г. Вологда |
|
04 августа 2021 г. |
Дело N А05-1576/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июля 2021 года.
В полном объёме постановление изготовлено 04 августа 2021 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Шадриной А.Н., судей Романовой А.В. и Черединой Н.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вирячевой Е.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального предприятия "Горводоканал" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 27 марта 2021 года по делу N А05-1576/2021,
УСТАНОВИЛ:
Северное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ОГРН 1042900024562, ИНН 2901127831; адрес: 163069, город Архангельск, проспект Троицкий, дом 14; далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к муниципальному предприятию "Горводоканал" (ОГРН 1022901027225, ИНН 2904002069; адрес: 165300, Архангельская область, город Котлас, улица Некрасова, дом 2; далее - Предприятие) о взыскании 1 868 484 руб. 53 коп., в том числе:
1 684 562 руб. 11 коп. задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год, из которой 235 115 руб. 04 коп. плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами; 294 764 руб. 11 коп. плата за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты; 1 154 682 руб. 96 коп. плата за размещение отходов производства;
183 922 руб. 42 коп. пеней за период с 03.03.2020 по 23.03.2021, из которых 13 613 руб. 16 коп. пени за несвоевременное внесение платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами; 29 199 руб. 90 коп. пени за несвоевременное внесение платы за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты; 141 109 руб. 36 коп. пени за несвоевременное внесение платы за размещение отходов производства (с учетом уточнения иска).
Решением суда от 27 марта 2021 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Предприятие с решением суда в части взыскания пеней не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в указанной части и принять по делу новый судебный акт. В обоснование доводов жалобы указывает на несоразмерность взысканного судом размера пеней последствиям нарушения обязательства.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу просит обжалуемое решение суда оставить без изменения, ходатайствует о рассмотрении жалобы в отсутствие своего представителя.
Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, на основании представленной ответчиком уточненной декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год исчислена плата негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год в сумме 5 867 145 руб. 45 коп., в том числе:
- 236 482 руб. 84 коп. платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами,
- 2 958 869 руб. 09 коп. платы за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты,
- 2 671 793 руб. 52 коп. платы за размещение отходов производства.
Предприятие обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год в полном объеме не исполнило.
Управление 28.12.2020 направило Предприятию требования от 28.12.2020 N 07-02-01/2306, N 07-02-01/2314, которыми предложило погасить имеющуюся задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду и пени за нарушение сроков оплаты задолженности в течение 10 календарных дней с момента получения требования.
Указанные требования вручены ответчику 14.01.2021, что подтверждается отчётом об отслеживании отправления.
Оставление претензионных требований истца без удовлетворения послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, признав требования истца правомерными, удовлетворил иск в заявленном размере.
Предприятие с решением суда не согласилось в части взыскания пеней, указав на их несоразмерность последствиям нарушения обязательства.
Апелляционная инстанция не находит оснований не согласиться с обжалуемым судебным актом в обжалуемой части.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Закона N 7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду является платным.
Плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками; сбросы загрязняющих веществ в водные объекты; хранение, захоронение отходов производства и потребления.
В силу пункта 1 статьи 16.1 Закона N 7-ФЗ плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду.
При этом пунктом 4 статьи 16 Закона N 7-ФЗ предусматривалось, что внесение платы, определенной пунктом 1 указанной статьи, не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения вреда окружающей среде.
Таким образом, ответчик, являясь природопользователем, обязан вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду.
Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 13 статьи 16.3 Закона N 7-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255 "Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду" утверждены Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее - Правила N 255), которые, согласно пункту 3 Постановления, применяются к правоотношениям, возникшим с 01.01.2016.
Согласно пункту 8 Правил N 255 плата за негативное воздействие на окружающую среду исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы для исчисления платы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.07.2015 N 1316-р, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки платы, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2016 N 913 "О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах" (далее - Постановление N 913) с применением коэффициентов, установленных законодательством в области охраны окружающей среды, а также дополнительных коэффициентов, установленных Постановлением N 913 и Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.11.2012 N 1148 "Об особенностях исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду при выбросах в атмосферный воздух загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа", и суммирования полученных величин (по каждому стационарному источнику загрязнения окружающей среды и (или) объекту размещения отходов, по виду загрязнения и в целом по объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, а также их совокупности).
Расчет задолженности подтверждается материалами дела, отражен в уточненной декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год и Предприятием не оспорен.
В силу изложенного, требование о взыскании задолженности является правомерным.
Также истцом заявлено требование о взыскании пеней в размере 183 922 руб. 42 коп. за период с 03.03.2020 по 23.03.2021.
В силу части 4 статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ несвоевременное или неполное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду лицами, обязанными вносить плату, влечет за собой уплату пеней в размере одной трехсотой ключевой ставки Банка России, действующей на день уплаты пеней, но не более чем в размере двух десятых процента за каждый день просрочки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду начиная со следующего дня после дня окончания соответствующего срока, определенного пунктом 3 настоящей статьи.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, проверив и признав правильным расчет неустойки, суд первой инстанции правомерно удовлетворил иск в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы о несоразмерном размере взысканной неустойки подлежат отклонению.
Согласно статье 333 ГК РФ суд праве уменьшить неустойку, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства.
Судебная коллегия отмечает, что степень соразмерности исчисленной истцом неустойки последствиям нарушения обязательства является оценочной категорией, в силу чего оценка данного критерия дается судом с учетом положений статьи 71 АПК РФ исходя из своего внутреннего убеждения, обстоятельств конкретного дела и представленных сторонами доказательств.
В силу пункта 73 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (далее - Постановление N 7) бремя доказывания несоразмерности неустойки и необоснованности выгоды кредитора возлагается на ответчика. Несоразмерность и необоснованность выгоды кредитора могут выражаться, в частности, в том, что возможный размер убытков кредитора, которые могли возникнуть вследствие нарушения обязательства, значительно ниже начисленной неустойки.
В пункте 77 названного Постановления указывается, что снижение размера договорной неустойки, подлежащей уплате коммерческой организацией, индивидуальным предпринимателем, а равно некоммерческой организацией, нарушившей обязательство при осуществлении ею приносящей доход деятельности, допускается в исключительных случаях, если она явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства и может повлечь получение кредитором необоснованной выгоды (пункты 1 и 2 статьи 333 ГК РФ).
Заявление ответчика о применении положений статьи 333 ГК РФ может быть сделано исключительно при рассмотрении дела судом первой инстанции или судом апелляционной инстанции в случае, если он перешел к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции (часть 5 статьи 330, статья 387 ГПК РФ, часть 6.1 статьи 268, часть 1 статьи 286 АПК РФ).
При рассмотрении дела судом первой инстанции ответчик не заявлял о явной несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования истца о взыскании пеней в размере 183 922 руб. 42 коп.
Решение суда соответствует имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного судебного акта, судом при рассмотрении спора не допущено.
Апелляционная жалоба Предприятия удовлетворению не подлежит.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 27 марта 2021 года по делу N А05-1576/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального предприятия "Горводоканал" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Н. Шадрина |
Судьи |
А.В. Романова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-1576/2021
Истец: Северное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
Ответчик: муниципальное предприятие "Горводоканал"