город Ростов-на-Дону |
|
28 июля 2021 г. |
дело N А32-40333/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 июля 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Новик В.Л.
судей Чотчаева Б.Т., Яицкой С.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Годунко А.С.,
в отсутствие участвующих в деле лиц,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования городского округа город-курорт Сочи Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.03.2021 по делу N А32-40333/2020
по иску закрытого акционерного общества "Исток" (ОГРН 1022302717689, ИНН 2317022021),
к Администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края (ОГРН 1022302934367, ИНН 2320037148),
к департаменту имущественных отношений администрации города Сочи (ОГРН 1022302919374, ИНН 2320034940),
о заключении дополнительного соглашения к договору аренды,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Исток" (далее - истец, ЗАО "Исток") обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением о возложении на администрацию города Сочи в лице департамента имущественных отношений администрации города Сочи в течение 10 рабочих дней с момента вступления в законную силу решения суда по настоящему делу направить в адрес ЗАО "Исток" дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка от 24.10.2014 N 4900009643, согласно которому пункты 3.1. и 3.2. договора изложить в следующей редакции:
"пункт 3.1. исчисление арендной платы устанавливается с 12.08.2017 года".
"пункт 3.2. размер годовой арендной платы за пользование земельным участком рассчитывается по формуле: 25 623 540 (кадастровая стоимость) х 0,5% (расчетная ставка) = 128 117,7 рублей (годовой размер арендной платы)".
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 16.03.2021 суд возложил на администрацию города Сочи в лице департамента имущественных отношений администрации города Сочи обязанность в течение 10 рабочих дней с момента вступления в законную силу решения суда по настоящему делу направить в адрес закрытого акционерного общества "Исток" дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка от 24.10.2014 N 4900009643, согласно которому пункты 3.1. и 3.2. договора изложить в следующей редакции:
"пункт 3.1. исчисление арендной платы устанавливается с 12.08.2017 года".
"пункт 3.2. размер годовой арендной платы за пользование земельным участком рассчитывается по формуле: 25 623 540 (кадастровая стоимость) х 0,5% (расчетная ставка) = 128 117,7 рублей (годовой размер арендной платы)".
С департамента имущественных отношений администрации города Сочи в пользу закрытого акционерного общества "Исток" взыскано 6 000 руб. судебных расходов по оплате государственной пошлины.
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обжаловал его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность решения, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что, предоставляя ЗАО "Исток" в аренду земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402023:2291 с видом разрешенного использования "Склад", истец согласился, в том числе, с существенным условием данного договора в виде размера арендной платы. Таким образом, апеллянт полагает, что основания для внесения изменений в заключенный сторонами договор аренды в части, касающейся арендной платы, отсутствуют.
В судебное заседание участвующие в деле лица, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку не обеспечили. В связи с изложенным, апелляционная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Через канцелярию суда от ЗАО "Исток" поступило ходатайство о прекращении производства по апелляционной жалобе ввиду значительного пропуска процессуального срока на подачу жалобы.
Рассмотрев ходатайство ЗАО "Исток" о прекращении производства по апелляционной жалобе Администрации муниципального образования городского округа город-курорт Сочи Краснодарского края, судебная коллегия считает его подлежащим отклонению, поскольку при принятии апелляционной жалобы к производству по ходатайству Администрации муниципального образования городского округа город-курорт Сочи Краснодарского края Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд восстановил срок на подачу апелляционной жалобы, признав причины его пропуска уважительными, а доводы приемлемыми и нуждающимися в последующей проверке исходя из текста жалобы. Возражения общества о необоснованном восстановлении срока на обжалование не препятствуют рассмотрению апелляционной жалобы по существу.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, муниципальному образованию город-курорт Сочи на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402023:2291, площадью 3 000 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район, ул. Авиационная, 34, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - склад; запись государственной регистрации права от 11.06.2014 N 23-23-50/2015/2014-87 (далее - земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402023:2291, спорный земельный участок, участок).
Согласно выписке из ЕГРН в границах участка расположен объект недвижимости с кадастровым номером 23:49:0402023:2484.
Здание - ангар, с кадастровым номером 23:49:0402023:2484, площадью 1 575 кв. м, расположенное по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район, ул. Авиационная, 34 принадлежит на праве собственности ЗАО "Исток"; запись государственной регистрации права от 29.01.2016.
На основании постановления администрации города Сочи от 11.08.2014 N 1560 "О предоставлении закрытому акционерному обществу "Исток" в аренду земельного участка, расположенного по улице Авиационная, 34 Адлерский район города Сочи" между муниципальным образованием город-курорт Сочи, в лице департамента имущественных отношений администрации города Сочи (арендодатель) и ЗАО "Исток" (арендатор) заключен договор о предоставлении земельного участка в пользование на условиях аренды (договор аренды) от 24.10.2014 N 4900009643 (далее - договор). Согласно пункта 1.1 договора арендодатель обязуется предоставить во временное владение и пользование, а арендатор принять на условиях настоящего договора земельный участок площадью 3 000 кв. м, с кадастровым номером 23:49:0402023:2291, расположенный по адресу: г. Сочи, Адлерский район, ул. Авиационная, дом 34, с видом разрешенного использования - "склад". Категория земель - земли населенных пунктов. Пунктом 3.2. договора установлено, что размер годовой арендной платы за участок устанавливается в соответствии с Отчетом об оценке рыночной стоимости годовой арендной платы от 24.09.2014 N 3/4/ОЗ-2014 и составляет 508 149,00 рублей.
Договор зарегистрирован в установленном законом порядке, запись государственной регистрации от 17.11.2014 N 23-23-22/260/2014-323.
В связи с вступлением с 12.08.2017 в законную силу постановления Правительства Российской Федерации от 05.05.2017 N 531, которым Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации N 582 от 16.07.2009 дополнены абзацем 8 (принцип N 7) устанавливающим императивное правило "О расчете арендной платы за земельные участки, находящиеся в публичной собственности в размере не выше уровня земельного налога" общество направило в адрес администрации для подписания дополнительное соглашение о внесении изменений в договор аренды земельного участка от 24.10.2014 N 4900009643 в части порядка исчисления арендной платы.
В связи с тем, что дополнительное соглашение арендодателем не подписано, арендатор обратился в суд с настоящим иском.
Исследовав материалы дела повторно, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, проверив в порядке статей 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Заинтересованным в судебной защите является лицо, имеющее законное право или охраняемый законом интерес, средством защиты которого выступает предъявленный этим лицом иск (заявление).
В соответствии с пунктом 2 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
В соответствии с пунктом 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Согласно пункта 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действующей с 01.03.2015, если иное не установлено данным кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается: 1) Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности; 2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; 3) органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Единство экономического пространства и правовой системы Российской Федерации, нашли свое отражение в постановлении Правительства РФ от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены.
Правительство Российской Федерации определило соответствующие предельные ставки арендной платы для некоторых случаев сдачи в аренду земельных участков, находящихся в федеральной собственности, которые являются ориентирами для нормативно устанавливаемых ставок арендной платы при сдаче в аренду земельных участков в аналогичных случаях всеми иными публичными образованиями, за исключением случаев установления иных ставок непосредственно федеральными законами. Кроме того, утвержденные постановлением N 582 принципы и правила подлежат применению в отношении земель, государственная собственность на которые не разграничена, а также земель федеральной собственности, собственности субъектов РФ и муниципальной собственности.
Спорный земельный участок находятся в собственности муниципального образования город - курорт Сочи.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 531 от 05.05.2017, вступившим в действие с 12.08.2017, были внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации N 582 от 16.07.2009, которым основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, были дополнены новым принципом следующего содержания: "принцип учета наличия предусмотренных законодательством Российской Федерации ограничений права на приобретение в собственность земельного участка, занимаемого зданием, сооружением, собственником этого здания, сооружения, в соответствии с которым размер арендной платы не должен превышать размер земельного налога, установленный в отношении предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков, для которых указанные ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют".
Так, земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402023:2291 ограничен в обороте по следующим основаниям.
Курортом является освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры (пункт 5 статьи 31 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", статья 1 Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах").
В целях сохранения природных факторов, благоприятных для организации лечения и профилактики заболеваний населения, на территориях лечебно-оздоровительных местностей и курортов организуются округа санитарной или горно-санитарной охраны (п. 2 ст. 32 Закона N 33-ФЗ).
Пунктом 2 статьи 3 Закона N 26-ФЗ определено, что территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом федерального значения Правительством Российской Федерации по согласованию с соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В постановлении Президиума Верховного Совета РФ N 4766-1 и Совета Министров - Правительства РФ от 12.04.1993 N 337 "О государственной поддержке функционирования и развития города-курорта Сочи" установлено, что Сочинский курортный регион является курортом федерального значения.
Распоряжением Правительства РФ от 12.04.1996 N 591-Р, принятым в соответствии с Указом Президента РФ от 06.07.1994 N 1470 "О природных 11 ресурсах побережий Черного и Азовского морей", установлено, что курорты и рекреационные зоны в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов городов Анапы, Геленджика и Сочи признаны особо охраняемыми природными территориями, имеющими федеральное значение.
При этом признание утратившим силу распоряжения N 591-р (распоряжением от 21.04.2011 N 685-р) не отменяет режима особо охраняемой природной территории в отношении курортов федерального значения. Верховный суд Российской Федерации (определение от 16.12.2016 N 308-КГ16-17577, от 07.02.2018 N 18-ККГ17-248) разъяснил, что курорт Сочи является курортом федерального значения, соответственно все земельные участки, расположенные в административных границах город-курорт Сочи входят в границы округов горно-санитарной охраны курорта и относятся к землям особо охраняемых природных территорий.
В связи с тем, что земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402023:2291 является ограниченным в обороте, так как входит в округ горно-санитарной охраны курорта, не подлежит передаче в частную собственность.
Таким образом, с 12.08.2017 до момента внесения изменений в соответствующие нормативно-правовые акты размер арендной платы будет определяться по правилам пункта 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, абзаца 8 Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 582 от 16.07.2009 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации N 531 от 05.05.2017), в размере ставки земельного налога, действующей в соответствующие периоды и установленной в отношении предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков, для которых ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют.
В постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2020 по делу N А32-45097/2019, оставленном без изменения постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15.09.2020, указано на возможность применения по аналогии норм абзаца 1 пункта 5 Порядок расчета регулируемой арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования город-курорт Сочи, предоставленные без проведения торгов, утвержденного постановлением администрации города Сочи N 1699 от 18.07.2016 (в редакции постановления администрации города Сочи N 2116 от 19.09.2016) в той части, в которой они закрепляют размер арендной платы при заключении договора аренды в отношении земельного участка, ограниченного в обороте, в размере земельного налога.
Согласно положениям главы 31 Земельного кодекса Российской Федерации земельный налог рассчитывается как произведение кадастровой стоимости земельного участка, установленной в соответствии с требованиями земельного законодательства и ставкой земельного налога.
Учитывая, что применительно к договорам аренды государственных и муниципальных земельных участков, заключенным после введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, арендная плата является регулируемой, то есть изменяется при изменении нормативных актов, установление судом того обстоятельства, что на момент вынесения решения договор содержит условие об арендной плате, не соответствующее требованиям нормативных актов, с одновременной констатацией того, что испрашиваемые истцом изменения такому закону соответствуют, влечет необходимость удовлетворения иска. В Постановлении Президиума ВАС РФ от 02.02.2010 N 12404/09 прямо указано, что, несмотря на то, что новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, стороны договора не лишены права требовать друг от друга внесения изменений, обусловленных изменениями законодательства, в заключенный ими договор аренды. Содержащееся в указанном постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации толкование правовых норм объявлено общеобязательным и подлежащим применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел.
Принимая во внимание изложенное, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности исковых требований.
Принимая во внимание, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, были предметом рассмотрения арбитражного суда, им дана надлежащая правовая оценка, нарушений норм материального и процессуального права при принятии обжалуемого решения не установлено, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции также не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.03.2021 по делу N А32-40333/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Л. Новик |
Судьи |
Б.Т. Чотчаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-40333/2020
Истец: ЗАО "Исток"
Ответчик: Администрация МО г-к Сочи, Администрация Муниципального Образования Городской Округ Город-Курорт Сочи Краснодарского Края, Департамент имущественных отношений администрации города Сочи, Департамент Имущественных Отношений Администрации Муниципального Образования Городской Округ Город-Курорт Сочи Краснодарского Края
Хронология рассмотрения дела:
24.01.2024 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-19064/2023
01.11.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-11160/2021
28.07.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-12090/2021
16.03.2021 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-40333/20