г. Пермь |
|
02 августа 2021 г. |
Дело N А50-32783/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июля 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 августа 2021 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Риб Л.Х.,
судей Борзенковой И.В., Лесковец О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шляковой А.А.,
при участии:
от заявителя, индивидуального предпринимателя Шадрина Николая Николаевича, Рожнева Е.А., паспорт, доверенность 59АА 3301203 от 26.11.2020, диплом;
от заявителя, индивидуального предпринимателя Назарова Вилдана Калфануровича: Рожнева Е.А., паспорт, доверенность 59АА 3408298 от 25.11.2020, диплом;
от заявителя, общества с ограниченной ответственностью "Бизнес-Д": Рожнева Е.А.: паспорт, доверенность от 31.01.2021, диплом;
от заинтересованного лица, Министерства транспорта Пермского края: Жданович А.А., паспорт, доверенность N 44-01-11-14 от 21.06.2021, диплом;
от третьих лиц, Государственного казенного учреждения "Организатор пассажирских перевозок Пермский край", ПГУП "Автовокзал", УФАС Пермского края, Прокуратуры Пермского края: не явились;
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителей, индивидуального предпринимателя Назарова Вилдана Калфануровича, индивидуального предпринимателя Шадрина Николая Николаевича, общества с ограниченной ответственностью "Бизнес-Д",
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 31 марта 2021 года по делу N А50-32783/2020,
принятое судьей Амелиной Е.В.
по заявлению индивидуального предпринимателя Шадрина Николая Николаевича (ОГРНИП 304594812600099, ИНН 59480061427), индивидуального предпринимателя Назарова Вилдана Калфануровича (ОГРНИП 310595113800010, ИНН 594304232467), общества с ограниченной ответственностью "Бизнес-Д" (ОГРН 1065904112746, ИНН 5904144164)
к Министерству транспорта Пермского края (ОГРН 1035900070678, ИНН 5902291090),
третьи лица: Государственное казенное учреждение "Организатор пассажирских перевозок Пермский край", УФАС Пермского края, Прокуратура Пермского края, ПГУП "Автовокзал",
о признании незаконными действий,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Шадрин Н.Н., индивидуальный предприниматель Назаров В.К., общество с ограниченной ответственностью "Бизнес-Д" обратились в Арбитражный суд Пермского края с требованиями о признании незаконными действий Министерства транспорта Пермского края (заинтересованное лицо, Министерство) по установлению межмуниципального маршрута регулярных перевозок автомобильным транспортом в Пермском крае N 130 "п. Горный - с. Гамово", признании незаконным распоряжения Министерства транспорта Пермского края от 14.12.2020 г. N44-01-03-171 в части установления маршрута N 130; признании незаконно установленным маршрута N 130 "п. Горный - с. Гамово", восстановлении нарушенных прав заявителя посредством исключения из Реестра межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок Пермского края сведений о маршруте N 130 "п. Горный - с. Гамово" (с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены: ГКУ "Организатор пассажирских перевозок Пермский край", УФАС Пермского края, Прокуратура Пермского края, ПГУП "Автовокзал".
Протокольным определением суда от 25.03.2021 Прокуратура Пермского края исключена из числа третьих лиц.
Решением арбитражного суда от 31.03.2021 (резолютивная часть объявлена 25.03.2021) в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, заявители обжаловали решение суда в апелляционном порядке, просят отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований.
В апелляционной жалобе заявители приводят доводы о том, что в связи с установлением маршрута N 130 упал пассажиропоток на маршрутах N N 104, 104/1, 147, 148, что сказывается на прибыли заявителей.
Оспариваемое распоряжение об установлении межмуниципального маршрута, по мнению апеллянтов, издано с нарушением требований нормативных документов в части процедуры установления межмуниципального маршрута, в силу чего маршрут N 130 не может быть признан законно установленным. Спорный маршрут установлен без расчета пропускной способности остановочных пунктов, с нарушением требований, предусмотренных Постановлением Правительства Пермского края от 18.05.2015 N304-п "Об утверждении Порядка установления, изменения, отмены межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом", приказа Министерства транспорта РФ от 16.12.2012 N366; схема маршрута не была согласована с Администрацией Двуреченского СП и Гамовского СП.
Кроме того, при установлении маршрута N 130, как полагают заявители, Министерством незаконно установлен вид перевозки - по регулируемому тарифу, что противоречит части 2 статьи 5.1 Закона Пермского края от 12.10.2006 N 19-КЗ "Об основах организации транспортного обслуживания на территории Пермского края"; утвержденное расписание маршрута N 130 не соответствует приложению 3 Документа планирования регулярных перевозок, поскольку фактически разница между отправлениями транспортных средств N N 104,104/1, 147, 148 и 130 составляет менее 15 мин.
Письменное обращение в Администрацию города Перми о согласовании межмуниципального маршрута N 130, имеющего два и более остановочного пункта с ранее установленными муниципальными маршрутами, не направлено.
Министерство представило отзыв с возражениями на жалобу, приведенные в ней доводы считает несостоятельными, решение суда просит оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Участвующие в судебном заседании представители сторон поддержали изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на жалобу доводы.
Третье лица о времени и месте рассмотрения дела апелляционным судом извещены надлежащим образом, представителей для участия в судебном заседании не направили, что на основании части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела судом.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, заявители осуществляют деятельность по перевозке пассажиров по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок N 104 сообщением "г. Пермь - с. Гамово" (ООО "Бизнес-Д"), N 104/1 /1 сообщением "г. Пермь - с. Гамово" (ИП Шадрин Н.Н.), N 147 сообщением "п. Горный - Пермь", N 148 сообщением "п. Горный - г. Пермь (Комсомольская площадь) (ИП Назаров В.К.).
14.12.2020 Министерством транспорта Пермского края издано распоряжение N 44-01-03-171, которым установлены и включены в реестр межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, в том числе маршрут N 130 "п. Горный - с. Гамово".
Распоряжением Министерства от 30.12.2020 N 44-01-03-179 внесены изменения в реестр межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок, в том числе сведения по маршруту N 130 сообщением " п. Горный - с. Гамово", предусмотренные пунктами 9, 10 части 1 статьи 26 220-ФЗ.
Заявители полагая, что действиями Министерства по установлению маршрута N 130 "п. Горный - с. Гамово", изданию распоряжения от 14.12.2020 N 44-01-03-171, нарушены их права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратились в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Суд первой инстанции при рассмотрении дела пришел к выводу об отсутствии совокупности оснований для признания оспариваемых распоряжения и действий незаконными и отказал в удовлетворении требований.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Правоотношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом, в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Закон N 220-ФЗ).
Согласно статье 1 Закона N 220-ФЗ данный Закон регулирует отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - регулярные перевозки), в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок.
На основании части 4 статьи 11 Закона N 220-ФЗ межмуниципальные маршруты регулярных перевозок в границах субъектов Российской Федерации устанавливаются, изменяются, отменяются уполномоченными органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.
Согласно пунктам 1.1, 3.1.1 Постановления Правительства Пермского края от 07.09.2012 N 828-п "Об утверждении Положения о Министерстве транспорта Пермского края" Министерство является исполнительным органом государственной власти Пермского края, к основным функциям которого относится развитие транспортной инфраструктуры, в том числе организация транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в межмуниципальном и пригородном сообщении. В силу пункта 3.3.10 Положения к полномочиям Министерства относится, в том числе, принятие решение об установлении, изменении, отмене межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок.
В части 1 статьи 12 Закона N 220-ФЗ указано, что порядок установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок, межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок (в том числе основания для отказа в установлении либо изменении данных маршрутов, основания для отмены данных маршрутов) устанавливается законами и (или) иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами с учетом положений настоящего Федерального закона.
В силу части 2 статьи 12 Закона N 220-ФЗ муниципальный маршрут регулярных перевозок, межмуниципальный маршрут регулярных перевозок считаются установленными или измененными со дня включения предусмотренных пунктами 1 - 11 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона сведений о данных маршрутах в реестры соответствующих маршрутов регулярных перевозок, со дня изменения предусмотренных пунктами 3 - 11 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона сведений о данных маршрутах в этих реестрах.
Ведение реестра межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, установившим данные маршруты (часть 2 статьи 25 Закона N 220-ФЗ).
Постановлением Правительства Пермского края от 18.05.2015 N 304-п утвержден Порядок установления, изменения, отмены межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом" (далее - Порядок N 304-п)
Постановлением Правительства Пермского края от 11.10.2017 N 823-п утвержден Порядок ведения реестра межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок автомобильным транспортом в Пермском крае, который определяет процедуру формирования и ведения реестра межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок (далее - Порядок N 823-п).
Порядком N 823-п предусмотрено, что ведение реестра межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок осуществляется Министерством (пункт 1.2). Основанием для включения в реестр сведений о маршруте регулярных перевозок является решение уполномоченного органа о включении сведений о маршруте регулярных перевозок в реестр. Решение о включении сведений в реестр принимается уполномоченным органом с соблюдением условий, предусмотренных п. 2.1.2 Порядка N 304-п (пункт 2.2).
Согласно положениям пункта 2.1 Порядка N 304-п установление маршрута осуществляется уполномоченным органом на основании заявления об установлении маршрута органов местного самоуправления муниципальных образований Пермского края, перевозчика, имеющего намерение осуществлять регулярные перевозки или осуществляющего регулярные перевозки по маршруту, а также по инициативе Уполномоченного органа. Заявление об установлении маршрута составляется в свободной форме.
В заявлении об установлении маршрута указываются сведения и прилагаются документы, предусмотренные пунктом 2.1.1 Порядка N 304-п.
Схема маршрута, прилагаемая к заявлению, должна быть согласована с органами местного самоуправления, на территории которых начинается и заканчивается маршрут, владельцами начальных и конечных остановочных пунктов, владельцами объектов транспортной инфраструктуры, которые включены в маршрут.
Схема маршрута, расписание (график) должны быть прошиты, пронумерованы и заверены подписью инициатора установления маршрута или уполномоченным лицом инициатора установления маршрута с печатью (при наличии печати) в месте прошивки схемы маршрута, расписания.
Пунктом 2.1.2 Порядка N 304-П предусмотрено, что в течение 30 календарных дней со дня получения от инициатора установления маршрута заявления об установлении маршрута уполномоченный орган принимает решение об установлении маршрута либо направляет мотивированный отказ в установлении маршрута в случаях, предусмотренных пунктом 2.1.3 Порядка.
Согласно пункту 2.1.3 Порядка N 304-п мотивированный отказ в установлении маршрута направляется уполномоченным органом в случаях:
- несоответствие заявления и (или) приложенных к нему документов требованиям пунктов 2.1.1, 2.2.1 настоящего Порядка;
- несоответствие маршрута требованиям, установленным правилами обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта;
- несоответствие технических характеристик автомобильных дорог и размещенных на них искусственных дорожных сооружений максимальным полной массе и (или) габаритам транспортных средств, используемых для осуществления регулярных перевозок по маршруту;
- наличие в составе маршрута остановочных пунктов, пропускная способность которых превышена;
- несоответствие схемы маршрута требованиям, установленным статьей 5.4 Закона Пермского края от 12.10.2006 N 19-КЗ "Об основах организации транспортного обслуживания населения на территории Пермского края".
Судом установлено, что в Министерство транспорта Пермского края поступило заявление ПКГУП "Автовокзал" об установлении межмуниципального маршрута "п. Горный - с. Гамово" с приложением схемы и расписания маршрута для включения в реестр межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок автомобильным транспортом в Пермском крае, соответствующие требованиям пункта 2.1.1. Порядка N 304-п.
Представленная с заявлением схема маршрута "п. Горный - с. Гамово" согласована с Администрацией МО "Двуреченское" сельское поселение, Администрацией Пермского муниципального района и Администрацией города Перми (л.д. 61).
Поскольку уполномоченным органом не было установлено оснований для отказа в установлении маршрута, предусмотренных пунктом 2.1.3 Порядка N 304-п, заявление об установлении межмуниципального маршрута "п. Горный - с. Гамово", уполномоченным органом было принято решение об установлении межмуниципального маршрута "п. Горный - с. Гамово", 14.12.2020 издано соответствующее распоряжение N 44-01-03-171, в реестр межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок включен межмуниципальный маршрут N 130 "п. Горный - с. Гамово".
Суд апелляционной инстанции, повторно проверив доводы заявителя о незаконности оспариваемого решения, признает их необоснованными, поскольку порядок установления межмуниципального маршрута регулярных перевозок пассажиров N 130 сообщением "п. Горный - с. Гамово", предусмотренный действующими на территории Пермского края нормативными актами не был нарушен.
Основания для отказа в установлении маршрута, предусмотренные пунктом 2.1.3 Порядка N 304-п отсутствовали, иного из материалов дела не следует, заявителями не доказано.
Таким образом, в удовлетворении требований о признании незаконным распоряжения от 24.12.2020 N 44-01-03-171 суд отказал правомерно.
Вопреки доводам апеллянта, межмуниципальный маршрут N 130 установлен с учетом пропускной способности всех остановочных пунктов, как это установлено пунктом 12 статьи 3 Закона N 220-ФЗ, Порядком определения пропускной способности остановочного пункта и времени перерывов технологического характера в осуществлении отправления транспортных средств из остановочного пункт, утвержденным Приказом Министерства транспорта РФ от 16.12.2015 N 366, поскольку схема маршрута согласована с владельцами остановочных пунктов, введена с их согласия.
14.12.2020 ГКУ "Организатор пассажирских перевозок Пермского края" (Заказчик) в Единой информационной системы в сфере закупок (https://zakupki.gov.ru/) разместил извещение о проведении электронного аукциона для закупки N 0856500001120000014 на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам Пермского края по регулируемым тарифам Пермского края (130).
Заявки на участие в электронном аукционе были поданы ПКГУП "Автовокзал", ООО "УК "РИА".
В соответствии с протоколом N 3.18-128/2 подведения итогов аукциона в электронной форме от 25.12.2020 аукцион в электронной форме признан несостоявшимся.
На основании подпункта "а" пункта 4 части 3 статьи 71, пункта 25 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" контракт на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам Пермского края по регулируемым тарифам Пермского края (130) заключен с ПКГУП "Автовокзал", заявка которого была подана ранее заявок других участников.
Доводов и возражений относительно порядка проведения электронного аукциона и заключения контракта по его результатам в апелляционной жалобе не содержится.
После проведения электронного аукциона и заключения муниципального контракта Министерством издано распоряжение N 44-01-03-179 от 30.12.2020, согласно которому в реестр межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок внесены сведения относительно маршрута N 130, предусмотренные пунктами 9, 10 части 1 статьи 26 Закона 3 220-ФЗ N 220-ФЗ, касающиеся характеристики транспортных средств и максимального количества транспортных средств каждого класса, которое допускается использовать для перевозок по маршруту регулярных перевозок.
Внесение сведений в реестр после заключения муниципального контракта соответствует требованиям Закона N 220-ФЗ, поскольку ранее заключения муниципального контракта такие сведения внесены быть не могут.
Довод апеллянтов о том, что при отсутствии в Документе планирования регулярных перевозок вида по вновь установленному маршруту N 130 установление для этого маршрута вида перевозки - по регулируемому тарифу был предметом исследования суда первой инстанции и правомерно отклонен по основаниям, изложенным в решении суда.
Отсутствие спорного маршрута в Документе планирования не свидетельствует о незаконности принятия решения о его введении.
Поскольку оспариваемые действия и распоряжение соответствуют требованиям закона, совокупность оснований для удовлетворения заявленных требований не доказана.
Доводы заявителей о нарушении их прав и законных интересов в связи с уменьшением выручки подлежат отклонению, поскольку данное обстоятельство не обусловлено незаконными действиями заинтересованного лица.
Все изложенные в апелляционной жалобе доводы были предметом рассмотрения суда первой инстанции и им дана надлежащая оценка.
В целом доводы, изложенные в апелляционной жалобе, выражают несогласие заявителя с произведенной судом оценкой установленных по делу обстоятельств, по существу направлены на переоценку установленных по настоящему делу обстоятельств и фактических отношений сторон, которые являлись предметом исследования по делу и получили надлежащую правовую оценку.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными статьей 71 АПК РФ.
Нарушений, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании статьи 110 АПК РФ государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на заявителей по делу.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 31 марта 2021 года по делу N А50-32783/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Л.Х. Риб |
Судьи |
И.В. Борзенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-32783/2020
Истец: Назаров Вилдан Калфанурович, ООО "БИЗНЕС-Д", Шадрин Николай Николаевич
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА ПЕРМСКОГО КРАЯ
Третье лицо: ГКУ "Организатор пассажирских перевозок Пермский край", ПКГУП "Автовокзал", Прокуратура Пермского края, УФАС РФ по ПК