город Ростов-на-Дону |
|
03 августа 2021 г. |
дело N А53-43559/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 августа 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 августа 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Чотчаева Б.Т.,
судей Маштаковой Е.А., Новик В.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Годунко А.С.,
при участии:
от истца: представитель Будакова А.Ю. по доверенности от 31.05.2021,
от ответчика: представитель Титаренко Д.Б. по доверенности от 14.01.2020, ордер от 02.08.2021,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу жилищно-строительного кооператива "Радист"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 10.06.2021 по делу N А53-43559/2020
по иску общества с ограниченной ответственностью "Группа компаний "Чистый город" (ОГРН 1073435002761 ИНН 3435085647)
к жилищно-строительному кооперативу "Радист" (ОГРН 1026104032679 ИНН 61660211380)
о взыскании задолженности, пени,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Группа компаний "Чистый город" (далее - истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с исковым заявлением к жилищно-строительному кооперативу "Радист" (далее - ответчик, кооператив) о взыскании задолженности по договору оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными расходами от 01.01.2019 N 0107/00303 за период с 01.12.2019 по 31.05.2020 в размере 134 058 рублей 05 копеек, пени за период с 14.01.2020 по 03.04.2020 в размере 1 172 рублей 17 копеек.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 10.06.2021 исковые требования удовлетворены в полном объеме. Распределены расходы по оплте государственной пошлины.
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ответчик указывает, что в течение всего времени действия договора кооператив исполнял свои обязательства по оплате услуг по договору надлежащим образом, в сроки и в порядке, установленные договором. Данный факт подтверждается актом сверки, представленным истцом к иску, из которого усматривается, что сам истец подтверждает оплаченные суммы ответчиком, начиная с января 2019 года, согласно выставленным им же счетам. Из сумм, выставленных истцом в 2019 году, усматривается, что они полностью соответствуют, а за последние 5 месяцев даже меньше сумм, указанных в вышеуказанном расчете к договору за 2019 год. Договор за 2020 год ответчик не подписывал, поскольку баки сбора ТКО возле многоквартирного дома на момент их сбора не были заполнены на 100%. Таким образом, по мнению апеллянта, взыскание с ответчика оплаты в размере, превышающем стоимость фактически предоставленных услуг, противоречит основным принципам и началам действующего законодательства в сфере предоставления услуг гражданам и организациям. Апеллянт считает, что установление сторонами в заключенном договоре учета ТКО соответствует абзацу 3 подпункта "а" пункта 5 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505). Стороны в договоре согласовали объем и стоимость подлежащего вывозу мусора.
В представленном в материалы дела отзыве истец просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Представитель истца в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятого судом первой инстанции решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 01.01.2019 между обществом (региональный оператор) и кооперативом (исполнитель) заключен договор N 0107/00303 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - договор, т. 1, л.д. 13-17).
Согласно пункту 1.1 договора региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы, образуемые потребителями (собственниками жилых помещений) многоквартирного дома, в объеме и в месте, которые определены в договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а исполнитель, оказывающий коммунальную услугу по обращению с отходами указанным потребителям на основаниях, предусмотренных действующим законодательством, обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
В соответствии с пунктом договора под расчетным периодом по договору понимается один календарный месяц. Оплата оказанных услуг осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (446 (четыреста сорок шесть) рублей 84 копейки за 1 кубический метр твердых коммунальных отходов с учетом НДС 20%).
Пунктом 8 договора предусмотрено, что потребитель оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами. Датой оплаты считается дата поступления денежных средств на расчетный счет регионального оператора.
В силу пункта 8.1 договора величина ежемесячной оплаты по договору определяется исходя из утвержденного в установленном порядке норматива накопления отходов на одного потребителя, количества потребителей коммунальной услуги в многоквартирном доме, коммунальную услуг которому оказывает исполнитель и цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Во исполнение обязательств по договору истцом в период с 01.12.2019 по 31.05.2020 ответчику оказаны услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, что подтверждается универсальными передаточными документами: от 31.12.2019 на сумму 39 674 рубля 58 копеек, от 31.01.2020 на сумму 39 674 рубля 58 копеек, от 29.02.2020 на сумму 39 674 рубля 58 копеек, от 31.03.2020 на сумму 39 674 рубля 58 копеек, от 30.04.2020 на сумму 39 674 рубля 58 копеек, от 31.05.2020 на сумму 39 674 рубля 58 копеек.
Истцом выставлены акты оказанных услуг за спорный период, которые ответчиком не подписаны. Однако ответчик уклоняется от подписания первичной документации, а также от полной и своевременной оплаты оказанных услуг. По расчету истца задолженность за услуги с учетом частичной оплаты, оказанные в период с 01.01.2020 по 31.05.2020, составляет 134 058 рублей 05 копеек.
Направленная истцом в адрес ответчика претензия с требованием погасить образовавшуюся задолженность, оставлена без ответа.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
При принятии настоящего судебного акта суд апелляционной инстанции полагает законным и обоснованным исходить из следующего.
Спорные правоотношения по своей правовой природе подпадают под правовое регулирование общих норм обязательственного права, содержащихся в части первой гражданского кодекса Российской Федерации, а так же подлежат специальному регулированию нормами главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с положениями статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В силу пункта 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
В соответствии с пунктом 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Частью 2 статьи 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) предусмотрено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в том числе соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
Статья 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) обязывает индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с осуществляемой ими деятельностью выполнять требования санитарного законодательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Закона N 52-ФЗ, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 2.2, 2.3 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов "Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. СанПиН 2.1.7.1322-03 (утв. Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30.04.2003 N 80), процессы обращения с отходами (жизненный цикл отходов) включает в себя следующие этапы: образование, накопление и временное хранение, первичная обработка (сортировка, дегидрация, нейтрализация, прессование, тарирование и др.), транспортировка, вторичная переработка (обезвреживание, модификация, утилизация, использование в качестве второго сырья), складирование, захоронение и сжигание. Обращение с каждым видом отходов производства и потребления зависит от их происхождения, агрегатного состояния, физико-химических свойств субстрата, количественного соотношения компонентов и степени опасности для здоровья населения и среды обитания человека.
Тарифы в области обращения с твердыми коммунальными отходами определяются в соответствии с Законом N 89-ФЗ и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 N 484 "О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами" (далее - постановление N 484).
В соответствии с пунктом 4 статьи 24.8 Закона N 89-ФЗ и пунктом 6 постановления N 484 регулированию подлежат следующие виды тарифов:
а) единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами;
б) тариф на обработку твердых коммунальных отходов; в) тариф на обезвреживание твердых коммунальных отходов;
г) тариф на захоронение твердых коммунальных отходов.
Положениями статьи 1 Закона N 89-ФЗ определены понятия обработки отходов, как предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку; обезвреживание отходов, как уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание, за исключением сжигания, связанного с использованием твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов), и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду; захоронение отходов, как изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами, как оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора;
Пункт 4 статьи 24.6 и пункт 3 статьи 24.9 Закона N 89-ФЗ дополняет определение: "Юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, единый тариф на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами устанавливается в отношении региональных операторов".
Тариф на сбор и транспортирование ТКО не подлежит государственному регулированию в соответствии с вышеуказанными нормативными актами.
На основании пункта 148 (34) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении.
Согласно заявки ответчика от 01.01.2019 в многоквартирном жилом доме по адресу: г. Ростов-на-Дону по ул. Вятская, 104 всего проживает 363 человека (т. 1, л.д. 125).
На основании пункта 9.1 раздела 2 приложения к Правилам N 354 размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в i-м жилом помещении определяется исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении, на основании нормативов накопления твердых коммунальных отходов согласно пункту 148.30 Правил N 354 по формуле 9.1, где:
ni - количество граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении;
- норматив накопления твердых коммунальных отходов;
Tотх - цена на коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, определенная в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Постановлением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области от 08.02.2018 N 2 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Ростовской области" (далее - постановление N 2) для многоквартирных домов утвержден норматив накопления 3,08 м. кубических.
В соответствии с постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области от 20.12.2018 N 85/122, действующем в 2019 году, единый тариф на услугу регионального оператора на 2019 год составляет:
- в период с 01.01.2019 по 31.07.2019 - 446 рублей 84 копейки за 1 куб.м твердых коммунальных отходов с учетом НДС 20%;
- в период с 01.08.2019 по 31.12.2019 - 428 рублей 09 копеек за 1 куб.м твердых коммунальных отходов с учетом НДС 20%.
Постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области от 20.12.2019 N 68/8 (судом первой инстанции ошибочно указан N 68/13) установлен единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.01.2020 по 30.06.2020 в размере 425 рублей 83 копейки за 1 куб.м, а не 537 рублей 11 копеек, как ошибочно указал суд первой инстанции.
Приложением N 1 к постановлению расчетной единицей нормирования накопления ТКО для многоквартирных домов определен проживающий.
Таким образом, плата за коммунальную услугу по обращению с ТКО должна начисляться исходя из количества проживающих в жилом помещении граждан и норматива накопления ТКО (в единицах объема).
Судом апелляционной инстанции произведен расчет за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами ответчика за период с 01.12.2019 по 31.12.2019:
Р2 = 363 (количество граждан, проживающих в доме) *3,08 куб.м (норматив накопления, утвержденный постановлением N 2)/12*428,09 = 39 885 рублей 15 копеек (стоимость в месяц за 2019 год).
Расчет за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами ответчика за период с 01.01.2020 по 31.05.2020:
Р2 = 363 (количество граждан, проживающих в доме) *3,08 куб.м (норматив накопления, утвержденный постановлением N 2)/12 *425,83 = 39 674 рубля 58 копеек (стоимость в месяц за 2020 год).
Итого: 39 674 рубля 58 копеек *5 = 198 372 рубля 90 копеек.
Материалами дела установлено, что истец осуществляет расчет платы по обращению с ТКО по нормативу, утвержденному постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области от 20.12.2018 N 85/120.
Истец указывает, что обязательства по оплате ответчиком исполнены частично, сумма задолженности по договору составляет 134 058 рублей 05 копеек.
Доказательств оплаты оказанных услуг в полном объеме ответчиком не представлено.
Таким образом, с ответчика в пользу истца законно и обоснованно взыскано 134 058 рублей 05 копеек задолженности.
Также истцом заявлено требование о взыскании пени за период с 14.01.2020 по 03.04.2020 в размере 1 172 рублей 17 копеек.
В соответствии с положениями статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойка является одним из способов защиты нарушенного права.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации, исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Согласно статье 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Согласно пункту 30 договора в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате настоящего договора региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.
Представленный истцом расчет неустойки проверен судом апелляционной инстанции и признан верным.
Основания для снижения неустойки судом по правилам статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации судом апелляционной инстанции не установлено.
Исходя из изложенного требования истца о взыскании пени правомерно удовлетворены судом первой инстанции в заявленном размере.
Доводы ответчика относительно порядка определения объемов оказанных услуг исходя из согласованного количества вывозимых контейнеров подлежат отклонению.
Пунктом 1 Правил N 505 установлено, что данные Правила устанавливают порядок коммерческого учета объема и (или) массы ТКО с использованием средств измерения, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений (далее - средства измерения), или расчетным способом в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с ТКО.
В соответствии с пунктом 5 Правил N 505 коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется: а) расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов; б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.
При этом пунктом 6 Правил N 505 прямо установлено, что в целях осуществления расчетов с собственниками ТКО коммерческий учет таких отходов осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил N 505, то есть расчетным путем.
Пунктом 8 Правил N 505 предусмотрено, что учет твердых коммунальных отходов в соответствии с абзацем 3 подпункта "а" пункта 5 Правил N 505 (то есть исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления) осуществляется при раздельном накоплении таких отходов.
Таким образом, установленный законодательно коммерческий учет ТКО исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО может быть применен лишь при наличии раздельного накопления ТКО.
Раздельное накопление сортированных твердых коммунальных отходов следует считать организованным в случае утверждения органом государственной власти субъекта Российской Федерации порядка раздельного накопления твердых коммунальных отходов и фактического выполнения потребителями разделения таких отходов по установленным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации видам отходов и складирование сортированных твердых коммунальных отходов в отдельных контейнерах для соответствующих видов твердых коммунальных отходов.
Доказательств фактического выполнения истцом требований о разделении ТКО по установленным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации видам отходов и складирования сортированных ТКО в отдельных контейнерах для соответствующих видов ТКО не представлено, что свидетельствует о невозможности применения в рассматриваемой ситуации способа учета ТКО исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления, как предлагает ответчик.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлениях Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19.01.2021 по делу N А53-10704/2020, Арбитражного суда Уральского округа от 14.04.2021 по делу N А60-17250/2020.
Представленные ответчиком договоры на утилизацию ТКО в рамках настоящего спора не свидетельствуют о соблюдении о соблюдении такого порядка. Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает, что ответчиком не представлены доказательства в обоснование объемов утилизированных отходов, а из представленных платежных поручений невозможно установить, какой объем ТКО был фактически утилизирован в спорный период вне рамок договорных отношений с истцом.
Также несостоятелен довод ответчика об отсутствии договора, действующего на 2020 год, поскольку вне зависимости от его подписания в спорный период учет отходов ответчика должен производиться исходя из норматива накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, а стоимость оказанных услуг определяется исходя из установленных тарифов.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлениях Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2021 по делу N А53-38472/2020, от 29.07.2021 по делу N А53-43562/2020 с аналогичными обстоятельствами.
На основании изложенного у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки выводов суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы.
Суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение. Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований к отмене либо изменению решения суда первой инстанции.
Суд правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено.
Расходы по оплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 10.06.2021 по делу N А53-43559/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Б.Т. Чотчаев |
Судьи |
Е.А. Маштакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-43559/2020
Истец: ООО "ГРУППА КОМПАНИЙ "ЧИСТЫЙ ГОРОД"
Ответчик: ЖИЛИЩНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ КООПЕРАТИВ "РАДИСТ"