г. Москва |
|
23 июля 2021 г. |
Дело N А40-253830/20 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Захаровой Т.В.,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 07.04.2021, принятое судьей Ереминой И.И., в порядке упрощенного производства по делу N А40-253830/20, по исковому заявлению Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН: 1037739877295) к Обществу с ограниченной ответственностью "ЛокоТех-Сервис" (ОГРН: 1107746515887) о взыскании штрафа,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью "ЛокоТех-Сервис" (далее - ответчик) о взыскании штрафа в размере 42 000 руб.
Определением арбитражного суда первой инстанции от 28.12.2020 исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о чем стороны извещены надлежащим образом.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 07.04.2021 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, истец обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил решение от 07.04.2021 отменить, исковые требования удовлетворить.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу (www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Ответчик отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно проверив в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого по делу решения, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, считает, что оснований для отмены или изменения решения суда от 07.04.2021 не имеется на основании следующего.
Как следует из материалов дела, 30 апреля 2014 г. между ОАО "Российские железные дороги" (Заказчик) и ООО "ТМХ-Сервис" (Исполнитель) заключен договор на сервисное обслуживание локомотивов от 30 апреля 2014 г. N 285 (далее - договор).
После заключения договора, ООО "ТМХ-Сервис" переименовано в ООО "ЛокоТех-Сервис".
Истец указывает, что в соответствии с условиями договора, ответчик принял на себя обязательства по поддержанию локомотивов заказчика в технически исправном состоянии, позволяющем их эксплуатацию, в период их нахождения на сервисном обслуживании у исполнителя (п.1.1., п.1.2 договора).
В соответствии с п. 1.5. договора результатом сервисного обслуживания является содержание локомотивов в соответствии с планами (графиками) проведения обслуживания, а также поддержание локомотивов в технически исправном состоянии отвечающем требованиям технических условий, руководств и других документов производителей локомотивов, оборудования и нормативных документов Заказчика, и позволяющем эксплуатировать локомотивы в соответствии с законодательством РФ, Правилами технической эксплуатации железных дорог РФ, утвержденными приказом Министерства транспорта РФ от 21.12.2010 N 286 и договором.
В силу п.4.1 договора Исполнитель обязуется осуществлять качественное выполнение сервисного обслуживания локомотивов.
В соответствии с принятыми обязательствами исполнитель должен обеспечить исправное работоспособное состояние локомотивов ОАО "РЖД".
Согласно п. 12.9 договора, в случае совершения нарушений условий договора, указанных в приложении N 19 к договору, виновная сторона в течение 20 календарных дней с момента предъявления требования уплачивает другой стороне штраф в размере, указанном в приложении N 19 к договору.
Пунктом 2 приложения N 19 к договору, предусмотрено, что ответственность за отказ на линии по вине исполнителя составляет 3000 руб. за каждый случай задержки поезда.
В июне 2020 г. произошло 14 случаев отказа на линии (неисправности) на локомотивах, которые возникли по вине Исполнителя, что повлекло за собой задержку поездов.
Отказы технических средств на локомотивах и задержки поездов по вине Исполнителя, подтверждаются: рекламационными актами, протоколами разборов случаев отказа (актами осмотров локомотивов, актами служебного расследования, техническими заключениями, выписками из расшифровки скоростимерной ленты, маршрутами машинистов по форме ТУ-ЗВЦУ- N), выписками из автоматизированной системы КАСАНТ.
Претензия об уплате штрафа, направленная ответчику, оставлена без удовлетворения.
Истец указывает, что в связи с вышеизложенным, размер штрафных санкций составляет 42 000 руб.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что негативные последствия для истца, в связи с выявленными отказами локомотивов не наступили, а также то, что условиями Договора (исходя из буквального прочтения) уплата штрафа за такие отказы не предусмотрена, соответственно, основания для взыскания штрафа отсутствуют, суд первой инстанции отказал в удовлетворении исковых требований.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с указанным выводом, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 8.1 договора на сервисное обслуживание локомотивов от 30.04.2014 N 285, в случае выявления отказа локомотива, заказчик проводит рекламационную работу и составляет акт-рекламацию в соответствии с заключенным Договором.
В акте-рекламации определяется виновная сторона и за чей счет осуществляется устранение отказа по указанному случаю.
Исполнитель несет гарантийные обязательства за выполняемое сервисное обслуживание в отношении каждого принятого на сервисное обслуживание локомотива.
Согласно Приложению N 1 Договора под "отказом" понимается отказ Локомотива его узлов, модулей, агрегатов и деталей - событие, заключающееся в потере работоспособного состояния объекта (Локомотива), то есть условиями Договора понятие отказ является общим и не имеет деления на какую-либо категорию.
В соответствии с пунктом 2 таблицы приложения N 19 к Договору N 285 основанием для привлечения ответчика (исполнителя) к ответственности является "отказ локомотива на линии" (графа "основания для возникновения ответственности") под которым понимается "неисправность локомотива, в результате которой допущена задержка поезда и (или) вызов вспомогательного локомотива" (графа "Разъяснения").
При этом Договор не содержит указаний на какие-либо временные рамки продолжительности задержки поезда и деление отказов на категории.
Таким образом, Договором предусмотрено, что штраф подлежит оплате за любой отказ локомотива по вине Исполнителя, который повлек задержку поезда (и/или вызов вспомогательного локомотива).
По всем случаям отказов в соответствии с Договором были составлены акты-рекламации.
Для проведения анализа отказов оборудования локомотивов формируется экспертная группа (пункт 2.13.1 Приложения N 4), в состав которой в обязательном порядке должны входить технический работник ООО "ЛокоТехСервис", представители Завода-изготовителя/локомотиворемонтного завода (в случае, если завод несет в отношении локомотива гарантийные обязательства, начальник эксплуатационного локомотивного депо ОАО "РЖД" (либо лицо, его замещающее) - председатель рабочей экспертной группы.
Согласно форме Приложения N 19 к регламенту (Приложение N 4 Договора) акт-рекламация подписывается членами экспертной группы.
Доказательства о наличии фактов отказов технических средств (время, продолжительность задержки поезда (поездов) представлены в актах-рекламациях.
Сторона, не согласная с выводами комиссии, вправе обратиться согласно пункту 2.13.6 приложения в вышестоящее подразделение либо согласно пункту 2.13.8 приложения в экспертное учреждение или комиссию ОАО "РЖД".
Однако какие-либо обращения со стороны сервисных локомотивных депо в Дирекцию тяги отсутствуют.
Истцом не допущено нарушений при составлении рекламационных актов, позволяющих установить недостоверность сведений, изложенных в соответствующих актах, в том числе, и о причинах выявленных неисправностей.
Информация о задержанных поездах, содержащаяся в рекламационных актах, соответствует информации, содержащейся в выписке из системы КАС АНТ.
Согласно п. 2.13.8 Регламента взаимодействия N 4 к договору N 285 сторона, не согласная с решением или выводами, изложенными в протоколе совещания, вправе за свой счет направить весь рекламационный материал для проведения независимой экспертизы, либо за свой счет обратиться в постоянно действующую комиссию ОАО "РЖД" по рассмотрению разногласий.
Каких либо замечаний к содержанию актов-рекламаций либо их составлению от ответчика не поступало, вопрос об их отмене на основании подп. 2.13.8 п. 2.13 приложения N 4 к Договору в вышестоящие подразделения ответчиком не выносились.
Наличие "особого мнения" к актам-рекламациям не может свидетельствовать о недопустимости доказательства или же об отсутствии вины ответчика.
Акты-рекламации не оспорены ответчиком в рамках досудебного урегулирования спора. Составленными актами-рекламациями определена вина ООО "ЛокоТех-Сервис". Ответчик выразил свое несогласие, но при этом не предпринял никаких действий по опровержению заключения комиссии, выраженного в акте-рекламации.
Принимая новый судебный акт об удовлетворении иска, суд апелляционной инстанции исходит из того, что представленными в материалы дела доказательства подтверждается вина ответчика в отказе локомотивов на линии.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266, 267, 268, 269, 270, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 07 апреля 2021 года по делу N А40-253830/20 отменить.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "ЛокоТех-Сервис" (ОГРН: 1107746515887) в пользу Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН: 1037739877295) 42 000 (сорок две тысячи) руб. штрафа, 5 000 (пять тысяч) руб. в возмещение расходов по госпошлине по иску и апелляционной жалобе.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Т.В. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-253830/2020
Истец: ОАО РЖД В ЛИЦЕ ЗАБАЙКАЛЬСКОЙ ДИРЕКЦИИ ТЯГИ-СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ДИРЕКЦИИ ТЯГИ-ФИЛИАЛ РЖД
Ответчик: ООО "ЛОКОТЕХ-СЕРВИС"