г. Москва |
|
27 июля 2021 г. |
Дело N А41-3898/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 июля 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Диаковской Н.В.,
судей Ивановой Л.Н., Панкратьевой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Архиповым М.А.,
при участии в заседании:
от ООО "ЮИТ-Сервис": Гурдяев Н.Н. по доверенности от 15.06.2021, диплом о высшем юридическом образовании;
от Министерства экологии и природопользования Московской области: Мусиев Р.А. по доверенности от 16.12.2020 N 47, диплом о высшем юридическом образовании,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЮИТ-Сервис"
на решение Арбитражного суда Московской области
от 04 мая 2021 года по делу N А41-3898/21,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЮИТ-Сервис"
к Министерству экологии и природопользования Московской области
об оспаривании представления,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ЮИТ-Сервис" (далее - заявитель, общество, ООО "ЮИТ-Сервис") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Министерству экологии и природопользования Московской области (далее - заинтересованное лицо, Министерство) о признании незаконным представления от 14.10.2020 N 03/09/1720/2020.
Решением Арбитражного суда Московской области от 04 мая 2021 года по делу N А41-3898/21 в удовлетворении заявления отказано (т. 1 л. д. 144-146).
Не согласившись с данным судебным актом, ООО "ЮИТ-Сервис" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также нарушены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель ООО "ЮИТ-Сервис" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, заявление удовлетворить.
Представитель Министерства возражал против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 25 сентября 2020 года в связи с поступившим обращением о сбросе жидких отходов, Министерством проведено обследование земельного участка с кадастровым номером 50:11:0010301:252.
Вышеназванным осмотром установлено, что по адресу: Московская область, г. Красногорск, улица Дачная, д. N 5 на придомовой территории эксплуатируются локальные очистные сооружения ливневых стоков, после очистки сброс жидких отходов осуществляется по коллектору на почвенный грунт земельного участка с кадастровым номером 50:11:0010301:252 (парк культуры и отдыха "Ивановские пруды").
По результатам проверки составлен акт обследования территории (акватории) при рассмотрении обращения с выездом на место от 25.09.2020 N 29601/009/2020 (т. 1 л. д. 31-32).
По результатам проведенной проверки Министерством 14.10.2020 вынесено представление N 03/09/1720/2020 с требованием: принять необходимые меры по устранению вышеуказанных причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 14.10.2020 N 03/09/1720/2020 по части 1 статьи 8.2 КоАП РФ (т. 1 л. д. 6).
Полагая, что указанное представление является незаконным и нарушает права и законные интересы ООО "ЮИТ-Сервис" в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для отказа в удовлетворении заявления в связи со следующим.
Согласно пункту 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1991 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 39 Закона N 7-ФЗ эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; накопление отходов - складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.
В соответствии со статьей 2 Постановления Правительства РФ от 10.02.1997 N 155 "Об утверждении Правил о предоставлении услуг по вывозу жидких бытовых отходов" "жидкие бытовые отходы" - хозяйственно-бытовые сточные воды, образующиеся в результате жизнедеятельности населения и сбрасываемые в сооружения и устройства, не подключенные (технологически не присоединенные) к централизованной системе водоотведения и предназначенные для приема и накопления сточных вод.
Согласно пункту 5 статьи 7 Федерального закона от 07.12.2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе водоотведения, заключают с гарантирующими организациями договоры водоотведения. Абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе водоснабжения и не подключены (технологически не присоединены) к централизованной системе водоотведения, заключают договор водоотведения с гарантирующей организацией либо договор с организацией, осуществляющей вывоз жидких бытовых отходов и имеющей договор водоотведения с гарантирующей организацией.
Пунктом 8 статьи 7 Закона N 416-ФЗ предусмотрено, что организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в течение шести месяцев с даты наделения ее в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона статусом гарантирующей организации обязана направить абонентам, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения и которые не имеют соответствующего договора с этой организацией, предложения о заключении договоров холодного водоснабжения, договоров водоотведения (единых договоров холодного водоснабжения и водоотведения). Абонент в течение 30 дней с момента поступления ему предложения о заключении договора (договоров) обязан заключить указанный договор (договоры) с гарантирующей организацией либо представить гарантирующей организации письменный отказ от заключения такого договора (договоров). В случае, если по истечении этого срока абонент не подписал указанный договор (договоры) или не представил письменный отказ от заключения договора (договоров), договор (договоры) считается заключенным.
В письме Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 13.07.2015 N 12/59/16226 разъяснено, что если жидкие фракции, выкачиваемые из выгребных ям, удаляются не путем отведения в водные объекты после соответствующей очистки, а другим способом, такие стоки не подпадают под определение сточных вод в терминологии Водного кодекса Российской Федерации и их следует считать жидкими отходами, дальнейшее обращение с которыми должно осуществляться в соответствии с законодательством об отходах производства и потребления.
Как следует из материалов дела, по адресу: Московская область, г. Красногорск, улица Дачная, д. 5 на придомовой территории эксплуатируются локальные очистные сооружения ливневых стоков, после очистки сброс жидких отходов осуществляется по коллектору на почвенный грунт земельного участка с кадастровым номером 50:11:0010301:252 (парк культуры и отдыха "Ивановские пруды").
Многоквартирный дом по адресу: Московская область, г. Красногорск, ул. Дачная, д. 5 был введен в эксплуатацию застройщиком АО "ЮИТ СитиСервис" 07.02.2017 - разрешение на ввод объекта в эксплуатацию за N RU50-47-7374-2017 17-этажного жилого дома со встроенными нежилыми помещениями и подземной автостоянкой, расположенного по адресу: Московская область, г. Красногорск, ул. Песочная, уч. 4,8/9, ул. Дачная, д. 3, 7, ул. Правды, д. 5, 3, 9, на земельном участке с кадастровым номером: 50-110010212-1165.
Протоколом от 14.05.2017 N 01/2017 общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме управляющей компанией избрана ООО "ЮИТ СитиСервис".
Согласно письму администрации городского округа Красногорск Московской области от 08.09.2020 N 146-01Исх-5325 локальные очистные сооружения (находящиеся непосредственно в подземном паркинге и являющиеся общедомовым имуществом) и сеть ливневой канализации в муниципальную собственность не передавались и обслуживаются управляющей компанией (т. 1 л. д. 80-81).
Также в материалы дела представлен акт о выполнении технических условий по проектированию и строительству сетей ливневой канализации от 28.10.2016, согласно которому наружные сети водоотведения ливневой канализации для отвода дождевой и талых вод с территории 17-ти этажного жилого дома со встроенными нежилыми помещениями и подземной автостоянкой, готово к эксплуатации и до передачи в муниципальную собственность обслуживается заказчиком (АО "ЮИТ СитиСтрой") (т. 1 л. д. 87).
Таким образом, материалами дела, подтверждается факт осуществления сброса жидких отходов на почвенный грунт.
В силу статьи 210 ГК РФ бремя содержания принадлежащего имущества несет собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно пункту 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), перечень имущества, относящегося к общему имуществу дома, не является исчерпывающим и рассматривает в качестве общего имущества любое имущество, предназначенное для надлежащей эксплуатации одного дома.
В силу статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.
При определении состава общедомового имущества ключевым является вопрос предназначения объекта для обслуживания и эксплуатации многоквартирного дома, а нерасположение данного имущества на конкретном земельном участке.
В соответствии с частью 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно пункту 10 Правил N 491 имущество многоквартирного дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей.
Подпунктом "д" пункта 11 Правил N 491 установлено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе, сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов в многоквартирном доме.
Поскольку, на основании протокола общего собрания заявитель признан управляющей компанией, и соответственно является его эксплуатирующей организацией, то именно на общество действующим законодательством возложена обязанность обеспечивать соблюдение требований законодательства об окружающей среды.
По пункту 1 статьи 43.1 Закона N 7-ФЗ при эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и системы водоотведения должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды. Мероприятия по охране окружающей среды осуществляются в соответствии с настоящим Законом N 7-ФЗ, Законом N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении"и другими федеральными законами (пункт 2).
Абзацем 1 пункта 2 статьи 51 Закона N 7-ФЗ установлено, что запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Лицо в чьем управлении находится имущество, в целях сохранности, работоспособности имущества, исключении случаев причинения вреда окружающей среде и обеспечении экологической безопасности, должен был принять все возможные и необходимые меры.
Доказательств того, что заявителем были предприняты все необходимые меры для предупреждения причинения вреда почвенному грунту земельного участка, заявителем не представлено.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявления.
Возражениями, изложенными в жалобе, не опровергаются выводы суда первой инстанции. Несогласие с толкованием судом первой инстанции норм права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения.
Заявителем апелляционной жалобы не приведено фактов, которые не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 04 мая 2021 года по делу N А41-3898/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Диаковская |
Судьи |
Л.Н. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-3898/2021
Истец: ООО "ЮИТ-СЕРВИС"
Ответчик: Министерство экологии и природопользования Московской области
Третье лицо: Министерство экологии и природопользования Московской области