город Томск |
|
2 августа 2021 г. |
Дело N А67-10005/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 августа 2021 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бородулиной И.И.
судей Кривошеиной С.В.,
Павлюк Т.В.
при ведении протокола судебного заседания до перерыва секретарем судебного заседания Волковой Т.А., после перерыва секретарем судебного заседания Трегуб В.И. с использованием технологии онлайн-заседания (web-конференции) информационной системы "Картотека арбитражных дел" рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Мега-Инвест" (07АП-4193/2021) на решение от 26.03.2021 Арбитражного суда Томской области по делу N А67-10005/2020 (судья Е.В. Чиндина) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Мега-Инвест" (620023, г. Екатеринбург, ул. Щербакова, дом 4; ИНН 6674092023, ОГРН 1036605188168; почтовый адрес: 620100, г. Екатеринбург, ул. Сибирский тракт, дом 12, строение 5) к Департаменту по управлению государственной собственностью Томской области (634034, г. Томск, пр. Кирова, дом 20; ИНН 7017018464, ОГРН 1027000905447) о признании незаконным бездействия,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, ОГБСУ "Областное имущественное казначейство", Межрайонная ИФНС России N 8 по Томской области
В судебном заседании приняли участие представители:
от общества с ограниченной ответственностью "Мега-Инвест" в онлайн-режиме посредством использования информационной системы "Картотека арбитражных дел": Вундер О.А. по доверенности от 01.09.2020 (на 1 год),
от Департамента по управлению государственной собственностью Томской области в помещении Седьмого арбитражного апелляционного суда: Байрамов Э.М.о. по доверенности от 11.01.2021 (до 31.12.2021).
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Мега-Инвест" (далее - ООО "Мега-Инвест", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Департаменту по управлению государственной собственностью Томской области (далее - Департамент) о признании незаконным бездействия, выразившегося в не включении в Перечень объектов для целей налогообложения на 2018 год, утвержденного распоряжением от 29.11.2017 N 85-о, на 2019 год, утвержденного распоряжением от 29.11.2018 N 105-о, на 2020 год, утвержденного распоряжением от 29.11.2019 N 99-о, сведений об объектах недвижимого имущества с кадастровыми номерами 70:20:0000003:22786, 70:20:0000003:3336, 70:20:0000003:23972 и обязании Департамент включить нежилое здание площадью 614, 2 кв.м с кадастровым номером 70:20:0000003:22786, расположенное по адресу: Томская область, г. Стрежевой, пл. Буровиков, д. 2, в Перечни объектов для целей налогообложения на 2018, 2019, 2020 годы; нежилое здание площадью 419, 8 кв.м. с кадастровым номером 70:20:0000003:23972, расположенное по адресу: Томская область, г. Стрежевой, мкр. 3-й, д. 304/1, нежилое здание площадью 430, 7 кв.м. с кадастровым номером 70:20:0000003:3336, расположенное по адресу: Томская область, г. Стрежевой, ул. Строителей, д. 59/1 в перечни объектов для целей налогообложения на 2019, 2020 годы.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ОГБСУ "Областное имущественное казначейство", Межрайонная инспекция федеральной налоговой службы N 8 по Томской области.
Решением от 26.03.2021 Арбитражного суда Томской области в удовлетворении требований ООО "МегаИнвест" отказано.
В апелляционной жалобе ООО "Мега-Инвест", ссылаясь на нарушение норм процессуального права, просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт.
Указывает на то, что начало течения срока на подачу заявления о признании бездействия незаконным связано с моментом, когда лицо узнало о нарушении своих прав и законных интересов, а не с моментом, когда оно могло или должно было узнать о таком нарушении.
О не включении спорных объектов в соответствующие Перечни стало известно заявителю из письма Департамента от 22.09.2020 N 51-04-3237, полученного 02.10.2020, в суд общество обратилось с настоящим заявлением 17.12.2020, установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ срок не пропущен.
В отзыве на апелляционную жалобу Департамент считает доводы общества несостоятельными, а решение суда первой инстанции - законным и обоснованным, в связи с чем просит оставить его без изменения.
Отзывы на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) от третьих лиц, участвующих в деле, не представлены.
Представитель ООО "Мега-Инвест" в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, настаивал на ее удовлетворении; представитель Департамента возражал по доводам апелляционной жалобы.
Третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания после отложения, явку своих представителей не обеспечили, что в силу части 1 статьи 266, части 9 статьи 158, частей 3, 5 статьи 156 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела в отсутствие их представителей.
В судебном заседании 26.07.2021 был объявлен перерыв до 10 часов 10 минут 29.07.2021. После окончания перерыва судебное заседание было продолжено с участием тех же представителей, поддержавших ранее изложенную правовую позицию по делу.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей общества и Департамента, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом, обществу на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимого имущества:
- нежилое здание площадью 419,8 кв.м. с кадастровым номером 70:20:0000003:23972, поставленное на кадастровый учет 28.05.2014 г., назначение нежилое здание, расположенное по адресу: г.Стрежевой,мкр. 3-й, д. 304/1;
- нежилое здание площадью 614,2 кв.м. с кадастровыми номером 70:20:0000003:22786, поставленное на кадастровый учет 27.01.2014, назначение - нежилое здание, расположенное по адресу: г.Стрежевой, пл. Буровиков, д. 3;
- нежилое здание площадью 430, 7 кв.м. с кадастровым номером 70:20:0000003:3336, поставленное на кадастровый учет 02.11.2011, имеющее назначение: нежилое здание, расположенное по адресу: г. Стрежевой, ул. Строителей, д. 59/1.
Согласно подпункту 8.1 пункта 10 Положения о Департаменте по управлению государственной собственностью Томской области, утвержденного постановлением Администрации Томской области от 11.06.2013 N 68, Департамент является уполномоченным органом на определение перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, для целей налогообложения, направление указанного перечня в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества и размещение перечня на официальном сайте Департамента по управлению государственной собственностью Томской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
В соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, Порядком определения вида фактического использования объектов недвижимого имущества для целей налогообложения, утвержденным постановлением Администрации Томской области от 03.12.2014 N 454а, распоряжениями Департамента по управлению государственной собственностью Томской области от 29.11.2017 N85-о, от 29.11.2018 N 105-о, 27.11.2019 N99-о определены Перечни объектов недвижимого имущества для целей налогообложения на 2018, 2019, 2020 годы соответственно, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Пунктом 1 данных распоряжений определен Перечень объектов для целей налогообложения на 2018, 2019, 2020 годы соответственно согласно приложению к распоряжениям.
При этом спорные объекты недвижимого имущества, принадлежащие на праве собственности заявителю, в указанные Перечни не включены.
Считая данное бездействие Департамента по не включению спорных объектов недвижимости в Перечень объектов для целей налогообложения на 2018, 2019, 2020 годы не соответствующим закону и нарушающим его законные права и интересы, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из пропуска срока на подачу заявления о признании незаконным бездействия Департамента, отсутствия ходатайства о восстановлении срока с обоснованием его пропуска по уважительным причинам, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции считает данный вывод необоснованным, при этом исходит из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Глава 30 Налогового кодекса Российской Федерации регулирует правоотношения, связанные с уплатой налога на имущество организаций, являющегося региональным налогом.
Согласно пункту 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по вышеуказанному налогу в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 Кодекса.
Согласно подпунктам 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения - административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них, а также нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Аналогичные положения закреплены в Законе Томской области от 27.11.2003 N 148-ОЗ "О налоге на имущество организаций", в силу пункта 1 части 1 статьи 4.1 которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества в отношении видов недвижимого имущества, включенных в перечень объектов недвижимого имущества, формирование и размещение которого осуществляется в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 1000 квадратных метров (с 2018 года - свыше 500 квадратных метров; с 2019 года - свыше 250 квадратных метров, с 2020 года - свыше 100 квадратных метров) и помещения в них; нежилые помещения общей площадью свыше 1000 квадратных метров (с 2018 года - свыше 500 квадратных метров; с 2019 года - свыше 250 квадратных метров, с 2020 года - свыше 100 квадратных метров), назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
При этом условия признания объекта недвижимости административно-деловым центром, торговым центром (комплексом), офисом, торговым объектом, объектом общественного питания и бытового обслуживания установлены пунктами 3-5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно разъяснениям, данным Министерством финансов Российской Федерации в письме от 06.08.2014 N 03-05-04-01/38983, в Перечень объектов недвижимого имущества должны быть включены объекты недвижимого имущества, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, информацией о которых располагает уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации должен не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определить на этот налоговый период Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база будет определяться как кадастровая стоимость, и направить перечень в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества, а также разместить перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (пункт 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Функции по формированию Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, для целей налогообложения, направление указанного перечня в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества и размещение перечня на официальном сайте Департамента по управлению государственной собственностью Томской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, осуществляются Департаментом по управлению государственной собственностью Томской области в соответствии с подпунктом 8.1 пункта 10 Положения о Департаменте по управлению государственной собственностью Томской области, утвержденного постановлением Администрации Томской области от 11.06.2013 N 68.
Как следует из материалов дела, общество является собственником следующих помещений:
- нежилое здание площадью 419,8 кв.м. с кадастровым номером 70:20:0000003:23972, поставленное на кадастровый учет 28.05.2014 г., назначение нежилое здание, расположенное по адресу: г. Стрежевой,мкр. 3-й, д. 304/1;
- нежилое здание площадью 614,2 кв.м. с кадастровыми номером 70:20:0000003:22786, поставленное на кадастровый учет 27.01.2014, назначение - нежилое здание, расположенное по адресу: г. Стрежевой, пл. Буровиков, д. 2;
- нежилое здание площадью 430, 7 кв.м. с кадастровым номером 70:20:0000003:3336, поставленное на кадастровый учет 02.11.2011, имеющее назначение: нежилое здание, расположенное по адресу: г. Стрежевой, ул. Строителей, д. 59/1.
Из представленных в материалы дела документов в отношении здания с кадастровым номером 70:20:0000003:23972, расположенное по адресу: г. Стрежевой, мкр. 3-й, д.304/1 следует содержание указания на назначение данного строения как торгового (технический паспорт здания "Магазин N 25, 3 мкр., 304/1", инвентарный номер 4645 по состоянию на 17.03.2003).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости (далее - ЕГРН) данное здание расположено на земельном участке с кадастровым номером 70:20:0000003:1439, с видом разрешенного использования: под эксплуатацию и обслуживание нежилого здания магазина.
Обществом в материалы дела представлена копия договора аренды нежилых помещений от 15.10.2013 N 43-НМЮ, заключенного с ООО "ЭлементТрейд", по условиям которого ООО "Мега-Инвест" передало указанный выше объект недвижимости для осуществления деятельности по реализации продуктов питания, промышленных товаров (пункт 1.2 договора аренды).
Согласно представленному в материалы дела техническому паспорту по состоянию на 17.03.2003 на объект недвижимости, расположенный по адресу г.Стрежевой, пл. Буровиков, 2, данный объект имеет назначение торговое, поставлен на учет как магазин N 7 "Юбилейный".
Из выписки из ЕГРН в отношении данного объекта с кадастровым номером 70:20:0000003:22786 следует, что здание расположено на земельном участке с кадастровым номером 70:20:0000003:218, вид разрешенного использования которого под магазин.
Указанный объект с кадастровым номером 70:20:0000003:22786, расположенный по адресу: г.Стрежевой, пл. Буровиков, д. 2 на основании договора аренды нежилых помещений от 15.10.2013 N 40-НМЮ передано в аренду ООО "Элемент-Трейд" для осуществления деятельности по реализации продуктов питания, промышленных товаров (пункт 1.2 договора).
Аналогичная ситуация и с объектом недвижимости, расположенным по адресу: г. Стрежевой, ул. Строителей 59/1, кадастровый номер 70:20:0000003:3336. Согласно техническому паспорту на данный объект по состоянию на 30.06.2011 данный объект имеет наименование Магазин, назначение - торговое, расположен на земельном участке с кадастровым номером 70:20:0000003:67 с видом разрешенного использования: для эксплуатации и обслуживания магазина "Березка".
Здание с кадастровым номером 70:20:0000003:3336 передано в аренду ООО "Элемент-Трейд-Тюмень" на основании договора от 01.10.2013 N РАВ-01/09 для осуществления торговой деятельности (пункт 1.2 договора).
Таким образом, с учетом указанных обстоятельств, указанные спорные объекты недвижимости отвечают критериям, предусмотренным в пунктах 4, 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, по фактическому назначению и использованию объектов, и подпадают под категории объектов, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода.
Доказательств того, что на момент формирования Перечня у Департамента отсутствовала информация, подтверждающая соответствие спорных объектов необходимым критериям, как и доказательств иного назначения и фактического использования объектов, Департаментом в нарушение статьи 65 АПК РФ в материалы дела не представлено.
Указанные объекты Департаментом в Перечень на 2021 год включены.
Поскольку в ходе судебного разбирательства установлено соответствие спорных объектов заявителя критериям, предусмотренным в пунктах 4, 5 статьи 378.2 НК РФ, по фактическому назначению и использованию объектов, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии у Департамента правовых оснований для не включения данных объектов в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018, 2019 и 2020 годы.
Вместе с тем, отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из пропуска установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ срока на обращение в суд.
Выводы суда не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам, исходя из следующего.
Придя к выводу о пропуске заявителем срока на обжалование, судом не учтено следующее.
В силу части 1 статьи 115 АПК РФ лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков, установленных АПК РФ или иными федеральными законами либо арбитражным судом.
В соответствие с частью 4 статьи 198 АПК РФ заявление о признании незаконными действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом по ходатайству лица, участвующего в деле (статья 117, часть 4 статьи 198 АПК РФ).
Согласно положениям части 4 статьи 113 АПК РФ течение процессуального срока, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после календарной даты или дня наступления события, которыми определено начало процессуального срока.
В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от 09.11.2010 N 8148/10, начало течения срока на подачу заявления о признании бездействия незаконным связано с моментом, когда лицо узнало о нарушении своих прав и законных интересов, а не с моментом, когда оно могло или должно было узнать о таком нарушении.
В соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, направляет его в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества и размещает на своем официальном интернет-сайте или на официальном интернет-сайте субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 378.2 НК РФ перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, налоговая база в отношении которых определяется, как кадастровая стоимость имущества, утверждается ежегодно, что предполагает возможность как расширение перечня путем включения новых объектов, так и исключение из перечня ранее внесенных объектов.
В силу пунктов 13 и 14 Порядка Перечень, подготовленный уполномоченной организацией, направляется для рассмотрения в Комиссию ежегодно, в срок не позднее 1 ноября, по форме согласно приложению к Порядку, в срок до 1 ноября Комиссия рассматривает поступившие перечни, утверждает сводный перечень объектов недвижимого имущества для целей налогообложения (далее - сводный перечень) и направляет его для определения в Департамент, который размещает сводный перечень на своем официальном сайте в срок не позднее трех рабочих дней со дня его получения.
В срок не позднее 30 ноября года, предшествующего очередному налоговому периоду по налогу на имущество организаций, Департамент по управлению государственной собственностью Томской области осуществляет подготовку распоряжения Департамента по управлению государственной собственностью Томской области об определении перечня объектов для целей налогообложения.
Согласно пункту 16 Порядка в срок не позднее чем за месяц до начала очередного налогового периода Департамент по управлению государственной собственностью Томской области размещает перечень объектов для целей налогообложения на своем официальном сайте http://дугс.рф и в срок не позднее 1-го числа очередного налогового периода направляет такой перечень в электронной форме в налоговый орган по Томской области.
Официальное опубликование Распоряжения является способом, позволяющим обеспечить населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает данный нормативный правовой акт, возможность ознакомиться с его содержанием.
Распоряжения Департамента от 29.11.2017 N 85-о "Об определении перечня объектов для целей налогообложения на 2018 год", от 29.11.2018 N 105-о "Об определении перечня объектов для целей налогообложения на 2019 год", от 27.11.2019 N 99-о "Об определении перечня объектов для целей налогообложения на 2020 год" официально опубликованы в соответствии со статьей 6 Закона Томской области от 12.05.2000 N 19-03 "О порядке опубликования и вступления в силу законов и иных нормативных правовых актов Томской области" на официальном интернет-портале "Электронная Администрация Томской области" (www.tomsk.gov.ru) в разделе документы/нормативно-правовые акты:
- 30.11.2017 (в отношении Перечня на 2018 год),
- 30.11.2018 (в отношении Перечня на 2019 год),
- 29.11.2019 (в отношении Перечня на 2020 год).
Учитывая соблюдение Департаментом положений указанного выше Порядка в части опубликования Перечней, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что общество, действуя как добросовестный налогоплательщик, имело реальную возможность узнать в декабре 2017, 2018 и 2019 года из размещенных к открытом доступе сведений о том, что принадлежащие ему объекты в Перечни на соответствующие года не включены.
Исчисляя установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ срок на обжалование, суд первой инстанции исходил из следующего.
Применительно к пункту 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Пунктом 2 статьи 289 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщики по налогу на имущество организаций представляют налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу не позднее 30 календарных дней с даты окончания соответствующего отчетного периода, при этом налоговым периодом признается календарный год, а отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Таким образом, налогоплательщик, действуя разумно и осмотрительно, прежде чем исчислять налог на имущество, по правилам статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации должен удостовериться в том, что принадлежащий ему объект налогообложения включен или не включен в соответствующий перечень, утвержденный на очередной налоговый период.
Из материалов дела следует и не оспаривается заявителем, что налог на имущество обществом в спорные периоды исчислялся и уплачивался исходя из среднегодовой стоимости.
Являясь плательщиком налога на имущество и обладая общедоступной информацией об особенностях налогообложения отдельных объектов недвижимости, располагая полными сведениями о характеристиках своих объектов, общество, исчисляя и уплачивая налог на имущество в соответствующие отчетные периоды на протяжении 2018 - 2020 годов исходя из среднегодовой стоимости, не могло не знать (должно было знать) о том, что данные объекты не включены в перечень на 2018, 2019, 2020 годы.
Именно с этого периода (с момента возникновения обязанности произвести расчет по налогу на имущество в отношении спорных объектов за 2018, 2019 годы), как наиболее позднего, свидетельствующего о необходимости получения соответствующей информации, как полагает суд первой инстанции, следует исчислять срок на обращение в суд с заявлением об оспаривании бездействия по не включению в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, для целей налогообложения на 2018, 2019 годы, то есть 15.04.2019 и 13.04.2020 соответственно.
Применительно бездействия по невключению в Перечень на 2020 год суд первой инстанции пришел к выводу о том, что датой, с которой подлежит исчислению срок на обращение в суд с заявленными требованиями, следует исчислять с 09.09.2020 как с более позднего).
Как следует из материалов дела, общество 09.09.2020 обратилось в Департамент с письмом исх.N 1132, в котором просило включить в Перечни на 2017, 2018, 2019, 2020 годы спорные объекты недвижимости.
Суд, ссылаясь на наличие опубликованных распоряжений, пришел к выводу о том, что о не совершении Департаментом действий по включению объектов заявителя в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, для целей налогообложения, общество было информировано еще до 09.09.2020.
Обращаясь в суд 17.12.2020, обществом пропущен установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ срок на обжалование.
Ходатайство о восстановлении срока, установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ, несмотря на довод Департамента о пропуске данного срока, обществом не заявлено.
Между тем по своему буквальному смыслу положение части 4 статьи 198 АПК РФ для исчисления закрепленного им процессуального срока исходит не из презумпции разумно предполагаемой осведомленности лица о нарушении его прав и законных интересов, а из того, что начало течения этого срока определяется в каждом конкретном случае судом на основе установления момента, когда заинтересованное лицо реально узнало о соответствующем нарушении (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 02.12.2013 N 1908-О).
Как следует из материалов дела, документов в подтверждение того, что в указанные судом даты (15.04.2019, 13.04.2020,09.09.2020) обществу доподлинно фактически было известно о том, что спорные объекты не включены в Перечни, в деле не имеется.
Исходя из установленных судом апелляционной инстанции обстоятельств, в рассматриваемом случае общество доподлинно узнало о том, что спорные объекты не включены в Перечни на 2018-2020 годы - 02.10.2020 (дата получения обществом ответа с указанием на то, что перечисленные им объекты будут включены на очередной налоговый период, впоследствии фактически включены были на 2021 год). Документов, подтверждающих фактическую осведомленность общества об отсутствии объекта в Перечне ранее указанной даты, в деле нет. Исчисленный с 03.10.2020 по части 4 статьи 198 АПК РФ трехмесячный срок на обжалование бездействия Департамента на дату обращения в суд -17.12.2020 не истек, в связи с чем оснований для отказа в удовлетворении требований общества по данному основанию у суда не имелось.
С учетом изложенного, решение Арбитражного суда Томской области по рассматриваемому делу подлежит отмене на основании пункта 3 части 1 статьи 270 АПК РФ в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дел, апелляционная жалоба - удовлетворению.
В порядке выполнения требований пункта 2 статьи 269 АПК РФ Седьмой арбитражный апелляционный суд считает необходимым принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных обществом требований.
Поскольку при подаче апелляционной жалобы обществом государственная пошлина была уплачена в размере 3000 рублей, ему подлежит возврату в соответствии со статьей 333.40 НК РФ из федерального бюджета 1500 рублей излишне уплаченной по платежному поручению от 24.05.2021 N 2634.
Руководствуясь статьями 104, 110, 258, 268, 270, 271, пунктом 2 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 26.03.2021 Арбитражного суда Томской области по делу N А67-10005/2020 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
Заявленные требования общества с ограниченной ответственностью "Мега-Инвест" удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Департамента по управлению государственной собственностью Томской области, выразившееся в не включении в Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость на 2018, 2019, 2020 годы, утвержденные распоряжениями Департамента по управлению государственной собственностью Томской области от 29.11.2017 N 85-о, от 29.11.2018 N 105-о, от 27.11.2019 N 99-о, сведений об объектах недвижимого имущества с кадастровыми номерами 70:20:0000003:22786, 70:20:0000003:3336, 70:20:0000003:23972.
Обязать Департамент по управлению государственной собственностью Томской области в тридцатидневный срок с даты вступления судебного акта в законную силу включить:
-нежилое здание площадью 614,2 кв.м. с кадастровым номером 70:20:0000003:22786, расположенное по адресу: Томская область, г. Стрежевой, пл. Буровиков, д. 2, в Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость на 2018, 2019, 2020 года, утвержденные распоряжением Департамента по управлению государственной собственностью Томской области от 29.11.2017 N 85-о, распоряжением Департамента по управлению государственной собственностью Томской области от 29.11.2018 N 105-о, распоряжением Департамента по управлению государственной собственностью Томской области от 27.11.2019 N99-o;
* нежилое здание площадью 419,8 кв.м. с кадастровым номером 70:20:0000003:23972, расположенное по адресу: Томская область, г. Стрежевой, мкр. 3-й, д. 304/1;
- нежилое здание площадью 430,7 кв.м. с кадастровым номером 70:20:0000003:3336, расположенное по адресу: Томская область, г. Стрежевой, ул. Строителей, д. 59/1, в Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость на 2019, 2020 года, утвержденные распоряжениями Департамента по управлению государственной собственностью Томской области от 29.11.2018 N 105-O, от 27.11.2019 N 99-о; направить дополненные Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость на 2018, 2019, 2020 годы в Управление Федеральной налоговой службы по Томской области и разместить их на официальном сайте Департамента по управлению государственной собственностью Томской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Мега-Инвест" (620023, г. Екатеринбург, ул. Щербакова, дом 4; ИНН 6674092023, ОГРН 1036605188168; почтовый адрес: 620100, г. Екатеринбург, ул. Сибирский тракт, дом 12, строение 5) из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 1500 (Одна тысяча пятьсот) рублей по платежному поручению от 24.05.2021 N 2634.
Взыскать с Департамента по управлению государственной собственностью Томской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Мега-Инвест" в возмещение расходов по уплате государственной пошлины по заявлению в суд первой инстанции и по апелляционной жалобе в общей сумме 4500 (Четыре тысячи пятьсот) руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Томской области.
Председательствующий |
И.И. Бородулина |
Судьи |
С.В. Кривошеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А67-10005/2020
Истец: ООО "Мега-Инвест"
Ответчик: Департамент по управлению государственной собственностью Томской области
Третье лицо: МИФНС N 8 по Томской области, Областное государственное бюджетное специализированное учреждение "Областное имущественное казначейство"