г. Санкт-Петербург |
|
29 июля 2021 г. |
Дело N А21-3313/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 июля 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Поповой Н.М.
судей Жуковой Т.В., Смирновой Я.Г.
при ведении протокола секретарем судебного заседания: Шалагиновой Д.С.,
при участии:
от истца: не явился, извещен
от ответчика: представителя Миночкина А.Н., доверенность от 09.09.2019
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-20255/2021) ООО "Жилсервисплюс" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 09.04.2021 по делу N А21-3313/2020 (судья Педченко О.М.), принятое
по иску государственного предприятия Калининградской области "Единая система обращения с отходами"
к ООО "Жилсервисплюс"
о взыскании
УСТАНОВИЛ:
Государственное предприятие Калининградской области "Единая система обращения с отходами" (далее - истец, Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с исковым заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Жилсервисплюс" (далее - ответчик, Общество) 122 556,93 руб. долга за оказанные коммунальные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.01.2019 по 30.09.2019, 19 460,30 руб. пени за несвоевременное внесение платы за коммунальные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 10.02.2019 по 05.04.2020 и с 01.01.2021 по 01.04.2021 (с учетом уточнения исковых требований, принятого судом).
Решением от 09.04.2021 исковые требования полностью удовлетворены.
Ответчик обжаловал решение в апелляционном порядке, считая его незаконным, необоснованным и подлежащим отмене в связи с несоответствием изложенных в решении выводов обстоятельствам дела.
В обоснование жалобы ответчик указал, что общим собранием собственников помещений в МКД 13-14.01.2019 было принято решение о заключении прямых договоров с ресурсоснабжающими организациями, в том числе- осуществляющими оказание услуг по обращению с ТКО с 01.01.2019, копии протоколов общих собраний были направлены истцу и им получены, что не оспаривалось истцом при рассмотрении дела в суде первой инстанции.
В связи с указанным, Общество считает, что является ненадлежащим ответчиком по делу, а заявленные истцом требования удовлетворению не подлежат.
Истцом представлен письменный отзыв на жалобу, в котором изложены возражения против ее удовлетворения.
В заседании суда апелляционной инстанции ответчик поддержал доводы жалобы, настаивая на ее удовлетворении. Дело рассмотрено в отсутствие надлежащим образом извещенного истца в соответствии с положениями статьи 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Правоотношения в сфере обращения с отходами регулируются Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее -Закон N 89-ФЗ).
Порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с 'ГКО определен в Правилах обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" (далее - Правила N 1156).
Истец является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ГКО) на территории Калининградской области и действует с 01.01.2019.
Региональный оператор действует на основании Лицензии N (39) - 4360 - СТУРБ/П от 24 сентября 2019 года на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, и Соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Калининградской области, заключенного между Министерством природных ресурсов и экологии Калининградской области и ГП КО "ЕСОО" 20.06.2018.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц ООО "ЖилСервисПлюс" осуществляет деятельность по управлению недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе на основании лицензии N 039000064 от 06.05.2015.
Потребитель - это собственник ТКО или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (п. 2 Правил N 1156)
В соответствии с п. 1 ст. 24.6 Закона N 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Согласно п. 1 ст. 24.7 Закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
В силу ч. 4 ст. 24.7 Закона N 89-ФЗ собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
В соответствии с п. 5 ст. 24.7 Закона N 89-ФЗ договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Согласно п. 4 ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Форма типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами утверждена Правилам N 1156.
В соответствии с пп. "а" п. 8.1 Правил N 1156 региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с ТКО, образующимися в жилых помещениях в многоквартирных домах, с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 8 (4) Правил N 1156 основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности, либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В нарушение требований действующего законодательства Ответчик не подал заявку на заключение договора с Региональным оператором на оказание услуг по обращению с ТКО.
В силу п. 8 (17) Правил N 1156 в случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Предложение о заключении договора на оказание услуги по обращению с ТКО было размещено на официальном сайте регионального оператора www.esoo39.ru 12.12.2018, а также опубликовано в газете "Комсомольская правда" N 28 (738) на 16-22 июля 2018 года.
При этом, в силу пункта 8 (18) Правил N 1156 до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора.
Отсутствие договора на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором в письменной форме не освобождает потребителя от исполнения обязанности по оплате за коммунальную услугу по обращению с ТКО, поскольку договор носит публичный характер в силу статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ и считается заключенным с 01.01.2019 на условиях типового договора по цене регионального оператора, указанной в договоре.
Региональный оператор в лице ГП КО "ЕСОО" с 01.01.2019 вывозит ТКО со всех контейнерных площадок, расположенных на территории Калининградской области.
Довод ответчика об оказании ему услуг по обращению с ТКО в спорный период МПУ "Благоустройство и водоканал" МО Пригородное сельское поселение Нестеровского района судом первой инстанции правомерно был отклонен.
Заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО с иным лицом, кроме как с Региональным оператором является незаконным в силу положений действующего законодательства Российской Федерации (п. 4 ст. 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Позиция Истца подтверждается судебной практикой постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 25.02.2021 по делу N А21-16475/2019.
В силу требований п.п. "б" п. 148 (22) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее -Правила N 354), Ответчик, являясь исполнителем коммунальной услуги по обращению с ТКО, обязан заключить с региональным оператором по обращению с ТКО договор на оказание услуг по обращению с ТКО.
Из содержания пунктов 148 (3)-148 (5) Правил N 354 следует, что исполнителем коммунальной услуги по обращению с ТКО в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом может выступать и управляющая организация.
Согласно п. 148 (7) Правил N 354 предоставление коммунальной услуги по обращению с ТКО обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с региональным оператором по обращению с ТКО договора на оказание услуг по обращению с ТКО в целях обеспечения предоставления указанной коммунальной услуги потребителям.
Приобретение статуса управляющей организации возлагает на ответчика обязанность обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, а также надлежащее содержание общего имущества указанных многоквартирных домов.
Управляющие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО (ч. 12 ст. 161 ЖК РФ). Правилами N 1156 также предусмотрен порядок обязательного заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором. Региональный оператор заключает договор на оказание услуг по обращению с ТКО в отношении ТКО, образующихся в жилых помещениях в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации), с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
На основании изложенного, исполнители коммунальных услуг обязаны заключить договор с региональным оператором.
Таким образом, Договор N 211600861 считается заключенным с 01.01.2019 на условиях типового договора по цене Регионального оператора, указанной в проекте договора.
С учетом изложенного, Общество является надлежащим ответчиком по делу, исковые требования обоснованно удовлетворены за его счет.
Доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые бы влияли на обоснованность и законность обжалуемого решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права при вынесении решения судом не допущено. Оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 09.04.2021 по делу N А21-3313/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.М. Попова |
Судьи |
Т.В. Жукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-3313/2020
Истец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ "ЕДИНАЯ СИСТЕМА ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ"
Ответчик: ООО "ЖИЛСЕРВИСПЛЮС"
Третье лицо: Тринадцатый арбитражный апелляционный суд