город Омск |
|
29 июля 2021 г. |
Дело N А75-16023/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 июля 2021 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Рыжикова О.Ю., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарём Шнайдер Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-1434/2021) общества с ограниченной ответственностью "ПРОЕКТСТРОЙСЕРВИС" на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24.12.2020 по делу N А75-16023/2020 (судья Голубева Е.А.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ПРОЕКТСТРОЙСЕРВИС" (ОГРН 1148601000316, ИНН 8601051526, адрес: 628001, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Ханты-Мансийск, улица Есенина, 9,) к Управлению Федеральной антимонопольной службы России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (ОГРН 1028600512093, ИНН 8601009316, адрес: 628011, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Ханты-Мансийск, улица мира, дом 27), при участии в деле - Департамента строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Администрации Ханты-Мансийского района, Шаламовой Ольги Александровны и Шаламова Александра Валерьевича,
о признании решения по делу РНП-086/06/104-1386/2020 недействительным,
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "ПРОЕКТСТРОЙСЕРВИС" - Рева Игорь Михайлович по доверенности от 30.03.2021 N Д- 20/03/150 сроком действия 1 год;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре - Миронов Александр Геннадьевич по доверенности от 09.01.2020 N 1 сроком действия 31.12.2023;
от Департамента строительства и архитектуры ЖКХ Ханты-Мансийского района - Лобащук Юлия Васильевна по доверенности от 21.10.2020 N 30 сроком действия 31.12.2021, Жданов Павел Владимирович по доверенности от 21.07.2021 N 21;
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ПРОЕКТСТРОЙСЕРВИС" (далее -заявитель, общество, ООО "ПСС") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Ханты - Мансийское УФАС России, Управление, антимонопольный орган) о признании недействительным решения от 21.08.2020 по делу N РНП-086/06/104-1386/2020.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Департамент строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Администрации Ханты-Мансийского района (далее - Департамент), Шаламова Ольга Александровна (далее - Шаламова О.А.) и Шаламов Александр Валерьевич (далее - Шаламов А.В.).
Решением от 24.12.2020 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой и дополнениями к ней, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель, не отрицая, что им были нарушены сроки исполнения контракта, настаивает на том, что общество действовало добросовестно и сделало все от него возможное для своевременного исполнения контракта.
В письменных отзывах антимонопольный орган и Департамент просят оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Обществом были предоставлены возражения на отзыв антимонопольного органа, табличная форма сведений о разработке проектной документации, дополнения к апелляционной жалобе, Департаментом - дополнения к отзыву на апелляционную жалобу.
Рассмотрение апелляционной жалобы в порядке части 5 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) откладывалось. Определениями от 28.05.2021, 28.06.2021 в порядке пункта 2 части 3 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) произведена замена состава суда, суд сформирован в составе боковых судей Рыжикова О.Ю., Шиндлер Н.А.
Шаламова О.А. и Шаламов А.В., надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили, ходатайства об отложении судебного заседания не заявили, в связи с чем суд апелляционной инстанции в порядке статьи 156 АПК РФ рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителей указанных лиц.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ООО "ПСС" поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе и дополнениях к ней, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представители антимонопольного органа и Департамента с доводами апелляционной жалобы не согласились по основаниям, изложенным в отзывах с дополнениями на апелляционную жалобу, просили оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу с дополнениями, отзывы с дополнениями на нее, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, 30.08.2016 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в Единой информационной системе опубликовано извещение о проведении электронного аукциона N 0187300008416000330.
Предметом аукциона является выполнение проектных работ по внесению изменений в генеральные планы и правила землепользования и застройки населенных пунктов Ханты-Мансийского района: сельское поселение Луговской (п. Луговской, д. Белогорье, п. Кирпичный, с. Троица, д. Ягурьях).
По результатам проведения открытого конкурса (протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 22.09.2016 N ПРО1 и протокол от 03.10.2016 N 4 совещания комиссии Уполномоченного органа на осуществление контроля в сфере закупок для обеспечения нужд Ханты-Мансийского района по рассмотрению обращений по согласованию заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) между ООО "ПСС" (подрядчик) и Департаментом (заказчик) заключен контракт на выполнение проектных работ от 19.10.2016 N 0187300008416000330-ОК (т.3 л.д. 120-137), согласно которому ООО "ПСС" обязалось по заданию Департамента своими и (или) привлеченными силами выполнить проектные работы по внесению изменений в генеральные планы и правила землепользования и застройки населенных пунктов Ханты-Мансийского района: сельское поселение Луговской (п. Луговской, д. Белогорье, п. Кирпичный, с. Троица, д. Ягурьях), и сдать результат работ Департаменту, Департамент в свою очередь обязался принять результат работ и оплатить его.
По условиям пункта 2.2 контракта его цена составляет 900 000 руб.
По условиям 3.2 контракта работы должны быть выполнены по 20.12.2016 со дня заключения муниципального контракта в соответствии с календарным планом выполнения работ, приведенным в приложении N 2 к контракту.
Согласно календарному плану (приложение N 2) 1 этап - разработка проекта и предоставление для размещения на сайте Министерства экономического развития Российской Федерации, для согласования с Департаментом строительства ХМАО - Югры, Департаментом природных ресурсов и несырьевого сектора экономики ХМАО - Югры - должен быть выполнен в течение 15 календарных дней со дня заключения контракта.
В свою очередь 2 этап (участие в согласовании проекта с Министерством экономического развития Российской Федерации (в т.ч. согласование с Федеральным агентством лесного хозяйства), с Департаментом строительства ХМАО - Югры, департаментом природных ресурсов и несырьевого сектора экономики ХМАО - Югры; участие в проведении публичных слушаний; подготовка документации для утверждения решением Совета Депутатов сельского поселения Луговской; подготовка документов, необходимых для направления сведений о границе населенного пункта в государственный кадастр недвижимости; подготовка сведений о границах территориальных зон, необходимых для передачи в государственный кадастр недвижимости) должен быть выполнен до 20.12.2016.
В пункте 11.1 контракта стороны определили, что расторжение договора допускается по соглашению сторон, по решению суда, а также в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения договора (пункт 11.5 договора).
Первый этап работ по контракту ООО "ПСС" передал, а Департамент принял по акту выполненных работ от 23.12.2016 N 1.
По платежным поручениям от 29.12.2016 N 748, 749 Департамент перечислил 450 000 руб. в качестве оплаты первого этапа работ.
Между тем на протяжении более трёх лет обществом не осуществлено согласование проекта по внесению изменений в генеральные планы и правила землепользования и застройки населенных пунктов Ханты-Мансийского района: сельское поселение Луговской (п. Луговской, д. Белогорье, п. Кирпичный, с. Троица, д. Ягурьях) с уполномоченными органами.
В связи с длительным неисполнением условий контракта, нарушением сроков исполнения контракта, 17.07.2020 Департаментом принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Из решения об одностороннем отказе от исполнения контракта следует, что подрядчик не приступил к выполнению работ по этапу 2 контракта, просрочка данного этапа составляет 1304 дня. По истечению сроков для выполнения работ по контракту, исполнитель не устранил недостатки, допущенные при выполнении работ по этапу 1 контракта, чем существенно нарушил условия контракта. Никаких действий, направленных на своевременное и добросовестное исполнение контракта, подрядчиком не было предпринято (т.3 л.д. 103).
11.08.2020 в адрес Управления от Департамента поступило обращение о включении общества в реестр недобросовестных поставщиков.
Проанализировав представленные материалы, объяснения сторон, а также принимая во внимание вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20.05.2019 по делу N А75-2466/2019, комиссия Управления пришла к выводу, что факт недобросовестного исполнения (неисполнения) условий контракта со стороны общества подтвержден, порядок расторжения контракта заказчиком соблюден.
В связи с установленными обстоятельствами Управлением принято решение от 21.08.2020 N РНП-086/06/104-1386/2020 о включении общества в реестр недобросовестных поставщиков (т.3 л.д. 148-157).
Не согласившись с данным решением Управления, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
24.12.2020 Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принято решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены.
В силу положений статьи 22 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" антимонопольный орган выполняет функции государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, контроля в сфере размещения заказов, выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства, а также в соответствии с частью 1 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) осуществляет ведение реестра недобросовестных поставщиков.
Согласно части 2 статьи 104 Закона N 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Частью 6 статьи 104 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что в случае расторжения контракта по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта заказчик в течение трех рабочих дней с даты расторжения контракта направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информацию, предусмотренную частью 3 названной статьи, а также копию решения суда о расторжении контракта или в письменной форме обоснование причин одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона N 44-ФЗ в течение десяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 - 6 данной статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов.
В случае подтверждения достоверности этих фактов федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, включает информацию, предусмотренную частью 3 статьи 104 Закона N 44-ФЗ, в реестр недобросовестных поставщиков в течение трех рабочих дней с даты подтверждения этих фактов.
Включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником размещения заказа принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств.
Из разъяснений Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в постановлении от 30.07.2001 N 13-П, следует, что меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционного защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Таким образом, антимонопольный орган при рассмотрении вопроса о применении к хозяйствующему субъекту меры публично-правовой ответственности не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения, не выявляя иные связанные с ним обстоятельства, в том числе наличие или отсутствие вины соответствующих субъектов, в какой бы форме она ни проявлялась и как бы ни было распределено бремя ее доказывания. Такой правовой подход подлежит применению и в данном случае, принимая во внимание тот факт, что последствия по наложению санкции в виде включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков могут иметь более тяжкий экономический характер, чем наложение штрафа.
Суд первой инстанции, принимая обжалуемое решение, исходил из доказанности нарушения обществом условий контракта и соблюдении Департаментом процедуры расторжения контракта, в связи с чем у Управления имелись основания для включения общества в реестр недобросовестных поставщиков.
Признавая выводы суда первой инстанции законными и обоснованными, отклоняя доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия руководствуется следующим.
В силу части 1 статьи 702 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
На основании статьи 758 ГК РФ по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию и (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат.
Согласно части 1 статьи 708 ГК РФ договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки). Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
На основании части 2 статьи 715 ГК РФ если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Материалами дела подтверждается и заявителем по существу не оспаривается, что в установленные сроки работы, предусмотренные контрактом N 187300008416000330-0К, обществом не выполнены.
На основании части 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств (части 2, 3 статьи 401 ГК РФ).
Должник не считается просрочившим, пока обязательство не может быть исполнено вследствие просрочки кредитора. Кредитор считается просрочившим, если он отказался принять предложенное должником надлежащее исполнение или не совершил действий, предусмотренных законом, иными правовыми актами или договором либо вытекающих из обычаев или из существа обязательства, до совершения которых должник не мог исполнить своего обязательства (часть 3 статьи 405, часть 1 статьи 406 ГК РФ).
Как следует из материалов дела, по условиям технического задания сбор исходной информации для выполнения работ по контракту осуществляется подрядчиком самостоятельно при содействии заказчика. Исходная информация включает в себя сведения архива отдела архитектуры и градостроительства об объекте градостроительной деятельности; сведения об изученности объекта территориального планирования (охват его территории материалами изысканий различного масштаба и направленности), перечень ранее выполненных научно-исследовательских работ, градостроительной и проектной документации, прочих работ, учет которых обязателен в рамках выполнения работ; данные о демографической ситуации и занятости населения; сведения о социальной, транспортной, инженерной и производственной инфраструктурах, строительной базе; материалы топографо-геодезической подосновы соответствующих масштабов, картографические и справочные материалы, материалы инженерно-геологических изысканий и исследований; материалы социально-экономических прогнозов развития территории, сведения об имеющихся целевых программах и программах социально-экономического развития; материалы стратегии социально-экономического развития муниципального образования; материалы ранее разработанных генеральных планов, правил землепользования и застройки; иную информацию, содержащуюся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности Ханты- Мансийского района (далее - ИСОГД).
Именно на подрядчика по условиям технического задания была возложена обязанность осуществлять сбор исходных данных, необходимых для выполнения работы, за исключением сведений, содержащихся в ИСОГД.
Апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что заявителем не доказано, что длительное неисполнение условий контракта в части 2 этапа, предусмотренного условиями контракта, связано с отсутствием сведений, содержащихся в ИСОГД, и не представленных Департаментом своевременно.
Так, как следует из материалов дела, 14.10.2016 обществом у Департамента были запрошены исходные данные для выполнения проектных работ (т.3 л.д. 100).
18.10.2016 Департаментом в адрес общества письмом N исх-5902/16-0-0 были направлены исходные данные в отношении сельского поселения Луговской, а также населённых пунктов, входящих в его состав.
24.10.2016 общество направило в Департамент письмо о предоставлении исходной информации, содержащейся в ИСОГД (т.1 л.д. 18).
24.11.2016 общество направило в Департамент письмо о непредоставлении информации, содержащейся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности Ханты-Мансийского района, с повторным требованием предоставления информации (т.1 л.д. 19).
Между тем 1 этап работ по контракту - разработанный проект по внесению изменений в генеральные планы и правила землепользования и застройки сельского поселения Луговской (п.Луговской, д. Белогорье, п. Кирпичный, с. Троица, д. Ягурьях) ООО "ПСС" передало Департаменту по акту выполненных работ от 23.12.2016 N 1, что свидетельствует о том, что к указанному сроку Департаментом обязательства по предоставлению требуемой информации были выполнены.
Также по условиям технического задания подрядчик принял на себя обязательство передать заказчику проект для передачи на согласование в Департамент строительства ХМАО-Югры, в Департамент природопользования и несырьевого сектора экономики ХМАО - Югры, и для размещения на сайте Минэкономразвития РФ; подрядчик обязался предоставлять письменные ответы на замечания и предложения, полученные от заказчика в ходе согласования проекта и проведения публичных слушаний по проекту, а также готовит аргументированные обоснования по учету или отклонению поступивших замечаний и предложений, производить корректировку проекта (при необходимости) после проведения согласований и публичных слушаний.
В силу части 1 статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (часть 4 статьи 421 ГК РФ).
При этом процедура, по результатам которой заключен спорный контракт, предполагает ознакомление подрядчика с условиями заключаемого договора, предоставляет возможность отказа от его заключения в случае, если условия контракта по мнению подрядчика его не устраивают.
В силу части 1 статьи 34 Закона N 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении подрядчика, документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении подрядчика, документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Таким образом, ООО "ПСС" перед заключением договора должно было ознакомится с документацией, понять состав работ и реальность сроков их исполнения. Каких-либо возражений по рассматриваемым условиям договора ответчиком заявлено не было.
Отклоняя доводы заявителя о том, что причинам несвоевременного исполнения обязательств по контракту являются как изменение законодательного регулирования, так и несвоевременное предоставление Департаментом документов, связанных с территориальным планированием, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что, несмотря на указанные факторы, материалы дела не содержат доказательств того, что после получения сводного заключения подготовленного Минэкономразвития России о несогласии с откорректированным обществом проектом внесения изменений в документы территориального планирования поселения Луговской от 28.12.2018 обществом приняты достаточные меры к устранению выявленных замечаний.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующую хронологическую последовательность исполнения контракта:
01.03.2017 заключение Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N 12 по проекту "Генеральный план п. Луговской сельского поселения Луговской. Обоснование генерального плана", в котором отмечено, что представленные материалы не в полной мере соответствуют требованиям в области охраны окружающей среды в связи с тем, что:
- в разделе 10 "Технико-экономические показатели" стр. 70 тома "обоснование генерального плана" указано, что 370,00 га относится к "Иным территориальным зонам, находящимся в черте поселений", что составляет 74% земель всего населенного пункта, однако на "Схеме планируемых границ функциональных зон" такая зона не отображена. Необходимо привести в соответствие и дать пояснения;
- уточнить и дополнить информацию по вопросам санитарной очистки территории населённого пункта: о нормативах накопления твёрдых коммунальных отходов в настоящее время и расчётный срок; о наличии (отсутствии) пунктов приёма вторичного сырья и опасных отходов; о метах утилизации трупов животных; исключить мероприятие по строительству полигона ТБО в южной части посёлка, так как он уже существует и внесён в ГРОРО;
- устранить разночтения по прогнозируемой численности населения;
- привести в соответствие текстовую и графическую части проекта;
- указано на планирование создания природно-исторического памятника "Луговское", в то время как такой памятник функционирует с 2008 года вне границ сельского поселения;
- в соответствии с требованиями подпункта 8 пункта 7 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации на картографическом материале отобразить зоны затопления, подтопления.
03.03.2017 заключение Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N 15 по проекту "Генеральный план села Троица сельского поселения Луговской", в котором отмечено, что представленные материалы не в полной мере соответствуют требованиям в области охраны окружающей среды в связи с тем, что:
- в соответствии со статьёй 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации представить основные характеристики водоочистных сооружений и канализационных очистных сооружений, планируемых для размещения на территории села Троица;
- проектную документацию дополнить информацией по вопросам санитарной очистки территории населённого пункта: о нормативах накопления твёрдых коммунальных отходов в настоящее время и расчётный срок; о наличии (отсутствии) пунктов приёма вторичного сырья и опасных отходов; о местах утилизации трупов животных; о местах складирования снежных масс, образующихся при очистке улиц от снега;
- отсутствуют сведения по площади проектируемых зелёных насаждений;
- устранить разночтения;
- дать пояснения по указанию нахождения в границах жилой застройки кладбища.
07.03.2017 заключение Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N 17 по проекту "Генеральный план посёлка Кирпичный сельского поселения Луговской", в котором отмечено, что представленные материалы не в полной мере соответствуют требованиям в области охраны окружающей среды в связи с тем, что:
- несоответствие структуры земель посёлка Кирпичный, указанной в таблицах на стр. 48 и 71 тома "Обоснование генерального плана";
- в соответствии со статьёй 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации представить основные характеристики водоочистных сооружений и канализационных очистных сооружений, планируемых для размещения на территории посёлка Кирпичный;
- проектную документацию дополнить информацией по вопросам санитарной очистки территории населённого пункта: о нормативах накопления твёрдых коммунальных отходов на расчётный срок; о наличии (отсутствии) пунктов приёма вторичного сырья и опасных отходов; о местах утилизации трупов животных; о местах складирования снежных масс, образующихся при очистке улиц от снега;
- убрать указание на рассмотрение вопроса о размещении полигона ТБО, так как его размещение в посёлке не предусмотрено; по тексту заменить термин "бытовые отходы" на "коммунальные отходы" в соответствии с изменениями законодательства;
- дать пояснения по указанию нахождения в границах жилой застройки кладбища;
- привести в соответствие текстовую и графическую части проекта.
07.03.2017 заключение Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N 19 по проекту "Генеральный план д. Белогорье сельского поселения Луговской. Обоснование генерального плана", в котором отмечено, что представленные материалы не в полной мере соответствуют требованиям в области охраны окружающей среды в связи с тем, что:
- несоответствие структуры земель д. Белогорье, указанной в таблицах на стр. 48 и 68 тома "Обоснование генерального плана";
- в соответствии со статьёй 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации представить основные характеристики водоочистных сооружений и канализационных очистных сооружений, планируемых для размещения на территории д. Белогорье; уточнить мощность водоочистных сооружений;
- откорректировать проект в части обращения с отходами производства и потребления;
- на картографическом материале отобразить местоположение ряда объектов;
- в соответствии с требованиями подпункта 8 пункта 7 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации на картографическом материале отобразить зоны затопления, подтопления.
14.03.2017 заключение Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N 20 по проекту "Генеральный план д. Ягурьях сельского поселения Луговской. Обоснование генерального плана", в котором отмечено, что представленные материалы не в полной мере соответствуют требованиям в области охраны окружающей среды в связи с тем, что:
- необходимо откорректировать таблицу "Технико-экономические показатели" и привести общую площадь территории д. Ягурьях к сумме площадей отдельных территориальных зон;
- устранить разночтения относительно прогнозируемой численности населения в д. Ягурьях к 2030 году;
- уточнить информацию относительно мощности водоочистных сооружений, объёмов водопотребления и водоотведения, так как по тексту проекта и на картографическом материале данные не совпадают;
- исключить проектируемое мероприятие по строительству полигона, так как вывоз твердых коммунальных отходов из д. Ягурьях осуществляется на действующий полигон города Ханты-Мансийска;
- откорректировать проектные решения по теплоснабжению, исключив противоречие: перевод отопительных приборов на газовое топливо и отсутствие подводящего газопровода в настоящее время и на перспективу;
- привести в соответствие текстовую и графическую части проекта.
24.03.2017 Департамент недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры письмом N 12-Исх-651 указал на несогласование генерального плана с.п. Луговской в представленной редакции ввиду следующих нарушений:
- пересечение проектируемых границ населённого пункта п. Кирпичный и д. Ягурьях с землями лесного фонда, ввиду чего требуется согласование в порядке статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
- отображение существующих и проектируемых границ населённых пунктов в графических материалах генерального плана с.п. Луговской не соответствует требованиям статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
- кроме того, указано на необходимость указания мероприятий по охране водных ресурсов.
07.07.2017 общество сообщило об устранении замечаний, отражённых в письме Департамента недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24.03.2017 N 12-Исх-651, а также в заключениях Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (т.1 л.д. 72-74).
21.08.2017 Департамент строительства, архитектуры и ЖКХ письмом N Исх-5197/17-О-О направил акт о перечне выявленных замечаний от 18.08.2018, в котором указаны неправильные наименования, несоответствия, несоответствующий формат проекта (т.1 л.д. 77-79).
11.09.2017 Департамент строительства, архитектуры и ЖКХ письмом N Исх-5662/17-О-О направил заключение о соответствии выполненных работ условиям муниципального контракта от 07.09.2017 N 17/2, в котором указано на несоответствие проекта требованиям действующего законодательства.
На исх. от 22.09.2017 Департамент недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры указал на то, что пересечение проектируемых границ населённого пункта п. Кирпичный и д. Ягурьях с землями лесного фонда сохранилось, указано на необходимость указания мероприятий по охране водных ресурсов, а также отметил дополнительные замечания.
06.10.2017 Федеральное агентство лесного хозяйства письмом от 06.10.2017 N А13-03-31/14215 указало на несоответствие проекта требованиям статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также необоснование за счет каких земель будет осуществлено увеличение площади земель населённых пунктов на 180,58 га.
11.10.2017 заключение Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N 74 (т.1 л.д. 96-109) по проекту "Внесение изменений в генеральный план сельского поселения Луговской (п.Луговской, д. Белогорье, п. Кирпичный, с. Троица, д. Ягурьях)", в котором отмечено, что представленные материалы не в полной мере соответствуют требованиям в области охраны окружающей среды в связи с тем, что:
- не в полной мере решены вопросы относительно отходов;
- имеются разночтения в площади земель.
09.11.2017 Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации письмом N 09-6-09-31/29807 (т.1 л.д. 137-138) сообщило о том, что в картах (схемах) проекта следует отобразить прибрежные защитные полосы, береговые полосы водных объектов общего пользования и границы зон затопления; включить в проект земельные участки федерального значения, на которых расположены стационарные пункты государственной наблюдательной сети и их охранные зоны; необходимости получения заключения об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки.
11.12.2017 обществом в адрес Департамента строительства, архитектуры и ЖКХ направлена документация на выполнение проектных работ (акт выполненных работ, акт сдачи-приемки проекта, счет, счёт-фактура).
18.12.2017 заключение Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N 104 (т.2 л.д. 28-36) по откорректированному проекту "Внесение изменений в генеральный план сельского поселения Луговской (п.Луговской, д. Белогорье, п. Кирпичный, с. Троица, д. Ягурьях)", в котором отмечено, что проект рекомендуется к согласованию.
19.12.2017 Департамент по управлению государственным имуществом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры письмом от 19.12.2017 N 13-Исх-13536 направил замечания по проекту.
20.12.2017 Департамент недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры письмом N 12-Исх-22035 указал на то, что пересечение проектируемых границ населённого пункта п. Кирпичный и д. Ягурьях с землями лесного фонда сохранилось, указано на необходимость указания мероприятий по охране водных ресурсов, а также отметил дополнительные замечания.
28.12.2017 Департамент строительства, архитектуры и ЖКХ письмом N Исх-8565/17-0-0 направил заключения о соответствии выполненных работ условиям муниципального контракта, в которых отмечено отсутствие ряда согласований.
09.01.2018 Министерством экономического развития Российской Федерации письмом N 24-СШ/Д27и выдано сводное заключение о несогласии с проектом ввиду неурегулирования замечаний Минприроды России, Рослесхоза, содержащихся в заключениях о несогласии с проектом внесения изменений в генеральный план.
24.01.2018 Администрацией сельского поселения Луговской выдано заключение о результатах проведения публичных слушаний по проекту, с указанием на замечания и предложения (т.2 л.д. 4-22).
29.01.2018 Федеральное агентство лесного хозяйства письмом N АВ-03-31/1292 указано на несоответствие проекта требованиям статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также отсутствии в графической части проекта проектируемых границ населённых пунктов.
13.03.2018 общество направило в адрес Департамента строительства, архитектуры и ЖКХ откорректированную проектную документацию.
21.03.2018 Федеральное агентство лесного хозяйства письмом N АВ-03-31/5071 указало на неустранение замечаний, указанных в письме от 29.01.2018 N АВ-03-31/1292.
12.04.2018 Департамент строительства, архитектуры и ЖКХ в адрес общества письмом N Исх-2360/18-0-0 направил замечания по оформлению проекта.
07.05.2018 Департамент недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры письмом N 12-Исх-10225 указал на то, что пересечение проектируемых границ населённого пункта п. Кирпичный с землями лесного фонда сохранилось, указано на необходимость указания мероприятий по охране водных ресурсов, а также отметил дополнительные замечания.
Департаментом обращено внимание общества, что изложенные в настоящем письме замечания и предложения ранее направлялись, но не учтены в представленном генеральном плане с.п. Луговской (копии писем от 24.03.2017 N 12-Исх-651, от 20.10.2018 N 12-Исх-17335, от 20.12.2017 N 12-Исх-22035).
23.07.2018 общество направило в адрес Департамента строительства, архитектуры и ЖКХ откорректированную проектную документацию.
19.10.2018 Федеральное агентство лесного хозяйства письмом N АВ-03-31/17396 указало на неустранение замечаний, указанных в письме от 29.01.2018 N АВ-03-31/1292.
12.11.2018 Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) письмом N 43-7930-5 дано заключение о несогласии с проектом документа территориального планирования муниципального образования в связи с отсутствием в графической части проекта "Карты территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" в соответствии со статьёй 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации и пунктом 11.7 "Методических рекомендаций по разработке проектов генеральных планов поселений и городских округов". Вместе с тем ранее МЧС России давало согласие на согласование проекта от 20.11.2017 N 43-9213-5.
23.11.2018 Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации письмом N 02-19-31/29628 сообщило о том, что в картах (схемах) проекта следует отобразить прибрежные защитные полосы, береговые полосы водных объектов общего пользования и границы зон затопления и зон подтопления; включить в проект земельные участки федерального значения, на которых расположены стационарные пункты государственной наблюдательной сети и их охранные зоны; необходимости получения заключения об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки; дополнительно указано на расположение территории сельского поселения в границах водно-болотных угодий международного значения "Верхнее Двуобъе", что не отражено в проекте.
06.12.2018 Министерством энергетики Российской Федерации письмом N 08-1469 направлено заключение о несогласии с проектом ввиду того, что условные обозначения объектов ТЭК не соответствуют требованиям приказа Минэкономразвития России от 09.01.2018 N 10.
29.12.2018 в адрес общества Департаментом строительства, архитектуры и ЖКХ было направлено письмо N 03-Исх-8307/2018 о необходимости завершения работ по контракту, в противном случае запуске с 10.01.2019 процедур расторжения контракта.
23.01.2019 в адрес общества Департаментом строительства, архитектуры и ЖКХ было направлено сводное заключение Минэкономразвития России о несогласии с проектом для учёта в работе и доработки проекта.
25.01.2019 в адрес общества Департаментом строительства, архитектуры и ЖКХ было направлено письмо N 03-Ифх-303/2019 о необходимости отражения в генеральном плане д.Ягурьях строительства сетей центрального водоснабжения по ул. Центральная от дома N 3 до дома N 15.
06.02.2019 общество направило в адрес Департамента строительства, архитектуры и ЖКХ откорректированный генеральный план.
07.02.2019 общество направило в адрес Департамента строительства, архитектуры и ЖКХ письмо о расторжении контракта в связи с постоянными дополнениями (корректировками) генерального плана со стороны подрядчика, которые не учтены и не предусмотрены техническим заданием и муниципальным контрактом.
11.02.2019 Департамент строительства, архитектуры и ЖКХ письмом N 03-Исх-640/2019 отказал в расторжении контракта ввиду отсутствия оснований.
12.02.2019 Департамент строительства, архитектуры и ЖКХ письмом N 03-Исх-656/2019 отметил необходимость согласования устранённых замечаний с авторами замечаний, а также перевода в XML-формат границ, предусмотренных контрактом.
05.03.2019 Департамент недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры письмом N 12-Исх-4710 указал на то, что пересечение проектируемых границ населённого пункта п. Кирпичный, д. Ягурьях с землями лесного фонда сохранилось, указано на необходимость указания мероприятий по охране водных ресурсов, а также отметил дополнительные замечания.
25.03.2019 обществом в адрес Департамента недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры направлен откорректированный генеральный план.
14.05.2019 Департамент строительства, архитектуры и ЖКХ письмом N 03-Исх-2437/2019 направил для учёта в работе письмо Администрации посёлка Луговской о направлении предложения о внесении изменений в генеральный план п. Луговской по обращению Айтбаевой Н.Б.
17.05.2019 Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре письмом N 04-1/6356 сообщило об отсутствии в представленных для согласования материалах согласования проекта территориального планирования сельского поселения Луговской с владельцем Хантымансийско-Фроловского лицензионного участка; не указаны дополнительные обязательства и ограничения хозяйственной и иной деятельности на территории водно-болотных угодий международного значения; в представленном проекте генерального плана отсутствуют сведения по организации и строительству временной площадки ТКО; отсутствует информация о скотомогильнике сибирской язвы в п.Кирпичный.
29.04.2019 Департамент недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры письмом N 12-Исх-9635 указал на то, что пересечение проектируемых границ населённого пункта п. Кирпичный, д. Ягурьях с землями лесного фонда сохранилось, как и часть замечаний, ранее указанных в письме от 05.03.2019 N 12-Исх-4710. Департаментом обращено внимание общества на то, что изложенные в настоящем письме замечания и предложения ранее неоднократно направлялись, но не учтены в представленном генеральном плане с.п. Луговской.
16.05.2019 обществом в адрес Департамента строительства, архитектуры и ЖКХ направлено письмо о приостановлении работ по контракту до получения сводного заключения от Минэкономразвития России.
20.05.2019 Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принято решение по делу А75-2466/2019, оставленное без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2019, о взыскании с ООО "ПРОЕКТСТРОЙСЕРВИС" в пользу Департамента строительства, архитектуры и ЖКХ неустойки за несвоевременное исполнение условий контракта за период с 21.12.2016 по 01.02.2019.
22.05.2019 Федеральное агентство лесного хозяйства письмом N АВ-03-42/8838 указало на имеющиеся расхождения в части сведений о включении участков земель лесного фонда в границы населённых пунктов.
22.05.2019 Министерством экономического развития Российской Федерации письмом N 15961-ВЖ/Д27и выражена возможность согласования проекта в случае урегулирования замечаний федеральных органов исполнительной власти, послуживших основанием для отказа в согласовании, содержащихся в сводном заключении Минэкономразвития России от 28.12.2018 N 39430-СШ/Д27и.
14.10.2019 обществом доработанный проект направлен в Департамент строительства, архитектуры и ЖКХ для проведения общественных слушаний.
25.10.2019 общество направило в адрес Департамента строительства, архитектуры и ЖКХ письмо о расторжении контракта, в том числе в связи с отсутствием специалистов по подготовке документов, указанных в пункте 2.5, 2.6 календарного плана, либо о дополнительном финансировании оставшейся части работ.
10.12.2019 общество направило в адрес Департамента строительства, архитектуры и ЖКХ письмо с предложением об оплате за выполненные работы по контракту по 2 этапу в размере 450 000 руб.
12.12.2019 Департаментом строительства, архитектуры и ЖКХ в адрес общества было направлено письмо N 03-Исх-6474/2019 о незавершении работ с Депнедра Югры по согласованию проекта.
09.01.2020 Департаментом строительства, архитектуры и ЖКХ в адрес общества было направлено письмо N 03-Исх-14 о необходимости завершения работ по контракту в максимально короткие сроки, а также необходимости сообщения о результатах работы с Депнедра Югры по согласованию проекта.
14.01.2020 общество письмом N 16 сообщило Департаменту о предоставлении сведений о результатах согласования после 27.01.2020.
29.01.2020 Департаментом строительства, архитектуры и ЖКХ в адрес общества было направлено письмо N 03-Исх-404 о необходимости завершения работ по контракту в максимально короткие сроки, а также об отсутствии информации о результатах работы с Депнедра Югры по согласованию проекта.
15.07.2020 Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации письмом N 02-19-29/17642, рассмотрев доработанный проект, сообщило, что замечания Минприроды России, направленные Минэкономразвития России письмом от 23.11.2018 N 02-19-31/29628, учтены в проекте не в полном объёме. Проект требует доработки с учётом замечаний Рослесхоза и Росприроднадзора. Кроме того, на картах (схемах) проекта следует отобразить береговые полосы водных объектов общего пользования; в проект необходимо включить земельные участки федерального значения, на которых расположены стационарные пункты государственной наблюдательной сети и их охранные зоны.
17.07.2020 Департаментом строительства, архитектуры и ЖКХ было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта N 03-Исх-3811 в связи с существенным нарушением условий контракта.
Таким образом, материалы настоящего дела не содержат доказательств устранения обществом как исполнителем по контракту всех недостатков подготовленного и неоднократно откорректированного проекта документов территориального планирования. Более того, откорректированный проект длительное время после сообщения о недостатках не предоставлялся для дальнейшего согласования.
Недостатки, в том числе указанные Департаментом недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, в откорректированном проекте не устранялись, что служило основанием для повторного отказа в согласовании по тем же причинам.
Суд апелляционной инстанции также отмечает, что обществом аргументированных обоснований по отклонению поступивших замечаний и предложений, как то предусмотрено документацией, в адрес Департамента не направлялось; объективные причины, препятствующие устранить нарушение условий контракта, отсутствовали, следовательно, у заказчика имелись основания для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В совокупности представленные в материалы дела доказательства подтверждают вывод Департамента и антимонопольного органа о том, что общество, добровольно приняв на себя обязательства по разработке проектной документации в срок до 20.12.2016, не справилось с исполнением договорных обязательств не только в установленные контрактом сроки, но и значительно позже (решение об одностороннем отказе от контракта принято заказчиком 17.07.2020), учитывая, что 2 этап выполнения работ по контракту предусматривал участие в согласовании проекта с Минэкономразвития России, (в т.ч. согласование с Федеральным агентством лесного хозяйства), с департаментом строительства ХМАО - Югры, департаментом природных ресурсов и несырьевого сектора экономики ХМАО - Югры; участие в проведении публичных слушаний; подготовка документации для утверждения решением Совета Депутатов сельского поселения Луговской; подготовка документов, необходимых для направления сведений о границе населенного пункта в государственный кадастр недвижимости; подготовка сведений о границах территориальных зон, необходимых для передачи в государственный кадастр недвижимости).
Судом первой инстанции установлено, что процедура расторжения контракта со стороны Департамента соблюдена и предусмотренный законодательством 10-дневный срок для устранения исполнителем недостатков и нарушений условий контракта заявителю предоставлен, что подтверждается материалами дела.
При данных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что, отказав в удовлетворении заявленного обществом требования, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы согласно статье 110 АПК РФ относятся на общество.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24.12.2020 по делу N А75-16023/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.Е. Иванова |
Судьи |
О.Ю. Рыжиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-16023/2020
Истец: ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД, ООО "ПРОЕКТСТРОЙСЕРВИС"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМУ АВТОНОМНОМУ ОКРУГУ - ЮГРЕ
Третье лицо: Департамент строительства, архитектуры и ЖКХ администрации Ханты-Мансийского района, Шаламов А. В., Шаламова О. А.