г. Киров |
|
12 февраля 2024 г. |
Дело N А29-16798/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 января 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 февраля 2024 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Черных Л.И.,
судей Бычихиной С.А., Великоредчанина О.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кряжевой У.Ю.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения "Колония-поселение N 38 с особыми условиями хозяйственной деятельности Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 01.12.2023 по делу N А29-16798/2022
по иску общества с ограниченной ответственностью "Региональный оператор Севера"
(ОГРН: 1071102001695; ИНН: 1102055018)
к Федеральному казенному учреждению "Колония-поселение N 38 с особыми условиями хозяйственной деятельности Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми"
(ОГРН: 1021101067569; ИНН: 1117003622)
о взыскании долга и пени,
третьи лица: Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми
(ОГРН: 1021100527744; ИНН: 1101465149),
Комитет Республики Коми по тарифам
(ОГРН: 1201100004820; ИНН: 1101169990),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Региональный оператор Севера" (далее - истец, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Федеральному казенному учреждению "Колония-поселение N 38 с особыми условиями хозяйственной деятельности Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми" (далее - ответчик, Учреждение) о взыскании 150 887 рублей 86 копеек долга по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) за период с января по декабрь 2021 года, 26 264 рублей 92 копеек пени по состоянию на 31.03.2022, а также пени за период с 03.10.2022 по день оплаты долга, 70 рублей 80 копеек почтовых расходов.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми, Комитет Республики Коми по тарифам (далее - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 01.12.2023 исковые требования удовлетворены частично: с Учреждения в пользу Общества взыскано 150 887 рублей 86 копеек долга, 20 728 рублей 46 копеек пени, а также пени за период с 03.10.2022 по день фактической оплаты долга исходя из 1/130 учетной ставки Центрального банка Российской Федерации в размере 7,5% годовых от невыплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Ответчик с принятым решением суда не согласился, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
Ответчик полагает, что расчет пени надлежит осуществлять исходя из размера 1/300 ключевой ставки ЦБ РФ на момент подачи иска истцом, поскольку иной порядок расчета пени является для Учреждения кабальным. Ответчик указывает, что отсутствие договора связано с бездействием Общества.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу с доводами ответчика не согласился.
Третьи лица отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Общество является региональным оператором по обращению с ТКО на территории Республики Коми и осуществляет деятельность в соответствии с соглашением от 22.06.2018, заключенным с Министерством энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми, с 01.11.2018.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости с 28.07.2009 Учреждению на праве оперативного управления принадлежит помещение, расположенное по адресу: Республика Коми, Княжпогостский район, п. Чиньяворык, ул. Промышленная, д.10.
В реестр и схему мест (площадок) смешанного накопления ТКО, расположенных на территории сельских поселений муниципального района "Княжпогостский" включено место (площадка) накопления ТКО по адресу: Республика Коми, Княжпогостский район, п. Чиньяворык, ул. Промышленная, д.10, собственником которого указано Учреждение, источником накопления ТКО: бытовые отходы с жилой зоны д. 10 по ул. Промышленная.
Общество направило в адрес Учреждения договор на оказание услуг по обращению с ТКО N 5917/РО-П/2021. По условиям договора датой начала оказания услуг по обращению с ТКО является 01.01.2021 (пункт 4). Учет объема и (или) массы ТКО производить исходя из норматива накопления ТКО (пункт 12).
Согласно приложению N 1 к договору N 5917/РО-П/2021 (объем и место накопления ТКО) общий объем принимаемых ТКО с 01.01.2021 года 31.12.2021 составил 712,48500 м(3), наименование объектов - колония, Республика Коми, Княжпогостский район, п. Чиньяворык, ул. Промышленная, д.10.
Договор ответчиком не подписан.
По расчету истца задолженность ответчика по оплате услуг по обращению с ТКО составляет в сумме 150 887 рублей 86 копеек за период с января по декабрь 2021 года.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 329, пунктом 1 статьи 330, пунктом 1 статьи 333, пунктом 1 статьи 779, пунктом 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 8, пунктом 2 статьи 13, статьей 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), пунктами 8(4), 8(14), 8 (15), 8(16) Правил обращения с ТКО, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156, постановление Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156), пунктами 5, 6 Правил коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505), пунктами 73, 77 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (далее - Постановление N 7), Арбитражный суд Республики Коми частично удовлетворил исковые требования.
Рассмотрев апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с пунктами 1, 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ определение объема и (или) массы ТКО осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с ТКО в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 8 (4) Правил N 1156 основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности, либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Согласно пункту 8 (12) Правил N 1156 в случае если по истечении 15 рабочих дней со дня поступления потребителю от регионального оператора проекта договора на оказание услуг по обращению с ТКО потребитель не представил подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с ТКО либо мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) настоящих Правил.
Из пункта 8(15) Правил N 1156 следует, что в случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с ТКО не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный пунктом 8(14) настоящих Правил, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) настоящих Правил.
До дня заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО услуга по обращению с ТКО оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с ТКО (пункт 8 (18) Правил N 1156).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил N 505 коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из: - нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема; - количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, ответчик не подписал проект договора N 5917/РО-П/2021, в связи с этим договор на оказание услуг по обращению с ТКО между сторонами признается заключенным на условиях типового договора, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156.
Объем ТКО определен истцом в соответствии с приказом Министерства строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми от 30.12.2016 N 20/24-Т "Об установлении нормативов накопления ТКО на территории Республики Коми", исходя из численности работающих сотрудников и количества осужденных.
Расчет долга в размере 150 887 рублей 86 копеек судом проверен и признан правильным.
Факт оказания услуг по обращению с ТКО в спорный период и их объем ответчиком не оспаривается.
Истец начислил ответчику пени в размере 26 264 рублей 92 копеек по состоянию на 31.03.2022.
Пунктом 22 типового договора предусмотрено, что в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.
Суд первой инстанции правильно взыскал с Учреждения в пользу Общества 20 728 рублей 46 копеек пени, исходя из 1/130 учетной ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления иска - 7,5 %.
Довод ответчика о том, что пени должны быть рассчитаны по ставке - 1/300, правильно отклонены судом первой инстанции, поскольку размер неустойки определен в типовой форме договора, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156.
Ответчик заявил в суде первой инстанции об уменьшении неустойки в соответствии со статьей 333 ГК РФ.
В силу пункта 1 статьи 333 ГК РФ если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.
Согласно пункту 73 Постановления N 7 бремя доказывания несоразмерности неустойки и необоснованности выгоды кредитора возлагается на ответчика. Несоразмерность и необоснованность выгоды могут выражаться, в частности, в том, что возможный размер убытков кредитора, которые могли возникнуть вследствие нарушения обязательства, значительно ниже начисленной неустойки (часть 1 статьи 56 ГПК РФ, часть 1 статьи 65 АПК РФ).
В пункте 77 Постановления N 7 разъяснено, что снижение размера договорной неустойки, подлежащей уплате коммерческой организацией, индивидуальным предпринимателем, а равно некоммерческой организацией, нарушившей обязательство при осуществлении ею приносящей доход деятельности, допускается в исключительных случаях, если она явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства и может повлечь получение кредитором необоснованной выгоды (пункты 1 и 2 статьи 333 ГК РФ).
Ответчик не представил доказательств явной несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства, в частности, о том, что возможный размер убытков кредитора значительно ниже начисленной неустойки, а также доказательств, свидетельствующих о том, что взыскание неустойки может повлечь получение кредитором необоснованной выгоды.
С учетом изложенного решение Арбитражного суда Республики Коми подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба Учреждения - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Учреждение освобождено от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 01.12.2023 по делу N А29-16798/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения "Колония-поселение N 38 с особыми условиями хозяйственной деятельности Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Л.И. Черных |
Судьи |
С.А. Бычихина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-16798/2022
Истец: ООО "Региональный Оператор Севера"
Ответчик: ФКУ "Колония-Поселение N 38 С Особыми Условиями Хозяйственной Деятельности УФСИН по РК"
Третье лицо: Комитет Республики Коми по тарифам, УФСИН по Республике Коми