г. Владивосток |
|
29 июля 2021 г. |
Дело N А24-1638/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июля 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 июля 2021 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С.В. Понуровской,
судей Н.Н. Анисимовой, О.Ю. Еремеевой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Д.Е.Филипповой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Камчатского края,
апелляционное производство N 05АП-4366/2021
на решение от 27.05.2021
судьи А.А. Копыловой
по делу N А24-1638/2021 Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Авача дом" (ИНН 4101119659, ОГРН 1074101006935)
к Государственной жилищной инспекции Камчатского края (ИНН 4101102831, ОГРН 1054100065766)
о признании недействительным предписания от 15.02.2021 N 350 ЛК/2/1-8ж,
при участии:
лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания (далее - заявитель, общество, ООО УК "Авача дом") обратилось в Арбитражный суд с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Камчатского края (далее - Инспекция, административный ответчик) от 15.02.2021 N 350 ЛК/2/1-8ж.
Решением суда от 27.05.2021 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Инспекция обратилась с апелляционной жалобой в Пятый арбитражный апелляционный суд, согласно которой просит отменить обжалуемое решение и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов жалобы указывает, что вынесенное предписание от 15.02.2021 N 350 ЛК/2/1-8ж не нарушает права и законные интересы общества в предпринимательской и иной экономической деятельности и в полной мере соответствуют нормам действующего законодательства. Кроме того, в соответствии с положениями части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации возможность занятия кем-либо площадки общего имущества осуществляется с согласия всех собственников многоквартирного дома (МКД), однако, по настоящему делу такое решение общего собрания собственников МКД отсутствует. Обращает внимание суда на то, что спорная конструкция размещена на стене лестничной площадки между квартирами N 21 и N 22, что нарушает требования пункта 3.2.16 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170.
Через канцелярию суда от ООО УК "Авача дом" поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, который в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) приобщен к материалам дела. Общество по тексту представленного отзыва на апелляционную жалобу выразило несогласие с изложенными в ней доводами, считает обжалуемый судебный акт законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Определение Пятого арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 30.06.2021 и размещено в информационной системе "Картотека арбитражных дел" по адресу: http://kad.arbitr.ru в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 АПК РФ.
Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. Государственная жилищная инспекция Камчатского края письменно ходатайствовала о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя. Ходатайство коллегией рассмотрено и удовлетворенно, в связи с чем на основании статей 156, 266 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие лиц, участвующих в деле, по имеющимся в материалах дела документам.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверена Пятым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 АПК РФ.
Из материалов дела коллегией установлено следующее:
03.02.2020 в Инспекцию обратился собственник квартиры N 21, расположенной в многоквартирном доме по ул. Топоркова, д.1, корпус 1, г. Петропавловск-Камчатский (далее - МКД), с заявлением о возложении обязанности на собственника квартиры N 22 убрать металлическую конструкцию с искусственными цветами, установленную между дверьми квартир N 21 и N 22 МКД.
С целью рассмотрения указанного обращения Инспекцией на основании приказа от 17.02.2020 N 350 ЛК проведена внеплановая выездная проверка Общества, по результатам которой составлен акт проверки от 27.02.2020 N 350 ЛК/1-8Ж.
Согласно указанному акту в помещении лестничной клетки в районе квартир N 21 и N 22 наблюдается декоративная металлическая конструкция для цветов, установленная жильцами квартиры N 22, что является нарушением пункта 3.2.16 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, части 2 статьи 162, пункта 7 части 1 статьи 193, частей 2, 3 статьи 161, частей 1, 2, 7 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности, пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110.
Инспекцией 27.02.2020 выдано предписание на устранение нарушений законодательства N 350 ЛК/1-8ж, согласно которому общество в срок до 03.04.2020 обязано обеспечить демонтаж декоративной металлической конструкции для цветов, расположенной в помещении лестничной клетки в районе квартир N 21, N 22.
29.01.2021 Инспекцией на основании приказа N 182 ппл проведена внеплановая выездная проверка Общества с целью проверки исполнения предписания от 27.02.2020 N 350 ЛК/1-8ж.
Установив, что указанное предписание Обществом не исполнено, о чем свидетельствует акт проверки от 15.02.2021 N 350ЛК/2-8ж, Инспекция выдала 15.02.2021 предписание N 350 ЛК/2/1-8ж о демонтаже декоративной металлической конструкции для цветов, расположенной в помещении лестничной клетки в районе квартир N 21, N 22, в срок до 12.04.2021.
Не согласившись с указанным предписанием, Общество обратилось с настоящим заявлением в Арбитражный суд Камчатского края.
Исследовав и оценив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив в порядке статей 266 - 271 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения судебного акта в силу следующих обстоятельств:
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" условиями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
При этом в силу требований части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ орган, должностное лицо должны доказать соответствие их решения, действия (бездействия) закону; обязанность по доказыванию нарушения оспариваемым решением, действием (бездействием) прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд за его оспариванием.
В силу части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 ЖК РФ, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность (часть 2 статьи 162 ЖК РФ).
Отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, регулируются Правилами N 491, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491.
В силу пункта 10 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц (подпункты "а", "б", "г").
На основании пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; поддержание помещений, входящих в состав общего имущества, в состоянии, обеспечивающем установленные законодательством Российской Федерации температуру и влажность в таких помещениях; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества (подпункты "а", "в", "з").
Управляющие организации отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за ненадлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором (пункт 42 Правил N 491).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - Положение N 1110).
Пункт 3 Положения N 1110 определяет лицензионные требования к лицензиату, устанавливаемые в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ), к которым относит: соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ; исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ; соблюдение требований, предусмотренных частью 1 статьи 193 ЖК РФ.
Таким образом, из содержания вышеприведенных положений ЖК РФ и иных правовых актов следует, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией именно она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) обеспечивает надлежащее содержание общего имущества в данном доме в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации стандартами и правилами. В свою очередь, надлежащее содержание общего имущества обеспечивается управляющей организацией посредством соблюдения требований действующего законодательства.
Так Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, устанавливают правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, то есть определяют требования, порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда.
Указанные Правила изданы в целях обеспечения выполнения установленных нормативов собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1.4 Правил N 170 граждане, юридические лица обязаны выполнять предусмотренные законодательством санитарно-гигиенические, экологические, архитектурно-градостроительные, противопожарные и эксплуатационные требования.
Согласно пункту 3.2.16 Правил N 170 размещение на лестничных площадках бытовых вещей, оборудования, инвентаря и других предметов не допускается. Входы на лестничные клетки и чердаки, а также подходы к пожарному оборудованию и инвентарю не должны быть загроможденными.
ГОСТ Р ИСО 6707-1-2020. "Национальный стандарт Российской Федерации. Здания и сооружения. Общие термины", утвержденным и введеным в действие Приказом Росстандарта от 24.12.2020 N 1388-ст определено, что под лестничной площадкой понимается площадка или часть перекрытия, примыкающая к лестничному маршу или пандусу или обеспечивающая доступ к лифтовой кабине на каждом уровне обслуживания (пункт 3.3.5.23).
В свою очередь, лестничная клетка - это пространство, отведенное для размещения лестницы и ограниченное поверхностями стен (пункт 3.2.4.16 ГОСТ Р ИСО 6707-1-2020).
Из материалов дела следует, что в помещении лестничной клетки в районе квартир N 21 и N 22 размещена декоративная металлическая конструкция для цветов, установленная жильцами квартиры N 22, что подтверждается актом проверки от 27.02.2020 N 350 ЛК/1-8Ж, по существу никем не оспаривается.
При этом судом первой инстанции верно определено, что в рассматриваемом случае декоративная металлическая конструкция для цветов размещена непосредственно на стене лестничной клетки, тогда как, подпункт 3.2.16 Правил содержит требования только к содержанию лестничной площадки (в составе лестничной клетки).
Кроме того, как верно указал арбитражный суд, доказательства, свидетельствующие о том, что указанный элемент декора загромождает лестничную площадку и препятствует проходу граждан, из представленных доказательств не следует.
Довод подателя жалобы о не проведении общего собрания собственников МКД для решения вопроса об установлении спорной конструкции, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку из материалов дела не следует, что размещение указанного элемента декора на стене лестничной клетки повлекло нарушение права общей долевой собственности, принадлежащего всем собственникам помещений в МКД.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо влияли на обоснованность и законность оспариваемого решения суда, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Таким образом, по мнению апелляционной коллегии, суд первой инстанции в соответствии со статьей 71 АПК РФ дал полную и всестороннюю оценку имеющимся в деле доказательствам в их взаимосвязи и совокупности и пришел к обоснованному выводу, что оспариваемое предписание вынесено с нарушением требований действующего жилищного законодательства, а также прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании статьи 333.37 Налогового кодекса РФ суд апелляционной инстанции не относит на Инспекцию судебные расходы по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 27.05.2021 по делу N А24-1638/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
С.В. Понуровская |
Судьи |
Н.Н. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А24-1638/2021
Истец: ООО "Управляющая компания "Авача дом"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Камчатского края
Третье лицо: Слащилина Ольга Алексеевна - представитель истца