г. Москва |
|
03 августа 2021 г. |
Дело N А40-380/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июля 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 августа 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.Б. Расторгуева,
судей О.Г. Головкиной, А.И. Трубицына,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Н.М. Касатиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "РЖД" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 31 мая 2021 года по делу N А40-380/2021, принятое судьей Куклиной Л.А.
по иску ОАО "РЖД"
к ООО "Трансойл"
о взыскании денежных средств
при участии в судебном заседании представителей: от истца: Колыбалов С.В. (доверенность от 23.11.2020); от ответчика: Баширов Р.А. (доверенность от 01.01.2020)
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество (ОАО) "Российские железные дороги" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к обществу с ограниченной ответственностью (ООО) "Трансойл" о взыскании 5 844 013 руб. 20 коп. платы за размещение вагонов на железнодорожных путях общего пользования, процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 30.06.2020 по 18.05.2021 в размере 256 795 руб. 66 коп., с 19.05.2021 до момента фактического исполнения обязательства (с учетом уточнения иска в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением суда от 31.05.2021 года в удовлетворении иска отказано.
Истец не согласился с решением суда, подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, исковые требования удовлетворить.
Истец в судебном заседании 27.07.2021 доводы апелляционной жалобы поддержал.
Ответчик против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по мотивам представленного отзыва.
Рассмотрев дело в порядке статей 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заслушав пояснения представителей сторон, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований к удовлетворению апелляционной жалобы и отмене или изменению решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.
В обоснование иска ОАО "РЖД" ссылается на то, что истцом и ответчиком заключен договор N 3/16-121 от 14.10.2016 на оказание услуги по размещению порожних грузовых вагонов на железнодорожных путях общего пользования (в перевозочном процессе) (далее - договор), в соответствии с которым ОАО "РЖД" оказало ООО "Трансойл" услугу по размещению вагонов на железнодорожных путях общего пользования Западно-Сибирской железной дороги в феврале - июне 2020 года на общую сумму 5 844 013 руб. 20 коп., которые не оплачены ответчиком.
Установив, что отсутствуют основания для применения ставок по таблице N 2 Тарифного руководства, а применению подлежат ставки по таблице N 4 Тарифного руководства, суд первой инстанции отказал в удовлетворении исковых требований, с чем судебная коллегия соглашается.
Частями 11 и 12 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта" (далее - Устав) предусмотрены случаи внесения грузоотправителями, грузополучателями, владельцами железнодорожных путей необщего пользования платы перевозчику за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, в том числе в случаях задержки вагонов в пути следования, если такая задержка привела к нарушению сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов.
Во исполнение названных норм закона Федеральной службой по тарифам принято Тарифное руководство, утвержденное приказом от 29.04.2015 N 127-т/1.
Сторонами не оспаривается, что стоимость услуг по договору от 14.10.2016 N 3/16-121 непосредственно названным выше Тарифным руководством не регулируется.
Федеральной антимонопольной службой издано письмо от 15.01.2016 N ВК/1898/16, которым разъяснено, что договоры, регламентирующие установление платы за нахождение подвижного состава, используемого при грузовых перевозках, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования ОАО "РЖД", в перевозочном процессе и вне перевозочного процесса, должны соответствовать ставкам платы, утвержденным приказом ФСТ России от 29.04.2015 N 127-т/1.
Указанные разъяснения сторонами в установленном законом порядке не обжалованы и не оспорены. Более того, сторонами эти разъяснения поддерживаются и принимаются как руководство к порядку исполнения.
Приказом ФСТ России от 29.04.2015 N 127-т/1 утверждены плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правила ее применения (тарифное руководство). Порядок определения платы используется в следующих случаях: в перевозочном процессе; вне перевозочного процесса. Ставки платы приведены в таблицах N N 1 - 4 Тарифного руководства (таблицы N 1 и N 2 - в перевозочном процессе, таблицы N 3 и N 4 - вне перевозочного процесса).
По ставкам таблицы N 1 плата за нахождение вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования определяется в следующих случаях: при ожидании погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров.
По ставкам таблицы N 2 плата за нахождение вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования определяется в случае нахождения на железнодорожных путях общего пользования вагонов, контейнеров в перевозочном процессе (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения) за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, иных перевозчиков, если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления в соответствии с правилами исчисления сроков доставки. Грузоотправители (отправители), грузополучатели (получатели), а также владельцы железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающие грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей) своими локомотивами, освобождаются от платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования вагонов, контейнеров в следующих случаях: вагоны, контейнеры находятся на железнодорожных путях общего пользования по причинам, не зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования или владельцев вагонов, контейнеров; обстоятельства непреодолимой силы, военные действия, блокада, эпидемия вызвали перерыв движения на железнодорожном пути необщего пользования, а также возникли иные обстоятельства, при которых запрещено выполнять операции по погрузке, выгрузке грузов; вагоны, контейнеры не приняты для перевозки в связи с прекращением или ограничением приема грузов, порожних вагонов, контейнеров для перевозки в случаях, предусмотренных статьей 29 Устава, по причинам, зависящим от перевозчика или владельца инфраструктуры.
По ставкам таблицы N 3 плата определяется в следующих случаях: при нахождении порожних вагонов на железнодорожной станции выгрузки.
По ставкам таблицы N 4 плата за согласованное с РЖД нахождение порожних вагонов на железнодорожных путях общего пользования определяется за время нахождения порожних вагонов на железнодорожных путях общего пользования, момент начала и окончания которого определяется по соглашению сторон.
Для применения ставок таблицы N 2 необходима совокупность условий - нахождение вагонов в перевозочном процессе, вина участников перевозки или иных лиц, нарушение сроков доставки.
Данные обстоятельства истцом не доказаны.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о неприменимости ставок таблицы N 2 при исполнении договора.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что применению подлежат ставки таблицы N 4, поскольку сторонами согласованы нахождение вагонов на путях общего пользования, момент начала и окончания нахождения определяется по соглашению сторон и подтверждены заявками и актами.
Довод истца о том, что применению подлежат ставки, согласованные сторонами в приложении N 2 к договору, подлежит отклонению, поскольку в момент заключения договора действовали статья 39 Устава и приказ ФСТ России от 29.04.2015 N 127-т/1, то есть императивные нормы, которые не могут быть изменены соглашением сторон. Поэтому установление в соглашении договорной ставки противоречит императивным нормам закона.
Довод истца о том, что размер платы за нахождение вагонов на железнодорожных путях общего пользования не регулируется Уставом железнодорожного транспорта, противоречит ст. 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта РФ" (в редакции Федерального закона от 31.12.2014 N 503-ФЗ).
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем отмене не подлежит. Нормы материального права правильно применены судом, нарушений норм процессуального права не установлено.
Судебные расходы между сторонами распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 110, 266, 267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 31 мая 2021 года по делу N А40-380/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.Б. Расторгуев |
Судьи |
О.Г. Головкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-380/2021
Истец: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
Ответчик: ООО "ТРАНСОЙЛ"