г. Москва |
|
05 августа 2021 г. |
Дело N А40-60386/21 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи И.А Титовой
рассмотрев апелляционную жалобу ПАО "ПЕРВАЯ ГРУЗОВАЯ КОМПАНИЯ" на решение Арбитражного суда города Москвы от 30.06.2021 по рассмотренному в порядке упрощенного производства делу N А40-60386/21 по иску ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ" (ИНН 7708503727) к ПУБЛИЧНОМУ АКЦИОНЕРНОМУ ОБЩЕСТВУ "ПЕРВАЯ ГРУЗОВАЯ КОМПАНИЯ" (ИНН 7725806898) о взыскании 385 706, 40 рублей,
без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
Общество РЖД обратилось в арбитражный суд с иском к обществу ПЕРВАЯ ГРУЗОВАЯ КОМПАНИЯ о взыскании штрафа в сумме 385 706 руб. 40 коп., мотивировав это тем, что ответчик допустил простой нахождения грузовых вагонов на железнодорожных путях общего пользования.
Определением от 31 марта 2021 года исковое заявление назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 30.06.2021 года удовлетворены исковые требования в полном объеме.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил указанное решение суда первой инстанции отменить.
От истца поступил отзыв.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ. Апелляционный суд, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, считает, что решение подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом, между ОАО "Российские железные дороги" (Подрядчик) и АО "Первая Грузовая Компания" (АО ПГК) (Заказчик) заключён договор N ТОР-ЦДИЦВ/83/АО-ДД/В-760/17 от 22.11.2017 (Договор), на выполнение текущего отцепочного ремонта грузовых вагонов (далее ТР2), принадлежащих Заказчику на праве собственности/аренды или право на проведение ТР-2 которых имеется у Заказчика на ином законном основании (далее -грузовые вагоны), в вагонных депо дирекций инфраструктуры - структурных подразделений Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД" (далее ВЧДЭ), указанных в Перечне вагонных депо Подрядчика (приложение N1), проводить ремонт и обеспечивать ответственное хранение представленных Заказчиком и забракованных запасных частей, демонтированных с грузовых вагонов в процессе производства ТР-2 грузовых вагонов, на территории ВЧДЭ Подрядчика с оказанием услуг по погрузке/ выгрузке.
Согласно заключенному Договору Заказчик поручает и обязуется оплачивать, а Подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению условий указанных в Договоре. Согласно пункта 2.5 Договора Заказчик выплачивает Подрядчику штраф в размере 40 (сорок) рублей за каждый час нахождения грузового вагона на железнодорожных путях общего пользования, в случае: - отсутствия более 24 (двадцати четырех) часов с даты получения акта браковки запасных частей грузового вагона, составленного согласно приложению N 9 к Договору, письменного уведомления Заказчика по форме приложения N 10 к Договору об использовании запасных частей из технологического запаса Подрядчика (при их наличии), либо предоставлении запасных частей Заказчиком, либо ремонте демонтированных с грузового вагона Заказчика запасных частей. - отсутствия более 24 (двадцати четырех) часов с даты отцепки грузового вагона не находящегося в собственности Заказчика Уведомления о методе (способе) ремонта.
Отсчет времени нахождения грузового вагона на железнодорожных путях общего пользования по причинам, не зависящим от Подрядчика, начинается с 00 часов 00 минут суток, следующих за сутками, в течение которых: Заказчик должен был сообщить путем направления Подрядчику уведомления о предоставлении запасных частей Подрядчику; либо направить уведомление о согласии на проведение ремонта демонтированных с грузового вагона Заказчика запасных частей либо направить уведомление о согласии использования запасных частей из технологического запаса Подрядчика (при наличии).
Заказчик должен был сообщить путем направления Подрядчику уведомления о методе (способе) ремонта грузовых вагонов которые не находятся в собственности Заказчика. Начисление штрафа в адрес Заказчика производится до того момента как: Получено уведомление от Заказчика о предоставлении запасных частей Подрядчику, либо получено уведомление о согласии на проведение ремонта демонтированных с грузового вагона Заказчика запасных частей, либо получено уведомление о согласии использования запасных частей из технологического запаса Подрядчика.
Получено уведомление о методе (способе) ремонта грузовых вагонов, которые не находятся в собственности Заказчика. В соответствии с п. 3.4.2 Договора в случае когда грузовые вагоны согласно данных ГВЦ (справка 2612) не находятся в собственности Заказчика по п. 3.4.2.1 Договора Заказчик самостоятельно отслеживает отцепки в ТР-2 грузовых вагонов и в течение 24 (двадцати четырех) часов с момента отцепки по адресам, указанным в Контактах работников ВЧДЭ и Заказчика для информирования о методе (способе) ремонта грузовых вагонов, информирует ВЧДЭ путем направления письменного Уведомления о методе ремонта грузового вагона.
Штраф за нахождение грузового вагона на железнодорожных путях общего пользования оплачивается Заказчиком на основании претензии, оформленной Подрядчиком с приложением сводного акта о нахождении грузовых вагонов на железнодорожных путях общего пользования по форме приложения N 11 к настоящему Договору, составленного на основании актов общей формы N ГУ-23.
Таким образом. Договором предусмотрена обязанность Заказчика оплачивать Подрядчику штраф за нахождение вагонов на путях общего пользования Подрядчика в ожидании уведомления о методе (способе) ремонта грузовых вагонов и при отсутствии информации от собственника вагона о варианте организации ремонта вагонов.
В результате нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования на основании представленных в материалы дела актов общей формы в соответствии с договором начислен штраф на общую сумму 385 706,40 руб. с учетом НДС. Претензия N исх-2690/КрДИВ от 26.11.2020 г. направлена в адрес ответчика с предложением уплатить штраф. которая оставлена без удовлетворения.
Расчет судом проверен, арифметически и методологически выполнен правильно.
Довод Ответчика об отсутствии в договоре основания для начисления штрафа и доказательств направления, получения актов браковки является необоснованным.
Основанием для начисления штрафа в соответствии п. 2.5 Договора является нахождение грузовых вагонов на железнодорожных путях общего пользования, в связи с отсутствием более 24 (двадцати четырех) часов с даты получения акта браковки запасных частей грузового вагона, письменного уведомления Заказчика по форме приложения N 10 к Договору, об использовании запасных частей из технологического запаса Подрядчика (при их наличии), либо предоставлении запасных частей Заказчиком, либо ремонте демонтированных с грузового вагона Заказчика запасных частей.
По всем указанным в исковом заявлении вагонам, находящимся в собственности ПАО "ПГК" в соответствии с условиями договора по электронной почте представителям ПАО "ПГК" направлены акты браковки и письма. В подтверждение направления актов браковки представлены "скриншот" электронного письма из отправленных сообщений, что подтверждает, что документы направлены.
На основании изложенного представленные в материалы дела "скриншоты" отправленных актов браковки электронной почтой в адрес представителей ПАО "ПГК" являются надлежащим извещением.
По вагонам, которые не находятся в собственности ПАО "ПГК" в соответствии с условиями Договора ПАО "ПГК" самостоятельно отслеживает отцепки вагонов и информирует о методе (способе) ремонта путем направления письменного уведомления.
В связи с тем, что в нарушение условий Договора уведомления от ПАО "ПГК" не поступали, вагоны простаивали в ожидании ремонта, начислен штраф.
Довод Ответчика об отсутствии доказательств о категории путей подлежит отклонению.
Согласно ст. 1 Устава железнодорожного транспорта РФ железнодорожные пути общего пользования - железнодорожные пути на территориях железнодорожных станций, открытых для выполнения операций по приему и отправлению поездов, приему и выдаче грузов, багажа, грузобагажа, порожних грузовых вагонов, по обслуживанию пассажиров и выполнению сортировочных и маневровых работ, а также железнодорожные пути, соединяющие такие станции.
Довод Ответчика о недоказанности факта потребности в давальческом сырье для выполнения ремонта спорных вагонов также является необоснованным.
Согласно п. 1.2 Договора Подрядчик производит ТР-2 грузовых вагонов разными способами.
По всем вагонам, находящимся в собственности ПАО "ПГК" ОАО "РЖД" составлены акты браковки. Кроме того в адрес представителя ПАО "ПГК", в связи с отсутствием деталей, направлены уведомления, с указанием неисправности и просьбой сообщить о принятом решении по ремонту вагонов. Уведомления и акты браковки направлены в адрес представителя ПАО "ПГК" электронной почтой, подтверждение направления указанных документов имеется в материалах дела.
Кроме того, исковые требования Истца заявлены не о взыскании штрафа ввиду не своевременного предоставления запасных частей Ответчиком, а о взыскании штрафа за нахождение вагонов на железнодорожных путях общего пользования, в связи с отсутствием более 24 часов с даты получения акта браковки запасных частей грузового вагона, письменного уведомления Заказчика, об использовании запасных частей из технологического запаса Подрядчика (при их наличии), либо предоставлении запасных частей Заказчиком, либо ремонте демонтированных с грузового вагона Заказчика запасных частей.
Довод Ответчика о составлении актов общей формы с нарушением порядка является необоснованным.
Составлению актов общей формы предшествовало уведомление Ответчика с указанием причины отцепки вагонов и самостоятельное отслеживание отцепки вагонов, акты общей формы на начало и окончание простоя составлены в соответствии с правилами составления актов при перевозке грузов ж.д. транспортом утв. Приказом МПС N 45 от 18.06.2003 г.
В результате нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования составлены акты общей формы, составлен сводный акт и в соответствии с договором ответчику начислен штраф.
Согласно условиям договора штраф за нахождение грузового вагона на железнодорожных путях общего пользования оплачивается Заказчиком на основании претензии, оформленной Подрядчиком с приложением сводного акта, составленного на основании актов общей формы ГУ-23. Претензия с приложением указанных документов направлялась в адрес ответчика.
Довод Ответчика о необоснованном начислении налога на добавленную стоимость (НДС) является необоснованным.
На основании пп. 2п.1 ст. 162 НК РФ, полученные продавцами от покупателей суммы, предусмотренные условиями договора в виде неустойки (штрафа, пени) фактически относятся к элементу ценообразования, предусматривающему оплату товаров (работ, услуг) и включаются в налоговую базу по НДС на основании пп. 2п.1 ст. 162 НК РФ.
Начисленный штраф фактически является платой за пользование инфраструктурой железнодорожного транспорта, выраженной в нахождении вагонов на путях общего пользования в ожидании решения, на которую начисляется НДС.
При рассмотрении дела и вынесении решения судом были установлены все существенные для дела обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка. Выводы суда основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу. Нормы материального и процессуального права применены правильно.
Доводы подателя жалобы являются несостоятельным и, по сути, сводятся к переоценке уже установленных судом обстоятельств по делу.
Расходы по уплате госпошлины за подачу апелляционной жалобы распределяются судом в порядке ст.110 АПК РФ и относятся на заявителя жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 30.06.2021 по делу N А40-60386/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
И.А. Титова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-60386/2021
Истец: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
Ответчик: ПАО "ПЕРВАЯ ГРУЗОВАЯ КОМПАНИЯ"