г. Вологда |
|
28 июля 2021 г. |
Дело N А52-3533/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июля 2021 года.
В полном объёме постановление изготовлено 28 июля 2021 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Шадриной А.Н., судей Романовой А.В. и Черединой Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вирячевой Е.Е.,
при участии от публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" Калачевой Н.В. по доверенности от 30.12.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел" посредством веб-конференции апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" на решение Арбитражного суда Псковской области от 26 апреля 2021 года по делу N А52-3533/2020,
УСТАНОВИЛ:
государственное бюджетное учреждение Псковской области "Управление автомобильных дорог Псковской области" (адрес: 180002, город Псков, улица Госпитальная, дом 7а; ОГРН 1126027003805, ИНН 6027143462; далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с иском к публичному акционерному обществу "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" (адрес: 196247, Санкт-Петербург, площадь Конституции, дом 3, литера А, помещение 16Н; ОГРН 1047855175785, ИНН 7802312751; далее - Компания) о возложении на Компанию обязанности по вынесению линии электропередачи ВЛ-10кВ, опоры 28 и 29, за пределы полосы отвода автомобильной дороги общего пользования регионального значения Корытово - Пристань на км 4+050 в Псковском районе Псковской области в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу (с учетом уточнения исковых требований).
Решением суда от 26 апреля 2021 года исковые требования удовлетворены.
Компания с решением суда не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование доводов жалобы указывает на то, что истцом не был соблюден досудебный порядок урегулирования спора. При своевременной регистрации прав на автомобильную дорогу и расположенные на ней земельные участки возникновения спора можно было избежать. На момент передачи дела в суд границы полосы отвода автомобильной дороги не были определены и факт расположения опор линии электропередачи на земельном участке с кадастровым номером 60:18:0000000:336 не был доказан. Расходы по оплате экспертизы неправомерно отнесены на ответчика.
В судебном заседании представитель апеллянта поддержал изложенные в жалобе доводы.
Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность судебного акта, исследовав доказательства по делу, считает, что апелляционная жалоба Компании удовлетворению не подлежит.
Как следует из материалов дела, Учреждение осуществляет оперативное управление сетью автомобильных дорог межмуниципального (регионального) значения Псковской области и сооружений на них, являющихся собственностью Псковской области, обеспечивает осуществление дорожной деятельности в отношении названных дорог.
Указанные автомобильные дороги, в том числе и автомобильная дорога общего пользования регионального значения Корытово - Пристань, принадлежат Учреждению на праве оперативного управления в соответствии с приказом Государственного комитета Псковской области по имущественным отношениям от 26.10.2015 N 1576.
Учреждением в январе 2020 года при обследовании автомобильной дороги общего пользования регионального значения Корытово - Пристань на км 4+050 в Псковском районе Псковской области обнаружено, что линия электропередачи, принадлежащая Компании, размещена на обочине вышеуказанной автомобильной дороги.
Учреждение обратилось в Псковский филиал Компании с требованием от 27.01.2020 N 309 вынести линию электропередачи за полосу отвода автомобильной дороги Корытово - Пристань в соответствии с нормативными требованиями, а также указало, что установка названной линии не соответствует нормативному габариту по удалению от подошвы насыпи.
Компания в своем ответе от 10.02.2020 N МР2/7/0120-25/805 сообщила, что строительно-монтажные работы по объекту "Техническое перевооружение ВЛИ-0,4 кВ Л-2 от ТП-649, расположенному по адресу: Псковская обл., д. Большая Гоголевка, восточнее СНТ Пристань-2 по договорам от 19.09.2017 N 76-03282/17, от 19.09.2017 N 76-03267/17, от 21.11.2017 N 76-04265/17" велись в стесненных условиях и для взаимосвязи с окружающей застройкой был определен оптимальный вариант размещения объекта с прохождением ВЛИ-0,4 кВ Л-2 вдоль автомобильной дороги Корытово - Пристань на км 4+050, а также о готовности пересмотреть проектные решения по изменению плана трассы вышеуказанной, несанкционированной линии электропередачи, в случае подтверждения со стороны Учреждения размещения данной линии на обочине дороги.
Учреждение, в свою очередь, письмом от 13.02.2020 N 1111 предложило Псковскому филиалу Компании провести комиссионное обследование автомобильной дороги общего пользования регионального значения Корытово - Пристань на предмет несанкционированного размещения линии электропередачи на обочине вышеуказанной автомобильной дороги.
В ходе совместного комиссионного обследования 20.03.2020 по определению и указанию на местности границ полосы отвода автомобильной дороги Корытово - Пристань км 4+050 сотрудниками Учреждения и Компании было определено, что размещенная линия электропередачи находится в конструктивном элементе автодороги - обочине.
В своем ответе Псковский филиал Компании от 16.04.2020 N МР2/7-3/05-01/1082 указал, что по итогам встречи границы полосы отвода автомобильной дороги не определены и подтвердил готовность пересмотра проектных решений по изменению плана трассы вышеуказанной линии электропередач после определения и указания на местности со стороны Учреждения границ полосы отвода автомобильной дороги Корытово-Пристань.
Учреждение 17.04.2020 направило в Псковский филиал Компании повторное требование N 1730 о выносе линии электропередачи за полосу отвода автомобильной дороги Корытово - Пристань в соответствии с нормативными требованиями в срок до 27.04.2020, а также указало на то, что установка названной линии не соответствует нормативному габариту по удалению от подошвы насыпи, а именно согласно ПУЭ 7. Правила устройства электроустановок. Издание 7, Таблица 2.5.35. Наименьшие расстояния при пересечении и сближении ВЛ с автомобильными дорогами, а также п.6.37 СП 34.13330.2012 наименьшее расстояние при параллельном следовании ВЛ с дорогами всех категорий должно быть равным высоте опоры плюс 5 м.
В ответ на вышеуказанное требование Компания письмом от 13.05.2020 N МР2/7-3/05-02/1261 сообщила, что доказательств размещения воздушной линии электропередачи в конструктивном элементе автомобильной дороги общего пользования регионального значения Корытово - Пристань в их адрес не поступало.
Отказ Компании выполнить требования Учреждения явился основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции признал заявленные требования обоснованными и удовлетворил их.
Апелляционная инстанция не находит оснований не согласиться с решением суда.
В соответствии с положениями ст. 304 и 305 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник, а также лицо, владеющее имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором, может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В силу пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об автомобильных дорогах) автомобильная дорога представляет собой объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Полоса отвода автомобильной дороги - земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса (пункт 15 статьи 3 Закона об автомобильных дорогах).
Придорожные полосы автомобильной дороги - территории, которые прилегают с обеих сторон к полосе отвода автомобильной дороги и в границах которых устанавливается особый режим использования земельных участков (частей земельных участков) в целях обеспечения требований безопасности дорожного движения, а также нормальных условий реконструкции, капитального ремонта, ремонта, содержания автомобильной дороги, ее сохранности с учетом перспектив развития автомобильной дороги (пункт 16 статьи 3 Закона об автомобильных дорогах).
Порядок прокладки, переустройства, переноса инженерных коммуникаций, их эксплуатация в границах полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог урегулирован положениями статьи 19 Закона об автомобильных дорогах. Такой порядок предусматривает в т. ч. соблюдение установленных технических условий (части 2 и 3 статьи 19 Закона об автомобильных дорогах), проведение согласования планируемого размещения соответствующих инженерных коммуникаций (часть 2.1 статьи 19 Закона об автомобильных дорогах).
Согласно части 6.1 статьи 19 названного Закона условия переноса, переустройства инженерных коммуникаций, их эксплуатации в границах полос отвода автомобильных дорог в случае реконструкции или капитального ремонта таких автомобильных дорог определяются договорами, заключаемыми владельцами этих инженерных коммуникаций с владельцами автомобильных дорог. При этом положения пункта 4 статьи 6 Федерального закона от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ "О связи" применяются, если указанными договорами не определены иные условия переноса, переустройства инженерных коммуникаций, их эксплуатации.
В соответствии с поименованными выше положениями Федерального закона от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ "О связи" при переносе или переустройстве линий связи и сооружений связи вследствие строительства, расширения территорий поселений, капитального ремонта, реконструкции зданий, строений, сооружений, дорог и мостов, освоения новых земель, переустройства систем мелиорации, разработки месторождений полезных ископаемых и иных нужд оператору связи возмещаются расходы, связанные с такими переносом или переустройством, если иное не предусмотрено законодательством об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В силу части 7 статьи 19 Закона об автомобильных дорогах владельцы инженерных коммуникаций, осуществляющие их прокладку, перенос, переустройство, их эксплуатацию без предусмотренного частями 2-3 настоящей статьи согласия, без разрешения на строительство (в случае, если для прокладки, переноса, переустройства таких инженерных коммуникаций требуется выдача разрешения на строительство) или с нарушением технических требований и условий, подлежащих обязательному исполнению, по требованию органа, уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора, и (или) владельца автомобильной дороги обязаны прекратить прокладку, перенос, переустройство инженерных коммуникаций, их эксплуатацию, осуществить снос незаконно возведенных сооружений, иных объектов и привести автомобильную дорогу в первоначальное состояние. В случае отказа от исполнения указанных требований владелец автомобильной дороги выполняет работы по ликвидации проложенных, перенесенных, переустроенных инженерных коммуникаций с последующей компенсацией затрат на выполнение этих работ за счет лиц, виновных в незаконных прокладке, переносе, переустройстве таких сооружений, иных объектов, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
С учетом вышесказанного возводимые Компанией опоры ЛЭП должны быть размещены в соответствии с главой 2.5 ПУЭ.
В соответствии с действующими, в том числе в период выдачи названных технических условий, правилами (табл. 2.5.35 гл. 2.5 ПУЭ) расстояние от основания или любой части опоры ВЛ-10 до бровки земляного полотна автомобильной дороги должно соответствовать высоте опоры плюс 5 метров.
В целях определения границ полосы отвода автомобильной дороги, места расположения опор на земельном участке с кадастровым номером 60:27:0000000:3912, 60:18:0000000:336, определением суда от 08.12.2020 по настоящему делу назначена землеустроительная экспертиза.
Согласно экспертному заключению экспертом определена граница полосы отвода дороги на исследуемом участке. Ширина полосы отвода составляет от 3,5 до 6,3 м. Опоры N 28, 29 линии электропередачи ВЛИ-0,4 кВ Л2 находятся в границах полосы отвода автомобильной дороги Корытово - Пристань, в пределах земельного участка с кадастровым номером 60:18:0000000:36. Вынос указанных опор за пределы полосы отвода автомобильной дороги возможен.
Выводы эксперта ответчиком не оспариваются.
Поскольку при выполнении работ по размещению в полосе отвода автомобильной дороги общего пользования регионального значения Корытово - Пристань на км 4+050 в Псковском районе Псковской области были допущены нарушения Правил устройства электроустановок, исковые требования правомерно удовлетворены судом.
Ссылка истца на нарушение истцом досудебного порядка урегулирования спора во внимание судом апелляционной инстанции не принимается.
В ходе рассмотрения дела ответчик возражений относительно соблюдения претензионного порядка не заявлял.
В соответствии с пунктом 18 Обзора практики применения арбитражными судами положений процессуального законодательства об обязательном досудебном порядке урегулирования спора (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.07.2020), если в арбитражном суде первой инстанции ответчик не заявлял довод о несоблюдении истцом досудебного порядка урегулирования спора, то данный довод не может быть рассмотрен в качестве основания для отмены судебных актов в арбитражном суде апелляционной или кассационной инстанции.
Таким образом, у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для оставления искового заявления без рассмотрения в силу пункта 2 части 1 статьи 148 АПК РФ.
Судебные расходы распределены судом первой инстанции в соответствии с положениями статьи 110 АПК РФ.
Поскольку судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины относятся на подателя жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Псковской области от 26 апреля 2021 года по делу N А52-3533/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Н. Шадрина |
Судьи |
А.В. Романова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А52-3533/2020
Истец: Государственное бюджетное учреждение Псковской области "Управление автомобильных дорог Псковской области"
Ответчик: ПАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада"
Третье лицо: ООО "Гео-сервис" кадастровому инженеру Назарову Андрею Валерьевичу