г. Саратов |
|
02 августа 2021 г. |
Дело N А12-1298/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 августа 2021 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Акимовой М.А.,
судей Землянниковой В.В., Степуры С.М.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мацуциным Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управление 34"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 13 мая 2021 года по делу N А12-1298/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управление 34" (400105, г. Волгоград, ул. Богунская, д. 8, пом. 526/1, ОГРН 1193443015260, ИНН 3460077632),
заинтересованное лицо: инспекция государственного жилищного надзора Волгоградской области (400074, г. Волгоград, ул. Козловская, д. 39А, офис 205, ОГРН 1063460031580, ИНН 3445079787),
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Парадигма" (400067, г. Волгоград, ул. им. Быстрова, д. 78, пом. 20, ОГРН 1143443032688, ИНН 3461012363),
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Управление 34" (далее - ООО "Управление 34", общество, заявитель) с заявлением о признании незаконными решения инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области (далее - Госжилнадзор, инспекция) от 13.01.2021 о внесении изменении в реестр лицензий Волгоградской области, действий инспекции, выразившихся во внесении изменений в реестр лицензий Волгоградской области об исключении из реестра лицензий Волгоградской области сведений об управлении ООО "Управление 34" многоквартирным домом по адресу: г. Волгоград, ул. Анри Барбюса, д. 8, с 31.01.2021.
Решением суда первой инстанции от 13 мая 2021 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "Управление 34" не согласилось с принятым судебным актом и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя в полном объёме.
Лица, участвующие в деле, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что по результатам открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами ООО "Управление 34" признано единственным участников конкурса по лотам N 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 в отношении многоквартирных домов, расположенных в г. Волгограде по адресам: ул. им. Анри Барбюса, д. 1, д. 3, д. 4, д. 6, д. 8; ул. им. Воровского, д. 2, д. 4, д. 5, д. 6, д. 8, д. 9; ул. им. Тургенева, д. 15, д. 17, д. 19, д. 23, д. 24; ул. Ангарская, д. 2, д. 4, д. 21, д. 23, д. 27, д. 29, д. 31, д. 33а, д. 35а, д. 37а, д. 43, д. 47; ул. Рокоссовского, д. 1; ул. им. Михаила Паникахи, д. 2а, д. 8, д. 10; ул. им. Полины Осипенко, д. 18, д. 20, д. 28, д. 32; ул. Большая, д. 9 (протокол рассмотрения заявок на участие в конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом от 07.08.2020).
21 августа 2020 года обществом подписан договор управления многоквартирным домом по адресу: г. Волгоград, ул. Анри Барбюса, д. 8, сроком на 3 года.
10 сентября 2020 года Госжилнадзором принято решение о внесении в реестр лицензий Волгоградской области сведений об управлении многоквартирными домами, расположенными в г. Волгограде по адресам: ул. им. Анри Барбюса, д. 1, д. 3, д. 4, д. 6, д. 8; ул. им. Воровского, д. 2, д. 4, д. 5, д. 6, д. 8, д. 9; ул. им. Тургенева, д. 15, д. 17, д. 19, д. 23, д. 24; ул. Ангарская, д. 2, д. 4, д. 21, д. 23, д. 27, д. 29, д. 31, д. 33а, д. 35а, д. 37а, д. 43, д. 47; ул. Рокоссовского, д. 1; ул. им. Михаила Паникахи, д. 2а, д. 8, д. 10; ул. им. Полины Осипенко, д. 18, д. 20, д. 28, д. 32; ул. Большая, д. 9, ООО "Управление 34" с 01.10.2020.
11 октября 2020 года собственниками помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Волгоград, ул. Анри Барбюса, д. 8, на внеочередном общем собрании в форме заочного голосования принято решение, оформленное протоколом N 2, о расторжении договора управления многоквартирным домом с ООО "Управление 34" с 01.11.2020 (пункт 6 протокола от 11.10.2020 N 2), выборе способа управления многоквартирным домом - управление управляющей организацией, выборе в качестве управляющей организации ООО "Парадигма" и заключении с ООО "Парадигма" договора управления многоквартирным домом сроком на 5 лет (пункты 7, 8, 9 протокола от 11.10.2020 N 2).
27 октября 2020 года в адрес ООО "Управление 34" поступило уведомление о расторжении договора управления многоквартирным домом в соответствии с частью 8.2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации с 01.11.2020 с приложением протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Волгоград, ул. Анри Барбюса, д. 8, от 11.10.2020 N 2.
03 ноября 2020 года ООО "Управление 34" направило в инспекцию заявление о внесении изменений в реестр лицензий Волгоградской области, в котором просило исключить сведения об управлении обществом многоквартирным домом по адресу: г. Волгоград, ул. Анри Барбюса, д. 8, с 20.08.2021.
Решением от 19.11.2020 Госжилнадзор отказал в исключении сведений об управлении обществом многоквартирным домом по адресу: г. Волгоград, ул. Анри Барбюса, д. 8, из реестра лицензий Волгоградской области, возвратил заявление и приложенные документы заявителю.
12 ноября 2020 года в инспекцию поступило заявление ООО "Парадигма" о внесении в реестр лицензий Волгоградской области сведений об управлении многоквартирным домом по адресу: г. Волгоград, ул. Анри Барбюса, д. 8, ООО "Парадигма".
Решением Госжилнадзора от 25.11.2020 рассмотрение заявления ООО "Парадигма" приостановлено в связи с наличием сведений об управлении указанным домом ООО "Управление 34".
На основании приказа от 30.11.2020 N 803 с целью проверки доводов, изложенных в заявлении ООО "Парадигма" о внесении изменений в реестр лицензий Волгоградской области, Госжилнадзором проведена внеплановая документарная проверка ООО "Управление 34", по результатам которой составлен акт от 11.01.2021 N 803.
В ходе проверки инспекцией установлено, что собственниками помещений в спорном многоквартирном доме принято решение о расторжении договора управления с ООО "Управление 34" с 01.11.2020, выборе в качестве управляющей организации ООО "Парадигма".
13 января 2021 года инспекцией по результатам рассмотрения заявления ООО "Парадигма" принято решение о внесении в реестр лицензий Волгоградской области сведений об управлении многоквартирным домом по адресу: г. Волгоград, ул. Анри Барбюса, д. 8, ООО "Парадигма" с 01.02.2021.
ООО "Управление 34", полагая, что решение Госжилнадзора от 13.01.2021, действия инспекции по исключению сведений об управлении обществом многоквартирным домом по адресу: г. Волгоград, ул. Анри Барбюса, д. 8, с 31.01.2021 являются незаконными, нарушают его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований. Суд апелляционной инстанции согласен с выводами суда первой инстанции.
В соответствии с частью 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.
Частью 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации в случаях, указанных в части 13 данной статьи и части 5 статьи 200 данного Кодекса, а также в случае, если в течение шести месяцев до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
В соответствии с частью 9 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
В силу частей 1, 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путём обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование. К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится выбор способа управления многоквартирным домом.
Часть 3 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает, что общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нём приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов. При отсутствии кворума для проведения годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть проведено повторное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно части 3 статьи 47 Жилищного кодекса Российской Федерации общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может быть проведено посредством очно-заочного голосования, предусматривающего возможность очного обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование, а также возможность передачи решений собственников в установленный срок в место или по адресу, которые указаны в сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
При этом частью 5.1 статьи 48 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при проведении общего собрания посредством очного, очно-заочного или заочного голосования в решении собственника по вопросам, поставленным на голосование, которое включается в протокол общего собрания, должны быть указаны: сведения о лице, участвующем в голосовании, сведения о документе, подтверждающем право собственности лица, участвующего в голосовании на помещение в соответствующем многоквартирном доме и решения по каждому вопросу повестки дня, выраженные формулировками "за", "против" или "воздержался".
Собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, и принять решение о выборе иной управляющей организации или об изменении способа управления данным домом (часть 8.2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации).
При одностороннем расторжении собственниками договора управления домом с управляющей организацией обязательства сторон прекращаются (пункт 2 статьи 453 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Исходя из правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.11.2011 N 7677/11, собственники помещений в многоквартирном доме вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом не только в случае, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, но и в случае принятия ими решения о выборе иной управляющей организации или изменении способа управления данным домом.
Согласно частям 1, 2, 3 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации. Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом. Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами включает в себя деятельность органов государственного жилищного надзора по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами, осуществлению лицензионного контроля.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр утверждены Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации (далее - Порядок внесения изменении в реестр лицензий).
В соответствии с пунктом 5 Порядка внесения изменений в реестр лицензий в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий: а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 данного Порядка; б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 названного Порядка; в) отсутствия противоречий сведений, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям; г) выполнения заявителем требования, установленного частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, о размещении указанной в заявлении информации в системе, в случае наличия данной обязанности у заявителя; д) отсутствия вступившего в законную силу решения суда о признании заявителя банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"; е) отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение пункта 1 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.
По итогам проверки заявления и документов, предоставленных лицензиатом, оформляется заключение, в котором указываются результаты проверки по каждому из условий, указанных в пункте 5 Порядка внесения изменении в реестр лицензий, и предложения для принятия органом государственного жилищного надзора соответствующего решения в соответствии с пунктом 7 Порядка внесения изменении в реестр лицензий (пункт 6 Порядка внесения изменении в реестр лицензий).
По результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений: а) о внесении изменений в реестр; б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления; в) о приостановлении рассмотрения заявления (пункт 7 Порядка внесения изменении в реестр лицензий).
В силу пункта 9 Порядка внесения изменений в реестр лицензий основаниями для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления являются: а) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "а", "г" - "е" пункта 5 данного Порядка; б) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "б" и "в" пункта 5 названного Порядка, выявленное органом государственного жилищного надзора по результатам проверки, проведённой в соответствии с пунктом 15 указанного Порядка. Решение об отказе во внесении изменений в реестр должно содержать мотивированное обоснование принятия такого решения.
Судом первой инстанции установлено, подтверждено материалами дела и не опровергнуто заявителем, что собственники помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Волгоград, ул. Анри Барбюса, д. 8, приняли решения о расторжении договора управления многоквартирным домом, заключенного с ООО "Управление 34", и о выборе в качестве управляющей компании многоквартирного дома ООО "Парадигма".
Решение собственников оформлено протоколом внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Волгоград, ул. Анри Барбюса, д. 8, от 11.10.2020 N 2.
На основании этого решения ООО "Парадигма" обратилось в инспекцию с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий Волгоградской области, к заявлению были приложены документы, предусмотренные Порядка внесения изменении в реестр лицензий.
По итогам рассмотрения обращения и проведения контрольных мероприятий Госжилнадзором вынесено решение от 13.01.2021 о внесении изменений в реестр лицензий Волгоградской области, в соответствии с которым с 01.02.2021 в реестр лицензий внесены сведения об управлении многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Волгоград, ул. Анри Барбюса, д. 8, ООО "Парадигма".
В обоснование заявленных требований ООО "Управление 34" ссылается на то, что договор управления многоквартирным домом заключён в порядке части 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации по результатам открытого конкурса и может быть расторгнут лишь по истечении года со дня его заключения.
Суд апелляционной инстанции отклоняет данный довод общества, поскольку часть 8.1 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации не препятствует жителям дома в отсутствие возражений со стороны управляющей организации принять решение о расторжении договора управления в иные сроки.
Возможность расторжения договора управления многоквартирным домом предусмотрена положениями статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно частям 8, 8.1 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственники помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, заключённого по результатам открытого конкурса, предусмотренного частями 4 и 13 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, по истечении каждого последующего года со дня заключения указанного договора в случае, если до истечения срока действия такого договора общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме принято решение о выборе или об изменении способа управления этим домом.
Собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, и принять решение о выборе иной управляющей организации или об изменении способа управления данным домом (часть 8.2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 7.3 договора управления многоквартирным домом от 10.08.2020, заключенного с ООО "Управление 34", предусмотрено, что договор может быть досрочно расторгнут по инициативе собственников. Основанием для расторжения договора по инициативе собственников является поступление в адрес управляющей организации от председателя совета многоквартирного дома либо лица из числа Собственников, уполномоченного общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, а в случае их отсутствия от любого лица из числа собственников письменного уведомления о принятом на общем собрании собственников решении с приложением копии этого решения. В этом случае договор прекращает свое действие по истечении двух месяцев со дня получения управляющей организацией уведомления, предусмотренного настоящим пунктом договора.
Таким образом, собственники помещений в многоквартирном доме могут в одностороннем порядке расторгнуть договор управления многоквартирным домом, поскольку деятельность управляющей организации зависит от волеизъявления собственников жилья, которые в зависимости от качества предоставляемых управляющей компанией услуг имеют право и возможность заключить договор на управление своим домом с иной управляющей организацией или изменить способ управления домом.
Выбор управляющей организации посредством проведения публичных процедур не ограничивает право собственников помещений многоквартирного дома на выбор способа управления многоквартирным домом, равно как не создаёт управляющей организации, с которой договор управления заключён по результатам конкурса, каких-либо преимуществ.
Наличие выбранной по результатам конкурса управляющей организации не препятствует реализации права собственников на выбор иной управляющей организации.
Доказательств оспаривания результатов указанного общего собрания собственников помещений и признания его в установленном законом порядке недействительным судом, в материалы дела не предоставлено.
На дату рассмотрения дела в суде протокол внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 11.10.2020 N 2, в том числе, по основаниям нарушения порядка его проведения, не оспорен.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная коллегия считает, что все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.
Приведённые в апелляционной жалобе доводы повторяют утверждения, которые являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, получили соответствующую правовую оценку и обоснованно были отклонены.
Доводы заявителя не могут служить основаниями для отмены принятого решения, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм права, не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, а по существу сводятся к несогласию с оценкой доказательств и установленных обстоятельств по делу.
Судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 13 мая 2021 года по делу N А12-1298/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа путём подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции, принявший решение, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий судья |
М.А. Акимова |
Судьи |
В.В. Землянникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-1298/2021
Истец: ООО "УПРАВЛЕНИЕ 34"
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЖИЛИЩНОГО НАДЗОРА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ООО "Парадигма"