г. Киров |
|
03 августа 2021 г. |
Дело N А28-4562/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 августа 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 августа 2021 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бармина Д.Ю.,
судей Панина Н.В., Савельева А.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шмыриной А.М.,
при участии в судебном заседании:
от истца - Глухих Е.К., по доверенности от 11.01.2021,
от ответчика - Брытковой И.А., по доверенности от 15.06.2020,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу министерства лесного хозяйства Кировской области
на решение Арбитражного суда Кировской области от 18.06.2021 по делу N А28-4562/2021
по иску министерства лесного хозяйства Кировской области (ИНН 4345164254, ОГРН 1074345003963)
к обществу с ограниченной ответственностью "Нолинская лесопромышленная компания" (ИНН 4321005632, ОГРН 1054309500079)
об обязании внести изменения в договор аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, от 15.04.2008 N 19-8 и в проект освоения лесов,
УСТАНОВИЛ:
министерство лесного хозяйства Кировской области (далее - истец, заявитель, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "Нолинская лесопромышленная компания" (далее - ответчик, Общество) о внесении изменений в договор аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, от 15.04.2008 N 19-8 и в проект освоения лесов, получивший положительное заключение государственной экспертизы, утвержденный распоряжением Министерства от 22.01.2021 N 33.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 18.06.2021 в удовлетворении исковых требований отказано.
Истец с принятым решением суда не согласен, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Кировской области от 18.06.2021 по делу N А28-4562/2021 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований в полном объеме.
По мнению заявителя, решение суда является незаконным и необоснованным. Вывод суда о том, что аргументы Министерства о неактуальности сведений, содержащихся в актах лесопатологического обследования от 24.09.2020, не являются основанием для внесения изменений в договор аренды и проект освоения лесов, поскольку новое обследование лесных участков с составлением акта в соответствии с приложением N 2 к Правилам осуществления мероприятий по предупреждению распространения вредных организмов, утвержденным Приказом Минприроды от 09.11.2020 N 912, является ошибочным. Пунктом 19 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.12.2020 N 2047 (далее - Правила N 2047), вступивших в силу с 01.01.2021, предусматривается проведение мероприятий по предупреждению распространения вредных организмов только в сильно ослабленных, усыхающих и погибших лесных насаждениях (согласно пункту 8 Порядка проведения лесопатологического обследования, утвержденного приказом Минприроды России от 09.11.2020 N 910 (далее - Порядок N 910), по санитарному состоянию лесные насаждения подразделяют на здоровые, ослабленные, сильно ослабленные, усыхающие и погибшие. Ослабленные, сильно ослабленные, усыхающие и погибшие лесные насаждения относят к лесным насаждениям с неудовлетворительным санитарным состоянием. Ослабленные, сильно ослабленные лесные насаждения относят к поврежденным лесным насаждениям. Усыхающие и погибшие лесные насаждения относят к погибшим лесным насаждениям). Повторный анализ актов лесопатологического обследования 2020 года показал отнесение всех поврежденных насаждений к категории ослабленных. Таким образом, проведение на сегодняшний день выборочных санитарных рубок в данных насаждениях противоречит требованиям Правил N 2047. Кроме этого, актами лесопатологического обследования 2020 года и изменениями в проект освоения лесов предусмотрена рубка аварийных деревьев. Однако проведение данного мероприятия противоречит требованиям пункта 62 Правил осуществления мероприятий по предупреждению распространения вредных организмов, утвержденных Приказом Минприроды России от 09.11.2020 N 912 (далее - Приказ N 912). Все места запроектированной рубки аварийных деревьев расположены на удалении более 100 метров от границ населенных пунктов. В связи с изложенным требования Министерства являются законными и обоснованными.
Ответчик в отзыве просит оставить обжалуемое решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Подробно позиция изложена письменно.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 01.07.2021 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 02.07.2021 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. На основании указанной статьи стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В заседании суда апелляционной инстанции стороны поддержали свои доводы и возражения, ответили на вопросы суда.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 15.04.2008 Департамент лесного хозяйства Кировской области (арендодатель, департамент переименован в Министерство в соответствии с постановлением Правительства Кировской области от 25.06.2015 N 45/335) и Общество (арендатор, Общество) заключили договор аренды лесного участка N 19-8 (далее - Договор), согласно пункту 1.2 которого в аренду передается лесной участок площадью 1637 га, местоположение: Кировская область, Нолинский район, Нолинское лесничество, Шварихинское участковое лесничество, кварталы 78-84.
В соответствии с пунктом 2.1 Договора аренды арендная плата по договору составляет 410 320 рублей в год, взимается за установленный объем заготовки древесины и подлежит изменению согласно пункту 2.3 Договора.
Согласно подпункту "а" пункта 3.3 Договора арендатор обязан использовать лесной участок по назначению в соответствии с лесным законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящим договором.
Арендатор обязан в установленном порядке разработать и представить Арендодателю проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы (подпункт "в" пункта 3.3 Договора).
В соответствии с требованием подпункта "ж" пункта 3.4 Договора аренда арендатор обязан за свой счет осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия.
В 2020 году Обществом было организовано проведение лесопатологического обследования последствий ветровала. По результатам данного обследования были составлены акты лесопатологического обследования от 24.09.2020 N N 136-145 и назначены санитарно-оздоровительные мероприятия на общей площади 114,7 га. В зависимости от степени повреждения лесных насаждений были назначены санитарные вырубки интенсивностью от 14,5 до 27,5%% и рубка аварийных деревьев.
В связи с изменением количественных и качественных характеристик лесного участка, переданного в аренду, Обществом были подготовлены изменения в проект освоения лесов и внесены в судебном порядке изменения в Договор аренды (решение Арбитражного суда Кировской области от 22.12.2020 по делу N А28-13220/2020).
В связи с вступлением в действие с 01.01.2021 Правил N 2047, регламентирующих порядок организации и проведения мероприятий по предупреждению распространения вредных организмов, Министерство направило ответчику претензию от 31.03.2021 N 2356-58-06-08 с предложением о внесении изменений в Договор в части исключения мероприятий по защите лесов, о внесении изменения в проект освоения лесов, разработанный на лесной участок, предоставленный в пользование на основании Договора в части исключения мероприятий по защите лесов, запланированных к проведению актами лесопатологических обследований лесных насаждений от 24.09.2020 N 136-145 в форме выборочных санитарных рубок и рубки аварийных деревьев, в срок до 05.04.2021.
В ответ на претензию Обществом был дан ответ, в котором сообщило, что требования Министерства о внесении изменений в Договор и проект освоения лесов в части мероприятий по защите лесов, являются необоснованными.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Министерства с настоящим иском в суд.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей истца и ответчика, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решение суда, исходя из нижеследующего.
Предоставление юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно части 1 статья 12 Лесного кодекса Российской Федерации освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности.
Лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам, юридическим лицам в аренду на основании соответствующего договора (статья 71 Лесного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 3 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи.
Согласно пункту 1 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации и Лесным кодексом Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации, введенной в действие с 01.10.2015, договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам аукциона, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.
При этом судом установлено, что посредством внесения изменений в договор аренды в судебном порядке (решение суда от 22.12.2020 по делу N А28-13220/2020), стороны привели его условия в соответствие с проектом освоения лесов и в соответствие с требованиями законодательства, регулирующего лесные правоотношения.
В рамках рассматриваемого дела истец просит внести изменения в договор и проект освоения лесов в связи с изменением действующего законодательства, определяющего порядок проведения санитарно-оздоровительных мероприятий, а именно вступление в силу с 01.01.2021 Правил N 2047 и Приказа N 912.
Вместе с тем, в соответствии со статьей 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Соответственно, требования Правил N 2047 и Приказа N 912, вступивших в законную силу 01.01.2021, не могут применяться к спроектированным в 2020 году санитарно-оздоровительным мероприятиям.
Как верно указано судом первой инстанции, неактуальность сведений, содержащихся в актах лесопатологического обследования от 24.09.2020, не является основанием для внесения изменений в Договор и проект освоения лесов, поскольку новое обследование лесных участков с составлением акта в соответствии с приложением N 2 к Приказу N 912 не производилось.
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что на основании актов лесопатологического обследования от 24.09.2020 N N 136 - 145 изменения в Договор уже были внесены, а доказательств существенного изменения количественных и качественных характеристик арендуемого Обществом лесного участка не представлено, суд первой инстанции обоснованно отказал Министерству в удовлетворении заявленных требований.
Само по себе несогласие истца с выраженной арбитражным судом оценкой представленным доказательствам и сформулированными на ее основе выводами по фактическим обстоятельствам не может считаться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции установил, что в них отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения суда первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленного требования по существу.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что при принятии решения арбитражным судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, а следовательно, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции и отмены решения не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе Министерства не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 18.06.2021 по делу N А28-4562/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу министерства лесного хозяйства Кировской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Кировской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Д.Ю. Бармин |
Судьи |
Н.В. Панин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-4562/2021
Истец: Министерство лесного хозяйства Кировской области
Ответчик: ООО "НЛК"