город Томск |
|
29 июля 2021 г. |
Дело N А45-32539/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28.07.2021.
Полный текст постановления изготовлен 29.07.2021.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Сухотиной В.М., |
судей |
|
Молокшонова Д.В. |
|
|
Смеречинской Я.А. |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Стуловой М.В. с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (07АП-6187/2021) на решение от 20.05.2021 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-32539/2020 (судья Ершова Л.А.) по иску публичного акционерного общества "Центр по перевозке грузов в контейнерах "Трансконтейнер" (ОГРН 1067746341024), г. Новосибирск к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" в лице Западно-Сибирской дирекции по управлению терминально-складским комплексом (ОГРН 1037739877295), г. Новосибирск о взыскании убытков в сумме 172240 руб.,
третье лицо: Негробов Иван Сергеевич,
В судебном заседании приняли участие:
от истца (в режиме веб-конференции): Терещенко Я.С. - доверенность б/н от 01.03.2021 (сроком по 28.02.2022), диплом, паспорт;
от ответчика: Сотников Ю.К. - доверенность от 02.11.2020 (сроком по 30.11.2023), диплом, паспорт;
от третьего лица: без участия (извещен).
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Центр по перевозке грузов в контейнерах "Трансконтейнер" (далее - ПАО "Трансконтейнер") обратилось в арбитражный суд с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" в лице Западно-Сибирской дирекции по управлению терминально-складским комплексом (далее - ОАО "РЖД") о взыскании убытков в сумме 172 240 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Негробов Иван Сергеевич.
Решением от 20.05.2021 Арбитражного суда Новосибирской области исковые требования удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе ОАО "РЖД", ссылаясь на незаконность и необоснованность решения, просит его отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы податель указывает на то, что судом первой инстанции не приняты во внимание доводы о том, что услуга по предоставлению непосредственно самого "реквизита", используемого для крепления груза, не предусмотрена условиями договора и не оплачивалась заказчиком, что в свою очередь исключает ответственность ответчика, как за качество самого реквизита, так и негативные последствия, связанные с его применением. ОАО "РЖД", являясь исполнителем по договору с истцом, не является грузоотправителем по перевозке груза Негробова И.С. В договоре между истцом и третьим лицом прямо предусмотрена обязанность обеспечить размещение и креплением груза в соответствии с ТУ. Ответственность за размещение и крепление груза в контейнере несет сам грузоотправитель Негробов И.С.
ПАО "Трансконтейнер", возражая против доводов апелляционной жалобы, представило отзыв, в котором просило оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Третье лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда, в судебное заседание апелляционной инстанции представителей не направило.
В порядке части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие третьего лица.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просил оставить решение без изменения.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыв, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела, Негробовым Иваном Сергеевичем и ПАО "ТрансКонтейнер" заключен договор транспортной экспедиции от 17.02.2020 N НКП ЗСЖД-899998.
Стороны договорились руководствоваться Общими, Специальными и Коммерческими условиями, разработанными ПАО "ТрансКонтейнер" и размещенными для ознакомления в свободном доступе в сети Интернет на Вебсайте: https://trcont.com/our-services/online/pro, а также на информационных стендах ПАО "ТрансКонтейнер" (пункт 1 договора N НКП ЗСЖД-899998).
В рамках договора N НКП ЗСЖД - 899998 Негробовым Иваном Сергеевичем был направлен заказ N 12836605 от 17.02.2020 ПАО "ТрансКонтейнер" на оказание транспортно-экспедиционных услуг по организации перевозки Контейнера по маршруту станция Кемерово-Сортировочное Западно-Сибирской железной дороги - пункт назначения - порт Петропавловск-Камчатский и услуг по креплению/раскреплению груза.
В целях исполнения обязательств перед Негробовым Иваном Сергеевичем по заказу N 12836605 от 17.02.2020, поданному в рамках договора N НКП ЗСЖД - 899998, истец привлек ответчика на основании заключенного между ОАО "РЖД", в лице Центральной дирекции по управлению терминально-складским комплексом (исполнитель) и ПАО "ТрансКонтейнер" (заказчик) договора N ТКтз/18/02/001 от 09.02.2018 на оказание транспортно-экспедиционных услуг, в соответствии с условиями которого, исполнитель по поручению заказчика принимает на себя обязательства оказать и/или организовать оказание транспортно-экспедиционных услуг, связанных с приемом и отправлением грузов/контейнеров на станциях Российских железных дорог, а заказчик обязуется оплатить оказанные услуги в полном объеме и в установленные договором сроки.
Исполнитель оказывает услуги силами и средствами структурных подразделений Центральной дирекции по управлению терминально-складским комплексом - филиала ОАО "РЖД" (пункт 1.2 договора).
Согласно пункту 2.1.1 договора оказание услуг осуществляется исполнителем в соответствии с поручениями заказчика и условиями договора.
В рамках исполнения договора, истцом 25.02.2020 в Кемеровскую механизированную дистанцию погрузочно-разгрузочных работ и коммерческих операций - структурное подразделение ОАО "РЖД", была подана заявка б/н на выполнение услуг в интересах грузоотправителя Негробова Ивана Сергеевича на станции Кемерово-Сортировочное Западно-Сибирской железной дороги, а именно:
- погрузочно-разгрузочные работы с груженым и порожним контейнером RZDU0638464;
- погрузка легкового автомобиля в контейнер;
- предоставление контейнерной площадки для погрузки.
25.02.2020 во исполнение принятых на себя обязательств по договору N ТКтз/18/02/001 ответчиком, на территории контейнерной площадки станции Кемерово-Сортировочное Западно-Сибирской железной дороги был выдан контейнер, осуществлена погрузка груза (автомобиль марки TOYOTA RAV4, государственный регистрационный знак К 451 КМ 142, идентификационный номер (VIN) JТМВЕ33V30D069566, принадлежащего Негробову И.С. (грузоотправитель)) в контейнер и совершены погрузочно-разгрузочные работы с контейнером.
Обязательство по оплате услуг ответчика истцом исполнено в полном объеме, оплата произведена на основании заключенного истцом и ответчиком договора на организацию расчетов от 27.12.2007 N 120-жд по накопительной ведомости N270204 от 27.02.2020.
Стоимость услуг составила 17 508,00 руб. (с учетом НДС 20%), в том числе, за услугу по погрузке легкового автомобиля в контейнер 8 896,80 (с учетом НДС 20%).
Кроме того, 26.02.2020 ответчиком заключен договор перевозки с Негробовым И.С. и принят к перевозке в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении контейнер со станции Кемерово-Сортировочное Западно-Сибирской железной дороги до порта Петропавловск-Камчатский через порт Владивосток - перевалка Дальневосточной железной дороги с оплатой провозных платежей железнодорожной и водной части перевозки по воинским требованиям формы 2, что следует из накладной АР 161980.
Указанный груз доставлен ответчиком в адрес грузополучателя 26.03.2020.
По прибытии в пункт назначения - порт Петропавловск-Камчатский и выдаче груза грузополучателю 27.03.2020 при вскрытии контейнера с исправным запорно-пломбировочным устройством (РЖДУ 5062929) были обнаружены обрыв креплений задней части автомобиля и его повреждение, а именно: (из видимых дефектов) капот, передний бампер, решетка радиатора, дефлектор капота, а также не исключено наличие скрытых дефектов.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления акта общей формы от 27.03.2020.
После получения указанного акта грузоотправитель обратился в экспертное учреждение в целях проведения оценки стоимости восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства.
Из экспертного заключения ООО "ЭкспертОценка" N 010/20-А независимой технической экспертизы при определении расходов на восстановительный ремонт транспортного средства TOYOTA RAV4 (К 451 КМ 142) от 30.03.2020 следует, что внутри контейнера при перевозке произошло самопроизвольное движение транспортного средства, причиной повреждения транспортного средства явилось его взаимодействие с контейнером, стоимость восстановительного ремонта транспортного средства составляет 164 740,00 руб.
28.04.2020 Негробовым И.С. предъявлена претензия к ПАО "ТрансКонтейнер", как экспедитору, о взыскании убытков, причиненных ненадлежащим исполнением обязательств по договору транспортной экспедиции от 17.02.2020 N НКП ЗСЖД899998 в сумме 172 240 руб. (164 740 руб. стоимость восстановительного ремонта транспортного средства и 7500 руб. стоимость услуг по проведению оценки).
Поскольку в целях исполнения заказа N 12836605 от 17.02.2020, поданного Негробовым И.С. истец привлек ответчика, претензионные требования Негробова И.С. по договору N НКП ЗСЖД-899998 о возмещении расходов на восстановительный ремонт транспортного средства и расходы по проведению экспертизы были удовлетворены и денежные средства в размере 172 240 руб. перечислены истцом Негробову И.С., что подтверждается платежным поручением N 2948 от 18.06.2020.
Обращаясь в суд, ПАО "Трансконтейнер" указало на возникновение у него убытков в сумме 172 240 руб., по вине ответчика.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что поскольку погрузка, размещение и крепление рассматриваемого груза для перевозки осуществлялись ответчиком с нарушением технологии и требований Технических условий, при этом, данные обстоятельства стали причиной повреждения груза, материалами дела подтверждается вина ответчика в повреждении груза.
Повторно рассмотрев дело в пределах доводов апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Статьей 801 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.
Согласно статье 7 ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его экспедитором и до выдачи груза получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, либо уполномоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.
В соответствии с пунктом 1 статьи 393 Гражданского кодекса Российской Федерации должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.
Под убытками, исходя из положений статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела, исковые требования о взыскании убытков основаны на том, что перевозимый груз поврежден в связи с ненадлежащим креплением груза ответчиком.
Статьей 95 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации предусмотрено, что перевозчик несет ответственность за несохранность груза, грузобагажа после принятия его для перевозки и хранения и до выдачи его грузополучателю (получателю), если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза, грузобагажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить или устранить по независящим от него причинам, в частности вследствие: причин, зависящих от грузоотправителя (отправителя) или грузополучателя (получателя).
Перевозчик не несет ответственности за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза, произошедшие ввиду ненадлежащей упаковки груза грузоотправителем, за исключением случаев, когда перевозчик принял на себя обязанность упаковать груз (пункт 2 Обзора судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2017).
Статья 18 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации обязывает грузоотправителей (отправителей) подготавливать грузы, грузобагаж для перевозок в соответствии с установленными стандартами, техническими условиями на продукцию, ее тару и упаковку и иными актами таким образом, чтобы обеспечивать безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, качество перевозимой продукции, сохранность грузов, грузобагажа, вагонов, контейнеров, пожарную безопасность и экологическую безопасность.
Размещение и крепление грузов, грузобагажа в вагонах и контейнерах осуществляются в соответствии с требованиями технических условий размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта. Необходимые для погрузки, крепления и перевозки грузов оборудование, материалы, средства пакетирования и иные приспособления предоставляются грузоотправителями. Установка таких приспособлений при погрузке осуществляются грузоотправителями, грузополучателями, перевозчиком или иными юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в зависимости от того, кем обеспечиваются погрузка (статьи 23, 24 Устава железнодорожного транспорта).
Пунктом 7.2 Технических условий размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах, утвержденных МПС России 27.05.2007 N ЦМ-943 предусмотрено, что в контейнерах типоразмеров 1Cи 1CC автомобиль закрепляют двумя парами растяжек 6 из проволоки диаметром 6 мм в две нити, а также двумя продольными 3, четырьмя поперечными 4 и четырьмя упорными 5 брусками сечением не менее 100 x 120 мм.
В силу статьи 119 Устава железнодорожного транспорта обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
Имеющимися в материалах дела актом общей формы от 27.03.2020, экспертным заключением ООО "ЭкспертОценка" N 010/20-А установлено смещение и повреждение груза, в связи с тем, что в нарушение Технических условий размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах, утвержденных Министерством путей сообщения от 27.05.2003 N ЦМ-943, ответчиком груз не подготовлен должным образом к перевозке.
Заключение ООО "ЭкспертОценка" N 010/20-А ответчиком не оспорено, доказательств, опровергающих выводы указанного экспертного заключения, в материалы дела не представлено.
ОАО "РЖД", выполнив крепление автомобиля в контейнере с помощью капроновых канатов, в нарушение требований ТУ, не обеспечило размещение и надежное крепление автомобиля способом, исключающим его перемещение внутри контейнера.
Доказательства того, что повреждение груза произошло при иных обстоятельствах и в отсутствие вины ответчика, ОАО "РЖД" в материалы дела не представлено.
В соответствии с частью 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждому лицу, участвующему в деле, гарантируется право представлять доказательства арбитражному суду и другой стороне по делу, обеспечивается право заявлять ходатайства, высказывать свои доводы и соображения, давать объяснения по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, связанным с представлением доказательств. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, арбитражный суд апелляционной инстанции считает установленным факт повреждения груза, а также нарушение ОАО "РЖД" при осуществлении погрузки груза в контейнер Технических условий размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах, утвержденных Министерством путей сообщения Российской Федерации N ЦМ-943 от 27.05.2003.
Таким образом, именно ответчиком, являющимся отправителем груза и осуществившим размещение и крепление груза, были ненадлежащим образом исполнены принятые на себя обязательства по размещению и креплению груза в контейнере, что привело к возникновению у истца убытков.
Размер убытков в сумме 172 240 руб. в связи с повреждением груза по спорной отправке подтверждается представленными в материалы доказательствами.
При таких обстоятельствах, поскольку материалами дела подтверждена совокупность условий, необходимых для привлечения ответчика к ответственности в виде взыскания убытков, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования ПАО "Трансконтейнер" в полном объеме.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Оснований, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены судебного решения арбитражного суда первой инстанции, по настоящему делу не имеется.
Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на подателя жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 20.05.2021 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-32539/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Председательствующий |
В.М. Сухотина |
Судьи |
Д.В. Молокшонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-32539/2020
Истец: ПАО "ЦЕНТР ПО ПЕРЕВОЗКЕ ГРУЗОВ В КОНТЕЙНЕРАХ "ТРАНСКОНТЕЙНЕР"
Ответчик: ОАО "Российские Железные Дороги"
Третье лицо: Негробов Иван Сергеевич, Седьмой арбитражный апелляционный суд