г. Самара |
|
04 августа 2021 г. |
Дело N А65-20584/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июля 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 августа 2021 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Некрасовой Е.Н., судей Бажана П.В., Корнилова А.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Курочкиной Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 28.07.2021 в помещении суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Группа компаний "Втормет" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.05.2021, принятое по делу N А65-20584/2020 (судья Мазитов А.Н.), по исковому заявлению Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан в лице Юго-Восточного территориального управления (ИНН 1659036508, ОГРН 1021603473616), г.Казань, к обществу с ограниченной ответственностью "Группа компаний "Втормет" (ИНН 1657116282, ОГРН 1121690018724), г.Казань, третье лицо: Татарская природоохранная межрайонная прокуратура, г.Казань,
о возмещении вреда, причиненного окружающей среде,
в судебном заседании приняли участие:
от Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан - Бадеева К.И. (доверенность от 07.12.2020),
от ООО "ГК "Втормет" - Тимершина А.Ф. (доверенность от 11.01.2021),
от Татарской природоохранной межрайонной прокуратуры - не явился, извещена,
УСТАНОВИЛ:
Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан в лице Юго-Восточного территориального управления (далее - Министерство) обратилось в Ново-Савиновский районный суд г.Казани с исковым заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Группа компаний "Втормет" (далее - ООО "ГК "Втормет", общество) 440 700 руб. в возмещение вреда, причиненного окружающей среде.
Определением Ново-Савиновского районного суда г.Казани от 27.01.2020 дело по исковому заявлению Министерства к ООО "ГК "Втормет" передано на рассмотрение Вахитовского районного суда г.Казани.
Определением Вахитовского районного суда г.Казани от 03.08.2020 дело по исковому заявлению Министерства к ООО "ГК "Втормет" передано по подсудности в Арбитражный суд Республики Татарстан.
К участию в деле привлечена Татарская природоохранная межрайонная прокуратура.
Решением от 21.05.2021 по делу N А65-20584/2020 Арбитражный суд Республики Татарстан исковые требования удовлетворил частично, взыскал с ООО "ГК "Втормет" в бюджет муниципального образования "Лениногорский муниципальный район" ущерб, причиненный почве, как объекту охраны окружающей среды, в сумме 339 000 руб.; в удовлетворении остальной части исковых требований - отказал.
ООО "ГК "Втормет" в апелляционной жалобе просило отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Министерство апелляционную жалобу отклонило по мотивам, изложенным в отзыве на нее.
Прокуратура отзыв на апелляционную жалобу не представила, что не препятствует рассмотрению настоящего дела по имеющимся в нем доказательствам.
В соответствии со ст.156 и 266 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителя Прокуратуры, надлежащим образом извещенной о времени и месте проведения судебного заседания.
В судебном заседании представитель ООО "ГК "Втормет" апелляционную жалобу поддержала, просила отменить решение суда первой инстанции как незаконное и необоснованное.
Представитель Министерства апелляционную жалобу отклонила, просила оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе и отзыве, заслушав представителей сторон в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.
Как видно из материалов дела, 24.10.2018 Татарская природоохранная межрайонная прокуратура совместно с сотрудниками Юго-Восточного территориального управления Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан провели проверку по вопросу соблюдения ООО "ГК "Втормет" природоохранного и земельного законодательства при осуществлении деятельности на производственной базе в Лениногорском районе.
В ходе обследования производственной базы, расположенной на земельном участке с кадастровым номером 16:51:011301:574 в Лениногорском районе, было установлено, что ООО "ГК "Втормет" осуществляет прием и хранение труб, лома и отходов черных металлов, загрязненных нефтепродуктами. Территория базы имеет твердое бетонное покрытие, однако не оборудована обваловкой и обособленной системой ливнестоков с автономными очистными сооружениями, что привело к разливу нефтепродуктов на почву и загрязнению земель на площади 113 кв.м, о чем составлен протокол осмотра от 24.10.2018.
В результате анализа проб почвы, отобранной с места разлива, установлено превышение ПДК по нефтепродуктам в 233 раз относительно фона.
На основании изложенного Министерство пришло к выводу о нарушении ООО "ГК "Втормет" требований ст.13 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), абз.2 п.2 ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ), п.1 ст.22 Федерального закона от 13.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ), СанПиН 2.1.7.1322-03 "Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы" (утв.Главным государственным санитарным врачом РФ 30.04.2003).
Министерство произвело расчет ущерба, причиненного окружающей среде, и направило в ООО "ГК "Втормет" претензию от 10.01.2019 N 2 с предложением в добровольном порядке возместить ущерб в сумме 440 700 руб.
Поскольку ООО "ГК "Втормет" претензию не исполнило, Министерство обратилось в суд с исковым заявлением.
При принятии обжалуемого судебного акта суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Закон N 7-ФЗ регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
В соответствии со ст.3 Закона N 7-ФЗ одним из основных принципов охраны окружающей среды является охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.
Согласно ст.12 ЗК РФ целями охраны земель являются: предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности; обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергших деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям сельскохозяйственной деятельности.
Ст.13 ЗК РФ устанавливает обязанность собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков по защите земель от загрязнения химическими веществами, захламления отходами производства и потребления и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель.
Отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п.1 ст.22 Закона N 52-ФЗ).
В силу п.2 ст.51 Закона N 7-ФЗ запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В соответствии со ст.5 Закона N 7-ФЗ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относятся полномочия на предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.
Исходя из п.1.3 и 3.3.1 Положения о Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан (утв.Постановлением Кабинета министров Республики Татарстан от 06.07.2005 N 325), в систему управления Министерства входят территориальные управления, Центральная специализированная инспекция аналитического контроля, деятельность которых связана с реализацией природоохранных функций. К полномочиям Министерства отнесено предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.
Согласно ст.75 Закона N 7-ФЗ за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.
Ст.1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере (ст.15 ГК РФ).
В силу п.1 и 3 ст.77 Закона N 7-ФЗ юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
Согласно п.1 и 3 ст.78 Закона N 7-ФЗ компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.
Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства об охране окружающей среды, могут быть заявлены в течение 20 лет.
Как разъяснено в п.6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде" (далее - Постановление N 49), основанием для привлечения лица к имущественной ответственности является причинение им вреда, выражающееся в негативном изменении состояния окружающей среды, в частности ее загрязнении, истощении, порче, уничтожении природных ресурсов, деградации и разрушении естественных экологических систем, гибели или повреждении объектов животного и растительного мира и иных неблагоприятных последствиях.
В силу ст.1 и 4 Закона N 7-ФЗ почвы относятся к компонентам природной среды, которые в свою очередь являются объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности.
В п.34 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования" разъяснено, что вред, причиненный окружающей среде, а также здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, подлежит возмещению в полном объеме (п.1 ст.77, п.1 ст.79 Закона N 7-ФЗ).
По смыслу ст.1064 ГК РФ, ст.77 Закона N 7-ФЗ лицо, которое обращается с требованием о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, представляет доказательства, подтверждающие наличие вреда, обосновывающие с разумной степенью достоверности его размер и причинно-следственную связь между действиями (бездействием) ответчика и причиненным вредом (п.7 Постановления N 49).
Как верно указал суд первой инстанции, вина ООО "ГК "Втормет" в причинении вреда окружающей среде подтверждается материалами дела, в том числе протоколом осмотра от 24.10.2018, актом отбора проб почвы от 24.10.2018 N 98, протоколом результатов анализа почвы от 30.10.2018 N 574, а также постановлением от 18.12.2018 N 486 о привлечении к административной ответственности по ч.2 ст.8.6 КоАП РФ начальника производственной базы ООО "ГК "Втормет" Нуреева Р.С.
Довод, приведенный в апелляционной жалобе, о том, что привлечение начальника производственной базы ООО "ГК "Втормет" Нуреева Р.С. к административной ответственности не свидетельствует о виновности самого ООО "ГК "Втормет", суд апелляционной инстанции отклоняет, поскольку работодатель несет ответственность за действия своего работника.
Общество в апелляционной жалобе не отрицает, что правонарушение (размещение загрязненных труб на производственной базе) было допущено в результате ненадлежащего исполнения Нуреевым Р.С. своих должностных обязанностей (т.3, л.д.8).
В соответствии с п.1 ст.1068 ГК РФ юридическое лицо возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей.
Исходя из п.2 Постановления N 49, непривлечение ООО "ГК "Втормет" к административной ответственности (на что ссылается общество в обоснование своей позиции по делу) не исключает возможности возложения на него обязанности по возмещению вреда окружающей среде.
Довод ООО "ГК "Втормет" о том, что обнаруженное Министерством уничтожение плодородного слоя, порча земель имело место на смежном земельном участке с кадастровым номером 16:51:011301:573, суд первой инстанции правильно признал несостоятельным.
Как видно из материалов дела, Прокуратура и Министерство в ходе проверки установили, что ООО "ГК "Втормет" на производственной базе, расположенной на земельном участке с кадастровым номером 16:51:011301:574, осуществляло прием и хранение труб, лома и отходов черных металлов, загрязненных нефтепродуктами. Территория базы имеет твердое бетонное покрытие, однако не оборудована обваловкой и обособленной системой ливнестоков с автономными очистными сооружениями, что привело к разливу нефтепродуктов на почву и загрязнению земель на площади 113 кв.м.
П.3.7 СанПиН 2.1.7.1322.03 предусмотрено, что при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия: по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями.
В результате несоблюдения ООО "ГК "Втормет" требований законодательства произошло загрязнение прилегающей к земельному участку общества территории на площади 113 кв.м.
Доводы ООО "ГК "Втормет", приведенные, в том числе в апелляционной жалобе, указанные обстоятельства не опровергают и об отсутствии вины общества не свидетельствуют.
Методика исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утверждена приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.07.2010 N 238.
По расчету Министерства размер вреда, причиненного окружающей среде в результате загрязнения почвы нефтепродуктами, составил 440 700 руб.
Проверив расчет Министерства, приняв во внимание, что земельные участки с кадастровыми номерами 16:51:011301:574 и 16:51:011301:573, расположенные по адресам: г.Лениногорск, ул.Заводская, д.11 и 13, находятся в производственной зоне г.Лениногорска (ПК3 - Зона производственно-коммунальных объектов IV-V классов вредности), суд первой инстанции счел расчет неверным и в соответствии с Методикой N 238 установил ущерб в сумме 339 000 руб.
Произведенный судом первой инстанции расчет ущерба стороны не опровергли.
На основании изложенного, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст.71 АПК РФ, руководствуясь ч.6 ст.46 Бюджетного кодекса Российской Федерации и п.16 Постановления N 49, суд первой инстанции правомерно взыскал с ООО "ГК "Втормет" в бюджет муниципального образования "Лениногорский муниципальный район" ущерб в сумме 339 000 руб.
Доводы апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со ст.110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ООО "ГК "Втормет".
Руководствуясь статьями 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 21 мая 2021 года по делу N А65-20584/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Н. Некрасова |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-20584/2020
Истец: Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан в лице Юго-Восточного территориального управления, г.Альметьевск, Министерство экологии и природных ресурсов РТ, г.Казань
Ответчик: ООО "Группа компаний "Втормет", ООО "Группа компаний "Втормет", г.Казань
Третье лицо: Татарская природоохранная межрайонная прокуратура, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд