме была произведена выплата денежных средств сотрудникам - нерезидентам, имеющим открытые расчетные счета в уполномоченных банках, на общую сумму 27 840 руб. В отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 25.02.2021 N 50172104600058800002, предусмотренном частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
В соответствии с платежной ведомостью от 31.03.2019 N 15 за расчетный период с 01.07.2019 по 31.07.2019 из кассы предпринимателя в наличной форме была произведена выплата денежных средств сотрудникам - нерезидентам, имеющим открытые расчетные счета в уполномоченных банках, на общую сумму 48 000 руб. В отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 25.02.2021 N 50172104600094900002, предусмотренном частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
В соответствии с платежной ведомостью от 31.08.2019 N 17 за расчетный период с 01.08.2019 по 31.08.2019 из кассы предпринимателя в наличной форме была произведена выплата денежных средств сотрудникам - нерезидентам, имеющим открытые расчетные счета в уполномоченных банках, на общую сумму 48 000 руб. В отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 25.02.2021 N 50172104600105300002, предусмотренном частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
В соответствии с платежной ведомостью от 30.09.2019 N 19 за расчетный период с 01.09.2019 по 30.09.2019 из кассы предпринимателя в наличной форме была произведена выплата денежных средств сотрудникам - нерезидентам, имеющим открытые расчетные счета в уполномоченных банках, на общую сумму 48 000 руб. В отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 25.02.2021 N 50172104600116800002, предусмотренном частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
В соответствии с платежной ведомостью от 31.10.2019 N 21 за расчетный период с 01.10.2019 по 31.10.2019 из кассы предпринимателя в наличной форме была произведена выплата денежных средств сотрудникам - нерезидентам, имеющим открытые расчетные счета в уполномоченных банках, на общую сумму 32 000 руб. В отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 25.02.2021 N 50172104600124300002, предусмотренном частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
В соответствии с платежной ведомостью от 30.11.2019 N 23 за расчетный период с 01.11.2019 по 30.11.2019 из кассы предпринимателя в наличной форме была произведена выплата денежных средств сотрудникам - нерезидентам, имеющим открытые расчетные счета в уполномоченных банках, на общую сумму 16 000 руб. В отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 25.02.2021 N 50172104600134500002, предусмотренном частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
В соответствии с платежной ведомостью от 31.12.2019 N 25 за расчетный период с 01.12.2019 по 31.122019 из кассы предпринимателя в наличной форме была произведена выплата денежных средств сотрудникам - нерезидентам, имеющим открытые расчетные счета в уполномоченных банках, на общую сумму 16 000 руб. В отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 25.02.2021 N 50172104600141800002, предусмотренном частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
В результате рассмотрения дел об административных правонарушениях уполномоченным должностным лицом ИФНС в отношении общества вынесены постановления о назначении административных наказаний от 12.03.2021 N N 50172104600058800004, 50172104600065200004, 50172104600070100004, 50172104600087500004, 50172104600094900004, 50172104600105300004,
50172104600116800004, 50172104600124300004, 50172104600134500004,
50172104600141800004, которыми общество привлечено к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, в виде административных штрафов.
Полагая, что указанные представления являются незаконными и нарушают права и законные интересы ИП Прозоровой Т.А. в сфере предпринимательской деятельности, предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для отказа в удовлетворении заявления в связи со следующим.
В силу части 1 статьи 15.25 КоАП РФ осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю -продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на граждан, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Федеральным законом от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ), в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, предусмотрено, что данным нормативным правовым актом определен порядок валютного регулирования и валютного контроля, права и обязанности, в частности, резидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации, валютными ценностями (статьи 1 и 2 Закона N 173-ФЗ).
Согласно части 9 статьи 1 Закона N 173-ФЗ к валютным операциям относится отчуждение нерезидентом в пользу резидента валюты Российской Федерации на законных основаниях, а также использование валюты Российской Федерации в качестве средства платежа.
При этом к валютным ценностям относится, среди прочего, иностранная валюта, в составе которой учитываются также средства на банковских счетах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.
В соответствии с частью 2 статьи 14 Закона N 173-ФЗ если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.
Расчеты при осуществлении валютных операций могут производиться юридическими лицами - резидентами через счета, открытые в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона в банках за пределами территории Российской Федерации, за счет средств, зачисленных на эти счета в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Случаи, при которых юридические лица - резиденты могут осуществлять расчеты с нерезидентами в наличной иностранной валюте и валюте Российской Федерации без использования банковских счетов в уполномоченных банках также перечислены в части 2 статьи 14 Закона N 173- ФЗ, - перечень этих случаев является исчерпывающим.
При этом возможность осуществления валютной операции по выдаче (отчуждению) в пользу физических лиц - нерезидентов, валюты Российской Федерации в виде банкнот Банка России, минуя счета в уполномоченных банках, валютным законодательством Российской Федерации не предусмотрена, в перечень исключений такая операция не входит.
Как следует из материалов дела, предприниматель являясь резидентом, совершал операции по выплате заработной платы работникам - нерезидентам валюты Российской Федерации в виде банкнот Банка России, то есть совершил валютную операцию по выдаче денежных средств, минуя счета в уполномоченном банке.
Поскольку денежные средства выплачивались нерезидентам, данная операция являлась валютной операцией и требовала использования счета в уполномоченном банке.
Так как факт осуществления валютных операций в виде выплаты заработной платы работникам - нерезидентам наличных денежных средств в валюте Российской Федерации, а не через банковские счета в уполномоченном банке, установлен по материалам рассматриваемого дела, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях предпринимателя события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
Таким образом, предпринимателем допущены нарушения требований Закона N 173-ФЗ, что образует состав правонарушений, ответственность за которые установлена частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, подтверждающих принятие всех возможных и необходимых мер по соблюдению требований действующего законодательства обществом суду не представило.
Таким образом, общество, имея возможность для соблюдения норм и правил действующего законодательства, не приняло необходимых мер.
Исходя из изложенного, вина общества во вменяемом административном правонарушении является подтвержденной.
Срок привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ не истек.
Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться в силу пункта 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" основанием для отмены оспариваемого постановления, не имеется.
В соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ за вменяемое правонарушение предусмотрено назначение административного штрафа в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции.
Из обжалуемых постановлений следует, что в ходе рассмотрения административных дел обстоятельств, смягчающие и отягчающие административную ответственность не установлено, на их наличие в оспариваемых решениях административного органа не указано.
На основании изложенного, административное наказание назначено заявителю в минимальном размере.
При этом применение положений статьи 2.9 КоАП РФ, с учетом разъяснений в пунктах 18, 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", невозможно по следующим обстоятельствам.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Таким образом, административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.
Согласно абзацу 3 пункта 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Пунктом 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10) разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Согласно абзацу 3 пункта 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 данного постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Пунктами 55, 58, 59 и 62 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной указом Президента Российской Федерации от 31.12.2015 N 683 предусмотрено, что валютная политика является частью мер национальной безопасности, направленных на обеспечение экономической безопасности государства и граждан, одним из направлений которой является преодоление оттока капитала, борьба с коррупцией, теневой и криминальной экономикой.
Совершенное обществом административное правонарушение посягает на общественные отношения, связанные с соблюдением установленного государством порядка в области финансов, то есть создает существенную угрозу экономическим интересам общества и государства, является общественно опасным социально-правовым явлением, негативно влияющим на обеспечение финансовой безопасности Российской Федерации.
Таким образом, оснований для освобождения заявителя от административной ответственности, в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ, не имеется.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что обжалуемые постановления являются законными и отмене не подлежат.
Возражениями, изложенными в жалобе, не опровергаются выводы суда первой инстанции. Несогласие с толкованием судом первой инстанции норм права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения.
Заявителем апелляционной жалобы не приведено фактов, которые не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 21 мая 2021 года по делу N А41-21392/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Диаковская |
Судьи |
Л.Н. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-21392/2021
Истец: Прозорова Татьяна Алексеевна
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. ИСТРЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. ИСТРЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ