город Омск |
|
27 июля 2021 г. |
Дело N А46-22537/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 июля 2021 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Рыжикова О.Ю., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарём Шнайдер Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-5681/2021) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 19.04.2021 по делу N А46-22537/2020 (судья Распутина В.Ю.), принятое по заявлению индивидуального предпринимателя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства Мнацаканяна Давида Наринбековича (ИНН 550526391271, ОГРНИП 320554300004847) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (ИНН 5503085391, ОГРН 1045504038524, адрес: 644007, Омская область, г. Омск, ул. Орджоникидзе, д. 56), при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации Омского муниципального района Омской области (ИНН 5528003601, ОГРН 1025501867962, адрес: 644527, Омская область, Омский р-н, пос. Ростовка, 2), Назаровой Аллы Владимировны, о признании незаконным решения от 18.09.2020 об отказе государственного кадастрового учета,
при участии в судебном заседании представителей:
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области - Горелова Елена Александровна по доверенности от 11.01.2021 N 63 сроком действия 31.12.2021.
от индивидуального предпринимателя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства Мнацаканяна Давида Наринбековича - Дзюбенко Станислав Николаевич по доверенности от 18.12.2020 сроком действия 3 года;
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель - глава крестьянского (фермерского) хозяйства Мнацаканян Давид Наринбекович (далее - ИП Мнацаканян Д.Н., предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (далее - Управление Росреестра по Омской области, Управление, регистрирующий орган, заинтересованное лицо) о признании незаконным решения об отказе государственного кадастрового учета, выраженного в уведомлении об отказе государственного кадастрового учета от 18.09.2020 N КУВД-001/2020-6214001/2; обязании осуществить государственный кадастровый учет на основании заявления от 08.06.2020 N КУВД-001/2020-6214001.
К участию в деле в качестве третьих лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация Омского муниципального района Омской области, Назарова Алла Владимировна (далее - Администрация, Назарова А.В., третьи лица).
Решением Арбитражного суда Омской области от 19.04.2021 по делу N А46-22537/2020 заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным решение Управления об отказе государственного кадастрового учета, выраженное в уведомлении об отказе государственного кадастрового учета от 18.09.2020 N КУВД-001/2020-6214001/2. На заинтересованное лицо возложена обязанность осуществить государственный кадастровый учет на основании заявления от 08.06.2020 N КУВД-001/2020-6214001.
При принятии решения арбитражный суд посчитал, что факты пересечения границ вновь образуемого земельного участка заявителя с земельным участком с кадастровым номером 55:20:090501:79, наличия противоречий между сведениями об объекте недвижимости регистрирующим органом не доказаны. Учитывая, что Администрацией заявителю было предварительно согласовано предоставление спорного земельного участка, а также учитывая отсутствие возражений со стороны третьих лиц относительно заявленного требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что действия Управления по приостановлению кадастрового учета и по отказу в указанной регистрации являются незаконными.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что постановлением Главы Омского муниципального образования от 30.09.2005 N 872-п утвержден проект границ земельного участка с кадастровым номером 55:20:090501:79, предоставленного Назаровой А.В., из которого следует, что местоположение образуемого земельного участка частично определяется на землях, предоставленных Назаровой А.В.; факт частичного наложения вновь образуемого земельного участка с земельным участком с кадастровым номером 55:20:090501:79 подтверждается материалами кадастрового дела на земельный участок с кадастровым номером 55:20:090501:79; при сравнении схем расположения образуемого земельного участка и земельного участка с кадастровым номером 55:20:090501:79 по левой границе расположены смежные земельные участки идентичные в двух схемах, что свидетельствует о совпадении одной из границ образуемого земельного участка и земельного участка с кадастровым номером 55:20:090501:79; имеются противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем документах, и сведениями Единого государственного реестра недвижимости (далее также ЕГРН) об объекте недвижимости с кадастровым номером 55:20:090501:79.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Определением от 24.06.2021 рассмотрение апелляционной жалобы отложено на 20.07.2021, предпринимателю предложено представить пояснения на доводы жалобы относительно частичного наложения вновь образуемого земельного участка с земельным участком с кадастровым номером 55:20:090501:79; Управлению - копии материалов кадастрового дела на спорный земельный участок и земельный участок с кадастровым номером 55:20:090501:79.
Во исполнение определения суда от 24.06.2021 от Управления Росреестра по Омской области поступили дополнения к апелляционной жалобе.
Администрация, Назарова А.В., надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайства об отложении слушания по делу не заявили, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей указанных лиц по имеющимся в деле доказательствам.
В заседании суда апелляционной инстанции представителем ИП Мнацаканяна Д.Н. представлены пояснения по доводам Управления, заявлено ходатайство о допросе специалиста с целью определения обстоятельства, имело ли место пересечение границ образуемого земельного участка и земельного участка с кадастровым номером 55:20:090501:79.
Представитель Управления возражал против удовлетворения ходатайства о вызове специалиста.
Руководствуясь статьями 66, 87,1, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции отказал в удовлетворении ходатайства предпринимателя о вызове специалиста, поскольку имеющихся в материалах дела доказательств достаточно для правильного разрешения спора по заявленным требованиям.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Управления поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель ИП Мнацаканяна Д.Н. просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, настаивая на том, что материалами дела не подтверждается наложение земельных участков.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу с дополнениями, заслушав представителей Управления и предпринимателя, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, ИП Мнацаканян Д.Н. является главой крестьянского (фермерского) хозяйства и осуществляет предпринимательскую деятельность на землях Красноярского сельского поселения Омского муниципального района Омской области по разведению молочного крупного рогатого скота и производству сырого молока.
Распоряжением Администрации Омского муниципального района Омской области от 27.05.2020 N Р-20/ОМС-732 предпринимателю предварительно согласовано предоставление земельного участка, а также утверждена схема расположения этого земельного участка на кадастровом плане территории в отношении земельного участка, образуемого из состава земель, государственная собственность на которые не разграничена, с условным номером 55:20:090501:ЗУ1 площадью 637 309 кв.м.
На основании указанного распоряжения кадастровым инженером подготовлен межевой план, который был направлен заявителем в регистрирующий орган для постановки вновь образованного таким образом земельного участка на кадастровый учет.
Регистрирующим органом 18.06.2020 принято решение о приостановлении государственного кадастрового учета в связи с имеющимися противоречиями между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем документах, и сведениями ЕГРН о таком объекте недвижимости.
Так, регистрирующий орган указал, что в ЕГРН имеются сведения о земельном участке с кадастровым номером 55:20:090501:79, предоставленном на основании распоряжения Омского муниципального образования от 31.10.2005 N 869-р "О предоставлении земельного участка, расположенного в юго-восточной части с. Красноярка, примерно в полутора километрах по направлению на юго-восток в Красноярском сельском округе Назаровой А.В.", постановления Главы Омского муниципального образования от 30.09.2005 N 82-п "Об утверждении проекта границ земельного участка, расположенного в юго-восточной части с. Красноярка, примерно в полутора километрах по направлению на юго-восток в Красноярском сельском округе".
По мнению регистрирующего органа, местоположение вновь образуемого земельного участка Мнацаканяна Д.Н. частично определяется на землях, предоставленных Назаровой А.В. согласно вышеуказанным документам.
Для устранения указанных причин приостановления рекомендовано обратиться к исполнителю кадастровых работ для подготовки межевого плана в соответствии с указанными замечаниями.
В связи с неустранением причин приостановления государственного кадастрового учета 18.09.2020 регистрирующим органом принято решение об отказе государственного кадастрового учета.
Полагая, что отказ в государственном кадастровом учете от 18.09.2020, вынесенный Управлением, является незаконным, им нарушаются права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, ИП Мнацаканян Д.Н. обратился в суд с соответствующим заявлением.
19.04.2021 Арбитражным судом Омской области принято решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции считает его подлежащим отмене, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 2 статьи 201 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, урегулированы Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
Под государственным кадастровым учетом недвижимого имущества понимается внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных Федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет) (часть 7 статьи 1 Закона N 218-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 8 Закона N 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.
К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений (часть 2 статьи 8 Закона N 218-ФЗ).
Государственная регистрация осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 29 Закона N 218-ФЗ.
Одним из этапов государственной регистрации является правовая экспертиза документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 3 части 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ).
При проведении правовой экспертизы государственным регистратором установлено, что в ЕГРН имеются сведения о земельном участке с кадастровым номером 55:20:090501:79, предоставленного на основании распоряжения Омского муниципального образования от 31.10.2005 N 869-р "О предоставлении земельного участка, расположенного на юго-восточной части с. Красноярка, примерно в полутора километрах по направлению на юго-восток в Красноярском сельском округе Назаровой А.В.", постановления Главы Омского муниципального образованияN85-П от 30.09.2005 "Об утверждении проекта границ земельного участка, расположенного на юго-восточной части с. Красноярка, примерно в полутора километрах по направлению на юго-восток в Красноярском сельском округе".
На основании пункта 49 части 1 Закона N 218-ФЗ регистрирующий орган уведомил о приостановлении государственного кадастрового учета в связи с тем, что имеются противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащихся в представленных заявителем документах, и сведениями ЕГРН о таком объекте недвижимости.
Согласно статье 27 Закона N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Проанализировав материалы дела в порядке статьи 71 АПК РФ, апелляционная коллегия соглашается с выводами регистрирующего органа о том, что местоположение вновь образуемого земельного участка Мнацаканяна Д.Н. частично определяется на землях, предоставленных Назаровой А.В.
В соответствии с пунктом 8 статьи 22 Закона N 218-ФЗ местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Земельный участок с кадастровым номером 55:20:090501:79 поставлен на государственный кадастровый учет 30.11.2005. При этом как следует из сведений ЕГРН, указанный земельный участок поставлен на кадастровый учет без границ.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что поскольку отсутствуют сведения о координатах характерных точек земельного участка 55:20:090501:79, невозможно достоверно установить факт пересечения границ смежного земельного участка с вновь образуемым земельным участком.
Между тем судом первой инстанции не учтено, что постановлением Главы Омского муниципального образования от 30.09.2005 N 872-п утвержден проект границ земельного участка с кадастровым номером 55:20:090501:79, предоставленного Назаровой А.В., и в материалы дела представлена выписка из государственного земельного кадастра с планом (схемой) границ земельного участка с кадастровым номером 55:20:090501:79 (л.д. 70-73), из которой усматривается, что земельный участок, предоставленный Назаровой А.В., граничит с земельным участком с кадастровым номером :2266, а внутри земельного участка находятся земли лесного фонда с кадастровым номером : 5196.
Согласно сведениям публичной кадастровой карты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии земельный участок с кадастровым номером 55:20:000000:5196 относится к землям лесного фонда, поставлен на учет 19.08.2014.
Апелляционная коллегия отмечает, что представленная в материалы дела схема расположения образуемого заявителем земельного участка (л.д. 15-23) свидетельствует о том, что указанный земельный участок также граничит с земельным участком с кадастровым номером :2266, а внутри образуемого земельного участка находятся земли лесного фонда с кадастровым номером 55:20:000000:5196, при этом контуры земель лесного фонда, находящиеся внутри спорных земельных участков, совпадают.
Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что земельные участки полностью идентифицируются по контурам земель лесного фонда, а также левой границе спорных земельных участков, идентичны в этой части, в связи с чем суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что регистрирующим органом подтверждено наложение (пересечение) вновь образуемого земельного участка заявителя с земельным участком с кадастровым номером 55:20:090501:79, ввиду чего постановка спорного земельного участка на кадастровый учет в рассматриваемом случае невозможна.
С учетом вышеизложенного оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется, решение арбитражного суда от 19.04.2021 по делу N А46-22537/2020 подлежит отмене на основании пункта 1 части 1 статьи 270 АПК РФ как принятое при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела.
В связи с отказом удовлетворении заявления ИП Мнацаканяна Д.Н. судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение заявления согласно статье 110 АПК РФ относятся на предпринимателя.
Вопрос об отнесении судебных расходов по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы не рассматривался, так как Управление Росреестра по Омской области освобождено от ее уплаты в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 1 части 1 статьи 270, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 19.04.2021 по делу N А46-22537/2020 отменить, принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении требований индивидуального предпринимателя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства Мнацаканяна Давида Наринбековича отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.Е. Иванова |
Судьи |
О.Ю. Рыжиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-22537/2020
Истец: ИП МНАЦАКАНЯН ДАВИД НАРИНБЕКОВИЧ
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области
Третье лицо: Администрация Омского муниципального района Омской области, Назарова Алла Владимировна, Управление по вопросам миграции Управления МВД России по Омской области