город Омск |
|
27 июля 2021 г. |
Дело N А46-20784/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 июля 2021 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.,
судей Ивановой Н.Е., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационные номера 08АП-6538/2021, 08АП-6693/2021) Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска и Администрации города Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 27.04.2021 по делу N А46-20784/2020 (судья Чернышев В.И.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сириус" (ИНН 5503178416, ОГРН 1175543039242, адрес: 644116, Омская область, город Омск, улица 36-я Северная, дом 1, литера д, офис 4) к Администрации города Омска (ИНН 5503047244, ОГРН 1025500757259, адрес: 644099, Омская область, город Омск, улица Гагарина, 34), при участии в деле качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, Департамента имущественных отношений Администрации города Омска, прокуратуры Омской области в лице прокуратуры г. Омска, о признании недействительным в части постановления Администрации города Омска от 09.10.2020 N 615-п "Об отказе в предоставлении разрешений на условно-разрешённый вид использования некоторых земельных участков и объекта капитального строительства",
при участии в судебном заседании представителей:
от Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска - Васильченко Ольги Николаевны по доверенности от 07.07.2021 N Исх-АГ/03-3303;
от общества с ограниченной ответственностью "Сириус" - Романова Константина Сергеевича по доверенности от 16.07.2021;
от прокуратуры Омской области в лице прокуратуры г. Омска - Никульшиной Елены Викторовны по поручению от 03.06.2021;
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Сириус" (далее - заявитель, ООО "Сириус", общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Администрации города Омска (далее - заинтересованное лицо, Администрация), в котором заявитель просил:
- признать недействительными подпункты 16 и 17 пункта 1 постановления Администрации г. Омска N 615-п "Об отказе в предоставлении разрешений на условно разрешенный вид использования некоторых земельных участков и объекта капитального строительства";
- обязать Администрацию города Омска в течение 10 рабочих дней со дня вступления в законную силу решения суда по настоящему делу вынести постановление о предоставлении разрешения на условно разрешённый вид использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:110101:2181, общей площадью 34352 кв.м., местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир 12-этажный жилой дом, участок находится примерно в 150 м по направлению на северо-восток от ориентира, почтовый адрес ориентира: Омская область, город Омск, Кировский АО, ул. Лукашевича, д. 29: гостиничное обслуживание (код 4.7); общественное питание (код 4.6);
- обязать Администрацию города Омска в течение 10 рабочих дней со дня вступления в законную силу решения суда по настоящему делу вынести постановление о предоставлении разрешения на условно разрешённый вид использования объекта капитального строительства торговый комплекс, общей площадью 1985,5 кв.м., количество этажей - 4, в том числе подземных -1, кадастровый номер 55:36:110101:26906, местоположение: Омская область, г. Омск, Кировский АО, ул. Крупской, д. 6 корп. 2: гостиничное обслуживание (код 4.7); общественное питание (код 4.6).
Определениями суда от 26.11.2020, 21.01.2021, 01.03.2021 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска (далее - Департамент архитектуры и градостроительства), Департамент имущественных отношений Администрации города Омска (далее - Департамент имущественных отношений), прокуратура Омской области в лице прокуратуры г. Омска (далее - Прокуратура).
Решением Арбитражного суда Омской области от 27.04.2021 по делу N А46-20784/2020 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент архитектуры и градостроительства, Администрация обратились в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы Департамент архитектуры и градостроительства указал на то, что обществом не представлено доказательств нарушения его прав оспариваемым постановлением; Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее ГрК РФ) не содержит положений, обязывающих отражать в принимаемом главой администрации решении причины отказа в предоставлении разрешений на условно разрешенный вид использования; суд первой инстанции неправомерно обязал Администрацию вынести постановление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, поскольку суд не вправе обязать орган местного самоуправления принять ту или иную норму.
Администрация в обосновании своей апелляционной жалобы поддержала доводы апелляционной жалобы Департамента архитектуры и градостроительства, а также указала на то, что факт обращения заявителя орган местного самоуправления о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования не влечет обязанности принятия органом местного самоуправления положительного решения.
В письменном отзыве ООО "Сириус", не соглашаясь с доводами апелляционных жалоб, просило оставить решение суда первой инстанции без изменения, как законное и обоснованное.
Прокуратурой представлен отзыв на апелляционные жалобы, в котором указано на законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции.
В судебном заседании представитель Департамент архитектуры и градостроительства поддержал доводы своей апелляционной жалобы и жалобы Администрации.
Представители Прокуратуры и общества возразили на доводы апелляционных жалоб по основаниям, изложенным в письменных отзывах, просили оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Админимтрация, надлежащим образом извещенная в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционных жалоб, явку своего представителя в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечила.
Полномочия Крамских Виктории Юрьевны в качестве представителя Администрации города Омска судом апелляционной инстанции не признаны, поскольку в подтверждение полномочий представлена копия доверенности от 17.05.2021 N 02/3749, подлинник данной доверенности не представлен.
Полномочия Курбатова Вадима Владимировича в качестве представителя ООО "Сириус" судом апелляционной инстанции не признаны, поскольку в подтверждение полномочий представлена доверенность от 26.06.2020 N 5, срок действия которой (один год) на момент судебного заседания истек, иной доверенности не представлено.
На основании части 1 статьи 266, статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившегося участника арбитражного процесса.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционные жалобы, отзывы, заслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.
ООО "Сириус" на праве собственности принадлежит объект недвижимого имущества - торговый комплекс, общей площадью 1985,5 кв.м., количество этажей-4, в том числе подземных-1, кадастровый номер 55:36:110101:26906, адрес: Омская область, г. Омск, Кировский АО, ул. Крупской, д. 6 корп. 2 (запись регистрации N 55:36:110101-26906-55/092/2019-3 от 21.03.2019).
Указанный объект недвижимости находится в границах земельного участка с кадастровым номером 55:36:110101:2181 общей площадью 34352 кв. м, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир 12-этажный жилой дом, участок находится примерно в 150 м по направлению на северо-восток от ориентира, почтовый адрес ориентира: Омская область, город Омск, Кировский АО, ул. Лукашевича, д. 29, вид разрешённого использования: для размещения магазинов, торговых комплексов и центров (в том числе салонов по продаже автотранспортных средств).
По договору аренды земельного участка N Д-Кр-31-6439, зарегистрированному 05.09.2006, обществу передана в аренду часть земельного участка учетный номер 1, общей площадью 2542 кв.м вышеуказанного земельного участка.
Обществом с целью проведения реконструкции здания принято решение об изменении назначения здания с торгового на "гостиничное обслуживание (код 4.7), общественное питание (код 4.6)", поскольку в шаговой доступности от здания по адресу: г. Омск, Кировский АО, ул. Крупской, д. 6, корп. 2, принадлежащего Обществу, расположены два крупных гипермаркета "Лента" (г. Омск, ул. Лукашевича, д. 33) и "ОБИ" (Омск, ул. Лукашевича, д. 33), реализующих группу продовольственных и непродовольственных товаров. Соответственно, размещение еще одного торгового объекта является экономически нецелесообразным.
Здание и земельный участок располагаются в границах территориальной зоны Ж-4, для которой в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утверждёнными Решением Омского городского Совета от 10.12.2008 N 201, виды использования "гостиничное обслуживание (код 4.7), общественное питание (код 4.6)" являются условно разрешёнными.
Общество обратилось в Администрацию с заявлениями о предоставлении разрешений на условно разрешённый вид земельного участка и объекта капитального строительства, приложив к заявлениям выписки из ЕГРН на земельный участок и объект капитального строительства, копии учредительных и регистрационных документов ООО "Сириус", копия постановления Администрации г. Омска от 11.12.2018 N 1255-п "О предоставлении разрешения на условно разрешённый вид использования земельного участка и объекта капитального строительства", а также планируемые проектные решения (Архитектурные решения. Эскизный проект).
В соответствии с постановлением Мэра г. Омска от 27.07.2020 N 41-пм организованы и 20.08.2020 проведены соответствующие публичные слушания по обсуждению проекта Постановления Мэра г. Омска "О предоставлении разрешений на условно разрешённый вид использования некоторых земельных участков и объекта капитального строительства".
Как указывает заявитель, во время подготовки и проведения слушаний, замечаний, возражений и предложений по проекту решения о предоставлении разрешений на условно разрешённый вид использования земельного участка и здания, указанного в Проекте в подпунктах 18 и 19 пункта 1, не поступило, что подтверждается выпиской из протокола публичных слушаний. Заключение о результатах публичных слушаний, проведённых 20.08.2020, размещённое на официальном сайте Администрации г. Омска, а также опубликованное в еженедельной газете "Третья столица" от 27.08.2020 N 39 (1187), подтверждает отсутствие замечаний, возражений и предложений по данному вопросу.
Письмами от 25.08.2020 N 06/7642 и N 06/7643 Департамент архитектуры и градостроительства уведомил ООО "Сириус" о том, что по результатам публичных слушаний Комиссией на основании заключения об их результатах будут подготовлены рекомендации, которые направятся главе администрации г. Омска для принятия решения о предоставлении разрешения или об отказе в предоставлении такого разрешения.
09.10.2020 ООО "Сириус" получено постановление Администрации г. Омска N 615-п "Об отказе в предоставлении разрешений на условно разрешённый вид использования некоторых земельных участков и объекта капитального строительства" (далее -Постановление N 615-п), в котором вышеуказанные земельный участок и здание фигурируют в подпунктах 16 и 17 пункта 1.
Полагая, что отказ в предоставлении разрешения на условно разрешённый вид земельного участка и объекта капитального строительства, закреплённый в подпунктах 16 и 17 пункта 1 Постановления N 615-п, не соответствует законодательству, нарушает права и законные интересы ООО "Сириус" в сфере осуществления предпринимательской деятельности, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Решением Арбитражного Суда Омской области от 27.04.2021 заявленные требования ООО "Сириус" удовлетворены.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 36 ГрК РФ правовой режим земельных участков определяется градостроительным регламентом, который должен устанавливаться с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства; функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований; видов территориальных зон; требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов.
В статье 37 ГрК РФ предусмотрено, что разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:
1) основные виды разрешенного использования;
2) условно разрешенные виды использования;
3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними (часть 1 статьи 37 ГрК РФ).
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (часть 2 статьи 37 ГрК РФ). Изменение одного вида разрешенного использования на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (часть 3 статьи 37 ГрК РФ).
Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 этого кодекса (часть 6 статьи 37 ГрК РФ). Физическое или юридическое лицо вправе оспорить в суде решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства либо об отказе в предоставлении такого разрешения (часть 7 статьи 37 ГрК РФ).
В соответствии со статьей 39 ГрК РФ физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию (часть 1 статьи 39 ГрК РФ). Проект решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, проводимых в порядке, установленном статьей 5.1 данного кодекса, с учетом положений этой статьи (часть 2 статьи 39 ГрК РФ).
На основании заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации (часть 9 статьи 39 ГрК РФ). Физическое или юридическое лицо вправе оспорить в судебном порядке решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения (часть 12 статьи 39 ГрК РФ).
Согласно статье 5.1 ГрК РФ в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства по проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и с учетом положений этого кодекса проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, за исключением случаев, предусмотренных данным кодексом и другими федеральными законами (часть 1 указанной статьи). На основании протокола общественных обсуждений или публичных слушаний организатор общественных обсуждений или публичных слушаний осуществляет подготовку заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний (часть 21 указанной статьи).
Нормы, регламентирующие проведение публичных слушаний по вопросам выработки градостроительных решений, направлены на обеспечение комплексного учета интересов населения и сами по себе не могут рассматриваться как ограничивающие какие-либо конституционные права и свободы граждан. По своему смыслу в системе действующего правового регулирования они обязывают правоприменителя, в том числе суды, находить в каждом конкретном случае разумный баланс интересов социально-экономического развития, технического прогресса и связанных с ними прав граждан, с одной стороны, и интересов сохранения исторического и культурного наследия, защиты окружающей среды и связанных с этим прав в духовно-культурной сфере - с другой.
Публичные слушания не являются формой осуществления власти населением, однако предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении, конечная цель которого - выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта; соответственно, процесс принятия управленческих решений становится более открытым для граждан, и эта открытость обеспечивается принудительной силой закона, обязывающего органы власти проводить публичные слушания по определенным вопросам.
Результаты общественных обсуждений носят рекомендательный характер, однако они учитываются при принятии соответствующего решения, но не являются обязательными (апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 04.04.2019 N 75-АПА19-4 и от 27.11.2019 N 127-АПА19-24).
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ООО "Сириус" на праве собственности принадлежит объект недвижимого имущества - торговый комплекс, общей площадью 1985,5 кв.м., количество этажей-4, в том числе подземных-1, кадастровый номер 55:36:110101:26906, адрес: Омская область, г. Омск, Кировский АО, ул. Крупской, д. 6 корп. 2.
ООО "Сириус" по договору аренды земельного участка N Д-Кр-31-6439, зарегистрированному 05.09.2006, передана в аренду часть земельного участка с кадастровым номером 55:36:110101:2181 общей площадью 2542 кв.м., на котором размещён принадлежащий обществу торговый объект.
Земельный участок с кадастровым номером 55:36:110101:2181, часть которого предоставлена заявителю на праве аренды, в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утверждёнными Решением Омского городского Совета от 10.12.2008 N 201, расположен в территориальной зоне - Ж4-117 - зона жилой застройки высокой этажности.
В силу пункта 1 статьи 14 Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утверждённых Решением Омского городского Совета от 10.12.2008 N 201, заявитель вправе изменить вид разрешённого использования земельного участка в процессе его использования.
При этом заявление о выдаче разрешения на условно разрешенный вид использования может подаваться, в том числе, при планировании изменения вида использования земельных участков, объектов капитального строительства в процессе их использования.
В соответствии с частью 2 статьи 14 Правил землепользования и застройки право на получение разрешения на условно разрешенный вид использования может быть реализовано только в случаях, когда выполняются следующие условия: на соответствующую территорию распространяет свое действие градостроительный регламент, установленный настоящими Правилами; применительно к соответствующей территориальной зоне в составе градостроительного регламента установлен условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, который запрашивается заявителем.
В соответствии со статьёй 45 Правил землепользования и застройки зона жилой застройки высокой этажности (Ж-4) включает в себя участки территории города Омска, предназначенные для размещения высотных многоквартирных жилых домов.
Согласно статье 42 Правил землепользования и застройки города Омска общественное питание (код 4.6) и гостиничное обслуживание (код 4.7) для территориальной зоны Ж-4 являются условно разрешёнными видами использования и требуют получения специального разрешения на условно разрешённый вид использования земельного участка и объекта капитального строительства.
Из материалов дела усматривается, что в соответствии с подпунктом 30 пункта 1 постановления Мэра города Омска от 27.07.2020 N 41-пм N 21-пм "Об организации и проведении публичных слушаний по вопросу предоставления разрешений на условно разрешённый вид использования некоторых земельных участков" проведены публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на условно разрешённый вид использования земельного участка с кадастровым номером с 55:36:110101:2181, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир 12-этажный жилой дом. Участок находится примерно в 150 м по направлению на северо-восток от ориентира. Почтовый адрес ориентира: Омская область, город Омск, Кировский административный округ, улица Лукашевича, дом 29 и объекта недвижимости торговый комплекс, общей площадью 1985,5 кв.м., количество этажей-4, в том числе подземных-1, кадастровый номер 55:36:110101:26906, адрес: Омская область, г. Омск, Кировский АО, ул. Крупской, д. 6 корп. 2.
Во время подготовки и проведения слушаний, замечаний, возражений и предложений по проекту решения о предоставлении разрешений на условно разрешённый вид использования земельного участка и здания, указанного в Проекте в подпунктах 18 и 19 пункта 1, не поступило, что подтверждается выпиской из протокола публичных слушаний.
Заключение о результатах публичных слушаний, проведённых 20.08.2020, размещённое на официальном сайте Администрации г. Омска, а также опубликованное в еженедельной газете "Третья столица" от 27.08.2020 N 39 (1187), подтверждает отсутствие замечаний, возражений и предложений по данному вопросу.
Как следует из письма Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска от 13.11.2020 N 06/9997, комиссией рекомендовано отказать в предоставлении разрешения на условно разрешённый вид использования земельного участка и объекта капитального строительства на основании подпункта 1 пункта 12 Административного регламента в связи с отсутствием у заявителя обоснования необходимости получения специального разрешения.
Постановлением Администрации г. Омска N 615-п "Об отказе в предоставлении разрешений на условно разрешённый вид использования некоторых земельных участков и объекта капитального строительства" (подпункты 16 и 17 пункта 1) ООО "Сириус" отказано, причин отказа оспариваемое постановление не содержит.
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, а также доводы сторон, суд апелляционной инстанции считает, что рассматриваемом случае отказ в предоставлении испрашиваемого разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и объекта капитального строительства принят без учета отсутствия замечаний, возражении по проекту решения о предоставлении разрешений на условно разрешённый вид использования земельного участка и здания, с нарушением Правил землепользования и застройки города Омска, а также Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Предоставление разрешения на условно разрешённый вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, предоставление разрешения на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства, реконструкции объектов капитального строительства, утвержденного постановлением Администрации города Омска от 31.03.2020 N 168-п (далее - Административный регламент ).
Так, пункт 8 Административного регламента содержит исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги, который, в том числе, содержит заявление по форме согласно приложению N 2 к Административному регламенту.
В данном заявлении отсутствует графа "указание причины" необходимости получения соответствующего разрешения (в отличие, например, от аналогичной формы заявления о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства, реконструкции объектов капитального строительства, являющейся приложением N 3 к Административному регламенту).
Более того, исчерпывающий перечень документов также не содержит необходимости предоставления какой-либо документации, подтверждающей обоснование получения специального разрешения.
Как усматривается из материалов дела, по заявлению ООО "Сириус" прокурором проведена проверка, Мэру города Омска 22.12.2020 внесено представление.
Как показала проверка надзорного органа, ООО "Сириус" к заявлениям о предоставлении разрешений на условно разрешённый вид использования земельного участка и объекта капитального строительства от 30.06.2020 приложены все необходимые документы, предусмотренные пунктом 8 Административного регламента, включая документы, обосновывающие подачу заявлений - планируемые проектные решения: Архитектурные решения. Эскизный проект, свидетельствующие о планируемой реконструкции объекта.
Таким образом, отсутствие обоснования необходимости получения специального разрешения в данном случае со стороны Администрации г. Омска не может являться законным основанием для рекомендации в отказе ООО "Сириус" в предоставлении разрешений на условно разрешённый вид использования земельного участка и объекта капитального строительства, что свидетельствует о нарушении, ущемлении прав субъекта предпринимательской деятельности, воспрепятствованию законной предпринимательской деятельности.
Боле того, буквальное толкование положений статьи 37 ГрК РФ позволяет сделать вывод о том, что решение вопроса о предоставлении разрешений на условно разрешенный вид использования земельного участка и объекта капительного строительства зависит от того, соответствует ли испрашиваемый условно разрешенный вид использования градостроительному регламенту и соблюдаются ли при таком виде использования требования технических регламентов.
Применительно к территориальной зоне Ж-4, в корой расположен земельный участок и объект капительного строительства, градостроительным регламентом установлен условно разрешенный вид использования земельных участков, который испрашивается заявителем в рассматриваемом случае.
При этом результаты публичных слушаний и рекомендации специальной комиссии, созданной в соответствии с положениями статьи 39 ГрК РФ, носят рекомендательный характер и не являются обязательными для уполномоченного органа местного самоуправления, поэтому при установлении факта соблюдения обозначенных выше условий условного разрешенного использования земельного участка такой орган вправе принять решение о предоставлении соответствующего разрешения.
Администрацией не приведены и надлежащим образом не доказаны конкретные доводы о несоблюдении при испрашиваемом обществом виде использования участка требований технических регламентов. Оспариваемое постановление не содержит каких - либо причин для отказа.
Вопреки доводу Администрации, отказ в предоставлении разрешения на условно разрешённый вид использования земельного участка при отсутствии замечаний на публичных слушаниях, но при отрицательной рекомендации комиссии не может быть признан законным (постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 28.01.2019 N Ф01-6391/2018 по делу NА43-1558/2018).
Постановление Администрации N 615-п "Об отказе в предоставлении разрешений на условно разрешенный вид использования некоторых земельных участков и объекта капитального строительства" в части подпунктов 16 и 17 пункта 1, по мнению суда апелляционной инстанции, нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку незаконно создает препятствия для использования заявителем принадлежащего ему земельного участка и находящегося на таком участке объекта капитального строительства в целях предпринимательской деятельности.
Таким образом, с учетом изложенных выше обстоятельств, оспариваемое постановление в рассмотренной выше части обоснованно признано судом первой инстанции недействительным.
Частью 5 статьи 201 АПК РФ определено, что в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должно содержаться, в том числе, указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Учитывая предложенный обществом в заявлении, поданном в Арбитражный суд Омской области, способ защиты нарушенного права, суд первой инстанции с целью восстановления нарушенного права обоснованно возложил на Администрацию обязанность в течение 10 рабочих дней со дня вступления в законную силу решения суда по настоящему делу вынести постановление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:110101:2181, общей площадью 34352 кв.м., местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир 12-этажный жилой дом, участок находится примерно в 150 м по направлению на северо-восток от ориентира, почтовый адрес ориентира: Омская область, город Омск, Кировский АО, ул. Лукашевича, д. 29: гостиничное обслуживание (код 4.7); общественное питание (код 4.6), а также обязанность в течение 10 рабочих дней со дня вступления в законную силу решения суда по настоящему делу вынести постановление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования объекта капитального строительства торговый комплекс, общей площадью 1985,5 кв.м., количество этажей - 4, в том числе подземных -1, кадастровый номер 55:36:110101:26906, местоположение: Омская область, г. Омск, Кировский АО, ул. Крупской, д. 6 корп. 2: гостиничное обслуживание (код 4.7); общественное питание (код 4.6).
При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционные жалобы удовлетворению не подлежат.
Вопрос об отнесении судебных расходов по уплате государственной пошлины за подачу апелляционных жалоб не рассматривался, так как Администрация и Департамент архитекторы и градостроительства освобождены от ее уплаты в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Омской области от 27.04.2021 по делу N А46-20784/2020 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-20784/2020
Истец: ООО "СИРИУС"
Ответчик: Администрация города Омска
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ АРХИТЕКТУРЫ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ОМСКА, Департамент имущественных отношений Администрации г.Омска, Прокуратура г.Омска