г. Москва |
|
02 августа 2021 г. |
Дело N А40-197273/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 августа 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кочешковой М.В.,
судей: |
Лепихина Д.Е., Марковой Т.Т., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Казнаевым А.О., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Центральной акцизной таможни
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.04.2021 г. по делу N А40-197273/20,
по заявлению ООО "Сузуки Мотор Рус"
к Центральной акцизной таможне
о признании бездействия незаконным,
при участии:
от заявителя: |
Степанов А.В. по доверенности от 30.06.2020; |
от заинтересованного лица: |
Муравьев И.А. по доверенности от 13.10.2020; |
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Сузуки Мотор Рус" (далее - Заявитель, ООО "Сузуки Мотор Рус", Общество) обратилось в арбитражный суд города Москвы с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ к Центральной акцизной таможне (далее - Заинтересованное лицо, МОТ, Таможня, таможенный орган) о признании незаконными действий по отказу в возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 28.04.2021 г. заявление ООО "Сузуки Мотор Рус" удовлетворено.
Не согласившись с вынесенным решением, ЦАТ обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. По мнению Таможни при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель таможенного органа доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель Общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу; считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев дело в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, заслушав представителей сторон по делу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено, что общество с ограниченной ответственностью "Сузуки Мотор Рус" в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 г. N 1291 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее -"Постановление Правительства РФ N1291") обратилось в Центральную акцизную таможню с:
заявлением о возврате излишне уплаченного утилизационного сбора от 22.07.2020 г. на сумму 9 492 000 руб.;
заявлением о возврате излишне взысканного утилизационного сбора и пеней от 22.07.2020 г. на сумму 3 775 894, 02 руб.;
заявлением о возврате излишне уплаченного утилизационного сбора от 23.08.2020 г. на сумму 17 388 000 руб.;
заявлением о возврате излишне взысканного утилизационного сбора и пеней от 23.08.2020 г. на сумму 3 963 886, 28 руб.
ЦАТ письмами от 26.08.2020 г. N 13-12/15545, от 25.09.2020 г. N 13-12/18057 сообщила, что в целях рассмотрения заявлений Общества направлены запросы его контрагентам в государства-члены ЕАЭС с целью подтверждения информации о вывозе транспортных, средств, указанных в заявлениях ООО "Сузуки Мотор Рус".
При этом решения по существу в установленный законом срок таможенным органом вынесены не были.
Удовлетворяя заявление Общества, суд первой инстанции правомерно и обоснованно исходил из следующего.
Судом установлено и следует из материалов дела, что ООО "Сузуки Мотор Рус" в период с 2015 года по декабрь 2019 года ввозило через г. Санкт-Петербург транспортные средства и шасси, произведенные иностранными изготовителями, в отношении которых Таможенным органом был осуществлен выпуск в соответствии с заявленной таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления, что подтверждается соответствующими таможенными декларациями (ДТ).
Часть ввезенных транспортных средств и шасси была предназначена для реализации и эксплуатации на территории Республики Беларусь и Республики Казахстан, в связи с этим в отношении данных транспортных средств на территории Российской Федерации ПТС (ПШТС) не оформлялись.
Таким образом, данные транспортные средства (шасси) не были выпущены в обращение на территории Российской Федерации.
В короткие сроки указанные транспортные средства и шасси перевозились автомобильным транспортом (т.е. без участия в дорожном движении) на территорию Республики Беларусь и Республики Казахстан для отчуждения официальным дилерам ООО "РедМоторс" (Республика Беларусь), ТОО "Жана SUZUK1" (Республика Казахстан), ТОО "Тарлан АВТО" (Республика Казахстан), ТОО "Автомир-центр" (республика Казахстан) в целях последующей реализации и эксплуатации транспортных средств на территории указанных государств-членов ЕАЭС. Уплата утилизационного сбора, оформление ПТС и иных документов, государственная регистрация транспортных средств осуществлялись в Республиках Беларусь и Казахстан в соответствии с законодательством данных государств.
При ввозе транспортных средств (шасси) в период с декабря 2015 года по апрель 2018 года Общество не уплачивало УС, в связи с чем, таможенным органом в адрес Общества были направлены требования об уплате утилизационного сбора от 26.10.2018 г. N 45-23-10/7108, от 30.10.2018 г. N 45-15-09/7109, от 26.11.2018 г. N 45-14-09/7909, а также требование об уплате пени от 11.12.2018 г. N 45-15-09/8372.
Общество письмами от 22.11.2018 г. N ЮС22112018-01, от 22.11.2018 г. N ЮС22112018-02, от 06.12.2018 г. N ЮС06122018-01, попросило ЦАТ списать соответствующую сумму с его Единого Лицевого Счета (далее - ЕЛС) в счет уплаты утилизационного сбора по требованию. Платежным поручением от 05.12.2018 г. N 4098 Общество уплатило сумму пени в полном объеме. После уплаты суммы УС и пеней ЦАТ были оформлены и выданы соответствующие таможенные приходные ордера (далее - ТПО).
При ввозе транспортных средств (шасси) в период мая 2018 года по декабрь 2019 года Общество уплачивало УС в размере 25 116 000 рублей, что подтверждается соответствующими платежными поручениями, таможенным органом оформлялись и выдавались ТПО.
Согласно пункту 15(2) Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 1291 (далее также - Правила) плательщики из числа юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, уплативших утилизационный сбор в отношении колесных транспортных средств (шасси), выпущенных в соответствии с таможенной процедурой для внутреннего потребления и в отношении которых паспорт не выдавался, в случае их вывоза за пределы территории Российской Федерации в государства -члены Евразийского экономического союза вправе обратиться за установлением факта излишней уплаты утилизационного сбора.
Руководствуясь указанной нормой, Общество обратилось в ЦАТ с заявлениями на возврат излишне уплаченного и излишне взысканного утилизационного сбора, а также пеней.
Таможенный орган, несмотря на предоставленный Обществом комплект документов, полностью соответствующий требованиям Постановления Правительства РФ N 1291, до настоящего времени не принял решения о возврате излишне уплаченного и излишне взысканного утилизационного сбора, а также излишне взысканных пеней.
В письмах от 26.08.2020 г. N 13-12/15545. от 25.09.2020 г. N 13-12/18057 таможенный орган указал, что направил запросы контрагентам Общества с целью подтверждения информации о вывозе транспортных средств, указанных в заявлениях на возврат утилизационного сбора.
Кроме того, в письме от 26.08.2020 г. N 13-12/15545 ЦАТ также указала, что Обществом не были предоставлены документы, подтверждающие вывоз транспортного средства с VIN TSMJYA22500557289 в государства-члены ЕАЭС); по декларациям N 10702030/250719/0007572, 10702030/201119/0011539 уплата утилизационного сбора осуществлялась в регионе деятельности Владивостокской таможни, в связи с чем данный таможенный орган является уполномоченным на рассмотрение заявления Общества о возврате утилизационного сбора по данным ДТ; Обществу необходимо обратиться с заявлением о возврате (зачете) излишне уплаченного утилизационного сбора утилизационного сбора в региональное таможенное управление в соответствии с местом налогового учета ООО "Сузуки Мотор Рус".
В письме от 25.09.2020 г. N 13-12/18057 ЦАТ указала, что по декларации N 10702030/271219/0012871 уплата утилизационного сбора осуществлялась в регионе деятельности Владивостокской таможни, в связи с чем данный таможенный орган является уполномоченным на рассмотрение заявления Общества о возврате утилизационного сбора по данной ДТ; Обществу необходимо обратиться с заявлением о возврате (зачете) излишне уплаченного утилизационного сбора в региональное таможенное управление в соответствии с местом налогового учета ООО "Сузуки Мотор Рус".
В соответствии с пунктом 15(2) Правил плательщики из числа юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, уплативших утилизационный сбор в отношении колесных транспортных средств (шасси), выпущенных в соответствии с таможенной процедурой для внутреннего потребления, и в отношении которых паспорт не выдавался, в случае их вывоза за пределы территории Российской Федерации в государства - члены Евразийского экономического союза вправе обратиться за установлением факта излишней уплаты утилизационного сбора.
Согласно пункту 15(4) Правил таможенный орган осуществляет проверку полноты и достоверности информации, представленной в документах (сведениях), указанных в пункте 15(3) настоящих Правил, и по ее результатам устанавливает факт излишней уплаты утилизационного сбора с аннулированием либо соответствующей корректировкой таможенного приходного ордера.
Порядок проведения проверки определяется Федеральной таможенной службой.
Однако, до настоящего времени специальный порядок проведения проверки не разработан Федеральной таможенной службой. Кроме того, Правила не предусматривают какого-либо специального порядка рассмотрения заявления о возврате УС в отношении транспортных средств и шасси, вывезенных с территории РФ на территорию государств-членов ЕАЭС, в связи с чем такое рассмотрение осуществляется по общим правилам, установленным Постановлением Правительства РФ N 1291.
Согласно пункту 24 Правил в случае уплаты (взыскания) утилизационного сбора в размере, превышающем размер утилизационного сбора, подлежащий уплате (взысканию), или в случае ошибочной уплаты утилизационного сбора излишне уплаченный (взысканный) утилизационный сбор подлежит возврату плательщику (его правопреемнику, наследнику) либо зачету в счет предстоящей уплаты плательщиком утилизационного сбора.
В соответствии с пунктом 27 Правил заявление о возврате излишне уплаченного (взысканного) УС подается плательщиком (его правопреемником, наследником) или его уполномоченным представителем в таможенный или налоговый орган, проставивший на паспорте отметку об уплате утилизационного сбора, либо налоговый орган по месту нахождения крупнейшего производителя в течение 3 лет со дня уплаты (взыскания) утилизационного сбора.
В соответствии с пунктом 33 Правил общий срок рассмотрения указанного заявления, принятия решения о возврате излишне уплаченного утилизационного сбора и осуществления возврата утилизационного сбора не может превышать 30 календарных дней со дня подачи заявления.
В нарушение указанной нормы таможенным органом в 30-дневный срок не было принят решение о возврате излишне уплаченного и излишне взысканного утилизационного сбора, также излишне взысканных пеней. При этом все необходимые подтверждающие документ были представлены Обществом, о чем подробно сказано ниже.
Кроме того, таможенным органом были направлены письма в адрес контрагентов Общества просьбой предоставить документы, подтверждающие ввоз на территорию иностранных государств-членов ЕАЭС транспортных средств и шасси, в отношении которых Общество заявлен возврат утилизационного сбора.
При этом полномочий по направлению запросов иностранным контрагента российских плательщиков утилизационного сбора Постановление Правительства N 1291 таможенному органу не представлено. Направление таких запросов также не предусмотрено в качестве одного из проверочных мероприятий, проводимых в рамках рассмотрения заявления возврате утилизационного сбора.
Более того, в пункте 15(3) Правил прямо указано на то, что в качестве подтверждения вывоза транспортных средств (шасси) на территорию государств-членов ЕАЭС в таможенный орган плательщиками утилизационного сбора, указанными в пункте 15 (2) Правил, т.е. лицам уплатившими утилизационный сбор УС на территории РФ, предоставляются копии международной товарно-транспортной накладной "CMR" либо копии товарно-транспортной накладной и товарной накладной.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что непринятие ЦАТ решений о возврате утилизационного сбора по заявлениям Общества являете незаконным бездействием Таможенного органа, которое нарушает право Общества на своевременный возврат излишне уплаченного (взысканного) в бюджет РФ сбора.
При этом Постановление Правительства РФ N 1291 не предусматривает каких-либо санкций за несвоевременный возврат излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора, в том числе отсутствует возможность взыскать проценты за неправомерное пользование чужими денежными средствами. Кроме того, суммы излишне уплаченного утилизационного сбора не индексируются, а комиссионное вознаграждение по банковским операциям выплачивается за счет переводимых средств.
Указанное означает, что несвоевременный возврат утилизационного сбора влечет для Общества неблагоприятные экономические последствия в виде инфляции (обесценивания) сумм, подлежащих возврату.
Как следует из материалов дела, Общество вывезло импортированные транспортные средства (шасси) с территории РФ на территорию Республики Беларусь и Республики Казахстан без получения ПТ (ПШТС) в РФ с последующей уплатой УС на территории указанных государств-членов ЕАЭС
В соответствии с пунктом 15(2) Постановления Правительства РФ N 1291 плательщики из числа юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, уплативших утилизационный сбор отношении колесных транспортных средств (шасси), выпущенных в соответствии таможенной процедурой для внутреннего потребления и в отношении которых паспорт не выдавался, в случае их вывоза за пределы территории Российской Федерации в государства-члены Евразийского экономического союза вправе обратиться за установлением факт излишней уплаты утилизационного сбора. Согласно пункту 15(3) Постановления Правительства РФ N 1291 плательщики, указанные в пункте 15(2) настоящих Правил, или их уполномоченные лица в целях подтверждения вывоза колесных транспортных средств представляют в таможенный орган следующие документы (сведения):
копии международной товарно-транспортной накладной "CMR" либо копии товарно-транспортной накладной и товарной накладной;
сведения об уплате утилизационного или иного аналогичного сбора в государстве - члене Евразийского экономического союза, в том числе внесенные в электронный паспорт транспортного средства органами (организациями), уполномоченными на взимание утилизационного сбора в этом государстве - члене Евразийского экономического союза.
В соответствии с указанной нормой, а также в подтверждение заявленных фактических обстоятельств Общество представило документы, подтверждающие:
факт вывоза транспортных средств и шасси, указанных в заявлении на возврат излишне взысканного утилизационного на территорию Республик Беларусь и Казахстан:
1) статистические декларации;
2) международные товарно-транспортные накладные CMR;
3) договоры купли-продажи ООО "Сузуки Мотор Рус" с ООО "РедМоторс" (Республика Беларусь), ТОО "Жана SUZUKI" (Республика Казахстан), ТОО "Тарлан АВТО" (Республика Казахстан), ТОО "Автомир-центр" (республика Казахстан).
факт уплаты утилизационного сбора на территории Республики Беларусь и на территории Республики Казахстан:
1) документы, подтверждающие исчисление и уплату УС с отметками таможенных органов Республики Беларусь;
2) платежные документы, подтверждающие исчисление и уплату УС ТОО "Жана SUZUKI" в Республике Казахстан;
3) письма от ООО "РедМоторс" (Республика Беларусь) от 04.08.2020 г. N 01-23/420, ТОО "Тарлан АВТО" (Республика Казахстан) от 28.07.2020 г. б/н, ТОО "Автомир-центр" (республика Казахстан) от 24.07.2020 г. N 99/20 с подтверждение уплаты УС в Республике Беларусь и Республике Казахстан.
факт неполучения ПТС (ПШТС) на территории Российской Федерации:
1) запрос Общества от 25.12.2018 г. N ИТ20182512 в ГИБДД о подтверждении невыдачи ПТС (ПШТС) на территории РФ;
2) письмо ГИБДД от 27.12.2018 г. N 3/187718991803, подтверждающее невыдачу ПТС (ПШТС) на территории РФ.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 26.12.2013 г. N 1291 объектом обложения утилизационным сбором являются исключительно транспортные средства (шасси), выпушенные в обращение на территории РФ.
Как следует из пункта 2 статьи 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", виды и категории транспортных средств (шасси), в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ N 1291 установлен перечень видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора.
Согласно Постановлению Правительства РФ N 1291 в перечень видов и категорий транспортных средств (шасси), в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, входят следующие транспортные средства (шасси):
Транспортные средства, выпущенные в обращение на территории Российской Федерации, категории Ml, в том числе повышенной проходимости категории G, а также специальные и специализированные транспортные средства указанной категории;
Транспортные средства, выпущенные в обращение на территории Российской Федерации, категорий N 1, N 2, N 3, в том числе повышенной проходимости категории G, а также специализированные транспортные средства указанных категорий;
Специальные транспортные средства, выпущенные в обращение на территории Российской Федерации, категорий М2, МЗ, N 1, N 2, N 3, в том числе повышенной проходимости категории G;
Транспортные средства, выпущенные в обращение на территории Российской Федерации, категорий М2, МЗ, в том числе повышенной проходимости категории G, а также специализированные транспортные средства указанных категорий;
Шасси колесных транспортных средств, выпущенные в обращение на территории Российской Федерации, категорий N 1, N 2, N 3, М2, МЗ.
Таким образом, согласно Постановлению Правительства РФ N 1291 объектом обложения утилизационным сбором являются исключительно транспортные средства (шасси), выпущенные в обращение на территории Российской Федерации.
В ситуации Общества ввезенные транспортные средств и шасси не были выпущены в обращение на территории Российской Федерации в связи со следующим.
Понятие "выпуск в обращение" в отношении транспортных средств (шасси) раскрывается в п. 6 раздела II Технического регламента Таможенного союза TP ТС 018/2011 "О безопасности колесных транспортных средств" (утвержден Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 г. N 877 "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств") (далее - Технический регламент).
Согласно указанному Техническому регламенту под понятием "выпуск в обращение" понимается разрешение заинтересованным лицам без ограничений использовать и распоряжаться транспортным средством (шасси) или партией компонентов на единой таможенной территории Таможенного союза.
При этом согласно пункту 7 раздела III Технического регламента датой выпуска в обращение транспортного средства (шасси) является дата оформления документа, идентифицирующего транспортное средство (шасси).
Согласно частям 1 и 2 статьи 14 Федерального закона от 03.08.2018 г. N 283-ФЗ "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" документами, идентифицирующими транспортное средство, являются:
паспорт транспортного средства (паспорт шасси транспортного средства);
регистрационный документ.
Регистрационными документами являются: (1) свидетельство о регистрации транспортного средства; (2) регистрационные документы, установленные нормативными правовыми актами РФ, РСФСР, СССР, выданные до 1993 года, в том числе свидетельство о регистрации транспортного средства, технический паспорт транспортного средства, технический талон транспортного средства.
Согласно п. 8 Письма Минпромторга России от 27.03.2014 г. N 20-828 для целей исчисления и уплаты утилизационного сбора учитывается дата выдачи ПТС (ПШТС). поскольку оформление этого документа определяет выпуск в обращение транспортного средства.
Таким образом, транспортные средства (шасси), в отношении которых не были выданы ПТС (ПШТС), не являются выпущенными в обращение на территории Российской Федерации.
В ситуации Общества произошел ввоз транспортных средств и шасси на территорию Российской Федерации с целью их дальнейшей реализации на территорию Республики Беларусь и Республики Казахстан, без оформления ПТС (ПШТС) на территории Российской федерации в связи с отсутствием целей эксплуатации на территории Российской федерации.
Поскольку в отношении ввезенных Обществом транспортных средств и шасси ПТС (ПШТС) не были оформлены на территории Российской Федерации, выпуск транспортных средств в обращение на территории Российской Федерации не произошел.
Таким образом, базовые ставки и коэффициенты расчета суммы утилизационного сбора, установленные Постановление Правительства РФ N 1291 не могут быть применены к транспортным средствам и шасси, ввезенным Обществом, в связи с тем, что они не были выпущены в обращение на территории Российской Федерации.
Аналогичный подход применяется в отношении транспортных средств (шасси), производимых на территории Российской Федерации и предназначенных для экспорта (т.е. транспортных средств (шасси), не предназначенных для эксплуатации на территории Российской Федерации).
Как было указано выше, в соответствии с пунктом 1 статьи 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" утилизационный сбор уплачивается не только в отношении транспортных средств (шасси) ввозимых на территорию Российской Федерации, но и в отношении транспортных средств (шасси), произведенных или изготовленных на территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" плательщиками утилизационного сбора признаются, в том числе, лица, осуществившие производство или изготовление транспортных средств (шасси) на территории Российской Федерации.
Вместе с тем российские производители транспортных средств (шасси), предназначенных для экспорта, не уплачивают утилизационный сбор (см. Письмо Минфина России от 12.04.2016 г. N СД-18-3/360@ и Письмо Минпромторга России от 27.03.2014 г. N 20-828) в связи с тем, что такие транспортные средства (шасси) не выпускаются в обращение на территории Российской Федерации, ПТС/ПШТС в отношении таких транспортных средств (шасси) не оформляется. Как было указано ранее, согласно Перечню видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор (утвержден Постановлением Правительства N 1291), базовые ставки и коэффициенты расчета суммы утилизационного сбора установлены исключительно в отношении транспортных средств (шасси), выпущенных в обращение на территории Российской Федерации.
Как следует из Письма Минпромторга России от 27.03.2014 г. N 20-828, "транспортные средства, производимые в Российской Федерации, на которые не выдаются ПТС и которые реализуются на экспорт, не облагаются утилизационным сбором, поскольку в перечне видов и категорий колесных транспортных средств и шасси, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, указаны только категории, выпущенные в обращение на территории Российской Федерации.
Однако в случае оформления российского ПТС (ПШТС) утилизационный сбор должен уплачиваться, согласно перечню видов и категорий колесных транспортных средств и шасси, утвержденному Постановлением РФ N 1291, поскольку оформление такого ПТС (ПШТС) является подтверждением факта, что такое транспортное средство выпущено в обращение на территории Российской Федерации.
Руководствуясь указанной в пункте 3 настоящего заявления логикой Правительство РФ Постановлением от 03.04.2019 г. N 389 внесло изменения в Постановление Правительства РФ N 1291, согласно которым плательщики из числа юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, уплативших утилизационный сбор в отношении колесных транспортных средств (шасси), выпущенных в соответствии с таможенной процедурой для внутреннего потребления и в отношении которых паспорт не выдавался, в случае их вывоза за пределы территории РФ в государства - члены Евразийского экономического союза вправе обратиться за установлением факта излишней уплаты утилизационного сбора.
Указанные поправки подтверждают отсутствие у Общества в рассматриваемой ситуации обязанности по уплате УС.
В Определениях от 03.03.2020 г. по делу N А72-14996/2018, от 02.10.2020 по делу N А41-102386/2018 Верховный Суд Российской Федерации указал, что из содержания положений Закона N 89-ФЗ следует, что при решении вопроса о возникновении обязанности по уплате данного сбора во внимание должен приниматься тот факт, предназначен ли ввозимый (изготовленный) товар для эксплуатации в качестве транспортного средства (самоходной машины), утилизация или иное обращение с отходами которого после окончания эксплуатации будет необходимо для исключения вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду, то есть потребует несения соответствующих затрат (определение Верховного Суда Российской Федерации от 13.05.2019 г. N 301-ЭС19-157).
В Определении от 30.03.2020 г. по делу N A41-105646/2018 Верховный Суд Российской Федерации обратил внимание на то, что судами нижестоящих инстанций при рассмотрении дела было установлено следующее: "заявленное при таможенном декларировании ввозимых в Россию автомобилей намерение произвести их дальнейший экспорт в Белоруссию и Казахстан было фактически осуществлено, то есть колесная техника была вывезена, а в тех странах, в которых они в настоящее время эксплуатируются, утилизационный сбор уплачен, в частности представлены: статистические формы по декларированию автомобилей на экспорт в Казахстан и Белоруссию; договоры с дилерами Белоруссии и Казахстана; транспортные и товарные накладные, подтверждающие фактический вывоз автомобилей из России и передачу их дилерам в Белоруссии и Казахстане; документы, подтверждающие уплату утилизационного сбора в Казахстане и Белоруссии".
Возложение на Общество обязанности по уплате утилизационного сбора противоречит целям его взимания.
Как следует из пункта 1 статьи 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" утилизационный сбор подлежит уплате за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним (далее также в настоящей статье - транспортное средство), ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в РФ, в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.
Как указал Верховный Суд Российской Федерации в Определении от 26.12.2017 г. по делу N А40-170463/16, из системного толкования положений преамбулы, статей 21 и 24.1 ФЗ "Об отходах производства и потребления" следует, что взимание утилизационного сбора выступает частью экономического регулирования в области обращения с отходами: уплата утилизационного сбора носит обязательный публично-правовой характер и связана с осуществлением государством мероприятий по предотвращению вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, ее восстановлению от последствий использования транспортных средств и самоходных машин.
Из вышеуказанного следует, что уплата утилизационного сбора призвана (1) обеспечить экологическую безопасность, в том числе защитить здоровье человека и окружающую среду от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств и (2) обеспечить компенсацию затрат на утилизацию утративших потребительские свойства транспортных средств, в отношении которых ранее был уплачен утилизационный сбор.
Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении N 30-П от 19.07.2019 г. указал на необоснованность взимания утилизационного сбора в отношении транспортных средств, (1) временно находящихся на территории РФ и (2) не подлежащих эксплуатации и утилизации на территории РФ (а соответственно - не наносящих вред окружающей среде и здоровью человека на территории РФ).
Ввезенные транспортные средства и шасси после выпуска таможенным органом в короткие сроки вывозились автотранспортом (т.е. без участия в дорожном движении) в Республику Беларусь и Республику Казахстан для реализации и эксплуатации там же, т.е. они не могли нанести какой-либо ущерб экологической безопасности РФ.
Эксплуатация транспортных средств происходит на территории Республики Беларусь и Республики Казахстан, уплата утилизационного сбора так же осуществляется в Республике Беларусь и Республике Казахстан. В случае утраты данными транспортными средствами потребительских свойств, их утилизация будет происходить по месту уплаты утилизационного сбора (т.е. в Республике Беларусь и Республике Казахстан). Таким образом, отсутствуют правовые основания для компенсации в РФ затрат на утилизацию утративших потребительские свойства транспортных средств, в отношении которых ранее был уплачен утилизационный сбор.
В соответствии с пунктом 27 Правил заявление, указанное в пункте 25 либо 26 Правил, подается плательщиком (его правопреемником, наследником) или его уполномоченным представителем в таможенный или налоговый орган, проставивший на паспорте отметку об уплате утилизационного сбора, либо налоговый орган по месту нахождения крупнейшего производителя в течение 3 лет со дня уплаты (взыскания) утилизационного сбора.
Уплата утилизационного сбора была осуществлена Обществом в ноябре и декабре 2018 года путем направления в ЦАТ писем от 22.11.2018 г. N ЮС22112018-01, от 22.11.2018 г. N ЮС22112018-02, от 06.12.2018 г. N ЮС06122018-01.
ТПО, подтверждающие исчисление и уплату утилизационного сбора, также были выданы в период с ноября по декабрь 2018 года.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что Обществом соблюден трехлетний срок на подачу заявлений о возврате излишне взысканного утилизационного сбора.
В соответствии с подпунктом 49 пункта 1 раздела II Приказа ФТС России от 20.12.2019 г. N 1919 "Об утверждении Положения о Центральной акцизной таможне" ЦАТ уполномочена на принятие решений о возврате денежных средств, находящихся на лицевых счетах плательщиков таможенных пошлин, налогов и иных лиц, ведение лицевых счетов которых осуществляется на уровне Таможни, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно подпункту 18 пункта 10 раздела III Приказа ФТС России от 20.12.2019 г. N 1919 "Об утверждении Положения о Центральной акцизной таможне" Начальник ЦАТ обязан принимать от имени Таможни решения о возврате денежных средств, находящихся на лицевых счетах плательщиков таможенных пошлин, налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, органом, уполномоченным рассматривать заявления Общества на возврат утилизационного сбора от 19.08.2020 г. является Центральная акцизная таможня.
По декларациям N 10702030/250719/0007572. 10702030/201119/0011539, 10702030/271219/0012871 уплата утилизационного сбора действительно осуществлялась в регионе деятельности Владивостокской таможни. В этой связи, Обществом в сумму заявленных требований по настоящему заявлению не включен размер утилизационного сбора, подлежащего возврату в отношении транспортных средств, указанных в ДТ N 10702030/250719/0007572, 10702030/201119/0011539, 10702030/271219/0012871.
Поскольку на текущий момент для возврата УС по основанию, указанному в пункте 15(2) Правил, какой-либо специальный порядок не утвержден, Общество, подавая заявления на возврат, руководствовалось, в том числе, общим порядком для подачи таких заявлений, установленным Разделом V Правил.
В соответствии с пунктом 27 Правил заявление, указанное в пункте 25 либо 26 Правил, подается плательщиком (его правопреемником, наследником) или его уполномоченным представителем в таможенный или налоговый орган, проставивший на паспорте отметку об уплате утилизационного сбора, либо налоговый орган по месту нахождения крупнейшего производителя в течение 3 лет со дня уплаты (взыскания) утилизационного сбора с приложением:
документов, подтверждающих исчисление и уплату утилизационного сбора;
документов, позволяющих определить уплату (взыскание) утилизационного сбора в размере, который превышает размер утилизационного сбора, подлежащий уплате, а также ошибочную уплату (взыскание) утилизационного сбора;
копии документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени плательщика, в случае, если заявление, указанное в пункте 25 либо пункте 26 настоящих Правил, подается уполномоченным представителем плательщика.
В качестве документов, подтверждающих исчисление и уплату утилизационного сбора, а также соблюдение 3-х летнего срока на подачу заявления о возврате УС Общество представило в таможенный орган:
Таможенные приходные ордера);
Платежные поручения об уплате утилизационного сбора.
В качестве документов, позволяющих определить уплату (взыскание) утилизационного сбора в размере, который превышает размер утилизационного сбора, подлежащий уплате, а также ошибочную уплату (взыскание) утилизационного сбора Общество представило в таможенный орган:
Дубликаты расчетов утилизационного сбора, поданных в таможенный орган при ввозе транспортных средств (шасси) в 2015 - декабре 2019 гг.;
Доверенности на представителей ООО "Сузуки Мотор Рус", подтверждающие право подписания дубликатов расчетов утилизационного сбора;
Справки, содержащие расчет переплаты утилизационного сбора в отношении каждого транспортного средства и шасси;
Одобрения типа транспортных средств, одобрение типа шасси.
В качестве документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени плательщика, Общество представило в таможенный орган:
Нотариальную копию доверенности на представителя N б/н от 30.06.2020 г. (
Общество также представило в таможенный орган и в суд документы, подтверждающие регистрацию ООО "Сузуки Мотор Рус" в качестве юридического лица и его постановку на налоговый учет и полномочия Генерального директора ООО "Сузуки Мотор Рус" Такахаси Юта.
Прилагаемые документы являются достаточными для подтверждения суммы переплаты утилизационного сбора.
Кроме того, Центральной акцизной таможней был осуществлен возврат утилизационного сбора на единый лицевой счет (ЕЛС) Общества на сумму 11 025 400 руб. (8 064 000 руб. излишне уплаченного УС, 2 961 400 излишне взысканного УС).
Таким образом, на данный момент сумма УС к возврату составляет 21 829 580 руб.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт. решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении заявления ООО "Сузуки Мотор Рус".
Судом апелляционной инстанции рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права судом не допущено. Основания для отмены решения суда отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 28.04.2021 по делу N А40-197273/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
М.В. Кочешкова |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-197273/2020
Истец: ООО "СУЗУКИ МОТОР РУС"
Ответчик: Центральная акцизная таможня