г. Челябинск |
|
28 июля 2021 г. |
Дело N А07-37653/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 июля 2021 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Плаксиной Н.Г.,
судей Арямова А.А., Киреева П.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Козельской Е.М., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 30 апреля 2021 г. по делу N А07-37653/2019.
Предприниматель Крапивин Дмитрий Владимирович (далее - заявитель, ИП Крапивин Д.В., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением, в котором просил:
признать незаконными действия должностных лиц Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Бирском районе и городе Бирск Республики Башкортостан (далее - ответчик, УПФР в Бирском районе и г.Бирск) по начислению и передаче в налоговый орган недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, в отношении ИП Крапивина Д.В. за 2014 год в размере 33578 рублей и пени в размере 5441,62 рублей;
признать недействительным требование Межрайонной ИФНС России N 4 по Республике Башкортостан (далее также - ответчик, МИФНС N4) об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов по состоянию на 19.06.2019 N 37313;
признать недействительным требование Межрайонной ИФНС России N 4 по Республике Башкортостан об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов по состоянию на 26.08.2019 N 114768;
признать недействительным решение Межрайонной ИФНС России N 4 по Республике Башкортостан N 22132 от 19.11.2019 о взыскании страховых взносов в сумме 22201,76 рублей и пени по страховым взносам в сумме 6186,42 рублей;
обязать Межрайонную ИФНС России N 4 по Республике Башкортостан и Межрайонную ИФНС России N 33 по Республике Башкортостан (далее также - ответчик, МИФНС N33) устранить нарушения законных прав и интересов ИП Крапивина Д.В. путем исключения из карточек расчетов с бюджетом предпринимателя сведений о недоимке по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, в размере 33 578 рублей и пени в размере 5441,62 рублей на дату их передачи от органа по контролю за уплатой страховых взносов в налоговый орган;
обязать Межрайонную ИФНС России N 4 по Республике Башкортостан возвратить ИП Крапивину Д.В. взысканные страховые взносы в размере 22201,76 рублей и пени по страховым взносам в сумме 6186,42 рублей (с учетом принятых уточнений).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Управление Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан и Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Башкортостан.
Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 16.01.2020 к участию в деле в качестве соответчика привлечена Межрайонная ИФНС России N 33 по Республике Башкортостан, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ГУ-УПФ РФ в Бирском районе и городе Бирск Республики Башкортостан.
Определением от 04.09.2020 ГУ-УПФ РФ в Бирском районе и городе Бирск Республики Башкортостан исключено из состава третьих лиц и привлечено к участию в деле в качестве соответчика.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 30.04.2021 (резолютивная часть решения объявлена 25.01.2020) заявленные требования удовлетворены частично.
Суд признал незаконными действия должностных лиц УПФР в Бирском районе и г.Бирск по начислению и передаче в налоговый орган недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, в отношении ИП Крапивина Д.В. за 2014 год в размере 33 578 рублей и пени в размере 5 441 рубль 62 копейки.
Признал недействительными требование Межрайонной ИФНС России N 4 по Республике Башкортостан об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов по состоянию на 26.08.2019 N 114768, решение МИФНС N 4 N 22132 от 19.11.2019. Обязал МИФНС N 4 возвратить ИП Крапивину Д.В. взысканные страховые взносы в размере 22 201 рубль 76 копеек и пени по страховым взносам в сумме 6 186 рублей 42 копейки.
В удовлетворении остальной части требований отказал.
Суд распределил судебные расходы предпринимателя и взыскал с УПФР в Бирском районе и г.Бирск в пользу ИП Крапивина Д.В. судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей. С МИФНС N 4 в пользу ИП Крапивина Д.В. взысканы судебные расходы по государственной пошлине в размере 600 рублей.
Не согласившись с принятым решением суда, Межрайонная ИФНС России N 4 по Республике Башкортостан (далее также - податель жалобы, Инспекция) обратилась в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда в части возложения на Инспекцию обязанности по возврату предпринимателю взысканных страховых взносов в размере 22 201 руб. 76 коп. и пени по страховым взносам в сумме 6186 руб. 42 коп.; в части взыскания с Инспекции в пользу предпринимателя судебных расходов по уплате государственной пошлины в сумме 600 руб. В остальной части решения согласился с выводами суда.
В обоснование апелляционной жалобы указывает, что МИФНС N 4 не может осуществить действия по возврату излишне взысканных сумм страховых взносов, поскольку Инспекция не является администратором доходов бюджета ввиду отсутствия соответствующих полномочий. Перечень территориальных органов Федеральной налоговой службы утвержден приказом ФНС России от 05.06.2018 N ММВ - 7-8/373@, к которым отнесена МИФНС N 33.
Не согласна с распределением судебных расходов по уплате государственной пошлины в части отнесения на Инспекцию суммы 600 руб., поскольку в силу статьи 111 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - АПК РФ) спор возник в силу ненадлежащего урегулировании спора УПФР в Бирском районе и г.Бирске. Следовательно, все судебные расходы предпринимателя должны быть отнесены на Управление.
От предпринимателя поступил отзыв на апелляционную жалобу Инспекции, в котором он просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном Интернет-сайте, в судебное заседание их представители не явились. От Инспекции поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Согласно части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Поскольку лица, участвующие в деле, не заявили возражений, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Крапивин Дмитрий Владимирович зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя за ОГРНИП 304025718000041 от 28.06.2004, при постановке на налоговый учет присвоен ИНН 027412858202, состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России N 33 по Республике Башкортостан, в спорный период (2014 г.) применял упрощенную систему налогообложения (УСН) с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, патентную систему налогообложения (ПСН).
Межрайонная ИФНС России N 4 по Республике Башкортостан с 30.04.2019 осуществляет функции по взысканию задолженности по налогам и иным обязательным платежам на территории Республики Башкортостан.
Как видно из материалов дела, в связи с наличием по сведениям налогового органа в отношении предпринимателя задолженности по состоянию на 19.06.2019 Межрайонная ИФНС России N 4 по Республике Башкортостан в соответствии со статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации (далее также - НК РФ) выставила требование N 37313, согласно которому плательщику предложено в срок до 22.07.2019 уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемую в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (сумма платежа за расчетные периоды, истекшие до 01 января 2017 года) в размере 22201,76 руб.
В качестве основания взыскания задолженности указано на невыполнение обязанности по уплате налогов в срок, установленный законодательством, иной документ в соответствии с законодательством Российской Федерации от 16.05.2019 N 002R04190001169. Одновременно отражено, что обязанность налогоплательщика (иного обязанного лица) уплатить указанные налоги (сборы) установлена пунктом 1 статьи 23, пунктом 1 статьи 45 НК РФ, пени - статьей 75 НК РФ.
Получив требование от 19.06.2019 N 37313 предприниматель обратился с жалобой в УФНС России по РБ, указав, что обязательства по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017, исполнены в полном объеме, о чем свидетельствует справка N 218235 о состоянии расчетов, выданная налоговым органом по состоянию на 20.02.2019, с указанием переплаты в части оспариваемого вида платежа. В связи с чем предприниматель просил признать недействительным требование N 37313 от 19.06.2019, исключить из КРСБ Крапивина Д.В. сведения о задолженности перед бюджетом в части страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет ПФ РФ на выплату страховой пенсии (сумма платежа за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017) в размере 22 201,76 руб.
УФНС России по РБ на указанную жалобу направило предпринимателю ответ от 16.09.2019 N 17-18/18978, которым сообщило, что согласно сальдо расчетов, переданных Пенсионным Фондом Российской Федерации, по состоянию на 01.01.2017 за Крапивиным Д.В. числится задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017, в размере 22201,76 руб.
Указанное обстоятельство явилось для Инспекции основанием направления предпринимателю требования от 19.06.2019 N 37313 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей). По доводу заявителя о том, что справка о состоянии расчетов от 20.02.2019 N 218235 свидетельствует об отсутствии задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017 в размере 22 201,76 руб. налоговый орган отметил, что лицевой счет, который ведет налоговый орган, является формой внутреннего контроля, справки о состоянии расчетов, акты сверки, составляемые налоговыми органами, в силу положений налогового законодательства не являются достаточным доказательством об отсутствии задолженности.
Заявлением вх. 19.08.2019 N 2059/05 предприниматель обратился в Межрайонную ИФНС России N 33 по Республике Башкортостан, УПФ РФ в Бирском районе и г. Бирск о возврате излишне уплаченных страховых взносов в размере 12143,57 руб. Согласно данному заявлению предпринимателем указано следующее: по УСН в 2016 году получен доход в размере 1 415 918 руб. и произведены расходы в размере 1 214 357 руб., т.е. доходы, уменьшенные на величину расходов, составили 201561 руб. Базовая доходность по патентной системе налогообложения за 2016 г. составила 1 683 000 руб. Таким образом, общая сумма дохода в целях определения размера страховых взносов, подлежащих уплате как предпринимателем, не производящим выплаты в пользу физических лиц, составила 1884561 руб. (201561+1683000). Следовательно, сумма дохода, превышающего 300 000 руб., составляет 1 584 561 руб., в связи с чем, страховые взносы в виде 1% (дополнительный платеж) составляют 15 845,61 руб. Предприниматель указал, что уплатил дополнительный платеж за 2016 год в размере 27 987 руб., излишне уплаченные страховые взносы составили 12 143,57 руб.
В ответ на данное заявление УПФ РФ в Бирском районе и г. Бирск сообщило предпринимателю, что с 01.01.2017 полномочия по администрированию страховых взносов в государственные внебюджетные фонды переданы налоговым органам. Согласно представленным сведениям с УФНС России по РБ от 24.04.2019 были созданы корректирующие РСВ-2 за период 2014-2016г.г. (1% с дохода более 300 000 руб.). С учетом уплаченных страховых взносов задолженность по состоянию на 17.05.2019 составила 22 201,76 руб. В рамках регулярного обмена начисление за 2014 год Отделением ПФР по РБ в УФНС России по РБ было откорректировано. Указано на то, что решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, принимается при отсутствии у плательщика страховых взносов задолженности, возникшей за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017.
Впоследствии предпринимателем получено требование Межрайонной ИФНС России N 4 по Республике Башкортостан N 114768 по состоянию на 26.08.2019, согласно которому плательщику предложено в срок до 26.09.2019 уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемую в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (сумма платежа за расчетные периоды, истекшие до 01 января 2017 года) в размере 22 201,76 руб., а также пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемую в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (сумма платежа за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017) в размере 6186,42 руб.
В качестве основания взыскания задолженности указано на невыполнение обязанности по уплате налогов в срок, установленный законодательством, иной документ в соответствии с законодательством Российской Федерации от 16.05.2019 N 002R04190001169. Одновременно отражено, что обязанность налогоплательщика (иного обязанного лица) уплатить указанные налоги (сборы) установлена пунктом 1 статьи 23, пунктом 1 статьи 45 НК РФ, пени - статьей 75 НК РФ.
В связи с неисполнением предпринимателем требования от 26.08.2019 N 114768 в добровольном порядке Межрайонной ИФНС России N 4 по Республике Башкортостан в соответствии с пунктом 1 статьи 46 НК РФ принято решение от 19.11.2019 N 22132 о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка), в банках, а также электронных денежных средств на сумму страховых взносов в размере 22 201,76 руб., пени 6186,42 руб.
На основании инкассовых поручений от 19.11.2019 N 43601 взысканы страховые взносы на ОПС в размере 22 201,76 руб., от 19.11.2019 N 43600 взысканы пени в размере 6186,42 руб.
Не согласившись с требованием от 26.08.2019 N 114768, решением от 19.11.2019 N 22132, предприниматель обратился с жалобами в УФНС России по РБ, на которые УФНС России по РБ направлен ответ от 20.01.2020 исх. N 17-18/01088.
Управление ФНС России по РБ письмом от 20.01.2020 N 17-18/01088 пояснило, что из ОПФ РФ по РБ в Межрайонную ИФНС России N 33 по Республике Башкортостан 24.05.2019 поступил документ от 16.05.2019 N 002R04190001169, согласно которому за предпринимателем за 2014 г. числится задолженность по страховым взносам на ОПС за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017 в размере 33578 руб., пени в размере 5441,62 руб. Поскольку указанная задолженность в добровольном порядке предпринимателем не погашена, Межрайонной ИФНС России N 4 по Республике Башкортостан выставлено требование от 26.08.2019 N 114768 об уплате страховых взносов на ОПС в размере 22201,76 руб. (с учетом переплаты по состоянию на 01.01.2017 в размере 11376,24 руб.), пени по страховым взносам на ОПС в размере 6186,42 руб. В связи с неисполнением указанного требования, Межрайонной ИФНС России N 4 по Республике Башкортостан, принято решение от 19.11.2019 N 22132 о взыскании страховых взносов на ОПС за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках. УФНС России по РБ указало, что расчет страховых взносов за периоды, истекших до 01.01.2017, осуществляется соответствующими органами ПФР России. При поступлении задолженности по страховым взносам по состоянию на 01.01.2017 из органов ПФР России налоговые органы принимают меры взыскания. В целях достоверного отражения состояния расчетов плательщиков по состоянию на 01.01.2017 налоговые органы вправе исправить некорретные данные о задолженности по страховым взносам в Карточках "Расчеты с бюджетом" только после поступления уточненных сведений из ПФР России. В случае несогласия с сальдо расчетов по страховым взносам на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование до 01.01.2017, Управление ФНС России по РБ рекомендовало обратиться в Отделение Фонда пенсионного страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан.
Посчитав действия УПФ РФ в Бирском районе и г.Бирск по начислению и передаче в налоговый орган недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, в отношении ИП Крапивина Д.В. за 2014 год в размере 33 578 рублей и пени в размере 5441,62 рублей, требование Межрайонной ИФНС России N 4 по Республике Башкортостан об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов по состоянию на 19.06.2019 N 37313, требование Межрайонной ИФНС России N 4 по Республике Башкортостан об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов по состоянию на 26.08.2019 N 114768, решение Межрайонной ИФНС России N 4 по Республике Башкортостан N 22132 от 19.11.2019 о взыскании страховых взносов в сумме 22201,76 рублей и пени по страховым взносам в сумме 6186,42 рублей, незаконными, нарушающими его права и законные интересы, предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования частично, суд первой инстанции руководствовался выводом о том, что оспариваемые действия Управления, требования N 114768 и решение N 22132 МИФНС N 4, являются незаконными и необоснованными, и нарушают права и законные интересы предпринимателя.
Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства по делу, оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, арбитражный суд апелляционной инстанции считает доводы апелляционной жалобы Инспекции обоснованными частично.
С 01.01.2017 отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, регулируются главой 34 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации предприниматель является плательщиком страховых взносов.
В силу пункта 3 статьи 420 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса, признаётся осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности в случае, предусмотренном абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации, а также доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с пунктом 9 статьи 430 Кодекса.
Федеральным законом от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органом полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Федеральный закон N 243-ФЗ) налоговым органам переданы полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование.
Пунктом 2 статьи 4 Федерального закона N 243-ФЗ установлено, что взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.
При этом пунктом 3 статьи 19 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органом полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Федеральный закон N 250-ФЗ) установлено, что списание невозможных к взысканию сумм недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации в следующих случаях:
- по основаниям, возникшим до 01.01.2017 и установленным статьей 23 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования";
- в случае утраты на 01.01.2017 возможности взыскания недоимки по страховым взносам, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания в порядке, действовавшем до дня вступления в силу Федерального закона N 250-ФЗ.
Таким образом, при наличии вышеуказанных случаев, в соответствии с пунктом 3 статьи 19 Федерального закона N 250-ФЗ подлежит применению порядок, установленный Федеральным законом N 212-ФЗ и действия по списанию задолженности, которая по состоянию на 01.01.2017 является невозможной ко взысканию, должны осуществляться органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона от 28.12.2017 N 436- ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 436-ФЗ) установлено, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, в размере, определяемом в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ), задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, согласно части 1 статьи 12 того же Закона - признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, образовавшаяся у физических лиц по состоянию на 01 января 2015 года, задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку.
Данная норма не содержит ограничений по сфере ее применения в зависимости от того, по какому из предусмотренных законодательством оснований и в каком конкретном размере исчислены страховые взносы. Имеющаяся в части 1 статьи 11 Федерального закона N 436-ФЗ отсылка к положениям части 11 статьи 14 Федерального закона N 212-ФЗ касается лишь максимального размера списываемой недоимки, исчисленной за соответствующий расчетный период, а не оснований образования задолженности, подлежащей списанию (определения Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 31.10.2019 N 302-ЭС19-10771, от 01.11.2019 N 302-ЭС19-10889).
Руководствуясь выше указанными нормами и установленными при рассмотрении дела обстоятельствами, суд пришел к выводу, что недоимка по страховым взносам в размере 33 578 руб. и пени в размере 5441,62 руб. должны быть признаны Пенсионным фондом безнадежными ко взысканию и списаны до передачи в налоговый орган, а, следовательно, действия Пенсионного фонда по передаче указанных сумм недоимки и пени в налоговый орган противоречат действующему законодательству.
Межрайонная ИФНС России N 4 по Республике Башкортостан выставила предпринимателю требование N 37313 на 19.06.2019, согласно которому плательщику предложено в срок до 22.07.2019 уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемую в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (сумма платежа за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017) в размере 22201,76 руб. (с учетом имеющейся переплаты по состоянию на 01.01.2017 в размере 11376,24 руб.)
В дальнейшем, Межрайонной ИФНС России N 4 по Республике Башкортостан было выставлено налогоплательщику требование N 114768 от 26.08.2019, в связи с неисполнением которого вынесено решение N 22132 от 19.11.2019 о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка), в банках, а также электронных денежных средств на сумму страховых взносов в размере 22201,76 руб., пени 6186,42 руб.
На основании инкассовых поручений от 19.11.2019 N 43601 взысканы страховые взносы на ОПС в размере 22 201,76 руб., от 19.11.2019 N 43600 взысканы пени в размере 6186,42 руб.
Как установлено судом выше, недоимка по страховым взносам в сумме 33578 руб. и пени в сумме 5441,62 руб. не должны были передаваться Пенсионным фондом в налоговую инспекцию, так как должны быть признаны безнадежными ко взысканию и списаны. Налоговый орган, в свою очередь, не принял мер по списанию указанных сумм, а продолжил взыскание, в нарушение положений законодательства, дополнительно исчислив пени в сумме 6186,42 руб. за период с 02.01.2017 по 25.08.2019, выставив требование N 114768 от 26.08.2019 и приняв решение N 22132 от 19.11.2019. Таким образом, требование N 114768 от 26.08.2019 и решение N 22132 от 19.11.2019, являются незаконными.
В указанной части суд удовлетворил заявленные требования предпринимателя и, поскольку в данной части выводы суда не обжалуются, они не подлежат пересмотру судом апелляционной инстанции.
Руководствуясь требованиями части 3 статьи 201 АПК РФ в качестве способа восстановления прав предпринимателя суд возложил на налоговый орган обязанность возвратить ИП Крапивину Д.В. взысканные страховые взносы в сумме 22 201 рубль 76 копеек, пени в сумме 6186 рублей 42 копейки.
Между тем определяя налоговый орган, который обязан возвратить излишне взысканную сумму страховых взносов предпринимателю, суд ошибочно определил в качестве такового МИФНС N 4.
Данный вывод следует из положений статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которой администратором доходов бюджет является государственный орган, осуществляющий в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Приказом ФНС России от 05.06.2018 N ММВ-7-8/373@ "Об осуществлении бюджетных полномочий главного администратора доходов федерального бюджета Федеральной налоговой службой, администраторов доходов федерального бюджета территориальными органами Федеральной налоговой службы" (далее - Приказ N373) утвержден перечень территориальных органов Федеральной налоговой службы, осуществляющих бюджетные полномочия администраторов доходов федерального бюджета (приложение N1).
В приложении N 1 Приказа N 373 (вышеуказанный перечень территориальных органов) МИФНС N 4 не поименована, следовательно, данная Инспекция не может принимать решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов. Следовательно, возложение обязанности на МИФНС N 4 по возврату заявителю взысканных взносов в сумме 22 201 руб. 76 коп. и пени по страховым взносам в сумме 6186 руб. 42 коп. является незаконным в связи с отсутствием у данной Инспекции соответствующих полномочий.
Вместе с тем согласно приложению N 1 Приказа N 373 полномочия по ведению КРСБ, в том числе функции по зачету и возврату излишне взысканных сумм осуществляются инспекцией по месту учета налогоплательщика - в данном случае Межрайонной ИФНС России N 33 по Республике Башкортостан.
На основании указанного соответствующие доводы МИФНС N 4 принимаются апелляционной инстанцией, решение суда в части возложения обязанности по возврату предпринимателю взысканных страховых взносов и пеней на МИФНС N 4 подлежит изменению.
Доводы апелляционной жалобы Инспекции в части распределения судебных расходов не принимаются апелляционной инстанцией в силу следующего.
Частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Поскольку судом первой инстанции признаны недействительными два ненормативных правовых актов МИФНС N 4 (решение и требование), то уплаченная заявителем при оспаривании указанных ненормативных правовых актов государственная пошлина в общей сумме 600 руб. подлежит взысканию с указанного ответчика.
Ссылка апеллянта на часть 1 статьи 111 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционный суд признает несостоятельной, поскольку для отнесения на УПФР в Бирском районе и г.Бирске судебных расходов по правилам, установленным названной нормой, необходимо установить факт возникновения спора в суде вследствие нарушения претензионного или иного досудебного порядка его урегулирования, вместе с тем в рассматриваемом деле возникновение спора не связано с нарушением указанным ответчиком претензионного порядка урегулирования спора.
Из обстоятельств дела не усматривается, что спор доведен до суда исключительно в связи с нарушением УПФР в Бирском районе и г.Бирске претензионного порядка урегулирования спора, поскольку заявитель также обращался в налоговые органы в досудебном порядке, а судом установлена незаконность не только действий УПФР в Бирском районе и г.Бирске, но также и ненормативных правовых актов Инспекции.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы в указанной части.
Таким образом, апелляционная жалоба Инспекции подлежит удовлетворению частично.
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции подлежит частичному изменению на основании пункта 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку решение суда принято с нарушением указанных норм налогового законодательства, что повлияло на исход настоящего дела.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Распределение судебных расходов по первой инстанции не подлежит изменению.
На основании статей 333.37 НК РФ Инспекция освобождена от уплаты государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 30 апреля 2021 г. по делу N А07-37653/2019 изменить, изложив четвертый абзац резолютивной части в следующей редакции:
"Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 33 по Республике Башкортостан возвратить индивидуальному предпринимателю Крапивину Дмитрию Владимировичу (ИНН 027412858202) взысканные страховые взносы в размере 22 201 рубль 76 копеек и пени по страховым взносам в сумме 6 186 рублей 42 копейки.".
В остальной части оставить решение без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.Г. Плаксина |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-37653/2019
Истец: Крапивин Д В
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 4 ПО РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН, Межрайонная ИФНС N 33 по РБ
Третье лицо: ГУ Отделение ПФР по РБ, ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В БИРСКОМ РАЙОНЕ И ГОРОДЕ БИРСК РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН, УФНС России по РБ