г. Москва |
|
28 июля 2021 г. |
Дело N А40-7103/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 июля 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мухина С.М.,
судей: |
Никифоровой Г.М., Попова В.И., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Омаровым А.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ЦУ Ростехнадзора
на решение Арбитражного суда города Москвы от 28.04.2021 по делу N А40-7103/2021
по заявлению: общества с ограниченной ответственностью "Сервис НАТЦ"
к Центральному управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
о признании незаконным и отмене постановления,
в присутствии:
от заявителя: |
Колегова Н.В. по дов. от 20.07.2021; |
от заинтересованного лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда города Москвы от 28.04.2021, принятым по настоящему делу, удовлетворены требования общества с ограниченной ответственностью "Сервис НАТЦ" (заявитель, Общество) о признании незаконным постановление Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (заинтересованное лицо, Ростехнадзор) от 28.12.2020 N 6.1-Пс/0467-0000ПК-2020 о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.
Не согласившись с принятым судом решением, Ростехнадзор обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм права. Ходатайствовал о рассмотрении жалобы в свое отсутствие.
Определение Девятого арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 03.06.2021 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 07.06.2021 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 АПК РФ. На основании указанной нормы стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Представитель Общества в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы по доводам отзыва, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 123, 156, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из фактических материалов дела, постановлением Центрального управления Ростехнадзора о назначении административного наказания от 28.12.2010 N 6.1- Пс/0467-0000ПК-2020 ООО "Сервис НАТЦ" было привлечено к ответственности по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 200 000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что сведения об организации производственного контроля за соблюдением промышленной безопасности за 2019 год должны включать в себя план мероприятий по обеспечению промышленной безопасности за соответствующий (текущий год) 2019 календарный год, а так же сведения о выполнении плана за 2018 год.
Таким образом, сведения за 2019 год (в состав которых входит план на 2019 год и сведения о выполнении плана за предыдущий 2018 год) в силу прямого указания закона подлежали предоставлению до 01 апреля соответствующего (текущего) календарного года - а равно 01 апреля 2019 года.
В своем решении суд первой инстанции указал, что срок предоставления сведений об организации производственного контроля за 2019 год, установлен до 01.04.2019 года и принял во внимание годичный срок давности привлечения по указанной статьей и решил, что постановление от 28.12.2020 N 6.1-Пс0/0467-0000ПК-2020 вынесено с пропуском срока установленного ст. 4.5 КоАП РФ, что в свою очередь исключает привлечение Общества к административной ответственности.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции считает решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно материалам дела, за Обществом, как эксплуатирующей ОПО организацией зарегистрирован опасный производственный объект: Сеть газопотребления ООО "Сервис НАТЦ" per. N A02-90884-0001 (опасный производственный объект III класса опасности).
При проведении мероприятий по контролю за соблюдением требований промышленной безопасности в части представления сведений об организации производственного контроля на ОПО, выявлены нарушения обязательных норм и правил в области промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов, а именно:
Общество не представило до 1 апреля 2020 в территориальный орган Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности за 2019 год, чем нарушило требования ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 21.07.1997 г., N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", п. 14, п. 14.1 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.1999 N 263.
Сроки давности привлечения к административной ответственности, установленные ст. 4.5 КоАП РФ, Управлением соблюдены.
В соответствии с ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.1997 N 116-ФЗ (далее - Федеральный закон N 116-ФЗ) определены правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектов и обеспечение готовности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, к локации и ликвидации последствий указанных аварий.
Согласно ст. 1 Федерального закона N 116-ФЗ под промышленной безопасностью опасных производственных объектов понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий, а под аварией понимается разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ.
В силу ст. 2 Федерального закона N 116-ФЗ опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральном закону.
Предметом правонарушений являются опасные производственные объекты. К их числу относятся предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты.
Объективная сторона указанных правонарушений состоит в несоблюдении установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, а также утвержденными в соответствии с ними нормативными техническим и документами условий, запретов, ограничений и других обязательных требований, обеспечивающих промышленную безопасность.
Нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в этой области может быть совершено как путем действия, так и бездействия, наступления последствий не требуется.
Субъектами правонарушений могут быть как граждане и должностные лица, так и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм, чья деятельность функционально связана с опасными производственными объектами. С субъективной стороны правонарушения могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.
Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона N 116-ФЗ, к видам деятельности в области промышленной безопасности относятся проектирование, строительство, эксплуатация, реконструкция, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта; изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте; проведение экспертизы промышленной безопасности.
Отдельные виды деятельности в области промышленной безопасности подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 11 Федерального закона N 116 - ФЗ сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности представляются в письменной форме либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в федеральные органы исполнительной власти в области промышленной безопасности или их территориальные органы ежегодно до 1 апреля соответствующего календарного года.
Требования к форме представления сведений об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности.
В соответствии с п. 4 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.1999 N 263 производственный контроль является составной частью системы управления промышленной безопасностью и осуществляется эксплуатирующей организацией путем проведения комплекса мероприятий, направленных на обеспечение безопасного функционирования опасных производственных объектов.
Представление сведений об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности является одним из мероприятий, направленных на обеспечение безопасного функционирования опасных производственных объектов, а также на предупреждение аварий на этих объектах и обеспечение готовности к локализации аварий и инцидентов, и ликвидации их последствий.
Не предоставление обществом сведений об организации производственного контроля соблюдением требований промышленной безопасности за 2019 год в срок до 01.04.2020 является значительным нарушением законодательства в области промышленной безопасности, свидетельствует об отсутствии со стороны предприятия надлежащего контроля за соблюдением исполнения соответствующих публично-правовых обязанностей и характеризует пренебрежительное отношение лица к установленным нормам.
В соответствии с п. 15 Правил производственного контроля в состав сведений об организации производственного контроля, в частности, включается следующая информация:
- план мероприятий по обеспечению промышленной безопасности на текущий год, а также сведения о выполнении плана мероприятий по обеспечению промышленной безопасности за предыдущий год;
- организация системы управления промышленной безопасностью;
- фамилия работника, ответственного за осуществление производственного контроля, его должность, образование, стаж работы по специальности, дата последней аттестации по промышленной безопасности;
- результаты проверок, устранение нарушений, выполнение предписаний Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и соответствующих федеральных органов исполнительной власти и другие сведения.
В силу части 2 статьи 11 Федерального закона о промышленной безопасности, сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности представляются в письменной форме, либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в федеральные органы исполнительной власти в области промышленной безопасности или их территориальные органы ежегодно до 1 апреля соответствующего календарного года.
В данном случае, Заявителем, план мероприятий по обеспечению промышленной безопасности на текущий год (т.е. на 2020), а также сведения о выполнении плана мероприятий по обеспечению промышленной безопасности за предыдущий год (за 2019) Обществом должны были быть представлены до 1 апреля 2020 года.
Иными словами, план мероприятий по обеспечению промышленной безопасности на текущий год, Заявитель должен был представить до 1 апреля соответствующего календарного года и одновременно отчитаться о выполнении плана мероприятий по обеспечению промышленной безопасности за предыдущий год.
Суд апелляционный инстанции считает, что Общество не представило информацию, указанную в п. 15 правил и не представило план мероприятий на текущий 2020 год, а так же не представило сведения о выполнении плана мероприятий по обеспечению промышленной безопасности за предыдущий 2019 год.
Вина Общества полностью подтверждается имеющимися материалами дела и свидетельствует о неверном применении судом первой инстанции норм права.
При этом срок привлечения Общества к административной ответственности установленный ст. 4.5. КоАП РФ не истек и подлежит исчислению с 01.04.2020 года.
Кроме того, Управление не привлекало к административной ответственности Общество за непредставление плана мероприятий на 2019 год и сведений о выполнении плана за предыдущий 2018 год, как указывает в своем решении суд первой инстанции.
При таких обстоятельствах Общество справедливо было привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, в соответствии с вынесенным постановлением 21.12.2020 N 7.2-Пс/1564-0000ПК-2020.
Решение арбитражного суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении требований ООО "Сервис НАТЦ" о признании незаконным и отмене постановления ЦУ Ростехнадзора от 28.12.2020 N 6.1-Пс/0467-0000ПК-2020 о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.
На основании изложенного, и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 28.04.2021 по делу N А40-7103/2021 отменить.
В удовлетворении требований ООО "Сервис НАТЦ" - отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
С.М. Мухин |
Судьи |
Г.М. Никифорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-7103/2021
Истец: ООО "СЕРВИС НАТЦ"
Ответчик: ЦУ Ростехнадзора