город Томск |
|
5 августа 2021 г. |
Дело N А27-974/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 августа 2021 года.
Седьмой Арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бородулиной И.И.
судей Зайцевой О.О.,
Павлюк Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Трегуб В.И. рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) (N 07АП-6068/2021) на решение от 03.06.2021 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N 27-974/2021 (судья Потапов А.Л.) по заявлению государственного учреждения - управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное), г. Кемерово (ОГРН 1084205020965, ИНН 4205168040) к обществу с ограниченной ответственностью "Мега-Мастер" (г. Кемерово, ОГРН 1104205009589, ИНН 4205201322) о взыскании штрафа в размере 7 000 рублей
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение - управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) (далее - Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Мега-Мастер" (далее - ООО "Мега-Мастер", общество) о взыскании штрафа в размере 7 000 рублей.
Решением от 03.06.2021 Арбитражного суда Кемеровской области заявленные требования удовлетворены в части, с общества в доход соответствующего бюджета взыскан штраф в размере 6 000 рублей, в доход федерального бюджета 1 714,29 рублей государственной пошлины по делу. В остальной части заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с вынесенным решением, Пенсионный фонд в апелляционной жалобе просит его отменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований, принять в обжалуемой части новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается на нарушение обществом установленного Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ) срока для представления сведений в отношении 1 застрахованного лица за отчетные периоды - октябрь, ноябрь 2018 года.
Представление сведений на застрахованных лиц, сведения о которых не были указаны в отчете СЗВ-М (исходная), не может квалифицироваться в качестве уточнения (дополнения) сведений применительно к положениям статей 8.1, 15, 17 названного Закона и Инструкции, поскольку сведения фактически не дополнены, а представлены в отношении застрахованных лиц впервые и с нарушением срока.
Отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) от общества не представлен.
Лица, участвующие в деле, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции своего представителя не направили.
На основании статьи 156 АПК РФ апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в настоящем судебном заседании в отсутствие участников процесса.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ООО "Мега-Мастер" является страхователем по обязательному пенсионному страхованию в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ).
16.11.2018 обществом в Пенсионный фонд представлена форма СЗВ-М (исходная) за октябрь 2018 года на 5 застрахованных лиц.
22.02.2019 дополнительно представлена форма СЗВ-М (дополняющая) за октябрь 2018 года на 1 застрахованное лицо, которое отсутствовало в исходной форме.
Пенсионным фондом проведена проверка достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления обществом сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктами 2-2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, а также порядка предоставления указанных сведений в форме электронного документа, по результатам которой составлен акт от 21.03.2019 N 052S18190005264 и принято решение от 23.04.2019 N052S19190006383 о привлечении ООО "Мега-Мастер" к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, в виде штрафа в сумме 500 рублей, рассчитанного исходя из количества застрахованных лиц, сведения о которых содержались в дополняющей форме за октябрь 2018 года.
В адрес страхователя Пенсионным фондом направлено требование от 28.05.2019 N 052S01190009889 об уплате штрафа в срок до 18.06.2019.
13.12.2018 ООО "Мега-Мастер" в Пенсионный фонд представлена форма СЗВ-М (исходная) за ноябрь 2018 года на 6 застрахованных лиц.
22.02.2019 в Пенсионный фонд дополнительно представлена форма СЗВ-М (дополняющая) за ноябрь 2018 года на 1 застрахованное лицо, которое отсутствовало в исходной форме.
Пенсионным фондом проведена проверка достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктами 2-2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, а также порядка предоставления указанных сведений в форме электронного документа ООО "Мега-Мастер", по результатам которой составлен акт от 21.03.2019 N 052S18190005265 и принято решение от 23.04.2019 N052S19190006384 о привлечении общества к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, в виде штрафа в сумме 500 рублей, рассчитанного исходя из количества застрахованных лиц, сведения о которых содержались в дополняющей форме за ноябрь 2018 года.
В адрес страхователя Пенсионным фондом направлено требование от 28.05.2019 N 052S01190009890 об уплате штрафа в срок до 18.06.2019.
18.08.2020 ООО "Мега-Мастер" в Пенсионный фонд представлена форма СЗВ-М (исходная) за июль 2020 года на 6 застрахованных лиц.
16.09.2020 обществом в Пенсионный фонд представлена форма СЗВ-М (исходная) за август 2020 года на 6 застрахованных лиц.
Срок предоставления сведений о застрахованных лицах по формам СЗВ-М за июль 2020 года установлен не позднее 17.08.2020, за август 2020 года - не позднее 15.09.2020.
Пенсионным фондом установлено, что отчеты по формам СЗВ-М за июль 2020 года на 6 застрахованных лиц, август 2020 года на 6 застрахованных лиц были представлены обществом посредством почтовой связи (что подтверждается извещением о доставке) соответственно 18.08.2020, 16.09.2020 (июль - август), то есть за пределами сроков, установленных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ.
Пенсионным фондом в адрес общества направлены акты проверки, решения и требования от 30.10.2020 N 052S01200014666, от 24.11.2020 N 052S01200015957 об уплате финансовых санкций.
Неисполнение страхователем в добровольном порядке требований об уплате финансовых санкций послужило основанием для обращения Пенсионного фонда в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции исходил из того, что заявленные требования в части взыскания штрафа за непредставление страхователем в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за октябрь, ноябрь 2018 года по решениям от 23.04.2019 N 052S19190006383, N 052S19190006384 удовлетворению не подлежат; относительно требований о взыскании с ООО "МЕГА-МАСТЕР" штрафа в размере 6000 рублей по решениям от 01.10.2020 N 052S19200011950, от 26.10.2020 N N052S19200013380 заявленные требования признаны судом обоснованными, подлежащими удовлетворению.
Согласно части 5 статьи 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Поскольку возражений от общества не поступило, руководствуясь статьей 268 АПК РФ, пунктом 25 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", Седьмой арбитражный апелляционный суд проверил законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах заявленных в апелляционной жалобе требований.
С учетом изложенного предметом данного судебного разбирательства является решение суда первой инстанции в части взыскания штрафа за непредставление страхователем в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за октябрь, ноябрь 2018 года по решениям от 23.04.2019 N 052S19190006383, N 052S19190006384.
Арбитражный апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявления Пенсионного фонда части взыскания штрафа за непредставление страхователем в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за октябрь, ноябрь 2018 года по решениям от 23.04.2019 N 052S19190006383, N 052S19190006384, в связи с чем отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона N 27-ФЗ, статьей 6 Федерального закона N 167-ФЗ общество является страхователем в сфере обязательного пенсионного страхования.
В силу абзаца 3 пункта 2 статьи 14 Федерального закона N 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В соответствии с преамбулой Федерального закона N 27-ФЗ данный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. Этим же законом определены обязанность (статья 15 Федерального закона N 27-ФЗ), объем и сроки (статья 11 Федерального закона N 27-ФЗ) представления таких сведений.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ (в редакции, действующей в спорный период) страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Статьей 16 Федерального закона N 27-ФЗ установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Сведения о застрахованных лицах направляются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах" (далее - Постановление N 83п).
Согласно Постановлению N 83п в разделе 3 "Тип формы" указывается один из предлагаемых кодов: "исходная", "дополняющая", "отменяющая".
В соответствии с частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Вместе с тем, в силу статьи 15 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
В соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Согласно пункту 37 Инструкции N 766н при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).
В абзаце 2 пункта 39 Инструкции N 766н указано, что в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Из материалов дела следует, что основанием для привлечения общества к ответственности в соответствии с частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ послужил вывод Пенсионного фонда о непредставлении в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2. статьи 11 указанного Закона.
По мнению Пенсионного фонда, представление страхователем 22.02.2019 дополняющей формы СЗВ-М за октябрь, ноябрь 2018 года на 1 застрахованное лицо, отсутствовавшее в исходной форме за октябрь, ноябрь 2018 года, то есть за пределами срока, установленного пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, свидетельствует о непредставлении страхователем в установленный срок сведений о застрахованном лице и образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 17 упомянутого Закона.
Вместе с тем, исходная форма страхователем представлена в пределах установленного срока, допущенная ошибка выявлена самостоятельно, до момента обнаружения ошибки Пенсионным фондом, и устранена путем подачи 22.02.2019 дополняющей формы СЗВ-М за октябрь, ноябрь 2018 года.
Статья 17 Федерального закона N 27-ФЗ устанавливает ответственность страхователя за непредставление в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений.
В силу статьи 15 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах.
Согласно Приказу Минтруда России от 21.12.2016 N 766н "Об утверждении Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного), учета сведений о застрахованных лицах", действовавшего в спорный период, страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются (пункт 39 Инструкции).
Согласно оспариваемому решению уведомление об устранении ошибок не было направлено в адрес страхователя. Таким образом, с учетом изложенного, в силу статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, пункта 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах к такому страхователю финансовая санкция не применяется.
Статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения пенсионным фондом, и представить в пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные).
Доводы апелляционной жалобы о том, что общество подлежит привлечению к ответственности в виде взыскания финансовых санкций за представление неполных и (или) недостоверных сведении, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, поскольку представил форму СЗВ-М тип "дополняющая" по истечении отчетного периода для представления сведений на то застрахованное лицо, в отношении которого сведения ранее не представлялись, подлежат отклонению, поскольку, как ранее изложено, общество реализовало свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за спорный период.
Как указано в пункте 38 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.12.2018, формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности.
Самостоятельно выявив ошибку до ее обнаружения пенсионным фондом, страхователь реализует свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанный период, откорректировав их путем представления в пенсионный фонд дополнительных сведений за этот период, что допускает не применять к нему финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами пенсионного фонда, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Ошибки в части не указания в представленных сведениях одного застрахованного лица выявлены, исправлены и дополняющая форма представлена страхователем самостоятельно.
Данное обстоятельство Пенсионным фондом по существу не оспорено и документально не опровергнуто.
В ином случае страхователь был бы наказан за добросовестное поведение, связанное с исполнением предусмотренной законом обязанности по представлению сведений о застрахованных лицах, что не отвечает принципу справедливости при привлечении к ответственности за неисполнение публично-правовой обязанности.
Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа, является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности.
Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами пенсионного фонда, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Данная позиция согласуется с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 02.07.2018 N 303-КГ18-99 по делу N А73-910/2017, от 01.08.2018 N 306-КГ18-10349, от 01.08.2018 N 309-КГ18-10386, от 05.09.2018 N 303-КГ18-5700, от 05.09.2018 N 303-КГ18-5702, от 23.10.2018 N 306-КГ18-16433.
Суд апелляционной инстанции руководствуется правовым подходом, изложенным в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 06.02.2018 N 6-П, в соответствии с которым принципы справедливости и соразмерности предполагают пропорциональность не только в санкциях, но и в условиях освобождения от ответственности в зависимости от тяжести содеянного, причиненного ущерба, степени вины и других существенных обстоятельств, не исключая поощрения к правомерному поведению в фискальных правоотношениях.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2.2 Постановления от 14.07.2003 N 12-П, при рассмотрении дела необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы. В случае если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также в случае, если страхователь в пятидневный срок исправил обнаруженные территориальным органом ошибки, финансовые санкции, предусмотренные абзацем 3 статьи 17 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете, возможно не применять. В этом случае следует исходить из того, что любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.
Из анализа действующего законодательства следует воля законодателя на поощрение добросовестных плательщиков и освобождения их от ответственности в случае самостоятельного выявления ими ошибок и устранения их путем предоставления соответствующих сведений в контролирующие органы.
Анализ приведенных положений законодательства в совокупности с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации позволяет прийти к выводу о том, что привлечению к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования подлежит лицо, виновное в совершении правонарушения, если не установлено обстоятельств, исключающих вину правонарушителя, к которым, в частности, могут быть отнесены действия страхователя по самостоятельному выявлению и устранению ошибок (недочетов, несоответствий и т.п.) в представленных сведениях в установленный срок.
Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции о том, что в действиях страхователя отсутствует состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена абзацем 3 статьи 17 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете, поэтому привлечение страхователя к ответственности неправомерно.
Иное толкование пенсионным фондом положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств дела, не свидетельствуют о неправильном применении или нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
В связи с изложенным, оснований для отмены решения суда первой инстанции в обжалуемой части, установленных статьей 270 АПК РФ, принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Поскольку органы Пенсионного фонда освобождены от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, вопрос о распределении в соответствии со статьей 110 АПК РФ судебных расходов по государственной пошлине судом апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 03.06.2021 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27- 974/2021 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Председательствующий |
И.И. Бородулина |
Судьи |
О.О. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-974/2021
Истец: ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кемерово Кемеровской области межрайонное
Ответчик: ООО "Мега-Мастер"