город Омск |
|
30 июля 2021 г. |
Дело N А46-23477/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 июля 2021 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шиндлер Н.А.,
судей Лотова А.Н., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Шнайдер Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-6847/2021) индивидуального предпринимателя Свистовой Анны Михайловны на решение Арбитражного суда Омской области от 29.04.2021 по делу N А46-23477/2020 (судья Кливер Е.П.), принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Свистовой Анны Михайловны (ИНН 550115367716, ОГРНИП 304550330100338) к Администрации Центрального административного округа города Омска (ИНН 5503037246, ОГРН 1025500757930, адрес: 644007, Омская область, город Омск, улица Герцена, 25) о признании недействительным распоряжения от 02.12.2020 N 1307 в части подпункта 49 пункта 1 о признании самовольно размещенным движимым имуществом павильона красного цвета без вывески, расположенного по адресу: город Омск, Центральный административный округ, улица Челюскинцев, дом 100 (акт N 1148),
при участии в судебном заседании представителей:
от индивидуального предпринимателя Свистовой Анны Михайловны - Мозговой Владимир Викторович, представитель по доверенности от 25.08.2020, сроком действия 1 год;
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Свистова Анна Михайловна (далее - заявитель, ИП Свистова А.М., предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Омской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Администрации Октябрьского Центрального округа города Омска (далее - Администрация, заинтересованное лицо, уполномоченный орган) о признании недействительным распоряжения от 02.12.2020 N 1307 в части подпункта 49 пункта 1 о признании самовольно размещенным движимым имуществом павильона красного цвета без вывески, расположенного по адресу: город Омск, Центральный административный округ, улица Челюскинцев, дом 100 (акт N 1148).
В качестве способа восстановления права предприниматель просила исключить подпункт 49 пункта 1 из распоряжения Администрации от 02.12.2020 N 1307 "О выносе самовольно размещенного движимого имущества".
Решением Арбитражного суда Омской области от 29.04.2021 по делу N А46-23477/2020 в удовлетворении требований заявителя отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, заявитель обратилась в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что за период аренды какие-либо изменения в конструкцию нестационарного торгового объекта (далее - НТО) не вносились, доказательств изменения площади павильона в материалы дела не представлено. Предприниматель утверждает о том, что при составлении паспорта объекта были допущены нарушения в расчетах, что подтверждается экспертизой.
Администрация представила возражение на апелляционную жалобу.
Уполномоченный орган, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явился, явку представителя не обеспечил.
На основании части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие не явившегося участника процесса.
В судебном заседании представитель предпринимателя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Рассмотрев материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыв, заслушав представителя предпринимателя, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства. 14.01.2016 между заявителем и Администраций заключен договор N Д-221/2016 на размещение НТО (продуктового магазина) согласно схеме размещения НТО на территории Центрального административного округа города Омска площадью 56 кв.м (том 1 л. д. 17-23, далее - договор).
Срок договора 5 лет. Место размещения НТО установлено относительно ориентира: 5 этажного жилого дома, расположенного по адресу: г. Омск, ЦАО, ул. Челюскинцев, д. 100.
Согласно пункту 3.2.15 договора владелец НТО обязан соблюдать объемно-пространственные характеристики НТО.
В соответствии с пунктом 7.1 договора одним из оснований для его прекращения является неисполнение обязательства по установке НТО на условиях, предусмотренных договором.
По акту приема-передачи места для размещения НТО передано место для размещения НТО площадью 56 кв.м. (том 1 л. д. 24).
26.03.2020 сотрудниками Администраций проведены мероприятия по контролю за соблюдением порядка размещения НТО, оформленные актом N 1033 (том 1 л. д. 88).
В ходе контрольных мероприятий установлен факт превышения предпринимателем площади НТО, площадь НТО составила 63 кв.м.
31.03.2020 ИП Свистовой А.М. было направлено предупреждение о необходимости исполнения обязательств договора. Срок для приведения НТО в соответствие с условиями договора был установлен до 30.04.2020 (том 1 л. д. 89).
В установленный срок ИП Свистова А.М. требования администрации округа не исполнила.
27.05.2020 Администрация уведомила ИП Свистову А.М. о расторжении договора в связи с тем, что ей были нарушены существенные условия договора (извещение о расторжении договора от 27.05.2020 N Исх-АЦАО/1930, том 1 л. д. 91-92). В извещении о расторжении договора было указано на то, что в соответствии с пунктом 4.1.1 договора договор будет считаться расторгнутым по истечении 30 календарных дней со дня направления уведомления.
Извещение о расторжении договора было направлено заказным письмом в адрес ИП Свистовой А.М., возвращено отправителю 08.06.2020 в связи с истечением срока хранения (том 1 л. д. 93).
Пунктом 3.2.10 договора предусмотрено, что по истечению срока действия договора, а также в случае его досрочного расторжения владелец НТО обязан освободить место, привести его состояние, пригодное для дальнейшее эксплуатации и передать его в течение трех дней уполномоченному органу по акту приема-передачи.
В установленные сроки ИП Свистова А.М. требования пункта 3.2.10 договора не исполнила.
Подпунктом 25 пункта 1 распоряжения Администрации от 15.07.2020 N 637 "О выносе самовольно размещенного движимого имущества" принадлежащий заявителю павильон красного цвета с вывеской "В сотках", общей площадью 63 кв.м, расположенный по адресу: город Омск, Центральный административный округ, улица Челюскинцев, дом 100, определен в качестве самовольно размещенного движимого имущества, что зафиксировано в акте от 06.07.2020 N 1148 по контролю за соблюдением порядка размещения НТО (том 1 л. д. 61-62).
До начала рассмотрения дела в суде первой инстанции распоряжением Администрации от 21.08.2020 N 799 оспариваемое в части распоряжение Администрации от 15.07.2020 N 637 "О выносе самовольно размещенного движимого имущества" признано утратившим силу.
02.12.2020 Администрацией издано новое распоряжение N 1307, подпунктом 49 пункта 1 которого принадлежащий заявителю павильон красного цвета без вывески, общей площадью 63 кв.м, расположенный по адресу: город Омск, Центральный административный округ, улица Челюскинцев, дом 100, повторно определен самовольно размещенным движимым имуществом (Акт N 1148).
Полагая, что распоряжение Администрации от 02.12.2020 N 1307 в части подпункта 49 пункта 1 является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, предприниматель обратился в Арбитражный суд Омской области с соответствующим заявлением.
29.04.2021 Арбитражного суда Омской области принял обжалуемое в апелляционном порядке решение.
Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ не усматривает оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Пунктом 1 статьи 39.36 ЗК РФ установлено, что размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов (далее - схема размещения) в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности, регулируются Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", а также Правилами включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 772.
Так, пунктом 6 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" определено, что нестационарным торговым объектом является торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
Особенности размещения нестационарных торговых объектов установлены статьей 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации").
Принятый на территории муниципального образования город Омск Порядок N 1812-п определяет процедуру размещения НТО на территории г. Омска без формирования земельных участков, процедуру взаимодействия структурных подразделений Администрации г. Омска при разработке схемы размещения НТО на территории г. Омска, порядок внесения в нее изменений, в том числе требования к составу, последовательности разработки, согласования и утверждения указанной схемы размещения (пункт 2).
Постановлением администрации города Омска N 1041-п "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска" утверждена схема размещения объектов - указаны адресные ориентиры и площадь НТО.
Порядок размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска, предусматривающий, что размещение таких торговых объектов на территории города Омска производится в соответствии с утвержденной администрацией города Омска схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города, утвержден постановлением Администрации города Омска от 23.12.2014 N 1812-п "О размещении нестационарных торговых объектов на территории города Омска".
Схема размещения НТО разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления Омской области схем размещения НТО утвержден приказом Министерства экономики Омской области от 23.08.2010 N 28 "О Порядке разработки и утверждения органами местного самоуправления Омской области схем размещения нестационарных торговых объектов" (далее - Порядок разработки схем).
В силу Порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска, утвержденного приведенным постановлением, этот правовой акт определяет процедуру размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска без формирования земельных участков, процедуру взаимодействия структурных подразделений Администрации города Омска при разработке схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска, порядок внесения в нее изменений, в том числе требования к составу, последовательности разработки, согласования и утверждения указанной схемы размещения.
Из постановления администрации города Омска N 1041-п "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска" (в редакции, действовавшей на дату заключения договора аренды) следует, что торговый павильон площадью 56 кв.м, расположенный вблизи ориентира: 5-ти этажного жилого дома по адресу: г. Омск, ЦАО, ул. Челюскинцев, д. 100, включен в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска для розничной продажи продовольственных товаров.
Из материалов настоящего дела следует, что 14.01.2016 между заявителем и Администраций заключен договор N Д-221/2016 на размещение НТО (продуктового магазина) согласно схеме размещения НТО на территории Центрального административного округа города Омска площадью 56 кв.м.
Срок договора 5 лет. Место размещения НТО установлено относительно ориентира: 5 этажного жилого дома, расположенного по адресу: г. Омск, ЦАО, ул. Челюскинцев, д. 100.
Согласно пункту 3.2.15 договора владелец НТО обязан соблюдать объемно пространственные характеристики НТО.
По акту приема-передачи места для размещения НТО передано место для размещения НТО площадью 56 кв.м.
В соответствии с пунктом 7.1 договора одним из оснований для его прекращения является неисполнение обязательства по установке НТО на условиях, предусмотренных договором.
В паспорте нестационарного торгового объекта также установлено, что павильон должен иметь следующие технико-экономические показатели: площадь 56,7 кв.м., размеры 7,5 м. на 7,4 м.
Вместе с тем по результатам проверки специалистами Администрации установлено, что фактически площадь принадлежащего заявителю НТО составляет 63 кв.м, что подтверждается актом от 26.03.2020 N 1033.
Кроме того, заключением строительно-технической экспертизы N 37-04/21, проведенной в рамках рассмотрения дела в суде первой инстанции, установлено, что фактическая площадь помещения торгового павильона красного цвета с вывеской "В сотках", расположенного по адресу: город Омск, Центральный административный округ, улица Челюскинцев, дом 100, согласно произведенным замерам и выполненным расчетам составляет 66,193 кв.м, что также свидетельствует о превышении площади установленного НТО.
Таким образом, предпринимателем нарушено пункт 3.2.15 договора, отсутствие исполнения предупреждения от 31.03.2020 о необходимости исполнения обязательств договора и приведении НТО в соответствие с условиями договора, привело к расторжению договора на основании пункта 7.1 договора.
Согласно пункту 4.1.4 договора он будет считаться расторгнутым по истечении 30 календарных дней со дня направления извещения о расторжении договора.
Из материалов дела следует, что извещение о расторжении договора направлено Администрацией в адрес ИП Свистовой A.M. 27.05.2020, то есть договор считается расторгнутым 27.06.2020.
Как правомерно указано судом первой инстанции, с указанной даты законные основания для размещения принадлежащего заявителю торгового объекта по указанному в договоре адресу отсутствуют.
В силу пункта 3.2.10 договора по истечении срока действия договора, а также в случае его досрочного расторжения владелец НТО обязан освободить место, привести его в состояние, пригодное для дальнейшей, эксплуатации и передать в течение трех рабочих дней администрации округа.
Однако в установленные сроки ИП Свистова А.М. занимаемое от НТО место не освободила, обратное предпринимателем не доказано.
В соответствии с пунктом 11 Постановления от 23.12.2014 N 1812-п нестационарный торговый объект, не демонтированный владельцем по истечении срока размещения нестационарного торгового объекта, является незаконно размещенным.
Таким образом, на момент принятия оспариваемого в части подпункта 49 пункта 1 распоряжения Администрации от 02.12.2020 N 1307 имелись основания для определения НТО в качестве самовольно размещенного движимого имущества, в силу отсутствия действующего договора и несоответствия торгового объекта предъявляемым в схеме размещения НТО к нему требованиям в части площади.
Доводы подателя жалобы о том, что за период аренды какие-либо изменения в конструкцию НТО не вносились, доказательств изменения площади павильона в материалы дела не представлено, отклоняются апелляционным судом, поскольку предпринимателя по договору было представлено место для размещения НТО площадью 56 кв.м. Соответственно, предприниматель был не вправе размещать на указанном месте НТО иной площади.
Доводы о том, что при составлении паспорта объекта были допущены нарушения в расчетах, что подтверждается экспертизой, отклоняются апелляционным судом, поскольку даже с учетом того, что в паспорте НТО были допущены нарушения в расчетах, указанное не является основанием для размещения НТО большей площадью, чем была предусмотрена договором.
Доводов, основанных на доказательственной базе, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, влияли бы на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы, судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на ее подателя.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Свистовой Анны Михайловны оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 29.04.2021 по делу N А46-23477/2020 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-23477/2020
Истец: ИП СВИСТОВА АННА МИХАЙЛОВНА
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ЦЕНТРАЛЬНОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА ГОРОДА ОМСКА
Третье лицо: ООО "Бюро судебных экспертиз"